Тема: «Применение наглядности на уроках экономики»

Тема: «Применение наглядности на уроках экономики»   В современном мире задачи образования изменились. Главное сейчас - это не только «дать» учащимся опреде­ленную сумму знаний, но и научить их самим добывать эти знания и применять их. Основная задача образова­ния - адаптировать учащихся в современном мире, на­учить их правильно логически мыслить, принимать са­мостоятельные решения. Для этого на уроках экономики, например, применяется наглядность в виде схем, таблиц, диаграмм, используя для их с...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Применение наглядности на уроках экономики»

В современном мире задачи образования изменились. Главное сейчас - это не только «дать» учащимся определенную сумму знаний, но и научить их самим добывать эти знания и применять их. Основная задача образования - адаптировать учащихся в современном мире, научить их правильно логически мыслить, принимать самостоятельные решения. Для этого на уроках экономики, например, применяется наглядность в виде схем, таблиц, диаграмм, используя для их составления учебную, дополнительную, справочную литературу.

Основная задача преподавателя, в этих ситуациях, направлять, подсказывать, корректировать, обобщать деятельность и знания учащихся. Он становится второстепенным лицом на уроках, а на главную роль выдвигается сам ученик, его знания, умения, самостоятельная деятельность учащихся. При использовании наглядности каждый ученик, в силу своих знаний-умений, проявляет себя максимально. Да и степень усвоения учебного материала значительно повышается. Преподавателю необходимо продумывать задания, связанные с применением или составлением наглядностей, т.к. наглядность можно использовать при опросе, изучении нового материала или закреплении, только изменяя сущность задания. При этом применяется поисковый метод, проблемные задания, творческие задачи, логические построения, т.е. те навыки и умения, которые и пригодятся им в самостоятельной жизни.

По предмету «Экономика предприятия» таблицы, схемы, кластеры можно применять на каждом уроке, начиная с первой темы, когда па уроке по теме «Введение в экономику» учащиеся рассматривают структуру экономики, их виды.

Раздаточный материал по разделам: «Спрос. Закон спроса, Предложение. Закон предложения»; «Конкуренция, её виды», «Факторы производства» на парты раскладываются «пустые» таблицы, т.е. незаполненные. Например:

Разнесите по соответствующим факторам производства, ниже перечисленные средства и предметы производства:

1) инструменты, механизмы, машины, оборудование

2) полезные ископаемые, солнечный свет, кислород в атмосфере

3) физические усилия людей, их знания, опыт, квалификация

природные

ресурсы

капитал

(средства производства)

трудовые

ресурсы


Или

1.Переписать основные экономические понятия и термины в словарь и дать им определения.

На экране показывается таблица «Факторы производства»

2.Подобрать к каждому фактору производства соответствующее содержание.

Факторы производства

Содержание факторов производства

Земля

Труд

Капитал

.

Предпринимательство

1.Рабочая сила, человек с его умениями и навыками, здоровьем, образованием, квалификацией.

2.Готовность и способность предпринимателя идти на риск, наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы ради достижения прибыли.

3.Пахотные земли, место под производственными объектами, полезные ископаемые, лес, вода, воздух, растительный и животный мир

4.Созданный людьми фактор производства: здания, станки и машины, инструменты, деньги

Можно организовать работу по группам (4-6 человек) с заданиями, аналогичными розданным темам. Наиболее подготовленные учащиеся получают индивидуальные задания по составлению тематического кластера. На выполнение задания дается от 10 до 15 минут, затем проверяются составленные кластеры. Проверка имеет различные формы, в зависимости от степени обученности учащихся, можно провести составление кластера на доске (заранее подготовленный и закрытый плакат), проверка заполнения таблиц по группам, помощь ассистентов в проверке (из числа более активных и принципиальных учащихся). В результате работы, оценки получают все учащиеся, у них продолжается формирование навыков и умений. В рабочей тетради составляется конспект в виде кластера (или текстовый, по желанию учащихся), с учетом их возможностей. Такую или подобную, более усложненную или упрощенную работу можно проводить практически по всем темам.

