Мастер-класс по программе БОС-здоровье

Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс «Правильное дыхание или дружба сердца и легких»

Цель урока: дать детям представление о правильном дыхании. Задачи:

  1. Закрепить понятия «сердце», «легкие»

  2. Научить детей диафрагмально-релаксационному типу дыхания.

  3. Познакомить с сюжетами программы «Дыхание»

  4. Обучить детей навыкам расслабления.

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор

  2. компьютер и прибор БОС.


ХОД УРОКА

Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Рада вас приветствовать на мастер-классе БОС здоровье. Дети, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие в страну здоровья.

Слайд 1 - Посмотрите внимательно на доску и скажите, чему мы учимся на уроках здоровья «Правильное дыхание или дружба сердца и легких».

Путешествуя по увлекательному миру дыхания мы с вами узнали о том, как нужно правильно дышать, и о том, как важно беречь свое здоровье. А чтобы лучше вспомнить наше путешествие давайте проведем викторину.

Слайд 2

  1. Сколько времени человек может прожить без воздуха? Без воздуха мы не можем прожить и 5 минут.

Попробуйте задержать дыхание. Только очень тренированные люди могут задерживать дыхание на большой срок.

Слайд 3

  1. Для чего человеку нужен нос?

  • Чтобы держать очки

  • Чтобы совать его в чужие дела

  • Чтобы дышать

  • Чтобы «носить» веснушки

Нос очищает вдыхаемый воздух, согревает его. Если бы холодный воздух попадал прямо в легкие, человек часто бы простужался и заболевал.

Слайд 4

  1. Вы вдохнули воздух через нос. Куда он отправится дальше?

  • В легкие

  • В сердце

  • В живот

Слайд 5

  1. На что похожи легкие?

  • На камень

  • На губку

  • На бумажку

  • На шляпку

Слайд 6

  1. Где живут легкие?

  • В загородном доме

  • В квартире

  • В клетке

  • В грудной клетке

Слайд 7

6. Как называется мышца, которая заставляет легкие работать? Диафрагма

В нашем организме есть необычная мышца - диафрагма! Вы не можете ее увидеть или потрогать. Она делит туловище на 2 этажа. На верхнем этаже живут легкие и сердце. На нижнем этаже находится живот и все, что в нем.

Как поршень двигается в насосе, так двигается в твоем теле и диафрагма. Вверх и вниз.

Слайд 8

На вдохе диафрагма сокращается и опускается вниз.

Слайд 9

А на выдохе диафрагма разжимается и поднимается вверх.

Слайд 10

7. Сердце у человека размером с...

  • Горошину

  • Яблоко

  • Кулак

  • Арбуз

Сердце очень трудолюбиво, работает без остановки. Много тысяч раз за день оно произносит «тук-тук» и ни разу не останавливается. Давайте послушаем как стучит наше сердце.

Слайд 11 - Легкие и сердце - друзья

Сегодня мы узнаем одну из тайн нашего организма. Сердце бьется чуть-чуть по-разному на вдохе и на выдохе! А почему так происходит? Дело в том, что сердце и легкие -большие друзья и работают вместе.

Во время физических занятий после бега, прыжков, плавания - сердце бьется гораздо быстрее. Когда человек находится в спокойном состоянии, его дыхание ровное, спокойное и сердце бьется ровно.

Чтобы дружба между ними была крепкая, нужно научиться правильно дышать. От этой дружбы исчезнут все болезни.

Слайд 12

Так в чем же заключается секрет правильно дыхания.

Дыхание животом.

Слайд 13

Давайте вместе расскажем стихотворение.

Лезет дяденька-бронхит,

Пневмония, трахеит.

Астма хочет подружиться...

Как же мне от них отбиться?

Как непрошенных прогнать?

Животом учусь дышать

Слайд 14

Причесалась - плачу. SOS! На расческе - сто волос. Лезут волосы по дому. Часто бегаю к зубному. Потеряла цвет лица... Эй! Верните беглеца! Где былая красота? Не осталось и следа! Красоту чтоб не терять,

Животом учусь дышать. Слайд 15

Происходит наважденье:

Я забыл свой день рожденья!

Сколько съел конфет, забыл.

Фильм любимый пропустил.

Чтобы все не забывать,

Животом учусь дышать.

Слайд 16

Димка очень разозлил.

Я б его сейчас побил!

Свирепею не на шутку!

Лучше сяду на минутку.

Я расслабился, и вот -

Поднимается живот...

Я на Димку не гляжу!

Просто правильно дышу!!!

Слайд 17

Для чего нужно правильно дышать?

Чтобы не болеть, чтобы волосы не вылезали, не выпадали зубы, чтобы ничего не забывать, чтобы быть внимательным, чтобы память была лучше.

Давайте проверим у кого хорошая память. Послушайте несколько слов и запомните «Здоровье, человек, лень, радость, дыхание, спорт, сердце, воздух, сон».

Слайд 18

Давайте поиграем! Поучимся дышать животом.

Сядьте ровно, опустите плечи. Одну левую руку положите на грудь, правую на живот. Вдохните носом и надуйте живот, Выдохните плавно ртом и втяните живот. Сначала вдох

Воздух через нос легко вдыхается И животик, словно шарик надувается. А теперь выдох!

Выдыхаем долго, сделав трубочкою рот, И сдувается как шарик наш живот.

Слайд 19

Ребята, как мы дышим, увидеть довольно просто, а вот как сердечко разносит по кровеносным сосудам кислород, мы не видим.

Долгие годы ученые думали над этим и, наконец, изобрели прибор, которые помогают нам увидеть и услышать, как работает наше сердечко, и с помощью дыхания научиться управлять им.

