Рабочая программа Воспитательная работа на 2015-2018 год

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное

учреждение Ленинградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Всеволожская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»


Рассмотрено и Принято:

Руководитель МО

___________ (Ф.И.О.)

Протокол № ______

«__»___________2014 г.


Согласовано:

Заместитель директора по ВР

.__________(Ф.И.О.).

«__»________________2014 г


Утверждаю:

И..О. директора школы-интерната ___________(Ф.И.О.)

Приказ № _______

«__»_______________2014 г.



ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

НА 2015 -2018 год




Учебный год 2015-2018 уч.год

Группа № 3

Воспитатель_Говцаненко Е.В.

2015-2016 уч.год





Пояснительная записка


Деятельность группы продлённого дня основывается на принципах руководства Законом Российской Федерации « Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, СанПин 2.4.2.1178-02 ,Уставом ОУ.

Программа предназначена для воспитанников среднего звена в специальной коррекционной школе VIII вида. Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными умственными возможностями. Программа содержит материал, помогающий воспитанникам достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

В средней, возрастной, группе воспитатель сталкивается с проблемами поведенческих расстройств, которые усложняют его работу. В своей работе воспитатель должен сделать акцент на развитие возможностей самостоятельного выбора, отбора, принятия решений ребенком при определении своего поведения.

Формирование дальнейших механизмов продуктивного общения, но уже на материале усвоения коммуникативного поведения. В начальном звене воспитатель показывал и объяснял, как себя надо вести, а в среднем-он будет создавать проблемные ситуации , побуждать детей отбирать нужные модели поведения , дополняя и изменяя их.

Важным фактором становится работа по развитию общей психологической компетентности у ребенка с ОВЗ.

Под этим мы понимаем отработку умений:

  • Адекватно реагировать на попытку другого выступить в контакт, уметь его понять

  • Принимать помощь и поддержку другого ребенка даже младшего возраста

  • Адекватно реагировать на свои успехи и неудачи

Важный момент в работе создание основ для последующего профессионального самоопределения: уметь представлять будущее, уметь воображать картины жизни, уметь связывать различные жизненные факты, устанавливать причину и следствия.

Творческое развитие как учебно-воспитательный процесс имеет важное коррекционно-развивающее значение. Воспитательные занятия при правильной их организации, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности у детей с нарушением интеллекта, воспитанию у них положительных навыков и привычек.

. В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.

Решая важные задачи адаптации воспитанников школы-интерната, трудовое воспитание занимает центральное место в общей системе учебно-воспитательного процесса. Именно через трудовое воспитание мы имеем возможность подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и труду на производственных предприятиях, не относящихся к системе социального обеспечения, что и является основной целью данной программы.

Группа продлённого дня призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей.

Цель воспитательной работы: «Создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию функционально грамотной личности культурного, компетентного гражданина, осознающего собственную ответственность за судьбу Отечества и способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать свою настоящую и будущую деятельность в социуме в рамках введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»

Перечень критериев сформированных навыков поведения у воспитанников среднего школьного возраста (11-13 лет)

Воспитанники должны осознавать свое «Я» на личностном и социальном уровнях; у них должны быть сформированы основы психологической компетентности.

  • Знать «Какой я?», «Что я могу?», заложены элементы позиции доверия и уверенности в самом себе; имеется адекватное понимание своих возможностей, способностей, особенностей характера; знает свои «сильные» и «слабые» стороны; умеет общаться в разных социальных группах; имеет навыки речевого, жестового общения; владеет своим настроением; мимикой лица; знает правила взаимоотношений между людьми; умеет слушать и быть интересным другом; может расположить к себе человека. Умеет улыбаться, спорить, избегать драки, конфликта. Умеет работать сообща, сотрудничать; учитывать интересы и желания других.

  • Знает, что здоровье - это бесценный дар, который постоянно надо беречь и приумножать.

