Проект «Поэзия - волшебница»

Педагогический проект для обучающихся начальных классов на тему «Поэзия - волшебница». Включает в себя планирование разнообразных видов деятельности по данной теме. Проект творческий по содержанию, предметный (литературное чтение), внутри классный ( участвует один класс), время продолжительности - три месяца. Проект включает тестирование, мозговой штурм, написание сочинения - рассуждения, классный час «Мои любимые стихи», поэтическую викторину, конкурс стихов, встречу с местными поэтами, изготов...
Раздел Другое
Класс -
Тип
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» города Петровска Саратовской области Видяшева Елена Николаевна

Педагогический проект .

Тема: «Поэзия - волшебница».

Тип: Творческий.

Обесечение: Информационное, организационное, техническое.

Обоснование необходимости проекта.

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003-2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Недавние исследования социологов "Левада-центра" свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы "кризиса чтения". Результаты международного педагогического исследования PISA -2000 и PISA -2003 (ПИЗА-2000, ПИЗА-2003) говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране. Сегодняшний мир - иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.

Главная цель современной школы - формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели - введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.

Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем задача обучения. Ее суть определяется словами «образование» и «развитие» и состоит в том, что ученик сам в своей личностно - мотивированной деятельности создает, сотворяет свой образ по неким нравственным, общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и искусстве, познавая которые ребенок осваивает нравственные образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности. Современная жизнь с СМИ скорее разрушает вековечные нравственные ценности, чем утверждают их в сознании подрастающего поколения.

Но как же заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу? Ведь современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой.

Книга - это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого, нравственного культурного, эстетического, информационного, говоря шире - интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей.

Отсюда одна из первоочередных забот учителя - воспитание у школьников полноценного эмоционального восприятия художественной литературы..

Поэзия - важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.

Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в поэтическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир. Поэтические строки, воспринятые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее, благороднее. Подлинная поэзия проникает в самые сокровенные уголки сознания. Она расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать нравственную ценность личности, умение сопереживать.

Цели:

1. Приобщение к миру поэзии.

2.Формирование квалифицированного читателя поэзии, полноценно воспринимающего искусство слова.

3.Развивать умение самовыражения, самопроявления.

4.Воспитание духовности, нравственности, эстетики через поэзию.

5..Способствовать формированию УУД.

Задачи:

1.Провести систему мероприятий, способствующих формированию высокого уровня восприятия художественного поэтического произведения.

2. Определить эффективность используемых форм и методов в достижении результатов.

Участники проекта:

Обучающиеся 3 «А» класса (16 человек).

Описание проекта.

С обучающимися 3 класса был проведён тест, который ещё раз доказал актуальность выбранной темы проекта. Тест показал, что им присущ вид отношения к поэзии - наивно-реалистическое восприятие.

Наивный реализм характеризуется непониманием того, что произведение искусства кем-то и для чего-то создано, недостаточным вниманием к художественной форме произведения, а иногда и полным его отсутствием.

Многие учащиеся воспринимают лишь событийную, сюжетную канву произведения, не улавливая глубинного смысла, ради которого создавалось литературное творение.

Восприятие фрагментарно, дети уделяют внимание отдельным деталям в ущерб целостности, слабо понимают подтекст, мотивы поступков героев. С другой стороны, у учащихся достигает значительного развития эмоциональная сфера, и они способен воспринимать читаемое "чувствами", активно реагировать на события, при условии, что текст ярок, динамичен, эмоционален.

Мозговой штурм прошёл в виде исследования. Целью этой работы было ориентирование участников на поиск информации и новых, ранее неизвестных фактов из мира поэзии.А так же на умение добывать эту информацию из разных источников: книг, справочников, интернета и презентовать её.

Следуя плану проекта, детьми написано сочинение-рассуждение «Поэзия - волшебница?».Целью данного этапа было проследить, считают ли обучающиеся поэзию волшебницей, если считают, то в чём её волшебство?

Лаврентьев Матвей

«Я очень люблю стихи! Поэзия - это красота, радость жизни. Мы с раннего детства знакомимся со стихами А. Барто, К.Чуковского, С .Михалкова. Ещё не умея говорить, слушаем, как мама или бабушка нам читали: «Идёт бычок, качается…» Чуть позже слушали: «Ехали медведи на велосипеде…» А уже в школе познакомились со стихами Фета, Майкова, Пушкина. И какие же это чудесные стихи! Чудо, как прекрасны картины, описанные в них! Мы видим как «кроет уж лист золотой влажную землю в лесу», «буря мглою небо кроет», «уронило солнце лучик золотой».Казалось бы, простые картины природы, которые мы часто видим, и не думаем о том, какие можно подобрать слова, чтобы так необыкновенно их описать, как описывают поэты. С помощью стихов мы представляем окружающий нас мир ближе, чище, радостнее, необыкновеннее. Переживаем вместе с героями стихов и радуемся. С помощью стихов мы узнаём «что такое хорошо и что такое плохо».Они заставляют радоваться, когда «нам купили синий-синий презелёный красный шар!»Мы наслаждаемся красотой слова в поэзии, её волшебством и силой. Правда, что «поэзия-волшебница!»

Никитина Наташа

«За свои девять лет я много слышала стихов, а, научившись читать, многие прочла сама. Но только в школе я стала задумываться и понимать, как же прекрасны стихи! Поэты в стихах выражают настроение, чувства, эмоции, рисуют обыкновенные картины природы так необыкновенно, что лес становится «точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный…»Поэты оживляют неживую природу, заставляя разговаривать цветы, птиц и животных. Когда прочтёшь интересное стихотворение, улучшается настроение, кажется, что ты находишься там, среди всей этой красоты.Я думаю, что люди, которые читают такие прекрасные стихи, не могут быть злыми и грубыми. Поэзия, как волшебница всё и всех делает лучше, добрее и прекраснее!

