- Преподавателю
- Другое
- Урок Силикатная промышленность. Методическая разработка
Урок Силикатная промышленность. Методическая разработка
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Малюгина О.В. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПМ.01 ХРАНЕНИЕ И ПОДГОТОВКА СЫРЬЯ
Тема урока: «Силикатная промышленность»
План мастер - класса
Методическая цель мастер - класса: создание ситуации успеха с целью совершенствования знаний и умений обучающихся, необходимых в будущей профессиональной деятельности
Цели урока:
Образовательная:
- рассмотреть виды силикатной продукции
- сформировать знания о материалах силикатной промышленности,
- показать практическое значение и применение силикатных материалов в отрасли
Воспитательная
- формировать умение и навыки работы в сотрудничестве;
- поддерживать устойчивую мотивацию к изучению профессионального модуля на основании положительного, эмоционального восприятия материала.
Развивающая
- способствовать формированию навыков профессионально-ориентированного мышления; умению выделять главное; аргументировать;
- способствовать формированию профессиональных компетенций в рамках изучаемого профессионального модуля.
Общие компетенции, запланированные на данном уроке:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Распределение учебного времени:
№ п/п
Структурный элемент занятия
Время
Оргмомент
1 мин
Постановка дидактической цели
2 мин
Мотивация предстоящей деятельности
3 мин
Изучение нового материала
8 мин
Закрепление изученного материала
7 мин
Подведение итогов
5 мин
Содержание учебной деятельности:
Структурный элемент
урока
Деятельность преподавателя, краткое содержание урока
Деятельность студентов
Оргмомент
Приветствие, вступительное слово
Получают представления о предстоящей деятельности, вступают в диалог, участвуя в организации занятия
Постановка дидактической цели
Формулирование образовательных задач урока; изложение плана ведения урока, включающего поэтапную реализацию поставленных целей
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное понимание задуманного.
Мотивация предстоящей деятельности
Изложение аналитической и познавательной информации для развития познавательного интереса
Осознание значимости изучения данного материала; вступление в диалог, дискуссию
Изучение нового материала
Воспроизведение опорных знаний по курсу «Минералогия» необходимых для изучения нового материала; сообщение нового теоретического материала с использованием электронной презентации, наглядного материала (образцы изделий, сырьевые материалы)
Частичное конспектирование, подготовка вопросов для обсуждения, формирование знаний в соответствии с темой урока
Закрепление изученного материала
Работа с раздаточным материалом - систематизация знаний, рассмотрение проблемных ситуаций
Дискуссия
Групповая деятельность
Самостоятельная работа
Подведение итогов
Сопоставление целей урока и полученных результатов по его окончанию; обмен мнениями
Рефлексия - самооценка работы на уроке, самоанализ
Методическое сопровождение мастер-класса
На уроке ученик, в основном сидит,
А ведь должен идти, значит, нужен путь
Интересный всем и каждому
/Ильин Е. Н./
Эти слова заслуженного учителя Ильина Е.Н. стали отправной точкой для определения концептуальной основы урока. Преодолевая преграды между знанием и незнанием, между отжившим и новым, между собой прежней и собой завтрашней я начала подготовку открытого урока по теме «Силикатная промышленность».
На данном уроке используются знания, приобретенные в ходе изучения дисциплин «Минералогия», «Химия кремния», «Физика», «Экологические основы природопользования».
Урок разработан с учетом возрастных особенностей обучающихся, на основе личностно - ориентированного подхода. . Ведущая деятельность - познавательная, в процессе реализации которой, формируются общие и профессиональные компетенции.
Личностная значимость содержания материала обеспечивает ситуацию успеха. С целью мотивации обучения перед студентами поставлена проблема: каким образом можно восполнить нехватку природных сырьевых ресурсов для силикатной промышленности? Для включения студентов в тему предложена электронная презентация, в которой представлены виды изделий и материалов силикатной промышленности; сырьевая база по отраслям промышленности. Изучение нового материала, формирование знаний обучающихся планируется в ходе организации самостоятельной работы в подгруппах по инструкциям, через поиск и систематизацию знаний из различных источников, через групповое взаимодействие по обмену информации с последующим обсуждением и демонстрацией полученных в процессе дискуссии результатов.
