Технологическая карта урока по экологии на тему Среды жизни (5 класс)

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по экологии на тему Среды жизни (5 класс)Технологическая карта урока по экологии на тему Среды жизни (5 класс)Технологическая карта урока по экологии на тему Среды жизни (5 класс)Технологическая карта урока по экологии на тему Среды жизни (5 класс)Технологическая карта урока по экологии на тему Среды жизни (5 класс)Технологическая карта урока 5 класс

Тема

Среды жизни

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Дата

18.11.2015

Образовательные ресурсы

УМК

Мультимедиа + презентация «Основные среды жизни»

Раздаточный материал для работы в группах и парах

Цель

Организация условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о средах жизни и их обитателях

Формы и методы обучения

Методы: словесный, наглядный, проблемного обучения, моделирования

Формы: индивидуальная, в парах, в группах.

Основные понятия и термины

Среды жизни, среда обитания, водная, наземно-воздушная, почва, организм

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

I Мотивация к учебной деятельности

Для определения темы урока прослушайте это стихотворение:

У осла и соловья,
У лисы и журавля,
У стрекоз и муравья
Жизнь у каждого своя.
Каждый соблюдает точно
Свой режим и дня, и ночи,
И у каждого свое
Облюбовано жилье.

Выбирает привереда
Лишь свое меню обеда,
А в дороге изберут
Каждый собственный
Маршрут -
У букашки и у птички.
Тем-то каждый и хорош,
Что на прочих не похож.

Организует беседу:

о чём это стихотворение?

Учащаяся наизусть читает заранее выданное учителем стихотворение





Выдвигают гипотезы

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.




II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Ребята, к нам в школу по электронной почте из научно-исследовательского института пришло сообщение с просьбой изучить объект, изображенный на этом рисунке. Как вы думаете, что здесь изображено? (Рисунок среды обитания). Как по-научному можно назвать этот объект? Какова тема нашего урока?

Учащиеся выдвигают гипотезы и называют тему урока.

Запись темы урока.

Формулируют цели и задачи урока

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);

контроль, коррекция (если актуализация осуществляется при проверке домашнего задания)

III Выявление места и причины затруднения

Для того, чтобы работа была эффективной будем работать в парах. Перед вами лежат карточки с названиями живых организмов. Подумайте, почему эти организмы оказались в одной группе.

1.Дождевой червь, крот, корни растений

2.Карп, рак, ламинария

3.Ворона, соболь, человек

4.бычий цепень, аскарида, вирус

Обсуждение, выделение признаков, ответы.

Выдвигают гипотезы

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы.

IV Построение проекта выхода из затруднения

Какова же цель урока?

Каковы задачи урока?

Для того, чтобы открыть новые знания, что нам поможет? (ответы учащихся)

У вас на партах лежит раздаточный материал, возьмите карточку с текстом и поработайте над следующим заданием:

Прочитайте текст, выделите основную информацию о средах обитания и характерных для них условиях.

Как быстро и эффективно можно отразить текст в тетради? (ответы учащихся)

Чтобы запомнить новый материал можно составить кластер.

Отвечают на вопрос

Работают в группах с раздаточными карточками: читают текст, анализируют его, оценивают условия существования, знакомятся с живыми организмами данной среды, изучают приспособления живых организмов к среде обитания.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: знаково-символические - моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

V Реализация построенного проекта

Условия существования


Название среды обитания

Обитатели (живые организмы)

Приспособления живых организмов


физкультминутка

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

(потягивание, руки вверх)

Мы попрыгаем немного.

(прыжки на месте)

И пройдемся по дороге.

(ходьба на месте)

За столы садимся дружно-

Нам теперь учиться нужно.

(дети садятся за парты).

Составляют кластер


Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

VI Первичное закрепление во внешней речи

Выступление групп

-водная среда обитания

-наземно-воздушная

- почва

-организм

Представляют информацию по кластеру

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Заполнение таблицы

Среды жизни

Условия существования

Кол-во света

Кол-во

кислорода

Кол-во влаги

Особенные условия

водная


наземно-воздушная


Почва


Организм


Соотнесение с эталоном

Обмен средами обитания

Заполнение таблицы

Название среды обитания

Условия

Приспособления


Взаимопроверка (одна группа проверяет правильность заполнения таблицы другой группой)

Выходят к интерактивной доске по одному и заполняют строки



Осуществляют проверку с эталоном (готовой заполненной таблицей)

Заполняют таблицу

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

VIII Включение в систему знаний и повторение

Для того, чтобы усвоить полученные знания я приглашаю вас в «Картинную галерею», Фотографии помогут вам закрепить еще раз знания о средах обитания.

Называют животное и его среду обитания

Регулятивные: прогнозирование (в случае, если учащиеся самостоятельно выявляют типы заданий, где используется новый способ).

IX Рефлексия учебной деятельности

Оцените, пожалуйста, ваше занятие с помощью дерева знаний:

Составление синквейна (каждая группа по своей среде обитания)

Красный листочек я узнал много нового, мне было интересно.

Жёлтый листочек - я не всё понял, мне было трудно.

Зелёный листочек - я ничего не узнал, мне было не интересно.

Для того, чтобы закрепить знания, полученные на уроке, что возможно сделать? Но наш урок заканчивается. Конечно, закреплять необходимо самостоятельно дома.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Составляют синквейн


Заполняют дерево


Ответы детей

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.



© 2010-2022