Понимает значение спорта, физкультуры для организма.
Владеет элементами какого-либо вида спорта; может сам составить себе комплекс утренней зарядки, физической нагрузки на неделю, в течение дня.
Имеет скоординированную походку, навыки посадки при учебе, еде; позы при сне, беге, ходьбе и пр.

  • Имеет развитое воображение, элементы творческого мышления; знает о широком аспекте творческих профессий и понимает их значение для жизни человека; осознает прекрасное и сам стремится быть красивым и приумножать красоту; сформирована потребность к прекрасному; умеет самостоятельно заниматься каким-либо видом творчества; знаком с основами народного творчества, промыслами.

  • Владеют навыками самообслуживающего труда и способны выполнять работы по дому, участку: убирать, мыть, стирать, гладить, чистить …

  • Имеют представления о видах профессий, труде и зарплате; осознают связь между благополучием человека и его трудом; знают и умеют обращаться с деньгами; четко ориентированы в гражданском законодательстве о правах и обязанностях детей в нашей стране; имеют преставление о правонарушениях и ответственности за это; знают, что они граждане России; знакомы с символикой, обычаями и обрядами.

Таким образом, основными итогами воспитательной работы в плане социализации школьников подросткового возраста являются: становление и развитие системы социальной идентичности осознание своего места в обществе, формирование «Чувства взрослости».

Ожидаемые результаты реализации программы воспитания

Достижение поставленной цели предполагает последовательное и постепенное освоение и познание каждым воспитанником:

  • мира (учится видеть, анализировать, давать оценку окружающей действительности);

  • человека и себя в этом мире (узнает себя, свои качества, учится видеть частное и общее в поведении человека, давать оценку своих нравственных качеств и качеств окружающих);

  • деятельности (знакомство с окружающим миром, познание своего «Я» происходит через виды деятельности, в которой формируются умения и навыки, развиваются личностные качества, способность к творчеству).

Этапы реализации программы

2015-2016 уч. год. Закрепление результатов достигнутых в младшем возрасте, социализация детей путем инклюзии(во внеурочное время, проекты, кружки итд.). Развитие компенсаторных возможностей путем дополнительного образования.

2016-2017 уч. год Основной акцент на «духовно-нравственное воспитание» и социализация детей с ОВЗ в обществе

2017 -2018 уч. год. Профориентация детей с ОВЗ. Основы работы по профессии, возможности самообразования.

  • развитие внутренней убежденности в востребованности ребенка как личности «Наш дом скучал без тебя».

  • Обеспечить успешную адаптацию учащихся на втором этапе образования

  • знакомство с основами правового воспитания «Кодекс товарищества» и законодательство.

  • воспитание основ интимно-личностного поведения.

  • воспитание основ адекватного проведения досуга: своего и товарища.

  • формирование мотивации учебной деятельности; учиться необходимо для жизни.

  • воспитание временной перспективы будущего «Учеба и мое будущее».

  • воспитание ответственности за свое здоровье, здоровый образ жизни.

  • формирование потребности учиться - как основы стабильности будущей жизни; трудовой семестр.


Анализ воспитательной работы за прошедший год

2014-2015 уч. год являлся 4 годом обучения. Приоритетные воспитательные задачи прошедшего года: воспитание чувства коллективизма, умение нести ответственность за свои поступки, приходить на помощь своим друзьям, воспитание патриотизма к своей Родине, социализация детей с ОВЗ. Это было целесообразно, , так как в 2015 г. наша страна отмечала знаменательное событие - 70-летие Победы в ВОВ, и все мероприятия частично или полностью были посвящены этому празднику. Задачи соответствовали возрастным особенностям детей.

В 4 классе особая роль в воспитательном процессе отводится развитию рефлексии собственного поведения, общению со сверстниками и взрослыми, воспитанию всесторонне и гуманитарно-развитой личности детей с ОВЗ, обладающей личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра, способствующие «вхождению» ребёнка с ОВЗ в социальную среду. С этой целью в начале учебного года были проведены коррекционные занятия «Как жить дружно» (формирование детского коллектива)».