Для того, чтобы узнать, насколько дружны сердце и легкие, ученые изобрели прибор, который назвали ПОБОСИК или прибор БОС.

Слайд 20

Я не котенок и не песик,

Но я ваш друг - прибор ПОБОСИК.

Я научу вас так дышать,

Чтоб не болеть и не чихать!

А сейчас садитесь за компьютеры. Открываем программу. Урок №7.

Какие оценки получили за урок? У кого оценка за этот урок выше, чем за предыдущий.

Для чего нужно правильно дышать?

Молодцы.

Кабинет БОС-здоровье

Кабинет БОС-здоровье был приобретен школой в 2009 году.

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения страны сейчас не просто она из ряда проблем, существующих в нашем обществе - это проблема, приобретающая приоритетное значение, так как от решения ее зависит будущее нашей страны.

За последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц уменьшилось с 28,3% до 6,3%.40% юношей не годны к военной службе по медицинским показаниям

По данным экспертов Минздрава число здоровых детей с 1 по 8 класс снижается в 4 раза!

Зато увеличивается число детей:

- с близорукостью в 10 раз;

- с нарушение опорно-двигательного аппарата в 1,5-2 раза;

- с аллергическими болезнями в 2 раза;

- с заболеваниями крови в 2,5 раза;

- с нервными заболеваниями в 2 раза.

Число практически здоровых детей составляет 5%.

Возникает вопрос: где та структура, которая может решить эту проблему? И кто эти люди, которые могут не допустить такого падения уровня здоровья в стенах образовательных учреждений?

Школа должна стать центром здоровья для детей и педагогов.

Технология биологически обратной связи является универсальной, так как в ней есть все признаки здоровьесберегающих технологий.

Данная методика за последние 15 лет прошла многочисленные апробации, получила хорошее аппаратно-программное обеспечение и нашла широкое применение в школах и детских садах.

Формирование и тренировка диафрагмально-релаксационного типа дыхания производится путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи.

Групповые занятия являются основной формой проведения тренировки в школе (2 группы по 4 человека).

Этапы проведения сеансов БОС-здоровье:

  1. Подготовительный этап (теоретические уроки - обобщение знаний о ЗОЖ, знакомство с работой системы, диафрагмально-релаксационном типе дыхания)

  2. Выработка нового типа дыхания с помощью приборов БОС (1-3 занятия)

  3. Основной этап - состоит из курса оздоровительных процедур на тренажёрах для формирования и закрепления освоенного навыка дыхания (10-12 занятий)

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность 1 занятия на компьютере 9-11 минут. Занятие состоит из сюжетов работы - 2 минуты, сюжетов отдых - 1 минута.

Ожидаемые результаты обучения:

Биологическая обратная связь (БОС) - это учебный процесс, в котором обучающиеся учатся улучшать своё здоровье и психологическое состояние, наблюдая сигналы, идущие от собственного тела. Это весьма эффективный способ для контролирования уровня напряжения, достижения действительного расслабления и помощи в достижении личных целей.

Здоровому ребенку БОС обеспечивает совершенную работу организма и защищает от болезней; ребенку с проблемами в состоянии здоровья дает инструмент раскрытия и использования резервов организма с лечебной целью. Приобретенный навык остается с человеком на всю последующую жизнь.

Эффект проводимого курса лечения:

Нормализуется взаимодействие дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Одновременно снимается психоэмоциональное напряжение, улучшаются общее самочувствие, сон, работоспособность, настроение, происходит оздоровление организма в целом.

Способы определения результативности:

Контроль за приобретением и выработкой навыка диафрагмально - релаксационного дыхания осуществляется проведением и сравнением результатов входной и итоговой диагностики теоретико-практических уроков БОС-Здоровье. Сопоставляя данные начала года и конца, определяется динамика формирования навыка диафрагмально-релаксационного дыхания у воспитанников.

Критерии выработки диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной ДАС:

- увеличение ДАС ((дыхательной аритмии сердца);

- снижение числа дыханий (до 7-12 дыханий в минуту);

- снижение числа сердечных сокращений на выдохе;

- ровная стабильная пульсограмма;

- повышение оценки.

На каждого обучающегося заполняется «Паспорт здоровья», где отслеживается динамика усвоения дыхательной гимнастики, ДАС (дыхательной аритмии сердца).

Программа разработана таким образом, что после каждого проведенного занятия на тренажере «БОС-Здоровье» компьютер выводит результат на экран монитора в виде:

- оценки;

- среднего показателя величины ДАС за урок «БОС-Здоровье»;

- графика изменения пульса и частоты дыхания во время урока.

Эти данные записываются в память компьютера под именем данного обучающегося. Завтра этот обучающийся снова придет заниматься, значит и следующий урок попадает в память на хранение.

Оценка за здоровье является необходимым атрибутом образовательного процесса. По окончании занятия «БОС-Здоровье» у обучающегося фиксируется среднее значение ДАС. Далее компьютерная программа, учитывая возраст и показатель ДАС ученика, выставляет оценку за здоровье.

Низкая оценка за занятие не показатель плохих знаний ребенка, а показатель уровня его здоровья, который будет повышаться по мере проведения уроков «БОС-Здоровье»: ребенок пока не владеет навыком правильного дыхания и ему необходимо продолжить уроки «БОС-Здоровье».

Повышение оценки за урок говорит о том, что ребенок начал овладевать навыком и что его здоровье стало укрепляться. Если оценка упорно не желает расти, значит, следует показать ребенка врачу для проведения широкого обследования и выяснения причин его нездоровья.

Если в ходе реализации базового курса на удалось выработать устойчивый навык диафрагмально-релаксационного дыхания, то ребенку показан повторный курс через 1-2 месяца.

© 2010-2022