Методическая разработка открытого урока по предмету «Спецрисование» для 43. 01. 02

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДОНЕЦКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ

КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА





Методическая разработка открытого урока

по предмету «Спецрисование»

специальность: Парикмахер (парикмахер-модельер), маникюрщик.

по теме :

«Рисование волос разного типа и фактуры: локоны волны и т.д.»





Преподаватель: Громова Е.Н.





Донецк

2014

«Рисование волос разного типа и фактуры: локоны волны и т.д.»

Тема урока: Рисование волос разного типа и фактуры: локоны волны и т.д.

Проведение лабораторно-практической работы №4 на тему: Рисование цветным карандашем локонов и волн.

Цель урока: ознакомить с основами рисования волос, и обучить изображать волосы разного типа и фактуры: локоны волны и т.д.

Тип урока: комбинированный урок.

Задачи урока:

Обучающие:

- обучение планированию предстоящих трудовых действий;

- обучение основами рисования волос;

- обучение приемам и навыкам рисования волос;

Воспитательные:

- воспитание ответственности;

- воспитание силы воли;

- воспитание усидчивости, терпения, внимательности, старания;

- воспитание эстетического вкуса;

- воспитание культуры поведения;

- воспитание бережного и экономного отношения с материалами и оборудованиями;

- умение организовать свое рабочее место.

Развивающие:

- развитие памяти, мышления, речи, воображения, внимания, ощущения;

- развитие интереса к занятиям;

- развитие глазомера и остроты зрения;

- развитие цветового восприятия;

- развитие мускулатуры кисти рук;

Форма проведения урока:

- групповая

Методы работы:

- словесный - беседа, поэтапный анализ упражнений;

- наглядный - иллюстрации к теме, показ наглядных пособий;

- практический - действенный показ.

Оборудование урока:

Аудетория, оборудованная столами и стульями, освещение кабинета в соответствии с нормой, белая размера А4, простой карандаш, цветные карандаши, ластик,. Видео и схемы рисования волос, проэктор, ноутбук. Раздаточный материал для выполнения лабораторно-практической работы №4

Ход урока


  1. Организационный момент (5 мин.)

- Отметить отсутствующих.

- Проверка готовности учащихся к работе.

- Наличие необходимых материалов и инструментов.

- Техника безопасности при работе.

2. Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний (15 мин.)

Цель: повторить основы пропорций лица и головы, правила построения лица в поворотах.

Методическая разработка открытого урока по предмету «Спецрисование» для 43.01.02

Задачи:

- вспомнить основные законы перспективы;

- повторить правила построения лица и головы;

- повторить способ определения пропорций.

Методы:

- словесный;

- метод проблемного обучения;

- наглядный.

Критерии достижения цели:

- соответствие теоретических знаний требованиям программы;

- отчётливое понимание и усвоение правил перспективного построения лица и головы относительно линии горизонта.

Методы мотивирования:

- поощрение;

- создание наглядно образных представлений;

- взаимопроверка.

Провисти опрос учащихся по основным законам перспективы, повторить правила определения пропорций лица и головы и их конструктивное построение.

3. Объявление темы занятия (3 мин.)

- Сегодня мы начинаем знакомиться с рисованием волос разного типа и фактуры.

- Тема урока: Рисование волос разного типа и фактуры.

4. Ознакомление с новым материалом (37 мин)


Пряди темных и светлых волос

Слайд 2

Давайте внимательно рассмотрим прямые или волнистые пряди волос. Волосы самым естественным образом спадают вниз прядями или локонами. Если смотреть на них со стороны, то кажется, что они живут собственной жизнью абсолютно независимо от своего владельца, потому что:

  • Голова человека двигается больше любой другой части тела. В результате этого волосы быстро меняют свое положение и собираются в пряди и локоны под воздействием статического электричества и гравитации.

  • Форма у головы круглая, а не плоская. Волосы растут из корней под наклоном (как, например, вихры) по всей поверхности головы.

  • Какими бы ни были волосы у человека - густыми и жирными или тонкими и пушистыми, это влияет на то, как они спадают вниз. Волосы, отяжелевшие из-за избытка естественных жиров или геля для укладки, слипаются друг с другом. Сухие, пушистые или вьющиеся волосы, наоборот, развеваются на ветру и быстро меняют свое положение. Локоны темных волос заштриховываются линиями самых разных тонов, от очень светлых до самых темных.