С целью психологической адаптации и закреплению организационных навыков и умений для учёбы в школе были проведены беседы, игры, сюжетные уроки, обсуждение художественных произведений и выполнение практических работ.

Дети закрепляли основные школьные правила, отрабатывали приёмы обратной связи, навык индивидуальной, парной и коллективной работы.

Проведена серия занятий:

Умение выражать свои эмоции.

Умение выражать свои мысли.

Школа вежливых наук.

Обратная связь на уроке.

Выходы из спорных ситуаций.

В течение учебного года проводились часы общения, интегрированные и коррекционные занятия: «Безопасный маршрут», «Культурное достояние России», «Интерактивное путешествие по Эрмитажу», «Безопасность детей в интернете», «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила» (воспитание толерантности)», «Согласие да лад - для общего дела клад», «Космические дали», «Шутка и смех дарят успех»,

Одной из задач воспитательного процесса является здоровье сберегающее образование. С этой целью был изучен комплекс утренней зарядки различные физминутки, пальчиковые игры, упражнения для снятия напряжения глаз, подвижные игры на свежем воздухе, коррекционные занятия. В рамках безопасности жизнедеятельности были проведены инструктажи, закреплялись знания детей о безопасности на дорогах. Таким образом, на протяжении всего учебного года велась работа по формированию здорового образа жизни: «Предупреждение пожаров дома и в школе», закрепление правил поведения в различное время года в лесу и на водоемах, на проезжей части, «Не попади в беду», «Растём здоровыми!», «Секреты здоровья», «Мы - весёлые ребята!»(игры на свежем воздухе), «Безопасный маршрут. Знай правила движения, как таблицу умножения», «Мама, папа, я - спортивная семья».

На протяжении всего учебного года проводились беседы, классные часы, викторины, час игры, праздники, направленные на формирование и воспитание положительных качеств человека. Например, большое внимание уделялось патриотическому воспитанию. На коррекционных занятиях было много информации, посвященной истории нашего государства начиная со времён древнего Русского государства и заканчивая современными событиями: «Герои Отечества. Сергий Радонежский», «Детство, опаленное войной», «Беслан.10 лет спустя», «Русь! Россия! Родина моя!», «Мы - вместе! (Вхождение Крыма и Севастополя в состав РФ)». Кроме коррекционных занятий, бесед, , ребята нашего класса изготовили праздничные открытки и подготовили концертные номера для узников блокадного Ленинграда и ветеранов ВОВ . Дети не на славах, а на деле проявили свою активную жизненную позицию и свое отношение к профессии - защищать Родину.

В январе месяце дети проявили инициативу, сделали открытки и концертные номера для пожилых людей пансионата «ОПЕКА»

2. Анализ развития коллектива класса:

На протяжении всего учебного года велась работа по формированию детского коллектива. Дети учились общаться не только с одноклассниками, но и с разновозрастными учениками других классов, решать возникающие проблемы. Иногда им приходилось отстаивать честь своих одноклассников, заступаться за них. Это, безусловно, положительно сказывалось на формирование классного коллектива.

За год жизни нашего класса появилась одна замечательная традиция: поздравление именинников в виде добрых пожеланий. Так дети учатся делать комплименты, видеть положительные качества именинника и быть раскрепощенными в своих высказываниях. В конце года решили праздновать «День именинника» чаепитием, играми и подарками для всех

Драки в группе бывают , т.к. Новодарский Александр старается решить проблемы не путем диалога , а кулаками . Приходится постоянно вмешиваться в конфликты, вести разъяснительные и воспитательные работы с данным учеником отдельно и всем группой вместе. К концу года конфликтов стало меньше, Саша старается измениться в лучшую сторону, и это у него понемногу стало получаться.

3. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:

Ребята посещают школьные кружки, активно участвуют в общественной жизни школы и класса.

