«Я - концепция»

Раздел Другое
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Я - концепция».

Составила учитель начальных классов - Гречуха И.А.

Пусть живая, ищущая мысль ребёнка,

рассуждение, доказательство, сопоставление

освещают все стороны изучаемых явлений и помогают

не только усвоению понятий, но и овладению навыками.

Л.В.Занков

От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умения связывать теоретический материал с практической деятельностью. Поэтому на протяжении всей моей педагогической деятельности я ставлю перед собой главную цель « Научить детей учиться».

Уметь учиться - это, значит, уметь самостоятельно и эффективно выполнять учебную деятельность. По Д.Б.Эльконину «Учебная деятельность-это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий… Результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является изменение самого ученика, его развитие»… Поэтому моя цель всего процесса обучения - это развитие ученика.

Выбор средств, методов и технологий обучений определяется целью, которую ставит перед собой педагог. Если обратиться к определению «Педагогическая технология (по В.М.Монахову)-это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса в безусловных комфортных условиях для учащихся и учителя». В самом определении заложено творческое начало активизации деятельности, как педагога, так и ученика.

Исходя из всего выше сказанного, из цели, которую ставлю перед собой, я использую технологии, предлагающие построения учебного процесса на:

-проблемной основе (Л.В.Занкова),

-опережающей основе (С.Н.Лысенкова),

-учебное взаимодействие.

С 1 класса начинаю работу по развитию речи учащихся. В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий проблема развития речи учащихся прообретает всё большую остроту.

Если вспомнить, что развитие речи теснейшим образом связано с развитием мышления, становится понятно, почему эта проблема является одной из главных. Существует несколько условий развития речи. Это и наличие хорошей речевой среды для учащихся, и обеспечение усвоения школьниками достаточного лексического запаса, и создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся. Последнее условие в сочетании с сотрудничеством даёт неплохие результаты. Сотрудничество в учебном процессе представляет собой разветвлённую сеть взаимодействия: учитель-ученик, ученик-ученик, общегрупповое взаимодействие учеников.

Начинаю работу с 1 класса со стиля отношения учителя и ученика. Очень важен тон общения, важно вовремя похвалить ученика, как за правильный ответ, так и за смелость высказывания своего мнения, даже идущего вразрез с мнением других.

С 1 класса начинаю учить учеников работать в паре. Этот вид работы, на мой взгляд, является одним из наиболее эффективных. В паре могут успешно работать сильные и слабые ученики. Важно, что парная работа приучает учащихся внимательно слушать ответ товарища. Обеспечивает регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и значительно повышает речевую и мыслительную активность каждого ученика в благоприятных для него условиях при полной релаксации.

Работа в группе учит школьника вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения. Показатели развития устной и письменной речи :

  1. уровень связности речи;

  2. уровень умений учащихся по восстановлению деформированного текста;

  3. уровень умения составления текста в соответствии с заданным жанром ( со 2 класса).

Другим, немаловажным условием учебной деятельности для развития ученика является дифференцированный подход к обучению. Так как ребятишки поступают в 1 класс с разным уровнем подготовки, то и уроки стараюсь строить таким образом, чтобы каждый ученик, независимо от степени своей подготовленности, с каждого урока уносили для себя что- либо новое, т.е. получал развитие, укреплял уже имеющиеся знания и не терял интерес к обучению. Для этого я начала обучение « с забеганием вперед». Когда я работала по традиционной программе, то переделывала тематическое планирование с 1-4 классы, сознательно включая в урок темы, которые будут изучаться позже. Благодаря такому построению урока ребятишки, которые поступили с хорошей подготовкой в 1 класс, не «топтались» на месте, изучая знакомый им уже материал, а имели возможность закрепить те знания, умения и навыки, которые у них уже были и одновременно получить новую информацию. А те учащиеся, уровень подготовки, к школе которых был ниже, получали знания по установленной программе. Сотрудничество со сверстниками является дополнительным источником мотивации для того, чтобы включиться в учебный процесс и не «выпадать» из него. Доказано, что именно общение и сотрудничество со сверстниками - та область деятельности, где наиболее успешно осваиваются малознакомые действия; сотрудничество в группе равных помогает каждому ребенку посмотреть на себя со стороны, соотнести свои мнения и действия с действиями других и общим результатом. В обучении по системе Л.В.Занкова тематическое планирование переделывать почти не приходится, т.к. одна из «заповедей» урока развивающего обучения - создать ситуацию помощи менее продвинутым ученикам через ответы хорошо успевающих.

. Урок строится так, чтобы ученик мог систематически повторять пройденное, формировать навыки, автоматизировать их, продвигаться в познании предмета, развивать характер и волю в самостоятельных работах. Поэтому самостоятельной работе, не зависимо от урока, я отвожу особое место. Часто на уроке учащиеся выполняют несколько видов самостоятельной работы, каждый вид работы обязательно проверяется. Форма проверки используется разная: самопроверка, взаимопроверка, сверка с доской, с помощью сигнальных буквенных карточек. Полезно, когда в классе висят наглядные пособия, выполняющие опорную функцию в управлении мышления учащихся. Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального или материализованного действия с предметами или их моделями, рисунками, схемами. Поэтому при усвоении необходимых понятий, правил, последовательности выполнения работы я применяю общие и индивидуальные схемы-опоры.

Есть у меня диагностические листы, где я прослеживаю результаты проверочных, контрольных работ, формирование учебных навыков. Делаю анализ пробелов в знаниях и умениях каждого ребенка. Это дает возможность дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей.

Большую помощь в возникновении познавательного интереса ребенка на протяжении всего урока оказывает сменяемость видов деятельности. Любой вид деятельности на уроке я использую для обучения детей самоконтролю, самоанализу, самооценки.

Начиная с 1 класса, учу детей выражать свои мысли, анализировать и рецензировать ответы своих товарищей, вступать в беседу, в дискуссию со мной и ребятами. Если у ученика нет своего взгляда, не развита самостоятельность суждения, у него вряд ли разовьётся глубокий интерес к какой-либо области знаний. Необходимо обеспечивать напряжение мысли каждого ребёнка, так как знания, добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти.


© 2010-2022