- Преподавателю
- Другое
- Статья Играем и учим казахский язык
Статья Играем и учим казахский язык
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Буравлёва Л.И. |
Дата | 05.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Буравлёва
Лариса Ивановна
воспитатель
ГККП Детский сад "Сказка"
г. Ерейментау, Акмолинская обл.
2014 год
Играем и учим казахский язык.
Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность,
чем грозная необходимость. Аврелий Августин.
"Быть патриотом своей Родины - это носить Казахстан в своём сердце" - подчеркнул Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана.
Формирование любви к Родине - одна из главных задач нравственного воспитания подрастающего поколения, которое надо начинать с раннего детства. Сегодняшние малыши - это завтрашние хозяева страны. И потому уже сегодня необходимо заботиться о воспитании маленьких граждан нашей страны. Одним из важнейших факторов в воспитании гражданственности и патриотизма в любом обществе является чувство глубокого уважения к языку своего государства. Чем раньше ребенок начинает обучаться языку, тем легче его освоить.
Детям необходимо знать, что признание казахского языка государственным является исторической закономерностью, и что русский язык используется наряду с казахским как язык межнационального общения, так как Казахстан - многонациональная республика.
Особенность овладения любым языком в дошкольном возрасте связаны с непосредственностью детского восприятия, открытостью по отношению к людям, говорящим на другом языке. Дошкольник способен понимать смысл сказанного, ориентируясь не только на само высказывание, но и на ситуацию в целом. Он может воспроизводить речевое действие в аналогичной ситуации. Л. В. Занков утверждал, что каждый педагог должен сохранить детскую активность внутренней психологической деятельности, вызывая в ребенке живой интерес к своему предмету.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. "Игра - это огромное светлое пятно, через которое вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности" (В.А. Сухомлинский).
Игра - это не просто удовольствие и развлечение. С помощью игры можно развивать память, мышление, воображение ребенка. Играя, он может получать новые знания и умения, развивать способности, причем все это будет осуществляться незаметно для него, а еще игра - это средство развития речи.
В работе с детьми дошкольного возраста я использую игры на казахском языке. Это пальчиковые игры, физминутки, разминки, музыкальные и подвижные игры. Я включаю игры в занятия, утренние сборы, режимные моменты, что делает их более занимательными и эмоциональными.
Эти игры ценны тем, что текст игр сопровождается движениями. Это развивает моторику, помогает осмыслить текст. Игры на казахском языке развивают интерес к изучению казахского языка, способствуют более глубокому его изучению, пополнению словарного запаса, развивают память, мышление, коммуникативные качества, воспитывают патриотические чувства.
На прогулках я организовываю подвижные игры на казахском языке. В дошкольном возрасте у детей велико тяготение к рифме. Рифмованный текст легче запоминается. Для детей русскоязычной группы нужны простые, понятные тексты, чтобы ребенок не просто повторял заученный текст, а понимал то, что он произносит. Поэтому тексты игр я придумала сама.
Предлагаю тексты подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста, придуманные мною. Тексты просты и понятны детям, легко произносятся и запоминаются.
Подвижные игры
Аю орманда. Медведь в лесу.
Орманға барамыз,
Жидекті жинаймыз,
Ал аю орманды кұзетеді,
Орманға кіруге рұқсат бермейді.
(Выбирается медведь - аю. Дети, имитируя собирание ягод, двигаются в направлении медведя, повторяя текст. После слов "рұқсат бермейді" ребенок - медведь рычит и пытается догнать убегающих детей)
Тышқандар мен мысық. Мыши и кот.
Тышқандар қыдырады,
Мысық ұйықтайды.
Тышқандар, шуламандар,
Мысықты оятпандар!
(Ребенок, изображающий кота, сидит в центре круга. А дети, изображающие мышей, ходят вокруг кота, взявшись за руки и произносят текст вместе с воспитателем. По окончании текста ребенок - кот кричит: "Мяу!" и пытается догнать убегающих детей - мышей)
Қаздар мен қасқыр. Гуси и волк.
Қаздар жайлып жүреді:
Шөпті жейді, су ішеді.
Қаздар, үйге ұшындар,
Қасқырдаң қашыңдар!
(Дети, изображающие гусей, ходят вприсядку (по - гусиному), приседают, вытягивают шеи, произнося текст. Ребенок, изображающий волка, находится в сторонке наблюдает за "гусями". По окончании текста ребенок, изображающий волка, пытается догнать детей - гусей)
Торғайлар мен мысық. Воробушки и кот.
Торғайлар ұшады,
Қанатын бұлғайды.
Торғайлар секірді,
Орнына отырды,
Дәнді шұкы бастады.
(Дети выполняют роль воробьев - повторяя текст вместе с воспитателем, выполняют соответствующие тексту движения: машут руками, прыгают, приседают. На слова воспитателя "Мысық келе жатыр!" дети разбегаются, а ребенок выполняющий роль кошки, пытается их догнать)
Бақалар. Лягушки.
Бақалар бақылдайды,
Батпақта ойнайды.
Бірге жүріп, қыдырады,
Шаршап жатып ұйқтайды.
(Дети изображают лягушек: квакают, прыгают, а затем, сложив руки под щечкой, имитируют сон).