За 2014-2015 уч. год учащиеся принимали участие в общешкольных мероприятиях:

День учителя (стенгазета, открытки для учителей, участие в общешкольном мероприятии)

День осени

Новогодний праздник

«Детство, опаленное войной»

День Космонавтики

8 марта

День рождения школы ( концертные номера)

Общешкольное мероприятие к дню победы

В классе были проведены праздники, на которых участвовали дети вместе с родителями:

.

Учащиеся принимали активное участие в школьных и районных конкурсах:

Международный конкурс «Осенние фантазии» ( первое места ЧистяковаАнна, Новодарский Александр

Международный конкурс «Новогодняя сказка» ( первое место коллективная работа Новодарский, Чистякова, Сергеева)

Городской конкурс «Варежка для профессионналов»

Районный конкурс «Шире круг» ( награждены граммотами и призами)

Районный конкурс «Лучшая пожарная станция»

Конкурс «Пасхальное яйцо» - поделка и рисунок.

Акции «Открытка для ветеранов», «Открытка для пожилых людей», «Подари игрушку», «Покормите птиц зимой»

.

Активное участие в жизни школы и класса на протяжении всего учебного гола принимали участие следующие обучающиеся: Чистякова А., Новодарский А. Сергеева Д. Фетисов А., Голубев С.

4. Анализ работы органов самоуправления:

Участие учащихся в классном и школьном самоуправлении, организаторской деятельности соответствует возрастным особенностям. Дети по своему желанию и учетом своих возможностей распределились на сектора, среди них были распределены обязанности. На протяжении всего учебного года ребята активно и добросовестно выполняли свои обязанности: выпускали классные газеты, помогали в подготовке и проведении различных классных мероприятий. Активную помощь воспитателю оказывала староста класса - Чистякова А.

5. Анализ развития учащихся класса:

В процессе обучения в4 классе хорошие знания показали следующие обучающиеся: Новодарский А. Чистякова А, Февтисов А. Необходима индивидуальная помощь со стороны учителя, воспитателя, помощь и поддержка своих родителей, Голубева С, Сергеевой Д. Абрамову Н.

6. Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе:

Использование различных форм и методов в воспитательной работе дают свои определенные плоды. Тематика мероприятий была разнообразна, направлена на всестороннее развитие и воспитание личности. Каждый ребенок мог найти ту тему, в которой смог бы проявить свои лучшие качества, применить свои знания по силам. Это создавало доброжелательную обстановку в классе, ситуацию успеха для участников. Девиз нашего класса можно выразить фразой «Не ошибается только тот, кто ничего не делает!», поэтому ребята не боялись выглядеть как-то не так, потому что знали, что над ними не будут смеяться. И это очень хорошо.

Конечно, чтобы дети могли быть свободными в своих проявлениях, им нужна свобода, но граничащая с обязанностями. Не бывает свободы и прав без определенных ограничений и обязанностей. Свобода каждого заканчивается там, где начинается несвобода другого. Это нужно разъяснять детям постоянно, пока не выработается толерантность в отношениях между людьми. Конечно, это работа не одного года, а нескольких лет, главное - не останавливаться на достигнутом уровне.

Не менее важной задачей воспитания является экологическое воспитание. Ведь от того как они будут относиться к окружающему миру будет во многом зависеть их гражданская позиция к малой Родине, к стране в целом. Не случайно в 4 классе этому уделяется большое внимание. Очень познавательные были занятия «ФЛОРИСТИКОЙ» в течение года.

Формированию здорового образа жизни в4 классе уделяется особое внимание. Вредные привычки, сохранение здоровья в раннем возрасте - одна из волнующих тем в воспитательной работе. В настоящее время дети уже имеют ослабленное здоровье, поэтому на коррекционных занятиях необходимо заострять внимание детей на пагубном влиянии сигарет, алкоголя, наркотиков на детский организм, на возникновение несчастных случаев из-за них. Дети в ответе за свое здоровье наравне со взрослыми. Так как сейчас большинство детей проводят время за компьютером, необходимо внимательное отношение взрослых и контроль с их стороны за тем, что именно происходит с их детьми в виртуальном пространстве, чем они заняты, сидя за компьютером. Необходим цензор сайтов, чтобы оградить детей от неприятностей. Так на примере занятия «Безопасность детей в интернете» дети поняли важность .

