• Преподавателю
  • Другое
  • Методическое расписание Требования к структуре дополнительной общеобразовательной программе дополнительного образования

Методическое расписание Требования к структуре дополнительной общеобразовательной программе дополнительного образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации

«Требования к структуре программы дополнительного образования»

В общем виде программа состоит из следующих частей (блоков):

1) Титульная страница; 2) Пояснительная записка; 3) Учебно-тематический план; 5) Содержание про­граммы 6) Список литерату­ры. 7) Методическое обеспечение программы 8) Планируемые результаты деятельности педагога

Титульная страница

Шапка - название учреждения, в котором разработана программа, пишется полностью в верхней части титульного листа в центре «Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы».

Ниже, справа пишется «Утверждено приказом директором МКУ ДО ЦВР Борисовой Е.В приказом № ___ от «___»______20__г.». Программа считается принятой с момента ее подписи директором.

В центральной части пишется название программы и на сколько лет она рассчитана (срок ее реализации).

Ниже, справа, пишется должность составителя программы и его ФИО. Если программа адаптированная (модифицированная), следует указывать программу, на основе которой она адаптирована (модифицированная).

У нижнего поля в центре пишется название населенного пункта, в котором написана программа и год написания программы.

ПРИМЕР

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

Центр внешкольной работы






«Согласовано»

Руководитель МС

________________

МКУ ДО «ЦВР»

Протокол №________

От «______» _________ 201 г.

«Утверждаю»

Директор МКУ ДО « ЦВР»

Борисова Е. В.

Приказ №________

От «______» ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________ 201 г.


Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Золотые ручки»

для детей 13-16 лет

срок реализации образовательной программы 2 года

Педагог дополнительного образования

ФИО (полностью)


с. Зерновое 20__г.



Пояснительная записка

В ней формулируются цели и задачи работы. Цель - это конкретный образ желаемого (ожидаемого) результата, кото­рый реально можно достичь к четко определенно­му моменту времени, иначе говоря, это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. Формулировка цели должна быть максимальна четкой и краткой, полной и логически корректной. Ее назначение - определить стратегию и тактику образовательного процесса. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность. К конечной цели ведут задачи, то есть те этапы, ступени, которые позволяют ее достичь через определенные виды деятельности. Задачи удобнее представить как три ряда задач:

  • учебные зада­чи (развивать познавательный интерес к чему-либо через изучение нового материала; способствовать приобретению определенных знаний, умений, навыков через самостоятельную работу; расширять представления о чем-либо; развивать мотивацию к определенному виду деятельности, включать в познавательную деятельность и т.п.),

    • воспитательные задачи (формировать у обучающихся общечеловеческие нравственные ценностные ориентации, социальную активность через участие в массовых мероприятиях, гражданскую позицию, экологическое самосознание через изучение мира живой природы и условий, влияющих на нее, культуру общения и поведения через совместную деятельность, вырабатывать навыки здорового образа жизни через участие в конкурсе плакатов и т.п.),

    • задачи развивающего про­цесса (развивать деловые качества - самостоятельность, аккуратность, ответственность, активность, обеспечивать гармоничное эстетическое и физическое развитие; формировать потребности в самопознании, саморазвитии).

  1. Указывается вид программы (адаптированная, модифицированная, авторская), раскрывается ее актуальность и практическая значимость для обучающихся.

В настоящее время употребление понятия «адаптированная программа» на основании Закона «Об образовании в РФ» определяется

«программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».

Дается краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, занимающихся в объединении. Описывается состав детской группы (постоянный, переменный), особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).

  1. Прогнозируются знания, умения и навыки, которые должны приобрести обучающиеся в процессе занятий по программе. Перечисляются качества личности, которые могут развиваться у детей в ходе занятий. В программе критерии оценки долж­ны присутствовать обязательно! Надо указать способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирования, зачеты, экзамены, выставки, конкурсы, концерты, соревнования, открытые занятия для родителей, учебно-исследовательские конференции и т.п.

  2. Обосновывается необходимость использования определенной аппаратуры, пособий, техники и др.




Учебно-тематический план

Характеризуя режим организации занятий, необходимо указать:

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Общее кол-во часов в год

3 ч

3 раза

9 ч

324 ч

Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы:

Как правило, эта часть плана оформляется в виде таблицы, и мы предлагаем два вариан­та для разных типов детских объединений.

Первый вариант (традиционный) подходит для тех объединений дополнительного образования, в которых содержание учебной дея­тельности изучается последовательно и имеет более или менее оп­ределенное время для изучения каждой темы образовательной про­граммы.

Календарный план в этих дет­ских объединения может быть оформлен следующим образом:

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

Дата

Теоретич.

Практич.

1.

Название раздела


1.1.

Название темы


1.2.

Название темы


2.

Название раздела


2.1.