Для организации групповой работы в каждой подгруппе будет назначен руководитель-консультант. Задачи консультанта - организовать работу группы, помогать и координировать действия членов своей группы, а в конце занятия - подвести итоги и дать оценку работы группе в целом и каждого студента в отдельности. Следующим этапом урока, формирующим умения и навыки студентов, является работа с наглядным материалом (минералами и горными породами).
На уроке обучающимся будет предложена возможность проявить себя и свои способности в творческой форме. Примеры и наглядные материалы, используемые на уроке должны показать значимость и важность темы в будущей специальности и в практической жизни.
Для определения уровня усвоения материала, предлагается тест «Проверь себя» (для самоконтроля и самооценки) и решение задач профессиональной направленности.
Резюме по проблеме, обозначенной в начале урока, будет сформулировано путем суммирования разных подходов и точек зрения. Студенты должны представить доказательства, полученные на различных этапах урока, по эффективности применения в производстве безотходных и малоотходных технологий.
Урок - всего лишь небольшой промежуток времени. Но как важно, чтобы к концу его каждый понял, узнал что-то новое, чтобы студенты были уверены в положительных результатах своего труда, и у меня не сжалось вдруг сердце от тусклого, скользящего мимо доски взгляда кого-то из моих воспитанников.
УРОК
Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги! Начинаем наше занятие.
Вам известно, что материалы и изделия силикатной промышленности окружают нас в повседневной жизни и в условиях современных технологий их исключение из обихода стало невозможным.
Давайте подумаем, о чем бы мы могли поговорить на нашем занятии.
А поможет нам небольшой ребус
+ про + лень + ость
Силикатная промышленность
План работы
Сл.2
1. виды силикатной продукции, практическое применение
2. анализ сырьевой базы промышленности
А как вы думаете, какие важные проблемы существуют в силикатной промышленности?
(к аудитории)
3. проблема: дефецит природного сырья:
каким образом можно восполнить нехватку природных сырьевых ресурсов для силикатной промышленности?
Предлагаю вам разделиться на три группы «КЕРАМИКА», «СТЕКЛО», «ВЯЖУЩИЕ»
и определить руководителя-консультанта, который выступит в роли организатора работы группы, и в конце занятия - подведет итоги по предложенной оценочной карте
РАЗМИНКА
Итак, для начала вспомним:
1. что такое силикаты? /природное сырье, состоящее из соединений Si /
2. что называют силикатными материалами?
/силикатными называют материалы и изделия на основе силикатного природного сырья/
3. Какие виды материалов силикатной промышленности вы знаете и каково их практическое назначение?
Сл. 3
Правильно! Все материалы силикатной промышленности делят на три группы:
Керамика
Вяжущие
Стекло
Сл.4
Рассмотрим отрасли силикатной промышленности и начнем, конечно, с керамики - самой многообразной отрасли как по составу так и по назначению.
К
Е
Р
А
М
И
К
А
Строительная
Кирпич, керамические камни, плитка облицовочная и половая, черепица и др.
Химически стойкая
Кислотоупорные трубы, химическая посуда
Тонкая
Хозяйственная
химическая
электротехнческая
Специальная
Для радиоэлектронной, атомной, авиационной, ракетной техники
Огнеупорная
Для теплотехнических, металлургических, энергетических агрегатов
Сл.5
Керамика берет свое начало из Греции.; «керамос», с греческого, означает - глиняная посуда. Изделия из обожженной глины - керамика.
Здесь представлен ранний фарфор - первые изделия художественной керамики.
Сл.6 всем известная ГЖЕЛЬ, Аверьянов писал:
Русская жемчужина,
Нас чаруешь ты.
Синяя фантазия - море красоты!
Ее особенность - роспись синим кобальтом по белому кистями разной величины.
Сл.7-10
Еще одним из ярких представителей ранней керамики являются игрушки: скопинская керамика, филимоновская, романовская и дымковская - они представляют культуру России является достоянием страны
Сл.11
Особым видом керамики является декоративная керамика - фарфор и фаянс. Эти изделия формуют из беложгущихся глин, которые затем расписывают и покрывают глазурью.
