Этнические проблемы Ставрополья исследовательская работа

   Эта работа была представлена на районном этапе движения "Отечество" и заняла 2 место.   Ставропольский край является одним из многонациональных регионов нашей страны. Это связано как с историей его заселения, так и современными этнодемографическими процессами и геополитическим положением. Находясь в центральной части Северного Кавказа, он граничит с Ростовской областью, Краснодарским краем и республиками Карачаево-Черкесской, Дагестан, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской, Ингушской, Чечен...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ставропольский край является одним из многонациональных регионов нашей страны. Это связано как с историей его заселения, так и современными этнодемографическими процессами и геополитическим положением. Находясь в центральной части Северного Кавказа, он граничит с Ростовской областью, Краснодарским краем и республиками Карачаево-Черкесской, Дагестан, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской, Ингушской, Чеченской и Калмыцкой.

Как самостоятельный край он выделился в марте 1937 года из Северо-Кавказского края. До 1991 года в состав края на правах автономной области входила Карачаево-Черкессия. По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 9 октября 2002 года, численность постоянного населения Ставропольского края составила 2735,1 тыс. человек, в том числе в городской местности проживает 1530,6 тыс., в сельской -1204,5 тыс. человек. По сравнению с переписью населения 1989г. численность населения возросла на 325 тыс. человек, в том числе проживающих в городских поселениях - на 232 тыс. человек, в сельской местности - на 93 тыс. человек.

Ставрополье - край многонациональный, но абсолютное большинство его жителей - русские. Сейчас на Ставрополье русские составляют 83,4% всего населения края. Кроме русских, на Ставрополье проживают еще представители более 90 этносов; наиболее крупные этнические группы - украинцы, армяне, даргинцы, греки, ногайцы, чеченцы, татары, цыгане, карачаевцы, туркмены, азербайджанцы и немцы. Количество русского населения края продолжает увеличиваться, но процент его в этнической структуре края снижается. Это происходит как за счет более быстрого естественного прироста людей кавказского этнического корня ( их семьи, как правило, многодетные), так и за счет иммиграции. За последние 15 лет численность русских в крае возросла на 15,6%, но доля в этнической структуре края уменьшилась с 87,7% до 83,4%. В то же время стала увеличиваться численность армян, даргинцев, азербайджанцев, чеченцев. При этом возрастает неконтролируемая миграция. По данным управления народного образования, в край в 1990-1993 годах прибыло 41320 детей, в том числе школьного возраста 21994 человека; такое количество «неплановых» детей не могут принять школы, большинство из которых работает в две и более смены. Особенно тяжелое положение сложилось в связи с увеличением нагрузки на школы и дошкольные учреждения в Ставрополе и городах Кавказских Минеральных Вод, а также в Шпаковском районе, населенные пункты которого расположены вокруг Ставрополя, и в Георгиевском районе, примыкающем к г. Пятигорску. В этих городах и районах общий дефицит школьных мест превышает 7000, А всего по краю для ликвидации этого дефицита необходимо построить школу на 10000 учащихся. Но в настоящее время край не располагает такими материальными возможностями.

Одной из сложных проблем края является бесконтрольный вывоз за его пределы сельскохозяйственной продукции, прежде всего в Чечню и Закавказье. Местные жители связывают это, в том числе, и с волной мигрантов-кавказцев, что влияет на рост негативного отношения к ним. В июле-августе 1993 года творческим коллективом кафедры философии Ставропольского педагогического института в рамках межрегиональной исследовательской программы «Состояние межнациональных отношений в Российской Федерации и пути их оптимизации» был проведен опрос работающего населения и студентов в городе Ставрополе. Из 900 опрошенных человек 47% отметили, что в городе и крае имеется межнациональная напряженность. При этом 33% ответили, что есть национальности, к которым опрашиваемые испытывают неприязнь. На вопрос «Считаете ли вы возможным для себя принять активное участие в конфликте па стороне своей национальной труппы?» только 19% ответили «ни в коем случае», 43% ответили, что «это зависит от обстоятельств», а 18% сказали «да». Эти данные, при определенной относительности отражения или действительного положения вещей, не могут не настораживать. И до настоящего времени ситуация мало изменилась. Из средств массовой информации можно получить гораздо больше сведений о межнациональных конфликтах, чем о дружбе и взаимопомощи народов. Кавказский регион захлестнул поток литературы, книг, газетных статей, которые под предлогом выяснения исторической правды зачастую нагнетают межнациональную напряженность. Весь исторический опыт свидетельствует о том, что народы региона могут спокойно жить, развивать свою экономику и культуру только в условиях межэтнического мира и сотрудничества. История знает немало подобных случаев. Вспомним хотя бы годы войны...

Фашистские захватчики помышляли превратить Северный Кавказ, как и другие районы советской страны, в колонию «великой Германии» поработить его народ. Они фарисейски заявляли о своем «либеральном», «особом отношении к кавказцам». Командующий 1-й танковой армией генерал Макензен даже «принял магометанство», а Гитлера его холуи возвели в ранг «великого имама всего Кавказа». Авантюристы рассчитывали перессорить между собой народы Северного Кавказа, возродить здесь национальную рознь, восстановить против горских народов казачество, поднять и тех и других на борьбу против Красной Армии.