В течение всего года дети посещали кружок «футбола», фитнес клуб «Драйв»

7. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы:

В воспитательной работе нельзя не учитывать разно-уровневую подготовку детей во всех областях и степень УО. В работе с детьми были использованы ИКТ-технологии - проведение дистанционных курсов.

.

Работа с детьми

1. Проведение индивидуальных бесед, консультаций. 2. Встречи с родителями и детьми. 3. Оказание методической помощи детям и их родителям.

4. Привлечение детей к проведению классных и общественных мероприятий.

8. Анализ педагогического взаимодействия с семьей:

В течение учебного года осуществлялась работа с родителями. Проводились индивидуальные беседы и тематические консультации,

Участие родителей в воспитательном процессе осуществлялось с помощью следующих форм деятельности:

творчество детей и родителей.

Внеклассные мероприятии.

Помощь в организации и проведении внеклассных дел.

Помощь в укреплении материально - технической базы класса.

Работа с родителями:

1. Привлекать родителей к организации и проведению классных мероприятий ( праздников, конкурсов, экскурсий).

2. Усиливать внимание школы и родителей на воспитание детей в семье. 3. В течение года посещать семьи, находящиеся в социально-опасном положении . 4. Проводить родительские собрания.

Выводы:

Цели и задачи воспитательной работы в 2014-2015 учебном году были направлены на создание условий для успешной работы в школе, формирование детского коллектива, умению общаться и сотрудничать, уважать чужое мнение, формирование нравственной культуры миропонимания, воспитание патриотического чувства к Родине.

Воспитательные мероприятия были направлены на достижение поставленных задач. В следующем учебном году необходимо продолжить работу по сплочению детского коллектива, развивать чувство отзывчивости и товарищества, воспитание патриотизма (оно не должно ограничиваться юбилейным годом, а обязано продолжаться непрерывно!), формировать потребность в здоровом образе жизни, продолжить тесное сотрудничество с родителями в деле воспитания и развития учащихся будущего 5 класса.


Характеристика группы

Количество учащихся в группе - 8.

Учащиеся дети с ОВЗ, инвалиды и дети с умственной отсталостью( легкой, средней и тяжелой степенью.)

Детей инвалидов в группе 2 человека

С 4 группой УО - 1 человек

УО + зрение - 5 человек

УО + гиперактивность 1 человек

Социальный состав семей - в основном малоимущие и неполные семьи и асоциальные семьи.

Неблагополучных семей - 8

Неуспевающие учащиеся есть: Голубев Сергей (по всем предметам), Богданович Дмитрий( по математике, ) Абрамов Никита( по всем предметам), Сергеева Диана ( по всем предметам), Фетисов Александр ( письмо и развитие речи)

Состав группы разный по возрасту.

Отношения между учащимися дружественные, развита взаимовыручка, взаимопомощь. За прошлый год улучшилась дисциплина и успеваемость.

Основные направления, формы и содержание работы с коллективом учащихся.

Направления воспитательной работы

Цель воспитательной работы

Основные задачи

1.

«Я и мой мир»

Формирование культурной и психически уравновешенной личности

Формирование:

-практических навыков культурного поведения;

-представления о нравственных эталонах поведения

-приемов саморегуляции эмоциональной и волевой сфер

2.

«Я и мой труд и профессия»

Развитие стремления приносить пользу людям, овладение элементарными навыками труда

-знакомство с различными видами труда

-социальная адаптация, практическая подготовка к жизни и труду

-воспитание трудолюбия, ответственности за порученное дело, соблюдение трудовой дисциплины

3.