Название темы


2.2

Название темы



Итого часов:



Второй вариант составления календарного плана учебно-воспи­тательной работы может быть предложен для тех детских объедине­ний, в которых все обозначенные в образовательной программе учебные темы изучаются не последовательно, а параллельно. Среди таких детских объединений необходимо назвать прежде всего му­зыкальные, спортивные и хореографические, так как каждое учеб­ное занятие в них включает все направления учебной работы.

Для этих детских объединений можно предложить такую форму календарного плана:

Названия разделов и тем

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1. Раздел




  1. Тема

Общее кол-во часов

теория




практ





  1. Тема

Общее кол-во часов

теория




Практ.



Итого часов:



При таком варианте планирования в графе «Название тем» сра­зу выписываются все учебные темы в соответствии с образователь­ной программой, а затем в графах с названиями месяцев отражает­ся изучение каждой темы в течение учебного года.

Содержание программы

  • Указывается название раздела, затем он кон­спективно раскрывается, и таким образом создается представление о том объеме и содержании знаний, которые даются на занятиях. Раскрывать содержание разделов и тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Обычно первой темой программы является введение в изучаемый предмет.

  • Указываются организационные формы занятий (индивидуальные или групповые, теоретические или практические), могут приводиться примеры занятий, игр, планы конкурсов, тесты, исследования, то есть те формы работы, которые позволяют детям наиболее эффективно освоить материал.

  • Указываются методы работы педагога (словесные, наглядные, практические). Эффективность занятия обеспечивается хорошей организа­цией самостоятельной деятельности детей. Педагог должен научить детей приемам самостоятельной работы, сформировать культуру труда и научить работать сообща, помогая друг другу.

  • Перечисляется используемый дидактический материал.


Требования к оформлению программы:


Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14 (в таблице допускается кегль 12), межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля слева 3 см, остальные 1,5 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется.

Календарно-тематическое планирование может представляется в виде таблицы или текста.

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), ЭОР.

Список литературы

Список должен быть достаточно объем­ным. В него должна включаться как литература, используемая педагогом для подготовки занятий, так и научная литература, рас­ширяющая кругозор самого педагога. Может быть составлен от­дельный список литературы для детей и родителей по тематике занятий (для расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка).


Требования к оформлению списка литературы

Список литерату­ры выполняется в соответствии с требованиями ГОСТа. Заключаются они в следующем.

Все источники литературы размещаются в строго алфавит­ном порядке от 1 до последнего.

Описывая книгу, следует указать: фамилию автора, затем инициалы (если имеются); полное название книги (без кавычек!). После косой черты («/») - указывается, под чьей редакцией вышла книга (/Под ред.

П. П. Волкова), а также переводчик (/Пер. А. Левиной). Следует обращать внимание на размеще­ние инициалов! В начале строки сначала идет фамилия автора, затем инициалы; при указании лица, под чьей редакцией выш­ла работа, - сначала инициалы, затем фамилия.

Если приводится статья из книги, то ставятся «//», после которых без кавычек указывается название.

После ставится точка и тире.

Затем указывается город, где издана книга; издательство; цифра года издания (слово «год» не пишется). Допускается опускать издательство, тог­да указывается город и год. Сокращаются только названия городов: Москва - М.; Ленинград - Л.; Санкт-Петер­бург - С.-Пб.



Список литературы

  1. Калашников А. Г. Что такое педагогический процесс. - М., 1926.

  2. Науменко Г.М. Песни зимнего обхода дворов // Народное творчество.- М., 1982. - №11.

  3. Региональная программа развития общего образования Са­ратовской области на 1996-1998 годы /Под ред. Л. Г. Вяткина, Н. П. Корнюшкина. - Саратов: Слово, 1996.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:

- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов и др.).

- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.

- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы т.д.


Планируемые результаты деятельности педагога

Структурный элемент программы, включающий перечень контрольно-измерительного материала. Если контрольно-измерительный материал разработан и рекомендован к использованию по направленностям, то делается ссылка на учебное пособие.


  1. Экономика. 10-11 классы: контрольные задания, тесты\ авт.-сост. О.И. Медведева.- Волгоград: Учитель, 2009.-166с.



Приложение

(приложение - примерная форма пояснительной записки)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа …………….. направленности «___________________» разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

При разработке дополнительной общеразвивающей программы ………. направленности «___________________» были использованы:

Типовая (Примерная) программа……….., утвержденная (допущенная) ………… (при наличии), указать выходные данные (издательство, год издания), авторов - составителей.

Примечание: Если при разработке образовательной программы было использовано несколько типовых (примерных) программ, рекомендуется указать все используемые источники.

Цель дополнительной общеразвивающей программы «___________________» «___________________»: ……………

Задачи дополнительной общеразвивающей программы ………… направленности «___________________»: ……………

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы ……….. направленности «___________________» ………….

Примечание: Рекомендуем отразить важность, существенность данной образовательной программы для настоящего времени.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы …………………. направленности «___________________»……………(указывается при наличии таковой). Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа……… Минимальный возраст детей для зачисления на обучение ………

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы ………………… направленности «___________________»……………

© 2010-2022