Потапов Дима

«Мне нравятся стихи Ф.Тютчева, особенно одно из них «Чародейкою зимою».Автор очень красиво и необыкновенно нарисовал зимний лес. Снег, блистая и сверкая, окутывает землю, деревья, и всё становится, как в сказке, необычным, сказочным. Природа засыпает, погружается в волшебный сон. Так и хочется бесконечно повторять:

«И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь окутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой».

Ногин Владислав

«Я люблю поэзию за то, что она красиво изображает природу. Когда читаешь хорошие стихи, как бы попадаешь в волшбный мир, выходить из которого просто не хочется. Поэты часто оживляют неживые предметы, например, у Пушкина «ветер…дохнул, завыл, и вот сама идёт волшебница зима…» Так хочется оказаться рядом с ней и пройти по полям и лугам. Я представляю её, похожей на Снегурочку, в голубом парчовом наряде с какошником, сияющем на солнце, с розовыми щеками.Вот это и есть волшебство поэзии.»

Оказалось, что все дети видят в той или иной степени «волшебство» поэзии.

На классном часе «Мои любимые стихи» учащиеся рассказали какие стихи и каких авторов они любят больше всего, они прочли свои любимые стихи, объяснили, почему именно эти стихи нравятся им больше всего.

Якимова Даша

«Мне очень нравится поэзия, потому что в стихах красиво описывается природа. Самое любимое моё время года - осень, которая радует нас яркими разноцветными красками, богатым урожаем тоже разноцветным. Она кружит листья золотым дождём. Поэтому и стихи люблю об осени разных поэтов. Напишу несколько отрывков, которые мне особенно нравятся.

А С.Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Еще стихотворение про осень:

Константин Бальмонт "Осень"

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Алексей Плещеев "Осень"

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Иван Бунин "Листопад"

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой…

...

Борис Пастернак "Золотая осень"

Где деревья в сентябре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный.

Федор Тютчев "Есть в осени первоначальной..."

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Николай Некрасов "Перед дождем"

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей, сухой и острой;

Набегает холодок.

У меня даже есть блокнот, куда я записываю понравившиеся мне стихи.

Туда же я записала стихи собственного сочинения.Вот одно из них:

У зелёненькой лягушки

У хорошенькой подружки

Есть весёлая семья:

Папа, мама ну и я.»

Потапов Дима

«Я люблю стихи о природе. Моё любимое стихотворение С.Есенина «Берёза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Мне нравится, как автор говорит о берёзе в зимнее время года.Серебряный снег, повисший каймой, снежинки, горящие в золотом огне, заря -одушевлённое существо.Так и представляю её в виде девицы в розовом сарафане, которая как бриллиантами обсыпает берёзку снегом. Просто сказка! Разве есть люди, которым не нравятся такие стихи? Я думаю-нет!»

Лаврентьев Матвей

«Я очень люблю творчество Э.Успенского и прочитал много его стихов.Моё любимое стихотворение этого поэта «Что едят дети.» Это простая добрая история про мальчика Вову пяти лет, который съел автобусный билет. Что из этого получилось вы узнаете, если прочтёте стихотворение. Здесь всё смешно: от маленьких детей обжор, которые съели даже танк, до контролёра и пассажиров, которые все вместе защищали Вову. Это стихотворение поднимает настроение, когда его прочитаешь, становится весело, радостно.»

Никитина Наташа

«Вы узнали стихи Г. Остера?

Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса,

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

А могучими руками,

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.

x x x

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо,

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять.

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет.

К старости сама собою

Облысеет голова.

Я думаю, узнали.Ну кто же не читал его поучительные стихи! Я могу читать их долго, и они мне не надоедают.Ведь он так интересно учит детей мыть руки, уши и лицо, не драться, не безобразничать.Очень забавно!»

Поэтическая викторина показала, что дети немного знают стихов, авторов, плохо знакомы с местными поэтами. Или слышали, но назвать не могут.

На классном часе познакомила их со стихами местных поэтов: Владимиром Молотковым, Сергеем Елистратовым, Валерием Савиным, Валерием Логашовым, Григорием Тризна и др. Детям были подарены сборники стихов местных поэтов «Росинка».Дети долго и с восторгом обсуждали эти стихи.

Поэтические посиделки прошли совместно с родителями, где стихи читали и дети, и родители. Мероприятие закончилось чаепитием. Ребята с удивлением открывали новые факты о родителях и их способностях.

Картины, на которых дети нарисовали иллюстрации к стихам, были выставлены перед родителями.

Обучающимися были изготовлены книжки-малышки со стихами.

Прогнозиркемые краткосрочные результаты реализации проекта.

1.Расширение кругозора участников проекта в области поэзии.

2.Получение большого эмоционального заряда.

3.Знакомство с местными поэтами и композиторами.

4.Формирование личностных, познавательных, коммуникативных УУД.

Прогнозируемые долгосрочные результаты реализации проекта.

1.Пронести любовь к поэзии через всю жизнь.

2.Творческое развитие личности.

Оценка эффективности реализации проекта.

1.Возникло большое желание у учащихся читать стихи.

2.При работе над стихами на уроках литературного чтения неизметимо выросла активность.

3. Благодарность родителей за проделанную работу. Высказывания родителей о том, что дети дома стали много читать стихов.

Дальнейшее развитие проекта.

Проект опубликован на сайте школы и портале «Про школу». Ждём отзывы и комментарии.


© 2010-2022