По теме «Налоговая система в РК.» можно применить несколько видов таблиц-кластеров. При изучении темы на 1-ом уроке можно составить кластер «Виды налогов в РК», в зависимости от их территориального уровня налоги подразделяются на общегосударственные и местные. учащимся необходимо будет расписать республиканские и местные налоги (Земельный; На имущество с юридических и физических лиц; Налог на транспортные средства; Сбор за регистрацию физических лиц занимающихся предпринимательской деятельностью и юридических лиц; Сборы за право заниматься отдельными видами деятельности; Сбор с аукционных продаж, налог на рекламу, налог на продажу автомобилей и др.).

На следующем уроке можно рассмотреть «Функции налогов».

Фискальная - формирование доходов государства

Регулирующая -стимулирование или сдерживание развития определенных сфер экономики

Перераспределительная -перераспределение собранных налоговых

поступлений в пользу требующих финансирования программ и т.д.

На уроках-зачетах усложняется задание, т.е. нужно составлять кластер по всей теме со строго определенным количеством элементов, обычно их должно быть не более 4-х. Составляя такой кластер, учащимся необходимо четко формулировать мысли, уметь отделять главное от второстепенного, обобщать полученные знания. На завершающем этапе урока учащиеся должны защитить «свой проект» (форма работы - групповая, индивидуальная - зависит от уровня группы, целей, поставленных учителем на уроке). Учащиеся должны работать самостоятельно.

Средства наглядности широко используются и на уроках «Экономика рыночной экономики», т.к. именно на этом предмете происходит формирование личности современной, адекватной сегодняшнему дню. При помощи наглядности на уроках этого курса у учащихся активизируется мыслительная деятельность, они анализируют явления, делают выводы и обобщения. Руководство учителя при самостоятельной работе учащихся заключается в постановке более общих проблемных вопросов, т.к. при выполнении этого задания учащиеся приобретают навыки решать проблемные, поисковые, практические задачи, т.е. приобретать навыки преодоления трудностей.

Наглядные пособия, применяемые на уроках могут быть очень разнообразны иллюстрации, экранные и т.д., но хотелось бы обратить, внимание на «самодельные» наглядные пособия: схемы, таблицы, диаграммы, презентации. В настоящее время, большую роль и значение имеет использование компьютерной техники, т.к. именно это современное средство обучения может предложить учащимся все виды «самодельных» наглядных пособий.

При изучении темы «Государственный бюджет РК» большое значение приобретают 2 вида самостоятельной работы учащихся: работа по структуре государственного бюджета, составление таблицы при обобщении или закреплении знаний. Учащимся дается задание определить основные принципы и признаки устройства государственного бюджета РК, используя опорный конспект. На работу выделяется до 10 минут, при этом учащиеся должны использовать ранее полученные знания по «Системе государственного бюджета» (бюджетное устройство-это принципы бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев). По окончанию самостоятельной работы, учащиеся должны предложить свои варианты ответа (индивидуальные или групповые, на усмотрение преподавателя). Совместно формулируется правильное решение, в процессе формирования учащимся необходимо высказать свою точку зрения. Если при начальном использовании этого метода учащийся боится отвечать (неправильный ответ, боязнь смеха), то при неоднократном использовании этого метода (приема) и на доску (в виде заранее подготовленного плаката) учащиеся работают с удовольствием. Эту же таблицу, но видоизмененную, можно использовать и при oпросе. Опыт показывает не только рост активности учащихся, но и рост качества знаний в группе, т.к. нет того, кто пассивно просидел, не принимая участия в работе.

При использовании наглядное пособие на уроках большое значение имеет игра, игровой момент, когда учащиеся «втягиваются» (иногда помимо своего желания) в игру «Угадай-ка», «Ребус», «Что бы это значило», «Экономическая десятка», «Производство», в такие ситуации, где присутствует загадка (проблема) и ее необходимо решить. Такие «загадочные» схемы можно успешно применять на уроках по теме «Спрос. Закон спроса; Предложение. Закон предложения».

Наглядность это одно из условий сознательного усвоения учащимися знаний. Наглядность обогащает образное мышление учащихся, обеспечивает прочность знаний, умений и навыков, содействует развитию речи, память, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, формирует полноценного члена общества «Слово обобщает, а образ

конкретизирует», действительно, ученик лучше понимает.



© 2010-2022