• Преподавателю
  • Другое
  • Публикация на тему «Реализация программ одаренности и интенсивного развития ребенка как элемент гражданского образования»

Публикация на тему «Реализация программ одаренности и интенсивного развития ребенка как элемент гражданского образования»

Выступление на всероссийской конференции из опыта работы  «Реализация программ одаренности и интенсивного развития ребенка как элемент гражданского образования» Вопросы педагогической работы с детьми, показывающими особые, выдающиеся способности и достижения в той или иной сфере деятельности, в настоящее время привлекают все больше внимания. Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности.  Особая роль в выявлении и разв...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Реализация программ одаренности и интенсивного развития ребенка как элемент гражданского образования»

И.Н.Ванчугова учитель истории, руководитель ЦГО «Следопыт»


Вопросы педагогической работы с детьми, показывающими особые, выдающиеся способности и достижения в той или иной сфере деятельности, в настоящее время привлекают все больше внимания. Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Особая роль в выявлении и развитии одаренных детей принад­лежит Центрам гражданского образования. Центр является формой совместной деятельности участников образовательного процесса и местного сообщества, направленной на создание условий для усвоения правовых, политических, экономических знаний, формирования умений и навыков приобретение позитивного социального опыта, а также развития гражданских, правовых и социальных компетентностей у педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей), местных жителей. ЦГО способствует самореализации, культурной и социальной адаптации ребенка. Его можно рассматривать как особый тип образования, опирающийся на потенциал свободного времени ребенка, сферу, где ребенок может реализовать свое право на сво­бодный выбор. Основная цель образовательной деятельности Центра- создание оптимальных условий для развития личности одаренного ребенка, формирование социально-общественной активности, активной гражданской позиции, формирование способности к самореализации и самоопределению, предоставить школьнику воз­можность свободного и конструктивного интеллектуального само­развития с учетом своеобразия его способностей и возможностей. Создание таких условий требует реализации соответствующей системы принципов: признание ценности и самоценности личности, признание уникальности личности, приоритет личностного развития, ориентация на зону ближайшего развития ребенка, субъектность учебно-воспитательного процесса. Кроме того в системе гражданского образования педагоги руководству­ются принципом презумпции одаренности: ребенок признается ода­ренным с отдельными признаками одаренности, предполагая рас­цвет его дара со временем. Поэтому в системе гражданского образования педагоги готовы работать с детьми, в которых только предполагается потенциальная одаренность.

Любая образовательная модель предполагает реализацию конкретных программ обучения. В системе гражданского образова­ния реализуется широчайший спектр образовательных программ и направлений. В целях апробации и внедрения модели гражданского образования в нашей школе с 2008 года действует Центр гражданского образования «Следопыт». Образовательная деятельность Центра осуществляется на основе модифицированной, интегрированной, практико - ориентированной образовательной программы дополнительного образования «Быть Гражданином». Программа имеет модульную систему, носит комплексный, интегрированный и вариативный характер. Слушателям предлагается 4 обучающих модуля: «Социальное проектирование», «Гражданин и государство», «Права человека», «Основы документоведения». Все образовательные модули предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.

Занятия по программе организуются в интерактивных формах. При проведении занятий организуется сотрудничество детей с представителями местного сообщества, что позволяет наиболее эффективным способом развивать умение выстраивать коммуникации с представителями законодательной и исполнительной власти, взрослыми и сверстниками.

Предпочтение отдается активным формам деятельности: организуется непосредственное знакомство слушателей с работой органов власти страны, уполномоченного по правам человека, органов местного самоуправления, судов, правоохранительных органов, избирательных комиссий и т.д.

Важное значение приобретает практическая направленность деятельности школьников в местном сообществе, ее ориентация на общественно полезные дела, а также участие слушателей в разработке и практическом воплощении собственных социальных проектов. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетентностей.

В отличие от уроков, здесь нет жесткого ограничения во времени, места приложения сил. Здесь возможна живая практика, с настоящими социально-значимыми результатами, реально влияющими на социальную действительность. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя; с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, наконец, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом. Наиболее удачными учебными мероприятиями в этом смысле являются социальны проекты «Я - гражданин России», «Гражданский форум».

Включение ребят в активную деятельность по применению знаний, полученных на занятиях в Центре, позволила достигать ими повышенных образовательных результатов, в том числе в компетентных мероприятиях. В этом учебном году 3 обучающимся школы был присвоен статус общественного эксперта в области развития ученического самоуправления в общеобразовательных учреждений, 2 ребят стали лауреатами премии губернатора в сфере образования. Активисты ЦГО достойно представляли школу в работе Межрегионального Молодежного Форума «Лидер - Байкал - 2011», Школе ученического самоуправления VІІ Молодежного форума гражданских инициатив «Россия - это мы!», Всероссийском дистанционном турнире «Лидер и его команда», молодежном форуме «Мегаполис-2012» в г.Анапе.

Деятельность Центра гражданского образования позволяет развивать социально-значимые, коммуникативные, личностные качества, максимально расширить круг интересов ребенка. Перспективными направлениями Центра могут стать новые формы работы с одаренными детьми и молодежью, допрофессиональная подготовка обучающихся, привлечение общественности к образовательной деятельности.

Использованная литература

  1. Будкова Л.А., Чистяков Ю.А., Учимся жить в гражданском обществе/Правовые основы организации ученического самоуправления в ОУ ТО/.-Томск, ОГУ РЦРО, 2007.-45с.

  2. Права человека: Дидактический материал. 9-11 классы. Пермь,2000.

  3. Прутченков А.С. «Шаг за шагом» технология подготовки и реализации социального проекта. Пособие для менеджеров. МООДиМ «Новая цивилизация», 2001



© 2010-2022