- Преподавателю
- Другое
- Публикация на тему «Реализация программ одаренности и интенсивного развития ребенка как элемент гражданского образования»
Публикация на тему «Реализация программ одаренности и интенсивного развития ребенка как элемент гражданского образования»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ванчугова И.Н. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Реализация программ одаренности и интенсивного развития ребенка как элемент гражданского образования»
И.Н.Ванчугова учитель истории, руководитель ЦГО «Следопыт»
Вопросы педагогической работы с детьми, показывающими особые, выдающиеся способности и достижения в той или иной сфере деятельности, в настоящее время привлекают все больше внимания. Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Особая роль в выявлении и развитии одаренных детей принадлежит Центрам гражданского образования. Центр является формой совместной деятельности участников образовательного процесса и местного сообщества, направленной на создание условий для усвоения правовых, политических, экономических знаний, формирования умений и навыков приобретение позитивного социального опыта, а также развития гражданских, правовых и социальных компетентностей у педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей), местных жителей. ЦГО способствует самореализации, культурной и социальной адаптации ребенка. Его можно рассматривать как особый тип образования, опирающийся на потенциал свободного времени ребенка, сферу, где ребенок может реализовать свое право на свободный выбор. Основная цель образовательной деятельности Центра- создание оптимальных условий для развития личности одаренного ребенка, формирование социально-общественной активности, активной гражданской позиции, формирование способности к самореализации и самоопределению, предоставить школьнику возможность свободного и конструктивного интеллектуального саморазвития с учетом своеобразия его способностей и возможностей. Создание таких условий требует реализации соответствующей системы принципов: признание ценности и самоценности личности, признание уникальности личности, приоритет личностного развития, ориентация на зону ближайшего развития ребенка, субъектность учебно-воспитательного процесса. Кроме того в системе гражданского образования педагоги руководствуются принципом презумпции одаренности: ребенок признается одаренным с отдельными признаками одаренности, предполагая расцвет его дара со временем. Поэтому в системе гражданского образования педагоги готовы работать с детьми, в которых только предполагается потенциальная одаренность.
Любая образовательная модель предполагает реализацию конкретных программ обучения. В системе гражданского образования реализуется широчайший спектр образовательных программ и направлений. В целях апробации и внедрения модели гражданского образования в нашей школе с 2008 года действует Центр гражданского образования «Следопыт». Образовательная деятельность Центра осуществляется на основе модифицированной, интегрированной, практико - ориентированной образовательной программы дополнительного образования «Быть Гражданином». Программа имеет модульную систему, носит комплексный, интегрированный и вариативный характер. Слушателям предлагается 4 обучающих модуля: «Социальное проектирование», «Гражданин и государство», «Права человека», «Основы документоведения». Все образовательные модули предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.
Занятия по программе организуются в интерактивных формах. При проведении занятий организуется сотрудничество детей с представителями местного сообщества, что позволяет наиболее эффективным способом развивать умение выстраивать коммуникации с представителями законодательной и исполнительной власти, взрослыми и сверстниками.
Предпочтение отдается активным формам деятельности: организуется непосредственное знакомство слушателей с работой органов власти страны, уполномоченного по правам человека, органов местного самоуправления, судов, правоохранительных органов, избирательных комиссий и т.д.
Важное значение приобретает практическая направленность деятельности школьников в местном сообществе, ее ориентация на общественно полезные дела, а также участие слушателей в разработке и практическом воплощении собственных социальных проектов. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетентностей.
В отличие от уроков, здесь нет жесткого ограничения во времени, места приложения сил. Здесь возможна живая практика, с настоящими социально-значимыми результатами, реально влияющими на социальную действительность. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя; с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, наконец, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом. Наиболее удачными учебными мероприятиями в этом смысле являются социальны проекты «Я - гражданин России», «Гражданский форум».
Включение ребят в активную деятельность по применению знаний, полученных на занятиях в Центре, позволила достигать ими повышенных образовательных результатов, в том числе в компетентных мероприятиях. В этом учебном году 3 обучающимся школы был присвоен статус общественного эксперта в области развития ученического самоуправления в общеобразовательных учреждений, 2 ребят стали лауреатами премии губернатора в сфере образования. Активисты ЦГО достойно представляли школу в работе Межрегионального Молодежного Форума «Лидер - Байкал - 2011», Школе ученического самоуправления VІІ Молодежного форума гражданских инициатив «Россия - это мы!», Всероссийском дистанционном турнире «Лидер и его команда», молодежном форуме «Мегаполис-2012» в г.Анапе.
Деятельность Центра гражданского образования позволяет развивать социально-значимые, коммуникативные, личностные качества, максимально расширить круг интересов ребенка. Перспективными направлениями Центра могут стать новые формы работы с одаренными детьми и молодежью, допрофессиональная подготовка обучающихся, привлечение общественности к образовательной деятельности.
Использованная литература
-
Будкова Л.А., Чистяков Ю.А., Учимся жить в гражданском обществе/Правовые основы организации ученического самоуправления в ОУ ТО/.-Томск, ОГУ РЦРО, 2007.-45с.
-
Права человека: Дидактический материал. 9-11 классы. Пермь,2000.
-
Прутченков А.С. «Шаг за шагом» технология подготовки и реализации социального проекта. Пособие для менеджеров. МООДиМ «Новая цивилизация», 2001