Урок Силикатная промышленность. Методическая разработка

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПМ.01 ХРАНЕНИЕ И ПОДГОТОВКА СЫРЬЯ

Тема урока: «Силикатная промышленность»


План мастер - класса

Методическая цель мастер - класса: создание ситуации успеха с целью совершенствования знаний и умений обучающихся, необходимых в будущей профессиональной деятельности

Цели урока:

Образовательная:

- рассмотреть виды силикатной продукции

- сформировать знания о материалах силикатной промышленности,

- показать практическое значение и применение силикатных материалов в отрасли

Воспитательная

- формировать умение и навыки работы в сотрудничестве;

- поддерживать устойчивую мотивацию к изучению профессионального модуля на основании положительного, эмоционального восприятия материала.

Развивающая

- способствовать формированию навыков профессионально-ориентированного мышления; умению выделять главное; аргументировать;

- способствовать формированию профессиональных компетенций в рамках изучаемого профессионального модуля.

Общие компетенции, запланированные на данном уроке:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Распределение учебного времени:

№ п/п

Структурный элемент занятия

Время

Оргмомент

1 мин

Постановка дидактической цели

2 мин

Мотивация предстоящей деятельности

3 мин

Изучение нового материала

8 мин

Закрепление изученного материала

7 мин

Подведение итогов

5 мин










Содержание учебной деятельности:


Структурный элемент

урока

Деятельность преподавателя, краткое содержание урока

Деятельность студентов

Оргмомент

Приветствие, вступительное слово

Получают представления о предстоящей деятельности, вступают в диалог, участвуя в организации занятия

Постановка дидактической цели

Формулирование образовательных задач урока; изложение плана ведения урока, включающего поэтапную реализацию поставленных целей

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное понимание задуманного.


Мотивация предстоящей деятельности

Изложение аналитической и познавательной информации для развития познавательного интереса

Осознание значимости изучения данного материала; вступление в диалог, дискуссию

Изучение нового материала

Воспроизведение опорных знаний по курсу «Минералогия» необходимых для изучения нового материала; сообщение нового теоретического материала с использованием электронной презентации, наглядного материала (образцы изделий, сырьевые материалы)

Частичное конспектирование, подготовка вопросов для обсуждения, формирование знаний в соответствии с темой урока

Закрепление изученного материала

Работа с раздаточным материалом - систематизация знаний, рассмотрение проблемных ситуаций

Дискуссия

Групповая деятельность

Самостоятельная работа

Подведение итогов

Сопоставление целей урока и полученных результатов по его окончанию; обмен мнениями

Рефлексия - самооценка работы на уроке, самоанализ


Методическое сопровождение мастер-класса

На уроке ученик, в основном сидит,

А ведь должен идти, значит, нужен путь

Интересный всем и каждому

/Ильин Е. Н./

Эти слова заслуженного учителя Ильина Е.Н. стали отправной точкой для определения концептуальной основы урока. Преодолевая преграды между знанием и незнанием, между отжившим и новым, между собой прежней и собой завтрашней я начала подготовку открытого урока по теме «Силикатная промышленность».

На данном уроке используются знания, приобретенные в ходе изучения дисциплин «Минералогия», «Химия кремния», «Физика», «Экологические основы природопользования».

Урок разработан с учетом возрастных особенностей обучающихся, на основе личностно - ориентированного подхода. . Ведущая деятельность - познавательная, в процессе реализации которой, формируются общие и профессиональные компетенции.

Личностная значимость содержания материала обеспечивает ситуацию успеха. С целью мотивации обучения перед студентами поставлена проблема: каким образом можно восполнить нехватку природных сырьевых ресурсов для силикатной промышленности? Для включения студентов в тему предложена электронная презентация, в которой представлены виды изделий и материалов силикатной промышленности; сырьевая база по отраслям промышленности. Изучение нового материала, формирование знаний обучающихся планируется в ходе организации самостоятельной работы в подгруппах по инструкциям, через поиск и систематизацию знаний из различных источников, через групповое взаимодействие по обмену информации с последующим обсуждением и демонстрацией полученных в процессе дискуссии результатов.