Для создания иллюзии, что волосы каштановые или черные (или темно-фиолетовые), а не белокурые или седые (или светло-зеленые) лучше использовать более темные тона.

Слайд3

На следующем слайде вы увидите светлые и темные локоны крупным планом. Наряду с тем что на темных волосах заметны светлые участки-блики (необходимые для создания глубины), большинство тонов находится в диапазоне от средних до темных. Для изображения светлых волос используются светлые и средние тона, а темные участки нужны для усиления объема.

Слайд 4

Одна из ошибок когда пытаются нарисовать прямые волосы с помощью прямых линий и ограниченного диапазона тонов. В результате этого волосы выглядят плоскими и двухмерными.

Мягкие тонкие линии по краям прически придают прямым волосам бархатистую живую текстуру. Локоны темных волос нарисованы более темными тонами, чем пряди светлых. Волосы, нарисованные прямыми линиями без контраста, выглядят плоскими. Волнистые линии и широкий диапазон тонов создают реалистичное впечатление прямых волос.

Реалистичность изображения достигается волнистыми линиями различной длины, повторяющими контуры и формы лица, черепа и (или) отдельных прядей волос.

На слайде 5 изображена маленькая девочка. Штриховые линии следуют контурам ее головы, создавая впечатление объемного изображения. Посмотрите на макушку головы, откуда начинают расти волосы. Они выглядят самым естественным образом благодаря мягким, едва заметным линиям (обозначающим растрепанную и неряшливую прическу), которые спускаются с макушки вниз, по бокам головы и по лицу. Несмотря на то что волосы белокурые, их тона меняются от самых светлых до почти что черных.

Прямые волосы могут ровно лежать на голове или торчать вверх в разные стороны. Прямые челки могут закалываться назад, спадать прямо на лоб или зачесываться на бок. Если волосы очень длинные, их можно собрать в большой пучок. Внимательно посмотрите на штриховые линии, определяющие каждый стиль.

Рисуем прямые волосы с помощью волнистых линий

Волосы завиваются наружу и внутрь, помимо того, что изгибаются в разные стороны. Кажется, что отдельные пряди, изображенные более светлыми тонами, еще и выгибаются. Более темные тона создают впечатление, что локоны изгибаются внутрь. Чем контрастнее тона, тем объемнее выглядят волосы.

Слайд 6

Итак, приступим к работе и нарисуем забавный мультипликационный персонаж с длинными и прямыми волосами.

1. Очертите пространство для рисования по вертикали.

2. Нарисуйте в верхней части листа широкий овал, формой напоминающий яйцо. Перед вами стоит задача нарисовать волосы таким образом, чтобы они придавали голове объем.

3. Поставьте по центру листа бумаги и чуть выше головы точку, откуда будут «расти» волосы.

4. Проведите из этой точки вниз и в разные стороны две волнистые линии. Каждая из них должна повторять очертание головы, затем слегка изгибаться внутрь и в конце концов внизу выгибаться наружу.

5. Проведите несколько коротких линий от центральной точки вниз. Обратите внимание, что центральная линия почти что прямая. По мере приближения к внешней границе линии становятся все более изогнутыми.

6. Нарисуйте окружность (в качестве носа) в нижней половине головы.

7. Проведите две волнистые линии от макушки головы вниз, немного заходя за контур носа. Вы должны создать иллюзию, что две пряди волос по бокам носа лежат за ним.

8. Нанесите маленький штрих под носом, обозначающий подбородок.

9. Сотрите первоначальный набросок овала (за исключением подбородка).

Результат

Забавное лицо мультипликационного персонажа добавляет характер рисунку длинных прямых волос

Волнистые линии обозначают пряди длинных прямых волос. Волнистые штриховые линии следуют изгибам очертания головы. Легкое затенение создает впечатление глубины. Забавное лицо мультипликационного персонажа добавляет характер рисунку длинных прямых волос.

10. Проведите больше волнистых линий от макушки и вниз, до самого края листа бумаги. Линии рядом с внешними границами должны изгибаться точно таким же образом, как на первом наброске. Чем ближе они будут располагаться к центру, тем меньше должен быть их изгиб. Линии в самом центре будут почти что прямыми.

