Статья Играем и учим казахский язык

Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.      Аврелий Августин. "Быть патриотом своей Родины – это носить Казахстан в своём сердце" - подчеркнул Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана. Формирование любви к Родине – одна из главных задач нравственного воспитания подрастающего поколения, которое надо начинать с раннего детства. Сегодняшние малыши – это завтрашние хозяева страны. И потому уже сегодня ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Играем и учим казахский язык

Буравлёва

Лариса Ивановна

воспитатель

ГККП Детский сад "Сказка"

г. Ерейментау, Акмолинская обл.

2014 год







Играем и учим казахский язык.



Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность,

чем грозная необходимость. Аврелий Августин.


"Быть патриотом своей Родины - это носить Казахстан в своём сердце" - подчеркнул Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана.

Формирование любви к Родине - одна из главных задач нравственного воспитания подрастающего поколения, которое надо начинать с раннего детства. Сегодняшние малыши - это завтрашние хозяева страны. И потому уже сегодня необходимо заботиться о воспитании маленьких граждан нашей страны. Одним из важнейших факторов в воспитании гражданственности и патриотизма в любом обществе является чувство глубокого уважения к языку своего государства. Чем раньше ребенок начинает обучаться языку, тем легче его освоить.

Детям необходимо знать, что признание казахского языка государственным является исторической закономерностью, и что русский язык используется наряду с казахским как язык межнационального общения, так как Казахстан - многонациональная республика.

Особенность овладения любым языком в дошкольном возрасте связаны с непосредственностью детского восприятия, открытостью по отношению к людям, говорящим на другом языке. Дошкольник способен понимать смысл сказанного, ориентируясь не только на само высказывание, но и на ситуацию в целом. Он может воспроизводить речевое действие в аналогичной ситуации. Л. В. Занков утверждал, что каждый педагог должен сохранить детскую активность внутренней психологической деятельности, вызывая в ребенке живой интерес к своему предмету.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. "Игра - это огромное светлое пятно, через которое вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности" (В.А. Сухомлинский).

Игра - это не просто удовольствие и развлечение. С помощью игры можно развивать память, мышление, воображение ребенка. Играя, он может получать новые знания и умения, развивать способности, причем все это будет осуществляться незаметно для него, а еще игра - это средство развития речи.

В работе с детьми дошкольного возраста я использую игры на казахском языке. Это пальчиковые игры, физминутки, разминки, музыкальные и подвижные игры. Я включаю игры в занятия, утренние сборы, режимные моменты, что делает их более занимательными и эмоциональными.

Эти игры ценны тем, что текст игр сопровождается движениями. Это развивает моторику, помогает осмыслить текст. Игры на казахском языке развивают интерес к изучению казахского языка, способствуют более глубокому его изучению, пополнению словарного запаса, развивают память, мышление, коммуникативные качества, воспитывают патриотические чувства.

На прогулках я организовываю подвижные игры на казахском языке. В дошкольном возрасте у детей велико тяготение к рифме. Рифмованный текст легче запоминается. Для детей русскоязычной группы нужны простые, понятные тексты, чтобы ребенок не просто повторял заученный текст, а понимал то, что он произносит. Поэтому тексты игр я придумала сама.

Предлагаю тексты подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста, придуманные мною. Тексты просты и понятны детям, легко произносятся и запоминаются.

Подвижные игры

Аю орманда. Медведь в лесу.

Орманға барамыз,

Жидекті жинаймыз,

Ал аю орманды кұзетеді,

Орманға кіруге рұқсат бермейді.

(Выбирается медведь - аю. Дети, имитируя собирание ягод, двигаются в направлении медведя, повторяя текст. После слов "рұқсат бермейді" ребенок - медведь рычит и пытается догнать убегающих детей)

Тышқандар мен мысық. Мыши и кот.

Тышқандар қыдырады,

Мысық ұйықтайды.

Тышқандар, шуламандар,

Мысықты оятпандар!

(Ребенок, изображающий кота, сидит в центре круга. А дети, изображающие мышей, ходят вокруг кота, взявшись за руки и произносят текст вместе с воспитателем. По окончании текста ребенок - кот кричит: "Мяу!" и пытается догнать убегающих детей - мышей)

Қаздар мен қасқыр. Гуси и волк.

Қаздар жайлып жүреді:

Шөпті жейді, су ішеді.

Қаздар, үйге ұшындар,

Қасқырдаң қашыңдар!

(Дети, изображающие гусей, ходят вприсядку (по - гусиному), приседают, вытягивают шеи, произнося текст. Ребенок, изображающий волка, находится в сторонке наблюдает за "гусями". По окончании текста ребенок, изображающий волка, пытается догнать детей - гусей)

Торғайлар мен мысық. Воробушки и кот.

Торғайлар ұшады,

Қанатын бұлғайды.

Торғайлар секірді,

Орнына отырды,

Дәнді шұкы бастады.

(Дети выполняют роль воробьев - повторяя текст вместе с воспитателем, выполняют соответствующие тексту движения: машут руками, прыгают, приседают. На слова воспитателя "Мысық келе жатыр!" дети разбегаются, а ребенок выполняющий роль кошки, пытается их догнать)

Бақалар. Лягушки.

Бақалар бақылдайды,

Батпақта ойнайды.

Бірге жүріп, қыдырады,

Шаршап жатып ұйқтайды.

(Дети изображают лягушек: квакают, прыгают, а затем, сложив руки под щечкой, имитируют сон).


© 2010-2022