• Преподавателю
  • Другое
  • Статья по педагогике на тему: Пути и средства развития культуры общения младших школьников

Статья по педагогике на тему: Пути и средства развития культуры общения младших школьников

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3


Статья на тему: «Пути и средства развития культуры общений младших школьников».

Создание новых социальных отношений в современном обществе делает проблему развития культуры общения приоритетной, так как процессы общения пронизывают все сферы жизнедеятельности современного общества.

Большой потенциал для этого содержит младший школьный возраст, так как новые общественные отношения, в которые включается ребенок с приходом в школу, а также новообразования данного возрастного периода являются благоприятными условиями развития у детей культуры общения.

В настоящее время у многих детей младшего школьного возраста возникают неустойчивые дискомфортные состояния, трудности в общении с педагогами и сверстниками, затрудняющие выполнение школьных требований. Вместе с тем ситуация школьного обучения требует от ребенка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организация общения учеников друг с другом и учителем по поводу изучаемого материала, развитие межличностного общения во внеучебной деятельности, разрешение конфликтных ситуаций в системах «ученик - ученик», «учитель - ученики» и др. Поэтому очень важно в младшем школьном возрасте развивать у ребенка культуру общения, что составит предпосылку формирования нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, между одноклассниками. Кроме того, успех общения зависит, прежде всего, от уровня развития его культуры.

В последние десятилетия проблема общения была «логическим центром» психологической и педагогической науки. Исследование этой проблемы открыло возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его культуры, показало социальную обусловленность психики и образа жизни индивида.

Под общением мы понимаем особый вид деятельности, деятельность субъекта, направленную к другому субъекту как к равному себе, как к партнеру, а не пассивному объекту своей активности.

Культура общения представляет собой такую организацию средств общения, которая в определенной ситуации общения при соблюдении норм и правил общения позволяют обеспечить процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со сверстниками и взрослыми в учебном процессе, основанными на уважении и доброжелательности; умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестов.

На особенности развития культуры общения младших школьников влияет тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка, характер, самооценка. Возрастными новообразованиями младшего школьного возраста, позволяющими говорить о возможности развития культуры общения, являются: стремление младших школьников обязательно добиться взаимопонимания со взрослыми и сопереживания как эмоционального эквивалента взаимопонимания; стремление найти свое место в системе взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Развитие культуры общения у младших школьников можно представить как постепенное накопление опыта общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции.

Анализ педагогического опыта показал, что учителями начальных классов используются на практике разнообразные формы и методы, способствующие развитию культуры общения младших школьников (игры, специально организованные занятия, групповые дискуссии), осуществляются новые подходы к изучению русского языка, литературного чтения, изменились цели изучения языка, вводятся новые предметные дисциплины: «Детская риторика», «Речь и культура общения», «Родная словесность», направленные на формирование речевой деятельности и развитие культуры общения младших школьников.

Развитие культуры общения ребенка связано с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи, в частности, с потребностью, в большей мере неосознанной, совершенствовать и обогащать ее. В доступной форме мы объясняли детям основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения информации, организации и планирования деятельности, воздействия на мысли, чувства, поведение людей. Дети узнавали, насколько интересна риторика и какое она имеет значение в жизни человека. В ходе формирующей работы мы ставили перед собой задачу - вызвать у детей интерес к собственной устной речи и к речи окружающих людей, потребность к постоянному ее совершенствованию.

В ходе работы с литературными произведениями нами решались следующие задачи: развитие положительной мотивации, активного интереса к чтению; повышение уровня культуры общения младших школьников; пополнение активного словаря детей словами, связанными с этическими стереотипами.

Общение между детьми на занятиях происходило в процессе коллективной работы. Школьники учились принимать мнения товарищей и выстраивать комфортные взаимоотношения, оставаясь при этом на различных, порой даже противоположных позициях.























© 2010-2022