11. Карандашами 2М и ТМ нарисуйте самые светлые тона. Штриховые линии должны быть разной длины и оттенков. Не следует резко обрывать их концы. Для реалистичности изображения лучше придать им форму перьев (немного неровную).

12. Затените волосы более темными тонами (карандашом 2М). Штриховые линии должны сильнее изгибаться в тех местах, где вы считаете нужным.

13. Карандашом 4М нанесите сверху и снизу самое темное затенение.

14. Карандашом 2М нанесите затенение на лицо и нос. Источник света находится с левой стороны, поэтому самые светлые тона будут лежать на носу слева, а тень будет падать вправо.

15. Карандашом 4М затените овальную форму рта и крохотный треугольник под подбородком.


Изгибы вьющихся волос

Кудри появляются в результате того, что волосы изгибаются в разные стороны. Реалистичного изображения вьющихся волос можно добиться только с помощью плавного перехода между тонами, нанесенных штрихами или завитками.

Рисование вьющихся волос отнимает больше времени и терпения, чем прямых. Волосы не будут выглядеть вьющимися, если рисовать их только волнистыми линиями. Для реалистичного изображения вьющихся волос требуется уделить особое внимание каждому локону.

Посмотрев на слад 7, обратите внимание на то, что:

  • Главный источник света впереди.

  • Локоны волос рядом с источником света выглядят светлее.

  • Чем дальше волосы находятся от источника света, тем они темнее.

  • Штриховые линии больше различаются между собой по длине, чем длинные прямые линии.

  • Тона варьируются от белых на блестящих участках до почти черных, где лежит тень.

  • Отдельные пряди волос частично перекрывают другие, помогая усилить впечатление глубины и объема.

  • В разные стороны от каждого локона тянется множество тонких, похожих на дымку линий.

Длинные вьющиеся волосы нарисованы волнистыми штриховыми линиями.

Сравните, как одна и та же текстура кудрявых волос будет выглядеть, если нарисовать ее хаотичными завитками или всем диапазоном тонов.

Набросок кудрявых волос

Слайд 8

Волнистые линии различной длины, нарисованные в форме завитков, идеально подходят для изображения плотной массы крохотных кудрей. Для рисования большой массы кудрей лучше всего подходит штриховка или завитки.

Создание иллюзии трехмерного изображения является важной составной частью рисования реалистичных волос. В дополнение к текстуре, вам потребуется определить различные уровни глубины каждой пряди волос. Для зарисовки распущенных локонов, предварительно необходимо обрисовать отдельные пряди, а затем добавим тона с помощью плавных штриховых переходов:

1. Сделайте наброски нескольких локонов волос. Рисуйте в той же последовательности, как показано на иллюстрациях на следующей странице. Не огорчайтесь, если размеры и формы получатся другими. Главное, чтобы пряди накладывались друг на друга.

2. Пронумеруйте локоны, чтобы одни из них оказались на переднем плане, а другие - на среднем (посмотрите на второй рисунок). Чем больше номер (от 1 до 4), тем выше (ближе к макушке) будут располагаться локоны. Не пронумерованные локоны должны оказаться рядом с макушкой. Темнее затеняются пряди волос, лежащие ближе к поверхности головы.

3. Карандашами ТМ и 2М нанесите затенение, плавно заштриховывая локоны на переднем плане (обозначенные цифрой 1). Обратите внимание на то, что я отдельно нарисовала один волос, спускающийся сверху вниз справа. Акценты на отдельных прядях придают рисунку реалистичности.

4. Затените прядь под номером 2, лежащую под локоном 1.

5. Нанесите затенение на пряди 3 и 4.

6. Карандашами 4М и 6М заштрихуйте самые темные пряди, располагающиеся ближе всех к поверхности головы. Обратите внимание на то, что я добавила еще пару светлых локонов. Вы, в свою очередь, можете добавлять столько прядей на заднем плане, сколько сочтете нужным. Чем больше количество слоев, тем сильнее ощущение глубины.

