Урок литературного чтения в период обучения грамоте

1 класс УМК "Перспектива. Тема.  Звуки [д, д ׳], буква Д д. Форма  урока:  урок открытия новых знаний. Формы организации учебной деятельности:  групповая, парная,  индивидуальная, фронтальная. Методы обучения: наглядный, словесный, практический. Технологии: здоровьесберегающая, игровая, информационно – коммуникационная, технология дифференцированного обучения, исследовательский метод обучения, учебный диалог. Педагогическая цель.  Создать условия для ознакомления учащихся с   согласными  звуками...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Звуки [д, д ׳], буква Д д.

Форма урока: урок открытия новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Технологии: здоровьесберегающая, игровая, информационно - коммуникационная, технология дифференцированного обучения, исследовательский метод обучения, учебный диалог.

Оборудование: презентация; лист А-4 с текстом предложений; карточки со словами; модели звуков; касса букв, ёлочки и кружки для самооценки; песня «Доброта», электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой 1(СD)

Педагогическая цель. Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [д, д׳], буквой Дд; обучение чтению слогов, слов с изученными буквами; развития речи.

Задачи. Познакомить со звуками [д,д׳], буквой Д д.

Овладение умением давать характеристику звукам; формировать навыки чтения

слов, предложений с изученными буквами.

Развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.

Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Формировать навыки работы в коллективе, навыки самостоятельной работы.

Воспитывать культуру учебного труда

Воспитывать любознательность в процессе учения.

Планируемые результаты.

Предметные. Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умеют использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; знают особенности произнесения звуков [д, д׳] и их характеристику; называют букву Дд как знак звука [д или д׳]; различают печатную и письменную, заглавную и строчную букву; анализируют слова по модели; озаглавливают текст.

Личностные. Эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции. Самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.

Метапредметные:

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

эмоционально - положительный настрой на уроке; создание ситуации успеха.

Познавательные: используют знаково - символические средства для решения учебных задач; осуществляют сранение, выполняют звуковой анализ слов, делают вывод. Смысловое чтение.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; сотрудничество с учителем и детьми

Ход урока

Формируемые УУД

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

(Приложение 3 - Слайд 1) (Звучит спокойная мелодия.)

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Улыбнулись все учтиво,

Вижу: класс наш хоть куда,

Мы начнём урок, друзья.

- Сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

(Дети, поворачиваются к гостям и произносят)

Дети: «В добрый день и в добрый час, очень рады видеть Вас!»

- Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. (Дети повторяют за учителем):

Я желаю тебе добра.

Ты желаешь мне добра.

Мы желаем друг другу добра.

Если будет трудно - я тебе помогу.

Сегодня мне бы хотелось увидеть, как вы сами умеете добывать знания. А чтобы урок был удачным - мы будем внимательны, активны и точны.

- Начинаем работать, а свою работу оценивать нам поможет ёлочка. Ведь за окном зима. А значит скоро Новый год. А знаете ли вы, что более 300 лет назад царь Пётр I издал указ, в котором велел наряжать под Новый год ёлки. А т.к. игрушек не было, то люди украшали ёлку бусами, серёжками, кулонами. А мы будем украшать наши ёлочки цветными кружками. Но кружки необычные:

красного цвета - за правильно выполненное задание

синего цвета - за задание выполненное с ошибками; вы сами нашли ошибку и исправили её

жёлтого цвета - за неудачно выполненное задание, когда вам потребовалась помощь учителя или ребят. (Приложение 1)

Регулятивные УУД

(эмоционально - положительный настрой на уроке)

  1. Актуализация знаний.

- Мы продолжаем с вами исследовать звуки и буквы русского алфавита.

- Чем отличаются звуки от букв?

- Давайте вспомним, какие бывают звуки. (Приложение 3 - Слайд 2 )

Личностные УУД

( самоопределение - система заданий)

  1. Постановка учебной проблемы.

- Ребята, я сегодня шла на работу и думала, что всего дороже на свете? И вспомнила песню из мультфильма про Фунтика. - Хочу, чтоб вы её послушали.