Для организации групповой работы в каждой подгруппе будет назначен руководитель-консультант. Задачи консультанта - организовать работу группы, помогать и координировать действия членов своей группы, а в конце занятия - подвести итоги и дать оценку работы группе в целом и каждого студента в отдельности. Следующим этапом урока, формирующим умения и навыки студентов, является работа с наглядным материалом (минералами и горными породами).

На уроке обучающимся будет предложена возможность проявить себя и свои способности в творческой форме. Примеры и наглядные материалы, используемые на уроке должны показать значимость и важность темы в будущей специальности и в практической жизни.

Для определения уровня усвоения материала, предлагается тест «Проверь себя» (для самоконтроля и самооценки) и решение задач профессиональной направленности.

Резюме по проблеме, обозначенной в начале урока, будет сформулировано путем суммирования разных подходов и точек зрения. Студенты должны представить доказательства, полученные на различных этапах урока, по эффективности применения в производстве безотходных и малоотходных технологий.

Урок - всего лишь небольшой промежуток времени. Но как важно, чтобы к концу его каждый понял, узнал что-то новое, чтобы студенты были уверены в положительных результатах своего труда, и у меня не сжалось вдруг сердце от тусклого, скользящего мимо доски взгляда кого-то из моих воспитанников.
















УРОК

Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги! Начинаем наше занятие.

Вам известно, что материалы и изделия силикатной промышленности окружают нас в повседневной жизни и в условиях современных технологий их исключение из обихода стало невозможным.

Давайте подумаем, о чем бы мы могли поговорить на нашем занятии.

А поможет нам небольшой ребус

Урок Силикатная промышленность. Методическая разработка.

+Урок Силикатная промышленность. Методическая разработка. про + лень + ость


Силикатная промышленность

План работы

Сл.2

1. виды силикатной продукции, практическое применение

2. анализ сырьевой базы промышленности

А как вы думаете, какие важные проблемы существуют в силикатной промышленности?

(к аудитории)

3. проблема: дефецит природного сырья:

каким образом можно восполнить нехватку природных сырьевых ресурсов для силикатной промышленности?

Предлагаю вам разделиться на три группы «КЕРАМИКА», «СТЕКЛО», «ВЯЖУЩИЕ»

и определить руководителя-консультанта, который выступит в роли организатора работы группы, и в конце занятия - подведет итоги по предложенной оценочной карте

РАЗМИНКА

Итак, для начала вспомним:

1. что такое силикаты? /природное сырье, состоящее из соединений Si /

2. что называют силикатными материалами?

/силикатными называют материалы и изделия на основе силикатного природного сырья/

3. Какие виды материалов силикатной промышленности вы знаете и каково их практическое назначение?

Сл. 3

Правильно! Все материалы силикатной промышленности делят на три группы:

Керамика

Вяжущие

Стекло

Сл.4

Рассмотрим отрасли силикатной промышленности и начнем, конечно, с керамики - самой многообразной отрасли как по составу так и по назначению.


К

Е

Р

А

М

И

К

А

Строительная

Кирпич, керамические камни, плитка облицовочная и половая, черепица и др.

Химически стойкая

Кислотоупорные трубы, химическая посуда

Тонкая

Хозяйственная

химическая

электротехнческая

Специальная

Для радиоэлектронной, атомной, авиационной, ракетной техники

Огнеупорная

Для теплотехнических, металлургических, энергетических агрегатов

Сл.5

Керамика берет свое начало из Греции.; «керамос», с греческого, означает - глиняная посуда. Изделия из обожженной глины - керамика.

Здесь представлен ранний фарфор - первые изделия художественной керамики.

Сл.6 всем известная ГЖЕЛЬ, Аверьянов писал:

Русская жемчужина,

Нас чаруешь ты.

Синяя фантазия - море красоты!

Ее особенность - роспись синим кобальтом по белому кистями разной величины.

Сл.7-10

Еще одним из ярких представителей ранней керамики являются игрушки: скопинская керамика, филимоновская, романовская и дымковская - они представляют культуру России является достоянием страны

Сл.11

Особым видом керамики является декоративная керамика - фарфор и фаянс. Эти изделия формуют из беложгущихся глин, которые затем расписывают и покрывают глазурью.

Сл.12

В отличие от фарфора (санитарно - техническая керамика) не обладает просвечиваемостью, но белизна поверхности изделий дает возможность получить такую же яркость окраски, как и на фарфоре.

