Выступление Адаптация леворуких детей в школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

(Слайд 1, 2)

«В природе движение идет справа налево. Все светила и их спутники описывают круговые пути с востока на запад. У человека правая рука развита лучше, нежели левая... Завитки раковины, за редким исключением, завернуты справа налево. И если попадается раковина-левша, знатоки ценят ее на вес золота».Выступление Адаптация леворуких детей в школе

Жюль Верн.



Тема: «Адаптация леворуких детей в школе»

Что мы знаем о левшах

Леворукость веками была и остаётся загадкой, загадкой ещё не разгаданной, притягивающей внимание. Стремление разгадать эту загадку, по сути, - отражение глубинного, часто неосознанного желания человека постичь природу иного, необычного, исключительного, желания заглянуть в Зазеркалье и тем самым осознать свою необходимость. Исторически к этой генетической особенности - леворукости сложилось отношение не как к индивидуальному варианту нормы, а как к аномалии, нарушению развития.

Следует понимать, что и внутри по своему составу праворукие и леворукие группы неоднородны. Среди них есть сильно леворукие и сильно праворукие, те, кто выполняют одной или другой рукой только некоторые действия, и амбидекстры (обоерукие) - люди, одинаково хорошо владеющие и правой, и левой рукой.

К сожалению, и сейчас ещё бытует представление о связи между леворукостью и более низкими умственными способностями людей, несмотря на то, что специальные психофизиологические исследования не дают для этого никаких оснований. Действительно, существуют данные о большом проценте леворуких среди умственно отсталых детей, среди детей с трудностями обучения письму и чтению, но во многих случаях сама леворукость является результатом патологии в развитии мозга, как и умственная отсталость и трудности в обучении, а вовсе не причиной этих нарушений. То есть, хотя патология развития иногда лежит в основе леворукости и сниженных интеллектуальных способностей, но у здорового левши могут быть блестящие способности. И таких данных тоже немало.

(Слайд 3)Великие левши:

Выступление Адаптация леворуких детей в школе



Александр Великий - македонский царь, полководец, создатель мировой державы.

Юлий Цезарь - древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель.

Жанна д'Арк - национальная героиня Франции.

Барак Обама - президент США

Леонардо да Винчи - один из крупнейших представителей искусства и науки Высокого Возрождения.

Микеланджело - великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель эпохи Ренессанса.

выдающиеся ученые И.П. Павлов, Максвелл, Пуанкаре

Чарли Чаплин - голивудский актер немого кино.

Николай Крючков- советский артист

Амаяк Акопян - российский фокусник-иллюзионист

Дитер Болен -немецкий солист группы ModernTalking.

Диего Марадона - аргентинский футболист.

Пол Маккартни - британский музыкант, член группы TheBeatles,

Международный день левшейотмечают 13 августа.

Люди так долго и упорно боролись за право леворукого оставаться леворуким, так убедительно доказывали, что среди левшей немало известных и даже гениальных людей, что в последние годы появились сторонники другой и тоже крайней точки зрения, утверждающие, что все левши гениальны, творчески одарены, имеют блестящие математические способности.

(Слайд 4)

Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитие. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и даже клавиатуры, приспособленной для работы леворуких людей.

У нас это тоже начало появляться в магазинах, но очень дорого. Выступление Адаптация леворуких детей в школеВыступление Адаптация леворуких детей в школеВыступление Адаптация леворуких детей в школе

Выступление Адаптация леворуких детей в школе



Пока ещё нет чёткого и однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной леворукости и чем отличаются праворукие и леворукие люди. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ясно и другое: преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребёнка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребёнка работать правой рукой, но изменить его биологическую суть нельзя.



ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Как вычислить левшу(Слайд)

Очень важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.

Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких при переходе к систематическому школьному обучению.

Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и воспитатели редко обращают внимание на то, какая рука у ребёнка ведущая. К тому же дети, которых обучают новым действиям, стараются выполнять их так, как требуют взрослые. «Возьмите ложку в правую руку», «Взяли карандаш в правую руку», - учит всех малышей воспитатели и педагоги, как правило, безропотно выполняют эти указания и работают правой, даже если не очень удобно. Так происходит ненасильственное переучивание в дошкольном возрасте, и многие родители даже не подозревают, что их ребёнок левша, что его переучили. Основные тревоги их ждут впереди, когда ребёнок пойдёт в школу, начнёт учиться и возникнут неожиданные, на первый взгляд, сложности при обучении письму и чтению.

Особенно важно определить ведущую руку перед школой. Почему? Во-первых, потому что именно в этом возрасте ребёнок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, а переучивание может отрицательно отразиться на росте и развития ребёнка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьёзным нарушениям здоровья.

Существуют несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространённым является метод количественной оценки рукости с помощью опросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Нужно отметить, что обычно в вопросниках используются те двигательные навыки человека, которые формируются у него под влиянием среды (того окружения, в котором он живёт, тех обычаев, привычек, которые приняты в этом обществе).

(Слайд 6)

(Провести тест с сотрудниками)Есть тесты, традиционно используемые для определения леворукости. Одним из таких хорошо известных тестов является переплетение пальцев рук. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей - левой.

Второй, столь же известный, «поза Наполеона» - скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть - под правым предплечьем, у левшей - сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем - правая.

