Урок развития речи по технологии мастерской 5 класс

Технология проведения мастерских предусматривает несколько основных принципов: вопросы построены таким образом, что невозможно дать эталоны ответов, все, что будет сказано учащимися является правильным ответом. На каждое предложенное задание учитель дает свой вариант ответа, работа построена по принципу содружества ученика и учителя. Многие вопросы способствуют самооценке и самоанализу, а также учат быть внимательными друг к другу (например, посмотри внимательно в глаза соседу, постарайся опреде...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели урока: развитие речи учащихся, развитие ассоциативного мышления, обогащение лексического запаса слов учащихся, развитие творческих способностей, воспитание патриотизма.

Оборудование урока: презентация, альбомные листы, краски, кисточки, музыкальное сопровождение.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Сегодня у нас очень необычный урок «Мастерская письменного творчества». Как вы думаете, что такое творчество? Это значит, что конечная цель нашей работы… (учащиеся заканчивают фразу). Правильно, сегодня в конце урока каждый из вас должен создать что-то свое. Ну, а если это мастерская письменного творчества, то, что мы должны создать? (текст). Прежде, чем мы дадим простор нашему творчеству, я хочу познакомить вас с заповедями мастерской.

1.Писать умеют все.

2.Не спеши спрашивать.

3.Внимательно слушай товарищей.

4.Имей на все свою точку зрения.

5.Твори.

2.Работа со словом.

И так, что, какой материал нам понадобиться, чтобы выполнить творческое задание. Верно, слово.

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести!

Давайте, будем очень осторожны и внимательны в обращении с этим мощным оружием - словом.

Я предлагаю вам провести маленькую разминку.

Вспомните, пожалуйста, с каким настроением вы проснулись сегодня утром. Запишите его одним словом.

Прошло уже достаточно много времени, у вас были уроки и перемены, настроение, конечно же, менялось. Попробуйте одним словом охарактеризовать то настроение, с которым вы пришли на урок.

А теперь посмотрите в глаза соседа по парте очень-очень внимательно. Запишите одним словом его настроение.

Какое слово для вас самое доброе? Запишите его.

Самое трудное?

Самое счастливое?

Самое легкое слово?

Самое страшное слово?

Самое красивое слово?

3.Работа с текстом.

Сейчас мне очень нужна ваша помощь. Моя одноклассница, живущая очень далеко, попросила меня в письме рассказать о городе, в котором я и вы все живем. Я написала ответ, но все прилагательные куда-то подевались. Помогите мне, пожалуйста, восстановить текст.

Я живу в городе Комсомольске-на-Амуре. Назван он так потому, что расположен на берегу … реки Амур. Это очень … и … город. Он …, а еще … и …. В нем очень много … парков, … центров, есть … театр, … музей, словом, очень много … достопримечательностей Его окружают сопки и леса. Это … город России.

Дети читают получившиеся тексты.

Давайте очень внимательно посмотрим на прилагательные, которые вы использовали в своих текстах. Текст одинаковый, а прилагательные такие разные. Показывают ли они ваше, авторское отношение, к родному городу. А если мы поменяем прилагательные на противоположные по значению, что получится? (что мы не любим свой город). Есть у нас в классе те, кому этот город не нравится и кто написал о нем плохо? Нет, все написали только хорошее. А если мы очень любим свой родной город, свою малую родину, то как нас всех можно назвать? (патриотами).

Учитель предлагает свой вариант текста.

Большое спасибо, пока вы читали свои версии текста, мои прилагательные вернулись, вот, что было написано у меня.

Я живу в городе Комсомольске-на-Амуре. Назван он так потому, что расположен на берегу замечательной реки Амур. Это очень молодой и красивый город. Он орденоносный, а еще авиастроительный и известный. В нем очень много зеленых парков, культурных центров, есть драматический театр, краеведческий музей, словом, очень много интересных достопримечательностей. Его окружают величественные сопки и бесконечные леса. Это лучший город России.