Сл.13

К изделиям строительной керамики относятся: кирпич, облицовочные плиты, керамогранит, черепица - незаменимые материалы строительной отрасли.

Сл.14

И конечно - огнеупорная керамика - уникальные материалы, получаемые из сырья различного минералогического состава способные работать при температурах выше 1580 0С. Эти материалы применяют для футеровки высокотемпературных печей черной металлургии.

Сл.15

Основное сырье для производства керамики - глины и каолины. Также широко используются высокоглиноземистое сырье (бокситы), полевые шпаты, кварцсодержащие породы (пески, песчаники, кварциты)

Сл.16

Следующая отрасль силикатной промышленности - вяжущие


ВЯЖУЩИЕ

Воздушные

Гидрав

лические

Авто

клавные

Термо

твердеющие

Строите

льная

известь

Портланд

цемент

Известково-песчаное вяжущее

Фосфатные цементы

Гипс

Глиноземистый цемент

Магнезиальные вяжущие

Шлако

Портланд

цемент

Какие виды вяжущих материалов вы знаете?

Сл. 17

Основными представителями вяжущих материалов являются гипс, цемент и известь. Данная продукция нашла применение в строительной сфере производства.

Сл. 18

На его основе ведется производство бетонных, железобетонных, асбестоцементных изделий; на основе извести - силикатный кирпич; гипс - основа строительных смесей.

Сл.19

Основное сырье для производства цемента - известняк и глина, а так же мергель и различные добавки

Сл. 20

И теперь предлагаю вашему вниманию СТЕКЛО

Вслушайтесь в слова английского писателя:

А принц Стекло, Керамикой рожденный,

Кристально чист, хоть вовсе не кристалл.

Его зеркальной гладью отраженный

Мгновенно бы Нарцисс себя узнал,

Но физик его Хаосом назвал…

Ответьте на вопрос: почему же столь уникальный материал назван «хаосом»?

Стекло не имеет упорядоченной кристаллической решетки и получают его резким переохлаждением силикатных расплавов.

Урок Силикатная промышленность. Методическая разработка.

Сл.21

Произведения искусства из стекла являются обязательными атрибутами любого крупного музея:

Уникальными считают мозаичные работы:

"Полтавская баталия"

портрет Петра I

икона «Нерукотворный Спас»

Сл. 22

В настоящее время ассортимент стеклоизделий очень разнообразен и находит потребителей во всех сферах деятельности человека

Оконное
Полированное
Тарное
Сортовое
Химико-лабораторное
Электровакуумное
Оптическое
Хрустальное

Сл.23 Не могу не представить современные уникальные работы, которые не

требуют комментариев…

Сл. 24 Сырьем для производства стекла служат: кварцевый песок, известняк, сода,

а также красители, глушители, осветлители.

Давайте определим практически сырье для отраслей промышленности.

На основе представленных теоретических сведений вы должны определить вид предложенной вам продукции и основное сырье для ее производства. Работа с наглядным материалом (определение основных минералов для отрасли силикатной промышленности)

Сл.25 подведем итог

Т.о. сырье силикатной промышленности делится на 3 вида:

- природное,

- искусственное

- вторсырье.

Промышленность России развивается, увеличиваются объемы выплавки стали, повышаются темпы строительства в соответствии с ростом потребностей, особое внимание уделяется эстетическому внешнему виду строительных объектов и все это приводит к повышению требований к продукции, а следовательно к росту доли потребления природных ресурсов - минерального сырья.

Сл. 26 - 27 - 28

Обратите внимание - это некогда действующие карьеры

- огнеупорной глины

- мергелистых пород

- боксита

Сл. 29

ВУрок Силикатная промышленность. Методическая разработка. настоящее время потребление минерального сырья составляет 65,9 % и характеризуется положительной динамикой. Многие действующие карьеры практически истощены, непрерывно ведется разработка новых месторождений. Вместе с тем, необходимо учесть, что ресурсы планеты ограничены.

А предприятия в это время производят необходимые виды продукции, формируют отходы производства нарушая тем самым экологический баланс.

Урок Силикатная промышленность. Методическая разработка.Сл.30 Доля промышленных отходов распределяется по ведущим отраслям след. образом и лидируют предприятия производства стали, силикатная промышленность.