(Приложение 3 - Слайд 3 )

(Звучит 1 куплет песни «Доброта», он оканчивается словами «… всех дороже доброта.»)

- А вы согласны?

- Как вы понимаете, что такое доброта? (ответы детей)

- Каких людей мы называем добрыми?

- Послушайте предложение: « Друзья, давайте делать добрые дела!»

- Какой звук вы услышали в начале каждого слова? ( [д или д׳])

- Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.

(Звуки [д, д׳], буква Д.)

- Возьмите планшет и обозначьте звук [д, д׳] буквой.

Выявление причины затруднения.

- Поднимите руку, кто не смог выполнить задание.

- Почему у вас вызвало затруднение выполнение этого задания?


Личностные УУД

( самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.)

  1. Целеполагание.

- Давайте определим для себя цели.

На доске схема с буквами: З Н П В А


  • Повторить уже известное…

  • Познакомиться с … (буквой Дд)

  • Учиться … (характеризовать звуки [д,д׳], выделять их в словах)

  • Упражняться … ( в чтении слов с этой буквой)

  • Быть внимательными, активными.

  • Помогать друг другу.

Регулятивные УУД ( планировать свою деятельность в начале урока),


  1. Открытие новых знаний.

- Давай проведём исследовательскую работу и узнаем особенности новых звуков. Работать будете в парах.

Вспомним правила сотрудничества. (Учитель начинает, дети заканчивают предложение.)

а). Одна голова хорошо, … (а две лучше).

б). Не будь тороплив, … (а будь терпелив).

в). Ошибиться … (может каждый).

г). Сначала подумай, … ( а потом скажи).

д). Умеешь сам … (научи другого).

Задание: составьте звуковые схемы слов ДОБРО, ДЕТИ и проанализируйте первый звук каждого слова. Разделите слова на слоги.

- Закончив исследовательскую работу, давайте сделаем вывод: (Приложение 3 - слайд 4 )

- Назовите 1-й звук в слове ДОБРО

- Какой он?

(звук [д] - согласный - Почему?

(1. Воздух при произношении встречает преграду: зубы, язык

2. произносится с шумом и голосом

3. слога не образует доб - ро)

- звонкий - Почему?

(Дети прикладывают ладонь к горлу. Чувствуем дрожание . Слышим гудение, звон)

- твёрдый

Аналогичная работа со звуком [д׳]

Самооценка Оцените свою работу в парах. (Слушаем детей). Раскрасьте шарик, опираясь на наши критерии.

Оценка учителя. Учитель вывешивает на ёлочку кружок того цвета, которых больше всего раскрасили дети.

Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах); участие в коллективном обсуждении.


Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу.

VI. Физминутка

а). Упражнения под музыку.

б). Упражнения для глаз (Приложение 3 - слайд 5)

Личностные УУД:

установка на здоровый образ жизни

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа со звуками [д,д׳].

  1. Игра «Поймай звук».

- Найди место новых звуков в словах (учитель бросает мяч ребёнку и называет слово, дети определяют, где находится новый звук):

Деревня, победа, родители, дорога, соседи, день, дыра, водопад, диван, сосе [т],


  1. Игра «Доскажи словечко» (Приложение 3 - слайд 6)

  • Ёжик вырос в 10 раз

Получился … ДИКОБРАЗ


  • Как бревно с большою пастью.

Ты не встреть его к несчастью.

Чтоб тебя не проглотил.

Он зовётся … КРОКОДИЛ


  • Архитекторы - творцы

Строят чудные … ДВОРЦЫ


  • Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует цветная … РАДУГА


  1. Работа с электронным приложением «Азбука» 1 класс Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева.


  1. -Найди в словах звук [д, или д׳].

(Дети, работая в парах, выполняют упражнение «Найди в словах звуки», а если осталось время, могут поиграть в игру «Найди слова со звуками [д,д׳]»)

2. Самостоятельно. Составь звуковую схему слова.

( Дети работают по вариантам, затем выполняется взаимопроверка. Кто быстро справился с работой, могут поиграть: упражнение «Отгадай загадку и составь звуковую схему слова - отгадки»

Ребята, которые не успели поиграть, а очень хочется, могут это сделать дома.)


Самооценка.