3.Работа тематическая.

Сейчас в нашем городе зима и очень холодно, но мы уже с нетерпением ждем прихода весны. Я предлагаю вам немного приблизить это замечательное время года. Кто знает, может наши слова станут волшебными и изменят погоду. Чудеса все же случаются. Задание такое: запишите слова на тему весна.

Проталина, капель, подснежник, речей, лужа, солнышко, почки, зелень, ветерок, тепло, трель, бабочки, листочки, цветение, дождик, жизнь.

4.Динамическая пауза.

От таких теплых и красивых слов и настроение поменялось, правда? Давайте еще чуть-чуть ускорим приближение весны и украсим свой город. Сейчас мы немножко порисуем, но это будет необычное рисование, мы будем рисовать с помощью клякс. Выберете тот цвет, который вам больше всего нравится, наберите эту краску на кисточку и капните на свой листок. Затем сложите его пополам и прогладьте рукой. Разверните. У вас получилась клякса. Рассмотрите ее внимательно. На что она похожа? Возьмите карандаш и дорисуйте. Украсим класс своими рисунками.

(пока дети работают, звучит релаксирующая музыка. Готовые рисунки вывешиваем на доске. Учитель тоже делает свой рисунок и тоже его вывешивает).

5.Творчество.

Какой пестрый, цветной и нарядный стал наш город. Как красиво мы его принарядили к приходу весны. Замечательно! И мы большие молодцы и город великолепный. А как вы думаете, какие люди должны жить в таком городе? Конечно же, добрые. Но так, к сожалению, бывает не всегда. Вот послушайте одну очень грустную историю.

Сказка про Ослика.

В одном прекрасном городе была школа, в которой учились только крокодилы. Но однажды в этой школе появился новый ученик Ослик. Очень трудно пришлось Ослику в новой школе. Невзлюбили его крокодилы, все время смеялись над ним, не принимали ни в одну игру. И совсем никто не хотел дружить с бедным Осликом. Очень грустно и очень одиноко было ему. И вот однажды…

Закончите, пожалуйста, эту сказку так, что из грустной она стала веселой и счастливой. Пусть и в этой сказке победит добро.

Вариант учителя тоже зачитывается в классе.

В одном прекрасном городе была школа, в которой учились только крокодилы. Но однажды в этой школе появился новый ученик Ослик. Очень трудно пришлось Ослику в новой школе. Невзлюбили его крокодилы, все время смеялись над ним, не принимали ни в одну игру. И совсем никто не хотел дружить с бедным Осликом. Очень грустно и очень одиноко было ему. И вот однажды…

… в классе начался урок музыки. Крокодилы не любили и не умели петь. И тогда учитель попросил спеть Ослика, и Ослик запел. Это была просто волшебная песня! Мягкий, проникновенный, чарующий голос ослика просто заворожил всех. Тихая мелодия словно струилась всеми цветами радуги, проникала в самую глубину души, будоражила чувства. На глазах крокодилов показались слезы, так тронула их эта песня.

Когда музыка смолкла, и Ослик уже собирался сесть на свое место, все крокодилы встали и аплодировали Ослику стоя. Ослик очень смутился, а крокодилы все наперебой стали просить его, чтобы он научил и их так великолепно петь. Ослик был очень добрым, он совсем не злился на крокодилов, которые попросили у него прощения за свое поведение, и с радостью согласился им помочь.

6.Подведение итогов урока.

Чей вариант сказки вам понравился больше и почему?

Посмотрите на записи в тетрадях, где вы отметили с каким настроением пришли сегодня на урок. В конце урока оно у кого-то изменилось? Запишите, пожалуйста, какое оно у вас сейчас.

Большое спасибо всем за работу. Домашнее задание по желанию. Если вам нужно или хочется еще поработать с этой сказкой, то задание остается прежним. Завершаем сказку так, что в ней непременно победило добро.

© 2010-2022