Сл. 31

ВУрок Силикатная промышленность. Методическая разработка. то же время проблема истощения природных ресурсов очевидна. На диаграмме показана доля добычи основного самого распространенного сырья и 80% общей добычи приходится на оксиды металлов которые и составляют основу сырьевой базы промышленного сегмента страны.

2 % - сложные оксиды

3% - смеси

15 % - чистые металлы

80% - оксиды металлов

Как же решить проблему дефицита сырья, так необходимого для силикатной промышленности?

Сл. 32

И сейчас я предлагаю вам ответить на поставленный вопрос, работая по подгруппам с раздаточным материалом.

Вам предстоить найти альтернативную замену

- природный гипс в пр-ве строит. гипса- п/гр «ВЯЖУЩИЕ»

- высокоглиноземистый отощитель на основе импортного сырья боксита в пр-ве огнеупоров - п/гр «КЕРАМИКА»

- и высокоосновные стекольные пески в пр-ве тарного стекла - п/гр «СТЕКЛО»

Обобщение результатов самостоятельной работы (применение вторсырья эффективный и целесообразный шаг при решении задач дефицита сырья и сохранения экологического равновесия)

Решение производственной задачи

Теперь предлагаю вам решить совместно задачу:

Представьте, что каждый из вас занимает руководящую должность

Ваше предприятие специализируется на выпуске бетона следующего состава:

Цемент - песок - щебень 1:1,2:2,7 расход воды 90 л на 1м3

Карьер добычи щебня по техническим причинам приостановил работу на срок до 20 дней.

В регионе функционируют металлургические предприятия.

Предложите вариант решения сложившейся ситуации.

Техническая характеристика заполнителей для бетона

Показатели

Нормы для щебня «КАСКАД»

Шлак доменный гранулированный

Шлак сталеплавильный кислородно-конверторный

Твердость

5-6

5-8

5-8

Прочность при сжатии, МПа

134,5

245

180

Средняя плотность, кг/м3

2710

2700-3000

2800-3000

Насыпная плотность, т/м3

1,39

1,3 - 1,5

1,6-1,8

Максимальная крупность, мм

20

10

40

Химический состав,%: SiO2

0,04-0,72

33-44

15-25

Fe2O3

0,07-0,48

0,3-0,8

1-3

Al2O3

0,01-0,2

4,5-8,0

1,5-2

TiO2

0,01-0,07

2,5-4,0

0,5-1,2

CaO

52,8-55,7

30-49

42-51

MgO

0,11-0,54

1,5-15

5-7

MnO

-

0,3-3,0

9-15

К2О+Nа2О

24,8-42,5

-

-

ппп

1,99-4,5

-

-

Проверь себя /блиц-опрос/за каждый правильный ответ группа получает балл.

1. Керамика - это…- изделия из обожженной глины

2. Вяжущий строительный материал, применяемый в медицине - гипс

3. Основное сырье для производства цемента - это… - известняк, глина

4. Физик его назвал Хаосом - стекло

5. Материал, полученный на основе цемента, песка и щебня - бетон

6. «керамос», с греческого, обозначает….. - глиняная посуда

7. Для какого вида керамики характерна роспись синим кобальтом по белому - гжель

8. Этот материал называют "хлебом" строительной индустрии - цемент

9. Мозаичная икона «Нерукотворный спас» изготовлена из… - стекла

10. Основное сырье для производства стекла - песок

11. Каким словом можно объединить понятия: романовкая, филимоновская, дымковск. - игрушка

12. Основное сырье для производства керамики - это…- глины

13. Перспективным видом сырья для силикатной промышленности является- вторсырье

Итак, делу-время, потехе час. Прошу капитанов выйти к доске и подвести итоги………….

Закончить занятие я хотела бы словами Заболоцкого

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

САМОАНАЛИЗ

Профессиональный путь каждого педагога сложен и тернист, и проходя все трудности ясно становится одно: успеха можно достичь, только работая, и работать надо, прежде всего, над самим собой.

Известный педагог Ильин сказал:

На уроке ученик, в основном сидит,

А ведь должен идти, значит, нужен путь

Интересный всем и каждому …………

И это я сегодня хотела продемонстрировать

10

© 2010-2022