- Преподавателю
- Другое
- Педсовет Система воспитательно-образовательной работы по экологичесому воспитанию детей дошкольного возраста
Педсовет Система воспитательно-образовательной работы по экологичесому воспитанию детей дошкольного возраста
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Славненко О.Н. |
Дата | 23.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Роль дидактической игры, как прием активизации умственных способностей ребенка.
Игра - наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей.
Дидактическая игра- игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем.
Основу дидактической игры составляет органическая связь игровой деятельности и интереса усвоения знаний. В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиск активных способов решения задачи.
Одной из разновидностей дидактической игры для развития умственных способностей являются игры - загадки, главной особенностью которых является логическая задача.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.
Познавательное же содержание не лежит на «поверхности», его нужно найти, сделать открытие и в результате что-то узнать.
При организации дидактических игр в младшей группе - прежде всего, нужно обратить внимание на то, чтобы все дети активно участвовали в игре, чтобы каждый ребенок смог получить и проявить знания в процессе игры, чтоб каждый мог получить свою роль.
Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Одинец Лилиана Шамильевна
Значение экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Сегодня нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любое свое действие, любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные знания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности представляют для систематизации знаний о природе.
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Загрязнение окружающей среды - общая проблема населения Земли. Как правило, к природной среде обитания (загрязненной воде, воздуху, продуктам питания) особенно чувствительны дети.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, т.к. в этот период закладывается фундаменты осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно, живой природой. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир, они стараются потрогать руками, понюхать, рассмотреть.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами животных организмов, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения).
Показателем эффективности экологического образования и воспитания являются не только знания и поведение ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
Работа с детьми предполагает сотрудничество педагога и ребенка. Образовательная деятельность строится с учетом наглядно-действенного - образного восприятия ребенком окружающего мира и направлена на формирование
экологических знаний (знания о мире животных, знания о неживой природе, знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
В нашей работе с детьми по экологическому восприятию широко используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, экскурсий, а так же организаций самостоятельной деятельности детей. Михайлова Н.Э.
Интеграция экологического воспитания с образовательными областями
Для успешного решения задач экологического воспитания необходима экологизация воспитатель-образовательной работы, где особое место занимают занятия интегративного типа, предусматривающие сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, игровой и творческой. Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка.
Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет, широкие возможности для экологического воспитания. В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях характеризуется возрастанием объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности.
В связи с этим должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны организационно-методические подходы, которые позволили бы компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок.
При формировании основ экологической культуры в условиях ДОУ необходимо создать целостную систему экологического воспитания через все виды детской деятельности, направленные на решение следующих задач:
-
Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
-
Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
-
Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Для формирования эмоционально - положительного отношения к окружающему миру, стремления к экспериментированию, Мария Васильевна провела несколько опытов. Что такое нефть? Какого она цвета? Какой имеет запах? Может ли растворяться в воде, как сахар или соль? Дети сами находили ответы на эти вопросы.
В увлекательной, занимательной форме проходят занятия по знакомству с домашними и дикими животными (занятия Величко Людмилы Алексеевны и Васильевой Варвары Васильевны), комнатными, садовыми и лесными растениями.
В группе «Почемучки» ребята собирали пазлы из «Раскрасок», подготовленные Светланой Александровной, а потом их раскрашивали.
В группе «Знайки» дети делали подснежники в технике оригами. Сначала получалось с трудом. Но сейчас эта картина украшает фойе детского сада. А ребята продолжали делать подснежники во второй половине дня, и на следующий день, украсили подснежниками еще и свою группу.
Привезенцева Рима Сергеевна
Развитие активности ребенка в опытно-исследовательской деятельности
С целью привлечения внимания воспитанников к проблеме мусора в городе Москве и поиска возможных путей уменьшения количества бытовых отходов в старшей группе проводилась опытно-исследовательская работа «Чистый город. Учись мусорить смолоду»
Вид проекта: исследовательский, творческий, созидательный
По срокам реализации: долгосрочный
Перед педагогом стояли задачи:
-
Познакомить детей с экологическими проблемами города и с мировым опытом в решении экологических проблем
-
Развитие коммуникативных, исследовательских умений.
-
Развитие умений планировать свою деятельность (развитие внутреннего плана действий).
-
Развитие интеллектуальной сферы (процесса анализа экологических ситуаций), альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем.
-
Воспитание норм поведения при обращении с мусором, следование которым составляет основу экологической культуры.
-
Оказание посильной помощи в благоустройстве города.
-
Совершенствование этической культуры взаимодействия воспитателя и воспитанников, а также воспитанников между собой
Ожидаемый результат:
-
Становление начал экологической культуры у детей.
-
Формировать ответственное отношение к окружающей среде
-
Активизировать деятельность детей по изучению и охране родного края.
-
Активизировать мыслительно-исследовательскую деятельность детей.
В результате:
-
Дети бережнее относятся к деревьям, цветам, насекомым.
