• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление МО ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением слуха во внеурочное время

Выступление МО ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением слуха во внеурочное время

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением слуха во внеурочное время.

Тема инновационного педагогического опыта «ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением слуха во внеурочное время» актуальна в современных условиях обучения и воспитания».

Применение информационно-коммуникативных технологий во внеклассной работе с глухими и слабослышащими детьми должно встраиваться в систему обучения и воспитания, а не существовать изолированно. Вопрос развития детей с помощью компьютера привлекает внимание практиков и ученых разных специальностей. Существуют различные точки зрения на роль компьютеров в развитии и воспитании.

В.В.Александров (1989)

компьютер как обучающее устройство, помогающее думать и играть

М.Б. Игнатьев (1988)

компьютер помогает улучшить процесс обучения, но и сделать занятия более интересными

С. Пейпер (1989)

компьютер как средство коллективного развития детей

Поясним актуальность использования компьютера в работе с глухими и слабослышащими воспитанниками в связи компенсаторной ролью зрительного анализатора. Зрительное восприятие для ребёнка с дефицитарным развитием - это главный источник представлений об окружающем мире. У детей с нарушенным слухом гораздо большее значение, чем в норме, имеют зрительные раздражители, а значит, основная нагрузка но переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. В системе информационных технологий визуальный канал передачи информации занимаем центральное место. У детей с нарушением слуха по данным психолого-педагогических исследований (Р.М.Боскис, А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, Т.В.Розанова и др.), проявляется отставание мыслительной деятельности:

- в резком отставании словесно-логического мышления;

-в дефиците мотивации, крайне низкой познавательной активности, обусловленной сниженным слуховым восприятием;

-несформированности умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;

Активизация познавательной деятельности есть процесс и результат стимулирования активности детей. Объяснение понятия «познавательная деятельность» можно начать с определения, которое дает Щукина Г.И.: «обязательная, систематически совершаемая деятельность подрастающих поколений, назначение которой определено государством». Проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания это естественная потребность учащихся. Применение компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы I-II видов сможет стать не только новым средством обучения, но важным средством коррекции психических функций ребенка с нарушением речи. Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, недостаточный необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.

Использование ИКТ обеспечит: мотивацию учащихся и активизацию их познавательной и умственной деятельности, усилит визуализацию материала, предоставит каждому ученику свободу выбора, темпа, средств и форм деятельности, даст умение находить существенно более эффективные способы решения традиционных задач специального обучения.

Внеклассные занятия с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моей группы. Воспитательные занятия проводятся ежедневно. Каждое направление реализуется по определенным дням недели в системе усвоения знаний, умений воспитанников.

Покажем преимущества ИКТ в процессе внеклассной работы в сочетании с разнообразными формами: беседы, диспуты, анкетирование, игры кроссворды, экскурсии, проектная деятельность.

Тема

Использования ИКТ

Преимущества ИКТ

Результативность

Жанры живописи

-------

-------

Не высокая мотивация(внешняя) учащихся, недостаточное усвоение объёма предлагаемого материала

Экскурсия в Рославльский историко-краеведческий музей

Вводное

обобщающее

Виртуальная экскурсия(использование программы PowerPoint),

тестирование (вывод информации на экран)

Повышение(учебной)мотивации, достаточное усвоение объёма предлагаемого материала

Мы все такие разные

Речевой практикум

обобщающее

Вывод информации на экран, анимация, видеофрагменты, экономия времени, увеличение объёма материала

Повышение(учебной)мотивации, коммуникативности, эффективное восприятие и понимание материала, стимулирование речемыслительной деятельности

12 апреля-День космонавтики

обобщающее

экономия времени, вывод информации на экран(кроссворды, вопросы, наглядность), увеличение объёма материала

Высокая мотивация(учебная), активизация познавательной деятельности(поиск и обработка информации в компьютере, развитие словесно-логического мышления)

Основные понятия здорового образа жизни

подготовительный

практический

экономия времени, вывод информации на экран(кроссворды, вопросы, наглядность), увеличение объёма материала, использование интернет-ресурсов

Высокая мотивация(учебная, позиционная), развитие творческого потенциала,, повышение информационности по вопросам сохранения собственного здоровья, компьютерная грамотность, активизация познавательной деятельности

самоподготовка

практический

экономия времени, самоконтроль, проверка знаний

Высокая мотивация(учебная, позиционная), активизация познавательной деятельности

Можно сделать вывод, что такая наглядность как презентации в наибольшей степени способствует активизации высших психических функций таких как память ,внимание, мышление и др. Создание данных презентаций требует от педагога умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени , что в итоге оправдывается повышением познавательной активности воспитанников. Я считаю, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, воспитатель экономит до 30% времени. Снимается и другая проблема. Когда воспитатель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с группой. В режиме мультимедийного сопровождения педагог имеет возможность видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию, а это важно в нашей работе с детьми с нарушением речи. Используя возможности программы PowerPoint, были разработаны презентации некоторых тем занятий, которые помогают в большем объёме активизировать познавательную деятельность и мотивацию воспитанников.

Мой личный опыт применения ИКТ позволяет мне с уверенностью судить об эффективности воздействия компьютерных технологий на развитие детей с нарушением слуха.

По методике Н.Н. Решетникова я провела анкетирование учащихся «Мотивация познавательной деятельности». Для выявления мотивации учащихся была предложена следующая анкета:

Почему ты посещаешь внеклассные занятия:

1)мне интересно,

2)долг перед родителями, материальная и моральная стимуляция,

3)хочу узнать новое,

4) стремление найти своё место в обществе.


Диаграмма №1. «Мотивация познавательной деятельности»

Анализ мотивации познавательной деятельности определялся таким образом:100%-группа, 20%-.один человек.

На начало 2009 года основными мотивами были игровой(вовлекающий учащихся в деятельность, начиная с колыбели) и внешний(долг перед родителями, материальная и моральная стимуляция с их стороны), учебный мотив, связанный с познавательным интересом развит слабо. Мы видим, что личностный смысл обучения и воспитания сниженный. Позиционный(стремление найти своё место в обществе, самоутвердиться, взаимодействовать с другим людьми) также снижен.На начало 2011 года повысился уровень позиционного и учебного мотивов, а снизился- игрового и внешнего, что характерно для подростков.

К результативности своей деятельности отношу:

-положительную мотивацию на занятиях с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших):

-обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий;

-умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование;

-стимулирование речемыслительной деятельности учащихся,

- развитие творческого потенциала учащихся с нарушением слуха.

Использование ИКТ и деятельный подход позволяет сформировать ряд компетенций:

Личностная компетенция - развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических установок и качеств.

Социальная компетенция - воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик.

Общекультурная компетенция - освоение основ отечественной и мировой культуры.

Интеллектуальная компетенция - развитие интеллектуальных качеств личности, освоение основ наук.

Коммуникативная компетенция - формирование способности и готовности свободно осуществлять коммуникацию и общение.


Воспитатель Яковлева Е.А

3



© 2010-2022