Благодаря волшебной технике затенения и наложения пряди волос выглядят как настоящие

7. Нанесите последние штрихи на рисунок. Придайте мягкому ластику заостренную форму и проведите им по рисунку, чтобы на переднем плане появился светлый волос. Добавьте еще больше штриховых линий, чтобы одни локоны стали более темными, а все остальные осветлите мягким ластиком.

Прическа меняет внешность

Слайд9

Кажется, что нет предела человеческой фантазии при создании новых причесок. Имидж одного и того же человека кардинальным образом переменится, если изменить цвет волос, не говоря уже о смене прически.

Что следует запомнить

  • Рисуя белокурые волосы, нужно наносить больше светлых и средних тонов, чем темных. Для изображения черных волос нужны средние и темные тона.

  • Прямые волосы будут выглядеть реалистичнее, если рисовать их волнистыми линиями различной длины и оттенков.

  • Вьющиеся волосы изображают с помощью переходов между тонами, нанесенных штриховыми линиями или завитками.

  • Затенение создает трехмерную иллюзию изгибов волос во всех направлениях, в том числе наружу и вглубь.

  • Различные прически, самым кардинальным образом изменяют имидж человека.

5. Закрепление материала на лабораторно-практической работе №4 (53 мин.)

Цель: закрепление пройденной темы.

Методы достижения цели:

- метод практической деятельности;

- методы самостоятельной работы и работы под руководством;

Лабораторно-практическая работа № 4

Тема: «Рисование цветным карандашом локонов и волн»

Цель:

Оборудование: карандаши, бумага, краски, схемы и видео выполнения работы.

Ход работы:

1. Зарисовать прямые волосы.

2. Зарисовать локоны.

3. Зарисовать волны.

Выполнение

Вывод:

6. Подведение итогов занятия (5 мин).

Методы мотивирования:

- метод поощрения;

- метод создания ситуации успеха;

- метод познавательных затруднений;

- взаимопроверка.

- Чему научились на занятии?

- Что было легко, а что трудно?

- Что интересного узнали?

Результаты в ходе урока:

- соответствие умений и навыков программным требованиям;

- возникновение и преодоление затруднений в выполнении этапов задания;

- возникновение интереса к дальнейшей работе над заданием;

- осмысленность использования специальной терминологии.

7. Домашнее задание (2 мин).

В конце урока озвучить домашнее задание на закрепление полученных знаний. Зарисоватьпрямые волосы, волны, локоны из волос.

Обсуждение с учащимися результатыурока: сравненить и проанализировать работы учащихся для соответствующей корректировки на этапе последующего выполнения работы.

Уборка рабочего места.

Вывод после занятия:

Анализ работ учащихся. Учащиеся осознают значимость своей работы, проделанной на уроке и при этом осуществляются учебно-воспитательные задачи, поставленные преподавателем перед уроком.

Самоанализ урока:

Формы работы на уроке соответствовали поставленной цели и отвечали задачам данного урока. В процессе урока использовались различные методы организации занятия. Выбор способов обучения оправдан современным подходом к процессу обучения учащихся с позиций их мотивации и психологических качеств. Был выбран доверительный стиль общения. Преподаватель опирался на знания обучающихся, полученные на предыдущих уроках, практическая деятельность учащихся опиралась на интерес к уроку и преобладание положительных эмоций. Такой метод организации занятия, как выполнение учащимися упражнений мелом на доске, стимулирует стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию. В процессе осуществления практической деятельности учащиеся показали хорошее владение знаниями, умениями и навыками. Поставленные перед учащимися цели способствуют освоению нового материала. Язык и стиль изложения учебного материала отличались чёткостью, ясностью, убедительностью и логикой. Обучающиеся достаточно грамотно разбираются в формулировках и терминологии предмета

Список литературы для преподавателя:

  1. Акварель. Государственная Третьяковская Галерея. Ленинград, Аврора, 1974

  2. Н. П. Бесчастнов и В. Я. Кулаков. Живопись. М., 2004

  3. Мерилин Скотт. Акварель. Техники и сюжеты. Арт-Родник, 2009

  4. С. Е. Беляева и Е. А. Розанов. Спецрисунок и художественная графика. М., 2009

Список литературы для учащихся:

  1. Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. М. «Просвещение», 2009

  2. О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская. Изобразительное искусство. Разноцветный мир. М.Баласс, 2007



© 2010-2022