-
Понимают необходимость в бережном отношении к бумаге. Собирают макулатуру.
-
Напоминают друг другу, что нельзя разбрасывать использованные батарейки.
Цель достигнута.
Кедрова Татьяна Ивановна
Игра - семинар
-
Задание. «Лечим раны и латаем дыры»
Лесные медикоменты (листья подорожника)
Лесное ателье (лен, конопля, подорожник)
Иголки - сосна, ель.
-
Задание «Лесной компас»
С какой стороны на деревьях растут мхи и лишайники (с северной)
С какой стороны на елях и соснах выступает смола (с южной)
Бабочки - тоже компас. Почему? (Их крылышки утром «смотрят» на восток, в полдень - на юг, а вечером - на запад)
-
Назовите животных, которые так или иначе связаны с производством лекарства. (марал-панты; барсук - жир; медведь - желчь, жир; пчелы - мед, прополис; змея - яд, коза - молоко)
-
Задание «Белый конверт»
20 птиц - найти соловья.
20 животных - найти горностая.
5. Задание. «Книга рекордов природы» - продолжить фразы:
- самый длинный язык у хамелеона;
- самое сильное обоняние - у бабочки;
- лучше всего слышит - сова;
- быстрее всех летает - стриж;
- самый зоркий - беркут;
- самые зубастые - акулы;
- самый сильный яд - у тигровой змеи;
- самая доверчивая птица - дикуша;
- самые умные животные - дельфины;
- больше всего глаза - у стрекозы и мухи;
- мощная природная электростанция - электрический скат;
- самая большая лягушка - голиаф;
- чемпион по долгожительству -черепаха;
- чемпион по глотанию - удав;
- чемпион по нырянию - кит, черепаха;
- самые дальние перелеты совершают - крачки.
6. Блиц - турнир.
- Почему Красную книгу называют красной, а не зеленой? (красный цвет сигнал опасности)
- Чем лягушка отличается от жабы? (л. -дневное животное, ж. - ночное)
- Можно ли пингвина назвать птицей, дельфина -рыбой? (пингвин - птица, дельфин - млекопитающее)
- Какая птица лает? (самец куропатки)
- Какая рыба вьет гнездо? (корюшка)
- Есть ли кальмара зубы? (и не мало - 22)
- У кого уши на ногах? (у кузнечика)
- Кто пьет ногой? (лягушка)
- Кто плуг на голове носит? (лось)
- Какое животное не расстается с игрушкой? (гремучая змея)
- Какая птица зимой потомство выводит? (клест, зимородок, снегирь)
- Что используют пчелы, осы как закрепитель для строительных сот? (слюну)
- Какую птицу называют кошкой? (сову)
- Почему белые медведи не могут жить в лесу? (они питаются рыбой)
- Чем еж на медведя похож? (спит зимой)
- Кто всю жизнь проводит в движении? (акула)
- Сколько крыльев у жука? (две пары)
- У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)
- Какая рыба сама рыбак? (удильщик)
- У кого мальки прозрачные? (у угря)
- Кто на спине носит колыбель? (жаба-пика)
- Что у лягушки с языком не так? (он прикреплен задом наперед)
- Каких насекомых зовут как животных? (жуки: олень, носорог, коровка)
- Зачем кашляет рыба? (она очищает жабры).
(О весне)
-
Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее)
-
Почему у березы молодые листочки клейкие. (Смолистые вещества защищают листья от мороза)
(О животных)
-
Кто в лесу огород вскопал? Что на нем задумал выращивать - вершки или корешки? (Кабан не сажает не сеет, а урожай собирает. Рылом, как плугом пашет, пятачком вынюхивает, зубами дробит. Все для него годится: вершки и корешки, жуки и улитки, мясное и рыбное.)
-
Елка исполосована, как граблями железными. Осина ободрана - словно монтер на «кошках» лазил. Лунки в земле, будто кто на пятках вертелся. Кто такие метки оставил? (И задиры, и лунки - все это метки медведя. «Знайте все: я тут живу» Другой медведь его знаки увидит и поймет, что место занято.)
(О растениях)
-
Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей)
-
Для чего нужна трава? (Для красоты, как корм животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух.)
(О птицах)
-
Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем)
-
Почему июнь называют месяцем тишины? (Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов)
-
У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика)
-
Сколько ног у паука? (Восемь)
(О насекомых)
-
Из чего муравьи строят свои дома? (Из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек)
-
Куда зимой пропадают насекомые? (Прячутся под кору деревьев, под сухие листья, забиваются в щели домов, заползают под землю, впадают в спячку.)
Это интересно знать.
Бумага, оставленная в лесу, разлагается в течение 5 лет, полиэтиленовая бутылка - более 15 лет, автопокрышка - через 150 лет.
Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7-8 лет
От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.
Одно муравьиное семейство за год уничтожает до 2 млн. насекомых, из которых большинство - вредители леса.
Астафьва Софья Львовна.