Сл.12
В отличие от фарфора (санитарно - техническая керамика) не обладает просвечиваемостью, но белизна поверхности изделий дает возможность получить такую же яркость окраски, как и на фарфоре.
Сл.13
К изделиям строительной керамики относятся: кирпич, облицовочные плиты, керамогранит, черепица - незаменимые материалы строительной отрасли.
Сл.14
И конечно - огнеупорная керамика - уникальные материалы, получаемые из сырья различного минералогического состава способные работать при температурах выше 1580 0С. Эти материалы применяют для футеровки высокотемпературных печей черной металлургии.
Сл.15
Основное сырье для производства керамики - глины и каолины. Также широко используются высокоглиноземистое сырье (бокситы), полевые шпаты, кварцсодержащие породы (пески, песчаники, кварциты)
Сл.16
Следующая отрасль силикатной промышленности - вяжущие
ВЯЖУЩИЕ
Воздушные
Гидрав
лические
Авто
клавные
Термо
твердеющие
Строите
льная
известь
Портланд
цемент
Известково-песчаное вяжущее
Фосфатные цементы
Гипс
Глиноземистый цемент
Магнезиальные вяжущие
Шлако
Портланд
цемент
Какие виды вяжущих материалов вы знаете?
Сл. 17
Основными представителями вяжущих материалов являются гипс, цемент и известь. Данная продукция нашла применение в строительной сфере производства.
Сл. 18
На его основе ведется производство бетонных, железобетонных, асбестоцементных изделий; на основе извести - силикатный кирпич; гипс - основа строительных смесей.
Сл.19
Основное сырье для производства цемента - известняк и глина, а так же мергель и различные добавки
Сл. 20
И теперь предлагаю вашему вниманию СТЕКЛО
Вслушайтесь в слова английского писателя:
А принц Стекло, Керамикой рожденный,
Кристально чист, хоть вовсе не кристалл.
Его зеркальной гладью отраженный
Мгновенно бы Нарцисс себя узнал,
Но физик его Хаосом назвал…
Ответьте на вопрос: почему же столь уникальный материал назван «хаосом»?
Стекло не имеет упорядоченной кристаллической решетки и получают его резким переохлаждением силикатных расплавов.
Сл.21
Произведения искусства из стекла являются обязательными атрибутами любого крупного музея:
Уникальными считают мозаичные работы:
"Полтавская баталия"
портрет Петра I
икона «Нерукотворный Спас»
Сл. 22
В настоящее время ассортимент стеклоизделий очень разнообразен и находит потребителей во всех сферах деятельности человека
Оконное
Полированное
Тарное
Сортовое
Химико-лабораторное
Электровакуумное
Оптическое
Хрустальное
Сл.23 Не могу не представить современные уникальные работы, которые не
требуют комментариев…
Сл. 24 Сырьем для производства стекла служат: кварцевый песок, известняк, сода,
а также красители, глушители, осветлители.
Давайте определим практически сырье для отраслей промышленности.
На основе представленных теоретических сведений вы должны определить вид предложенной вам продукции и основное сырье для ее производства. Работа с наглядным материалом (определение основных минералов для отрасли силикатной промышленности)
Сл.25 подведем итог
Т.о. сырье силикатной промышленности делится на 3 вида:
- природное,
- искусственное
- вторсырье.
Промышленность России развивается, увеличиваются объемы выплавки стали, повышаются темпы строительства в соответствии с ростом потребностей, особое внимание уделяется эстетическому внешнему виду строительных объектов и все это приводит к повышению требований к продукции, а следовательно к росту доли потребления природных ресурсов - минерального сырья.
Сл. 26 - 27 - 28
Обратите внимание - это некогда действующие карьеры
- огнеупорной глины
- мергелистых пород
- боксита
Сл. 29
В настоящее время потребление минерального сырья составляет 65,9 % и характеризуется положительной динамикой. Многие действующие карьеры практически истощены, непрерывно ведется разработка новых месторождений. Вместе с тем, необходимо учесть, что ресурсы планеты ограничены.
А предприятия в это время производят необходимые виды продукции, формируют отходы производства нарушая тем самым экологический баланс.
Сл.30 Доля промышленных отходов распределяется по ведущим отраслям след. образом и лидируют предприятия производства стали, силикатная промышленность.
