• Преподавателю
  • Другое
  • Занятия по развитию речи «Рассматривание картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень» (старшая группа ДОУ)

Занятия по развитию речи «Рассматривание картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень» (старшая группа ДОУ)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта организованной учебной деятельности в старшей группе по теме: «Рассматривание картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень».

Автор: Босякова Надежда Юрьевна, воспитатель мини-центра КГУ «Качарской средней школы №1», пгт.Качар.

Описание материала: Предлагаю вам технологические карты организованной учебной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме: «Рассматривание картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень»; Рассказ на тему картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень».

Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект познавательного занятия, направленного на развитие образной речи старших дошкольников средствами произведений живописи.


Образовательная область: «Коммуникация»

Раздел: «Развитие речи»

Тема: Рассматривание картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень».

Цель: познакомить детей с содержанием картин; закрепить умение различать цветовые оттенки осенней листвы; формировать умение сравнивать два похожих пейзажа.

Материал: репродукция картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень», пьеса П. И. Чайковского «Осенняя песня» (октябрь) из цикла «Времена года».

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

На стенде репродукции картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень».

Читает отрывок стихотворения Ф. Тютчева:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Рассматривают картину.


Организационно - поисковый


Звучит музыка.

Читает отрывок из рассказа И. Соколова - Микитова «Осень в лесу»:

«Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень…

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.

По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие дни летает над землей, садится на лицо липкая паутина».

- Как вы думаете, какие названия дали художники своим картинам?

- Давайте рассмотрим пейзаж Исаака Левитана. Что вы видите на картине?



- Какие деревья на картине?

- Какое небо и река?

- Какое настроение охватывает вас, когда вы смотрите на эту картину?

Предлагается рассмотреть репродукцию картину В. Поленова.

- О чем картина художника Василия Поленова?

- Что изобразил художник? Опишите перелески, привольно раскинувшиеся по высокому берегу Оки.

- Какая река Ока на картине?

Какое небо?

- Какое впечатление производит картина Поленова? Какие пробуждает у вас чувства?

- Дети, сравните эти осенние пейзажи. Чем они похожи, чем различаются? Расскажите об этом.

Рассказывает на тему картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень»:

«Два великих русских художника - В. Поленов и И. Левитан, кажется, вместе любовались «пышным природы увяданьем» в чудесный осенний день. Они изобразили лес, «точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…» («в багрец и золото одетые леса…»), и нашли выразительное многоцветье красок для описания прелестной осенней поры. Золото листвы красиво оттеняет прозрачные воды рек и синеву неба. Гладкую поверхность медленно текущих рек еще не беспокоит порывистый холодный ветер. В реках, словно зеркале, отражаются прибрежные деревья, кусты и высокое небо. На обеих картинах запечатлён теплый, безветренный день. Все дышит тишиной и осенним покоем. Природа готовится к долгому зимнему сну. И только яркая изумрудная зелень озимого поля вдали на картине И. Левитана и могучий зеленый дуб - великан на картине В. Поленова говорят нам о том, что после морозной, снежной зимы придет весна, и земля снова пробудится к новой жизни».

Слушают рассказ.






Высказывают предположения.

Прекрасный день осени. Роща пылает кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен.

Трепетные осины, золотые, багряные березы.

Делятся впечатлениями.

Рассматривают картину.


Описывают.


Делятся впечатлениями.


Сравнивают картины.


Слушают рассказ, рассматривают картину.

Рефлексивно - корригирующий

Подведение итогов занятия

-С какими картинами мы сегодня познакомились?

- А для чего мы знакомимся с картинами, рассматриваем их, рассказываем про них?

Подводят итоги.

Отвечют.

Чтобы видеть мир в красивых тонах, воспитывать чувство прекрасного.

Ожидаемый результат:

Знать: название картин и имена художников.

Иметь: навык рассматривания пейзажной картины.

Уметь: сравнивать два похожих пейзажа.



Технологическая карта

организованной учебной деятельности.


Образовательная область: «Коммуникация»

Раздел: «Развитие речи»

Тема: Рассказ на тему картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень».

Цель: учить последовательно, описывать пейзажную картину (название, зачин, микротемы, заключение), используя образные средства.

Материал: репродукции картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень».

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

На стенде выставлены репродукции обеих картин.

Читает отрывок И. Бунина:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

………………………………

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Рассматривают картины, слушают стихотворение.

Организационно - поисковый



- Дети, вспомните авторов и название каждой картины.

- О чем эти картины?

-Как бы вы назвали эту картину?

- А как вы думаете, почему художники назвали свои картины именно «Золотая осень»?

-Какие приметы осени вы видите на этих картинах?

-Какое небо?

-Какой день изображен на картинах: ясный или пасмурный?

-Есть ли на небе облака? Какие они?

-Как вы думаете, какое настроение у берез?

- Какими словами можно сказать о небе на картинах, о деревьях, облаках, о погоде, о настроении природы, о настроении картины?

-А как вы думаете, с каким настроением художники рисовали эту картины?

- Ребята, а давайте попробуем придумать по этим картинам рассказ.

- С чего вы начнете свое описание и чем его закончите?

- Кто желает по этим замечательным картинам сочинить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о облаках, о деревьях, о погоде. Постарайтесь рассказывать, не спеша, выразительно.

Вспоминают.

Отвечают на вопросы воспитателя по содержанию картины.











Рассказывают.

Рефлексивно - корригирующий

Подведение итогов занятия

Оценивает рассказы, вместе с детьми выбирает наиболее полный и интересный рассказ.

Подводят итоги.

Ожидаемый результат:

Знать: названия картин и имена художников.

Иметь: представление о пейзаже.

Уметь: последовательно описывать пейзажную картину, используя образные средства.









© 2010-2022