- Преподавателю
- Другое
- Выявление одаренности
Выявление одаренности
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кассис С.Н. |
Дата | 21.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Методика экспертных оценок по определению одаренных детей» А.А. Лосева
Результаты исследования проводились в 2014-2015 уч. году.
Методист: Л.А. Степанова
В качестве объекта исследования мы выбирали мальчика 12 лет. Исследование по методике Лосева А.А. «Методика экспертных оценок по определению одаренных детей».
В данной методике перечислены 10 сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Необходимо дать оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставится 5 баллов, если они выше средней - 4 и так далее. Оценка 2 балла - самая низкая. Затем баллы по всем характеристикам суммируются внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») делится на количество вопросов, в результате получается определенное число. Усредненные результаты по всем областям сравниваем между собой. Выделяем 3-4 наивысших показателя.
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. В настоящем тесте оценку будут давать три эксперта. Мама ребенка, его старший брат и педагог.
Результаты оценок экспертами представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Эксперт 1
Эксперт 2
Эксперт 3
1.1
5
5
5
1.2
5
4
5
1.3
4
3
4
1.4
5
5
5
1.5
5
5
4
1.6
5
5
5
1.7
5
4
5
1.8
4
3
3
1.9
5
4
4
1.10
4
3
4
1.11
5
4
5
1.12
5
5
5
Ср.
4,75
4,16
4,08
Общ. ср.
4,33
2.1
5
5
5
2.2.
3
3
3
2.3
5
4
3
2.4
5
5
5
2.5
5
4
5
2.6
5
5
5
2.7
5
4
5
2.8
5
5
4
2.9
4
4
4
2.10
4
4
4
2.11
5
5
4
2.12
4
4
3
Ср.
4.58
4.33
4.16
Общ. ср.
4.35
3.1
5
4
3
3.2
4
4
4
3.3
4
3
4
3.4
5
5
5
3.5
4
5
4
3.6
5
4
4
3.7
3
3
3
3.8
5
4
4
Ср.
4.36
3.63
3.86
Общ. ср.
3.95
4.1
5
5
5
4.2
3
4
4
4.3
3
4
4
4.4
5
5
5
4.5
5
4
4
4.6
5
5
5
4.7
5
5
5
4.8
5
5
5
Ср.
4.5
4.63
4.63
Общ. ср.
4.59
5.1
3
4
2
5.2
3
2
2
5.3
4
4
3
5.4
3
3
3
5.5
5
5
5
5.6
4
5
4
5.7
4
3
3
5.8
4
2
3
Ср.
3.75
3.5
3.13
Общ. ср.
3.46
6.1
4
2
2
6.2
3
3
4
6.3
2
2
2
6.4
2
2
2
6.5
5
4
5
6.6
3
3
2
6.7
2
2
2
6.8
2
2
2
Ср.
2.88
2.5
2.63
Общ. ср.
2.67
7.1
5
5
5
7.2
5
3
4
7.3
3
2
3
7.4
4
4
2
7.5
5
4
4
7.6
3
4
4
7.7
3
2
3
Ср.
4
3.43
3.57
Общ. ср.
3.67
8.1
5
5
5
8.2
5
5
5
8.3
5
4
3
8.4
3
4
3
8.5
3
2
2
8.6
4
4
3
Ср.
4.17
4
3.5
Общ. ср.
3.89
9.1
5
5
4
9.2
2
2
2
9.3
4
4
4
9.4
4
3
3
9.5
5
4
4
9.6
4
4
4
9.7
3
4
3
9.8
3
2
2
9.9
4
4
4
9.10
5
5
4
Ср.
3.9
3.7
3.4
Общ. ср.
3.67
10.1
5
5
5
10.2
4
4
5
10.3
3
5
4
10.4
4
5
4
10.5
5
4
5
Ср.
4.2
4.6
4.6
Общ. ср.
4.47
Вывод: как видно из исследования у испытуемого преобладают следующие сферы:
-
Литературная сфера (4,59)
-
Общение и лидерство (4,47)
-
Сфера академических достижений (4,35)
-
Интеллектуальная сфера (4,33)
К числу наименее развитых относятся:
-
Музыкальная сфера
По остальным сферам показатели примерно одинаковы.
Из исследования видно, что в ряде характеристик оценки, поставленные педагогом, и членами семьи ребенка существенно отличаются. В большинстве случаев максимальные оценки ставила мать мальчика. Это объясняется особенностями субъективного восприятия личности. Кроме того если сравнивать баллы, поставленные братом и матерью, то очевидно различие в оценке некоторых особенностей ребенка. Это так же можно объяснить субъективными взглядами и особенностями. Но в целом все три эксперта сошлись в оценке ребенка.
На наш взгляд, к основным минусам данной методики можно отнести большую зависимость результатов исследования от субъективного восприятия испытуемого. Это, несомненно снижает точность полученных результатов. В числу же достоинств данной методики можно отнести широкий ряд рассматриваемых характеристик.