Но им суждено было разочароваться в своих планах, дорого заплатить за маниакальную уверенность в возможность их осуществления. Вторжение в пределы кавказской земли стоило группе армий «А» потерь свыше 100 тысяч человек. Фашистские политики и вояки встретились здесь с силой, которая мощнее любого оружия и называлась единством, дружбой братских народов советской страны.

Здесь, как на других фронтах Великой Отечественной войны, сражались сыны и дочери всех народов - русские, украинцы, грузины, армяне, осетины, черкесы, карачаевцы, кабардинцы, адыгейцы, азербайджанцы и другие. На всех этапах битвы за Кавказ армейские части опирались на самую активную поддержку, всестороннюю помощь местного населения.

Победа над врагом стоила немалых усилий и крови. Трудящиеся Ставрополья свято хранят в памяти и чтут имена воинов, погибших при защите и освобождении края. В городах и селах увековечены тысячи имен, в числе: Героя Советского Союза Айдамира Ачмизова - пал в бою под Ачикулаком, отражая атаку 11 вражеских танков; старшего лейтенанта коммуниста И.Г. Булкина, одним .из первых ворвавшегося в январские дни

1943 года в Ставрополь; лейтенанта Г.А. Пестова, сраженною в боях за Пятигорск; мужественного воина - кабардинца Я.М. Нахушева - начальника связи 810-го полка.

В боях на Кубанской земле сражен пулеметной очередью Иосиф Лаар, повторивший бессмертный подвиг Александра Матросова. В новороссийском небе погиб, сражаясь с фашистскими стервятниками, летчик Леонид Севрюков, посмертно удостоверенный Звезды Героя Советского Союза. У стен этого же города пал воспитанник кисловодской комсомольской организации лейтенант Г. Гусейнов - комсорг батальона морской пехоты. В сражении на Черном море погибли офицеры-моряки капитан-лейтенант И.М. Грищенко и капитан 3-го ранга Н.И. Сипягин.

Кровь лучших сынов народа, пролитая в боях за Кавказ, скрепила дружбу, сплотила трудящихся в общей борьбе за свободу и независимость своей Родины. Пройдя через суровые испытания борьбы с немецко-фашистскими полчищами, дружба свободолюбивых народов стала одним из главных источников возросшей боевой мощи Вооруженных сил СССР, вдохновляла советских воинов на подвиги на последующих этапах войны. За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 тысячи человек (часть посмертно), из них 104 дважды, 3 - трижды и 2 - четырежды.

Среди Героев Советского Союза - представители большинства наций и народностей СССР, в том числе: русских - 8160 человек, украинцев - 2069, белорусов - 309, татар - 161, евреев - 90, узбеков - 69, мордвинов - 61, чувашей - 44, азербайджанцев - 43, башкир - 39, осетин - 32, марийцев - 18, туркменов -18, литовцев -15, таджиков - 14, латышей - 13, киргизов - 12, удмуртов - 10, карелов - 9, эстонцев - 8, калмыков - 8, кабардинцев - 7, адыгейцев - 6, абхазцев - 5, якутов - 3, молдаван -2.

Все эти исторические факты еще раз наглядно подтверждают мысль, что люди разных национальностей в суровые военные годы чувствовали себя одной семьей, защищающей свою Родину от захватчиков. Все мы Россияне. И Родина у нас одна. И она будет сильна, если мы, люди разных национальностей, будем жить в мире и согласии.

Буденновский район является многонациональным регионом Ставропольского края. В связи с этим ему присущи многие этнические проблемы, о которых говорилось выше. Только в селе Прасковея наряду с русскими проживают армяне, даргинцы, татары, украинцы, белорусы, чеченцы, ногайцы, азербайджанцы, цыгане, узбеки, мордвины.

Группой учащихся 7 «Г» класса ГОУ СОШ № 3 села Прасковея в этом учебном году было проведено исследование по составлению национального портрета нашей школы. Исследование показало, что среди учащихся школы 82% - русских, 13% - армян, 2 % - даргинцев, 3% составляют учащиеся других национальностей (татары, ногайцы, украинцы, азербайджанцы, чеченцы, белорусы, цыгане, узбеки, мордвины).

Несмотря на столь разнообразный национальный портрет учащиеся школы строят свои отношения на основе уважения прав другого, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, а также воздержания от причинения вреда, гак как вред причиняемый другому означает вред для всех и для самого себя. Они учатся жить в мире и согласии, знакомятся с культурой и обычаями других народностей.

Многие этнические проблемы являются острыми для всей России. В связи с этим, еще в 2001 году Правительством Российской Федерации была принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе (2001-2005г.г.)». Принятие этой программы было продиктовано целым рядом обстоятельств, касающихся проявления толерантности и нетерпимости в условиях роста социального разнообразия в России.

В нашей школе большое внимание уделяется воспитанию толерантного поведения, способности признавать и уважать отличные от своих собственных идеи и мнения.

Толерантность - условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества.


© 2010-2022