Третий - аплодирование. У правшей при аплодированиии более активная правая рука, у левшей - левая. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети чаще аплодируют двумя руками, хлопая обеими ладошками.Выступление Адаптация леворуких детей в школеВыступление Адаптация леворуких детей в школеВыступление Адаптация леворуких детей в школе



У нас в школе 82 ученика. Из них леворукие - 13 учащихся , что составляет 16%. Провели обследование у 6 учащихся на определение ведущей руки. Оценка результатов тестирования на определение рукости даны в таблицах.(Просмотр видео и слайдов)







Таблица 1

Оценка результатов тестирования на определение рукости

ФИ уч-ся:Хасаншин Адель 3 класс

Задания

Действие выполняется преимущественно

правой рукой

обеими руками

левой рукой

1. Достать бусинку ложкой из стакана



+

2. Выбрать семена фасоли


+


3. Переплетение пальцев

+



4. Вырезание ножницами по контуру рисунка

+



5. Надевание на пальцы фигурки героев

+



6. Завинчивание крышки на бутылках



+ + +

7. Отвинчивание крышки



+ +

8. Разложить карточки



+

9. Наматывание и разматывание нитки

+

























Таблица 2

Оценка результатов тестирования на определение рукости

ФИ уч-ся: Шакиров Ришад 4 класс

Задания

Действие выполняется преимущественно

правой рукой

обеими руками

левой рукой

1. Достать бусинку ложкой из стакана



+

2. Выбрать семена фасоли


+


3. Переплетение пальцев



+

4. Вырезание ножницами по контуру рисунка

+



5. Надевание на пальцы фигурки героев



+

6. Завинчивание крышки на бутылках

+ +


+

7. Отвинчивание крышки

+ +



8. Разложить карточки

+



9. Наматывание и разматывание нитки



+

10. Поливание цветов


+






Таблица 3

Оценка результатов тестирования на определение рукости

ФИ уч-ся:Леонтьев Данил 4 класс

Задания

Действие выполняется преимущественно

правой рукой

обеими руками

левой рукой

1. Достать бусинку ложкой из стакана

+



2. Выбрать семена фасоли



+

3. Переплетение пальцев



+

4. Вырезание ножницами по контуру рисунка



+

5. Надевание на пальцы фигурки героев

+



6. Завинчивание крышки на бутылках



+ + +

7. Отвинчивание крышки



+ +

8. Разложить карточки

+



9. Наматывание и разматывание нитки



+

10. Поливание цветов


+






Таблица 4

Оценка результатов тестирования на определение рукости

Ф.И. уч-сяРоманов Артём 8 класс

Задания

Действие выполняется преимущественно

правой рукой

обеими руками

левой рукой

1. Достать бусинку ложкой из стакана



+

2. Переплетение пальцев



+

3. Аплодирование

+



4. «Поза Напалеона»



+

5. Обводка и вырезание ножницами по контуру рисунка



+ +

6. Переливание воды из одного сосуда в другой



+

7. Расчёсывание волос



+







Таблица 5

Оценка результатов тестирования на определение рукости

Ф.И. уч-сяМещерякова Екатерина

Задания

Действие выполняется преимущественно

правой рукой

обеими руками

левой рукой

1. Нанизывание бисера на иголку с ниткой


+


2. Переливание воды из одного сосуда в другой



+

3. Взять стакан и сделать несколько глотков воды

+



4. Завинчивание и отвинчивание крышки на бутылке

+



5. Стирание пластиком предварительно нарисованных крестиков



+

6. Позвонить колокольчиком



+

7. Полить цветы

+



8. Наматывание нитки на катушку



+





Таблица 6

Оценка результатов тестирования на определение рукости

Ф.И. уч-сяТухватуллина Азалия

Задания

Действие выполняется преимущественно

правой рукой

обеими руками

левой рукой

1. Вырезание ножницами



+

2. Нанизывание нитки в иголку




3. Аплодирование



+

4. Переплетение пальцев



+

5. «Поза Напалеона»

+



6. Рисование



+

7. Сортировка семян



+

8. Чистка обуви щёткой



+

























Как помочь леворуким детям адаптироваться к школе

В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления: сниженная способность зрительно - двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки.

Для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам».

Слабость внимания, трудности переключения и концентрации. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера. Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость.

Повышенная эмоциональность леворуких является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно. Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие: зрительно - моторной координации; точности пространственного восприятия; зрительной памяти; наглядно - образного мышления; способности к целостной переработке информации; моторики; фонематического слуха; речи.

(Слайд 8)

Рекомендации учителям.

Выступление Адаптация леворуких детей в школе

Постановка техники письма у левшей специфична. Для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, т.к. при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому руку следует ставить так, чтобы строка была открыта. Для леворукихрекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое письмо. При овладении письмом леворукийребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося. Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретится у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.

Отказ от переучивания леворукого ребёнка всё же не решает всех проблем, возникающих в процессе его обучения в школе. Скорее, появляется ряд других, связанных с дифференцированными (с учётом особенностей леворуких) методами обучения, комплексом гигиенических требований к рабочему месту, инструменту и т.д.

Фактически леворукого ребёнка у нас учат так же, как праворукого.Поскольку процесс адаптации к школе леворуких детей в каждом случае особый, единых универсальных рекомендаций по коррекции школьных проблем нет. Однако существует общие закономерности адаптации детей к школе, есть и наиболее трудные точки и на первом, и на втором, и на третьем году обучения.

Адаптация у леворукого ребёнка иногда и не бывает каких-либо специфических трудностей письма, чтения, математики. Но он может сильно уставать, появятся какие-то жалобы. Возможно, ребёнок устаёт от быстрого темпа или объёма нагрузки, или режим дня не позволяет ему расслабиться, передохнуть.

Итак, рациональный режим, хорошо организованная двигательная активность способствует более эффективной адаптации к учебным нагрузкам, помогают снять утомление и напряжение, повысить работоспособность и, главное,решить часть школьных проблем.

Таким образом, леворукость сама по себе - не патология, а один из возможных вариантов нормы. Леворукий ребёнок очень раним и требует бережного, внимательного и доброго отношения. У леворукого ребёнка есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.



© 2010-2022