«Я и моя семья»

Формирование представления у школьников роли семьи в воспитании детей, помощь в осознании ценности семейных отношений, осознании своей роли в обществе и семье

Формирование:

-знаний о родственных связях

-представлений о долге перед близкими людьми

представлений о качествах, характерных для девочек и мальчиков

4.

«Я и моя природа»

Воспитание этического, нравственного и практического отношения к окружающей действительности, умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами

Развивать:

-представление об ответственности человека за сохранение природы

-желание заботиться об окружающей среде, любить все живое

-предвидение последствий своего поведения в природе, знание правил поведения в природе

5.

«Я и мое здоровье»

Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, умении соблюдать гигиенические нормы и культуру быта; формировать умение рационально организовывать свою жизнь

-расширять опыт сохранения и укрепления здоровья, приобщать к здоровому образу жизни;

-углублять знания о правилах личной гигиены, формировать привычку соблюдения личной гигиены;

-содействовать осмыслению необходимости двигательной активности, способствовать приобретению элементарных навыков саморегуляции;

-привлекать учащихся к участию в спортивно-массовой работе

Методы работы с детьми

Самоподготовка.

Средняя продолжительность занятия на самоподготовку должна составлять 45 минут. Такой временной регламент связан с местом занятия в режиме дня и его основным функциональным назначением - стать формой полезного активного отдыха, подготовить организм к дальнейшей учебной нагрузке. При этом не рекомендуется копировать уроки ни в плане содержательной «начинки» занятия, ни его структурных компонентов, ни в способах деятельности. Детям должны быть созданы условия для смены видов деятельности, отличных от учебной, и обеспечен продуктивный отдых.

Игровая деятельность.

При работе рекомендуется широко использовать игры, знакомые детям по младшему школьному возрасту. Это помогает снять эмоциональное и психическое напряжение. Игра всегда была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения.

Коррекционное занятие

Коррекционное занятие - это мероприятие, проводимое в воспитательных целях. Воспитатель готовит его заранее, ставит цель, задачи, определяет приемы и методы воспитательного воздействия. При необходимости можно привлечь к участию воспитанников, родителей, членов педагогического коллектива - педагога-организатора, музыкального руководителя, библиотекаря, работника музея и др.

Прогулка

- одна из форм организации активного отдыха, служащая для восстановления работоспособности детей. Прогулка расширяет кругозор, развивает познавательные интересы. Прогулка- это занятие на воздухе, она имеет свои цели, содержание, методику.

Прогулку начинаю с сообщения цели, провожу беседу по технике безопасности, даю детям отдельные поручения. В основной части прогулки провожу с детьми наблюдения, беседу по теме прогулки, подвижные игры. По окончании прогулки - краткое подведение итогов.

Работа с книгой на ГПД.

. Формы и методы работы с книгой:

- чтение вслух школьниками;

отдельных произведений,

отрывков из книг.

- чтение про себя, с последующими ответами на вопросы, пересказом;

- рассмотрение иллюстраций к прочитанным произведениям;

- просмотр книг по определённой теме;

- литературное чтение с заучиванием стихов, литературные монтажи;

- викторины по прочитанному;

- конкурсы, разгадывание кроссвордов;

- проведение литературных утренников и праздника книги;

- выставки любимых книг;

.

Занятия по ознакомлению с культурой поведения.

Задачи:

- формирование в единстве сознания и поведения у детей;

- формирование единства слова и дела;

- формировать умение следовать правилам культуры поведения.

Культура поведения - это культура общения, речи и внешнего вида.

Кружковая работа.

Воспитатель может самостоятельно организовать кружковую работу в любом направлении или отвести детей в кружки, секции, клубы по интересам. Кружковая работа так же должна быть запланирована, носить системный и систематический характер. Каждый ребенок может посещать не более двух кружков (нормы СанПин)

Работа с родителями.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений работы воспитателя группы продленного дня. Готовясь к встрече с родителями, нужно продумать тактику общения с каждым взрослым. При этом нужно помнить, что дети берут с него пример, учатся общаться и вести себя в социуме.


























© 2010-2022