Сл. 31
В то же время проблема истощения природных ресурсов очевидна. На диаграмме показана доля добычи основного самого распространенного сырья и 80% общей добычи приходится на оксиды металлов которые и составляют основу сырьевой базы промышленного сегмента страны.
2 % - сложные оксиды
3% - смеси
15 % - чистые металлы
80% - оксиды металлов
Как же решить проблему дефицита сырья, так необходимого для силикатной промышленности?
Сл. 32
И сейчас я предлагаю вам ответить на поставленный вопрос, работая по подгруппам с раздаточным материалом.
Вам предстоить найти альтернативную замену
- природный гипс в пр-ве строит. гипса- п/гр «ВЯЖУЩИЕ»
- высокоглиноземистый отощитель на основе импортного сырья боксита в пр-ве огнеупоров - п/гр «КЕРАМИКА»
- и высокоосновные стекольные пески в пр-ве тарного стекла - п/гр «СТЕКЛО»
Обобщение результатов самостоятельной работы (применение вторсырья эффективный и целесообразный шаг при решении задач дефицита сырья и сохранения экологического равновесия)
Решение производственной задачи
Теперь предлагаю вам решить совместно задачу:
Представьте, что каждый из вас занимает руководящую должность
Ваше предприятие специализируется на выпуске бетона следующего состава:
Цемент - песок - щебень 1:1,2:2,7 расход воды 90 л на 1м3
Карьер добычи щебня по техническим причинам приостановил работу на срок до 20 дней.
В регионе функционируют металлургические предприятия.
Предложите вариант решения сложившейся ситуации.
Техническая характеристика заполнителей для бетона
Показатели
Нормы для щебня «КАСКАД»
Шлак доменный гранулированный
Шлак сталеплавильный кислородно-конверторный
Твердость
5-6
5-8
5-8
Прочность при сжатии, МПа
134,5
245
180
Средняя плотность, кг/м3
2710
2700-3000
2800-3000
Насыпная плотность, т/м3
1,39
1,3 - 1,5
1,6-1,8
Максимальная крупность, мм
20
10
40
Химический состав,%: SiO2
0,04-0,72
33-44
15-25
Fe2O3
0,07-0,48
0,3-0,8
1-3
Al2O3
0,01-0,2
4,5-8,0
1,5-2
TiO2
0,01-0,07
2,5-4,0
0,5-1,2
CaO
52,8-55,7
30-49
42-51
MgO
0,11-0,54
1,5-15
5-7
MnO
-
0,3-3,0
9-15
К2О+Nа2О
24,8-42,5
-
-
ппп
1,99-4,5
-
-
Проверь себя /блиц-опрос/за каждый правильный ответ группа получает балл.
1. Керамика - это…- изделия из обожженной глины
2. Вяжущий строительный материал, применяемый в медицине - гипс
3. Основное сырье для производства цемента - это… - известняк, глина
4. Физик его назвал Хаосом - стекло
5. Материал, полученный на основе цемента, песка и щебня - бетон
6. «керамос», с греческого, обозначает….. - глиняная посуда
7. Для какого вида керамики характерна роспись синим кобальтом по белому - гжель
8. Этот материал называют "хлебом" строительной индустрии - цемент
9. Мозаичная икона «Нерукотворный спас» изготовлена из… - стекла
10. Основное сырье для производства стекла - песок
11. Каким словом можно объединить понятия: романовкая, филимоновская, дымковск. - игрушка
12. Основное сырье для производства керамики - это…- глины
13. Перспективным видом сырья для силикатной промышленности является- вторсырье
Итак, делу-время, потехе час. Прошу капитанов выйти к доске и подвести итоги………….
Закончить занятие я хотела бы словами Заболоцкого
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
САМОАНАЛИЗ
Профессиональный путь каждого педагога сложен и тернист, и проходя все трудности ясно становится одно: успеха можно достичь, только работая, и работать надо, прежде всего, над самим собой.
Известный педагог Ильин сказал:
На уроке ученик, в основном сидит,
А ведь должен идти, значит, нужен путь
Интересный всем и каждому …………
И это я сегодня хотела продемонстрировать
10