АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация: в данной статье рассматривается активные  методы и формы для сопровождения детей с особыми образовательными потребностями:  арт-терапия, игротерапия, приключенческая педагогика, методы и формы событийной педагогики, кейстадии, синквейны, тренинги, портфолио, музейная педагогика и др.                         СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.       Жигарева,  М.В.,  Саратова, Л.М. Анализ содержания и форм психолога – педагогического сопровождения младших подростков с ограниченными возм...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ю.В. Кострикова Лесосибирский педагогический институт филиал -ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет"


АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ


Аннотация: в данной статье рассматривается, какие методы и формы используются для сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Методы: анализ, сравнение, сопоставление, противопоставление.

Все более актуальной в настоящее время становится проблема организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями, использование инновационных форм и методов их обучения.

К изучению данной проблемы обращались А.В. Баряева, А.П. Зарин, М.В. Киселева, М.В. Медова,

Исследователи считают, что наиболее актуальными и востребованными в современных условиях в работе с детьми с особыми образовательными потребностями являются активные методы: арт-терапия, игротерапия, приключенческая педагогика, методы и формы событийной педагогики, кейстадии, синквейны, тренинги, портфолио, музейная педагогика и др.

Киселева М. В. пишет, что арт-терапевтические занятия помогают улучшить образ самого себя и укрепить самоуважение - это для детей; поднимают статус ребенка или детей - это для родителей; позволяют детям считать занятия частью обычного школьного расписания - это для учителей. Занятие с классом можно представить в виде создания книги, ведения журнала, индивидуальных или совместных проектов, подготовки к выставке или как интересный способ изучения поставленных вопросов или темы [3].

Баряева А. В. и Зарин А. П. считают что, игротерапия является одним из эффективных методов лечебно-педагогического воздействия на детей, проводимый с определенной целью и выполняющий следующие функции: установление эмоционального контакта; психокоррекция отклоняющего поведения; развитие психических процессов и ВПФ, двигательной сферы; обогащение информацией об окружающем мире [4].

Групповые формы терапии считаются более эффективными, поскольку позволяют одновременно обслуживать больше людей; однако по своим конечным результатам они признаются менее эффективными, чем существующие виды индивидуальной терапии. Прежний взгляд на групповую терапию в последнее время резко изменился. Терапевтические группы по-прежнему считаются достаточно эффективными, однако их использование сместилось в сторону определенных групп пациентов и определенных проблем [6].

Медова Н. А. предлагает такие формы сопровождения, как проведение обзорных семинаров с педагогами, классных часов (детских конференций) с детьми, родительских лекториев с родителями. Проведение семинаров для педагогов и родителей по темам: «Рекомендации по разработке и внедрению индивидуальной образовательной программы для детей с ООП, в том числе со сложными нарушениями в общеобразовательном учреждении», «Формы и виды интеграции для детей с ООП на современном этапе развития инклюзивного образования». И такие методы как анкетирование, деловая игра, фокусгруппа, интервьюирование, тестирование, экспертная оценка (программ, планов мероприятий), анализ кейс-стадии, материалов, СМИ, сайтов [7].

Коррекция является основным методом воздействия специалистов - дефектолога, практического психолога, педагога - для оптимизации развития психических процессов, функции и гармонизации личностных свойств. Используются методы: наблюдение, беседа, эксперимент, практическая деятельность, изучение состояние ребёнка, его психологического статуса, определение зоны ближайшего развития, способностей и наклонностей ребёнка [1].

В настоящее время в классах с включающей формой обучения используются методы совместной работы учащихся. Для участия в совместной работе школьникам с особыми образовательными потребностями важно хорошо владеть социальными навыками.

Для того чтобы учесть потребности всех учащихся, педагог должен подавать материал и требовать его усвоение дифференцированно. Существуют разные методы дифференциации, такие как, упрощение, параллельные учебные планы, индивидуальные учебные планы и т. д.[5].

В системе инклюзивного образования должны использоваться методы, воспитывающие в детях уважение к многообразию в образовательных сообществах. Дети, обучающиеся в инклюзивных классах, при вхождении в общество будут больше знать и ценить разницу между людьми. Это будет первой ступенью их социализации. Методы обучения детей с ОВЗ - непосредственные, направлены на взаимодействие педагога и учащегося [2].

Таким образом, наибольший успех в обучении и развитии ребенка с особыми образовательными потребностями может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности детей с особыми образовательными потребностями отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения, а так же использования активных форм и методов, таких как арт-терапия, игротерапия, приключенческая педагогика, методы и формы событийной педагогики, кейстадии, синквейны, тренинги, портфолио, музейная педагогика и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Жигарева, М.В., Саратова, Л.М. Анализ содержания и форм психолога - педагогического сопровождения младших подростков с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду //Здоровье, спортивная медицина и адаптивная физическая культура. - 2011 - №4 - С.79-82.

  2. Лебедева, С.А. Содержание и технологии педагогической деятельности с детьми, имеющими особые образовательными потребностями //Научный поиск. - 2014. - № 3. - С. 6-9.

  3. Киселева, М. В. Арт-терапия в условиях школы. - М: Речь, 2006. -128 с.

  4. Баряева А. В., Зарин А. П. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: под редакцией И.М. Бгажноковой, раздел: «Игра и игрокоррекция», - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009.

  5. Грозная, Н. С. Включающее обучение. История и зарубежный опыт //Вопросы образования. - 2006. - №2. - С. 89-105.

  6. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети. Системный подходк помощи детямс нарушениями развития.[пер. с англ.] / Селигман М., Дарлинг Р. - М.: Теревинф, 2007. - 368 с. - (Серия «Особый ребенок»). 2007. - С. 113-115.

  7. Мёдова Н.А.Инклюзивное образование в схемах и таблицах: методическое пособие /ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. - Томск, 2012. - 24 с.


© 2010-2022