Оценка учителя.

Познавательные УУД (логические ):

построение логической цепи рассуждений;

самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера





Познавательные УУД:

доказательство, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах).

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу.

  1. Знакомство с буквой Д,д

1. - На письме звуки [д, д׳] обозначаются буквой Д,д.

- Где нужна заглавная буква Д?

2. - Давайте пофантазируем. На что похожа буква Д? (Приложение 3 - слайд 7)

- Вот стоит дымок пуская

Буква Д - труба печная.

- Буква Д - добротный дом,

Детский садик в доме том.

- Д - корабликом плывёт,

Д - печной трубой встаёт.

3. Сложи букву из счётных палочек.

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «буква - знак для звука»

IX. Игра «Слово рассыпалось» (Приложение 3 - слайд 8 )

Работа с кассой букв. (дерево, дорога ) 2 ученика работают у доски.

- Назовите новый звук в слове. (дерево - буквой д обозначили [д'],

дорога - буквой д обозначили [д] )

Самооценка

Оценка учителя

Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений;

самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу.

  1. Работа с текстом. Дифференцированная работа в группах.


  • 2-5 группы - работают с предложениями. (карточки) (Приложение 2)

- Прочитать предложения , вставить нужные по смыслу слова.

…(Дети) играли в лесу. Они увидели около … (дуба) росток. Это из жёлудя вырос … (дубок). Старые .. (дубы) береглú дубок.


  • 1 группа (слабочитающие дети работают с учителем по учебнику с. 12)

-Повторим правила чтения. Как надо читать? (громко, плавно, чётко произносить звуки)

- Плавное чтение слогов; слов (сначала чтение по слогам, потом слово прочитывается целиком с правильной постановкой ударения)

Проверка работы в группах : чтение предложений.

Критерии: Читать громко, чётко.

Показать голосом, интонационно начало и конец предложения.

Выделить голосом значимое слово.

(Дети 1 группы следят за чтением детей по «Азбуке»)

Беседа.

- Что нашли дети в лесу?

- Из чего вырос маленький дубок?

- Как же дубы берегли дубок? ( предположения детей)

- Чтобы проверить, верно ли мы рассуждали, откройте учебник на с. 12.и прочитаем рассказ ещё раз до конца.

- О чём же этот рассказ? (о маленьком дубке)

- Какой заголовок мы выберем к рассказу?

Самооценка, взаимооценка

Оценка учителя

Познавательные УУД информационные: работа с текстом;

смысловое чтение;

построение логической цепи рассуждений,

установление причинно- следственных связей


Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми, управление поведением партнёра

РегулятивныеУУД:

оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу.

XI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

а). - Вспомним цели, которые вы для себя поставили.

  • С чем мы познакомились… (со звуками [д, д׳] и буквой Дд) (Приложение 3 - слайд 9)

  • Чему учились… (характеризовать звуки [д, д׳], выделять новые звуки в словах) (Приложение 3 - слайд 10)

  • Мы упражнялись… (в чтении слов по звуковой модели с этой буквой, в составлении предложений и др.)

- Что особенно понравилось?

- Что вызвало затруднение?

- Мы выполнили поставленные цели?

б). Самооценка знаний обучающимися.

-Как вы отработали на уроке? (Приложение 3 - Слайд 11)

(На уроке мне было интересно (неинтересно, скучно).

Я был внимателен, активен, всё понял, помогал другим ребятам.

Я был невнимателен, мало поднимал руку, затруднялся , мне помогали ребята.)

в). - Оцените, пожалуйста, себя по следующим критериям:

 Справился со всеми задачами уверенно, могу помочь другим

 Справился со всеми задачами

 Справился со всеми задачами, но мне нужна помощь в …

(Дети раскрашивают шарик на ёлочке)

(Приложение 3 - Слайд 12)

- Спасибо, ребята, за работу. Я увидела, что вы умеете сами добывать знания, помогаете друг другу.

- Я в течение урока наблюдала и увидела, что вы хорошо научились оценивать себя и своих товарищей. Покажите, какие нарядные ёлочки у вас получились. Я благодарю вас за работу.


Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).



© 2010-2022