• Преподавателю
  • Другое
  • Социальная необходимость обучения детей с ОВЗ с применением компьютерных технологий

Социальная необходимость обучения детей с ОВЗ с применением компьютерных технологий

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальная необходимость обучения детей с ОВЗ с применением компьютерных технологий.


В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. С конца XX столетия частота детской инвалидности в нашей стране увеличилась в 2 раза и по разным данным составляет от 6 до 9%. Если подобная тенденция будет сохраняться, то прогноз будущего для населения нашей страны не утешителен.

Для того чтобы человек с ограниченными возможностями почувствовал себя полноценным членом общества необходимо создать условия для преодоления ограничений, возникших в его жизни, предоставить ему равные со здоровыми людьми возможности участия в жизни общества .

Если общество оставляет инвалида без внимания и заботы, то он целиком попадает во власть физических недугов, которые определяют его характер, его отношения с людьми, собственное семейное положение, уровень его образования, карьеру. Вообще весь жизненный путь и даже длину этого пути. Если же социум берет человека под свою опеку, то влияние инвалидности отступает на второй или даже третий план.

Формируя определенный уровень терпимости к детям с ограниченными возможностями, в последнее время создаются и функционируют множество реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и т.д. Тем не менее, эта проблема остается актуальной.

Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

В связи с этим необходимость использования ИКТ при обучении в специализированных коррекционных школах очень велика. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из важных способов социализации.
Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами - возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.
Благодаря использованию ИКТ на уроках, учитель переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Спектр использования компьютерных технологий в обучении детей с ОВЗ очень разнообразен: применяя радугу графических изображений, звук, ультрасовременное видео мы получаем многогранное средство преподавания.
Обучая детей с ОВЗ, мы сталкиваемся с низкой учебной мотивацией и познавательной активностью учеников. Компьютер в классе, это не только помощник учителя в повышении эффективности обучения. Он средство позволяющее:

- развить новую информационную культуру деятельности для учеников с ОВЗ;
- повысить уровень мотивации учащихся;
- расширить зону индивидуальной активности ребенка;
- находить источники дополнительной информации по предметам;
- увеличить динамику и образность предлагаемого учебного материала;
- проверить объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкости и оперативности;
- применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся ;
- проводить словарную работу, как способ осознания учебного материала;
- систематизировать новые для учащихся знания;
- активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе.

Применение интерактивных технологий в обучении детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально необходимыми на каждом этапе урока. Так в подготовительную часть урока включаются коррекционные упражнения, которые демонстрируются с использованием мультимедиа. В качестве ярких, увлекательных заданий на развитие мыслительных процессов учащимся предлагаются ребусы, кроссворды, анаграммы, которые не только активизируют внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность, но и корректируют логическое мышление, зрительное восприятия, зрительную память, цветовое восприятие.

При повторении пройденного материала актуализация знаний проходит через работу со схемами, таблицами и тестами, составленными по разделам предметов. Учащиеся с явным интересом выполняют эти задания.
При проведении уроков, таким образом, практикуются индивидуальные формы обучения учащихся на этапе закрепления и проверки знаний. При этом учитель предлагает задание всему классу, а некоторые учащиеся выполняют тестовые задания на компьютере по этой же теме. С использованием компьютерных презентаций улучшается качество преподавания теоретической части уроков, за счет более наглядного изложения нового материала. В педагогическом процессе можно реализовать самые отчаянные и креативные учительские задумки.

В связи с появлением и использованием компьютерных технологий у детей повышается интерес, они находят в занятиях новые возможности для самовыражения, пробуждается любознательность, творческая заинтересованность в обучении. Преподавание большинства материалов по различным предметам предполагает наглядные показы некоторых познавательных моментов. Сообщение различных сведений по предметам реально изучаются с использованием компьютера. Интернет очень расширил возможности обучения. Иллюстративно-объяснительный метод привлекает внимание и стимулирует работу ума детей. Именно это и способствует получению хорошего результата в усвоения изучаемого материала. Новые технологии позволяют моделировать различные ситуации и среды, это ведёт к тому, что познавательная деятельность учащихся активизируется, развивается их мышление, обеспечивается развитие творческих способностей школьников и желание продолжать самостоятельную работу.

Современные средства обучения, снимают напряжение, усталость, утомляемость и вызывают у детей интерес. Электронные учебные пособия, используются:

- в виде презентаций;
- как учебник и рабочая тетрадь;

- как толковый словарь;
- как справочник с учебными видеофильмами;
- как практическое пособие.

Однако возникает необходимость корректировать предложенную информацию для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и в ход урока включать адаптированные фрагменты. В разработке заданий и подготовке текстов для учеников с ограниченными возможностями здоровья учитываются общие закономерности и специфику развития таких детей, логику построения специального обучения и базовые принципы коррекционной педагогики.

Из первой главы можно сделать вывод, что компьютер в руках наших учеников это не только механический тренажер, но инструмент многообразной деятельности, который отвечает любым возрастным интересам и уровням развития обучающихся, развивает их творческое мышление, формирует целостное отношение к информационным знаниям и навыкам компьютерной деятельности. Применение в коррекционно-развивающей и обучающей деятельности современных образовательных технологий, компьютерных программ позволяет эффективнее использовать труд учителя, обеспечивает гибкость образовательного процесса, и дает положительную динамику в обучении детей, что способствует их социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.


© 2010-2022