- Преподавателю
- Другое
- Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-дефектолога Калимуллиной Лейсен Фанисовны на межаттестационный период с 2015 г. по 2020 г
Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-дефектолога Калимуллиной Лейсен Фанисовны на межаттестационный период с 2015 г. по 2020 г
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Калимуллина Л.Ф. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
учителя-дефектолога
ГБСКОУ «Азнакаевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида»
Калимуллиной Лейсен Фанисовны
на межаттестационный период
с 2015 г. по 2020 г.
Ф. И. О. Калимуллина Лейсен Фанисовна
Образование: высшее, высшее профессиональное (дефектологическое)
Квалификационная категория: не имею
Педагогический стаж: 10 лет
Стаж в данной должности: 5 лет
Методическая тема района: «Развитие профессиональных компетенций педагогов как фактор повышения качества образования»
Методическая тема школы: «Реабилитация и социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья и последующая интеграция их в социальную среду»
Тема по самообразованию: Предупреждение дисграфии и дислексии через развития навыков анализа и синтеза с использованием дидактических игр»
Цель: - определение влияния коррекционно-логопедической работы с детьми с речевым нарушением на предупреждение дисграфии и дислексии через развития навыков анализа и синтеза с использованием дидактических игр.
Задачи:
-
Формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
-
Развивать мелкую моторику рук.
-
Ориентировать в пространстве.
-
Развивать все психические процессы.
-
Готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.
-
изучить методическую и специальную литературу, издания периодической печати, интернет-ресурсов по теме самообразования
изучить особенности проявления предпосылок дисграфии и дислексии у учащихся
выстроить систему работы по предупреждению нарушений чтения и письма.
подобрать рекомендации для родителей и учителей по предупреждению нарушений чтения и письма.
систематизировать игры и игровые упражнения для предупреждения нарушений чтения и письма.
Источники самообразования: интернет, профессиональные курсы, конференции, семинары, методическая литература.
Формы самообразования:
-
Индивидуальная - через индивидуальный план
-
Групповая - через участие в деятельности МО, участие в жизни школы, участие в онлайн конференциях, семинары и конференции.
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся в ошибках стойкого характера.
Дисграфия - частичное специфическое нарушение навыка письма, обусловленное недоразвитием психических функций, входящих в структуру письма.
Причинами дисграфии и дислекии у детей зачастую являются врожденные нарушения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития, задержка речевого развития.
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, т.к. письменная речь формируется на основе устной. Профилактика нарушений письма и чтения у детей является одним из наиболее важных и актуальных вопросов современной теоретической и практической логопедии. Предупреждение нарушения чтения и письма так же одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда. В настоящее время является общепризнанным, тот факт, что между недоразвитием устной речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь.
В течение пяти лет я целенаправленно работала и в настоящее время работаю над темой: «Предупреждение дисграфии и дислексии через развития навыков анализа и синтеза с использованием дидактических игр». Работа начиналась с традиционного логопедического обследования детей: сформированности звукопроизношения; звукослоговой структуры слов; фонематического восприятия; навыков звукового анализа и синтеза; словаря, грамматического строя речи; монологической связной речи. Коррекцией этих нарушений занималась в старших классах. Далее я исследую предпосылки возможных нарушений чтения и письма, опираясь на методику их раннего выявления, разработанную А. Н. Корневым. В нее входят следующие тесты: «Рядоговорение», «Ритмы», «Кулак - ребро - ладонь», «Повторение цифр». Данная методика помогает выявить задержку формирования многих функций, недоразвитие которых может способствовать появлению дислексии и дисграфии.
Во-первых, недоразвитие сенсомоторных функций, которые осуществляют процесс чтения в норме (например, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений), вызывает у ребенка трудности в овладении зрительными образами букв, трудности в их узнавании и различении (оптические дислексии).
Во-вторых, нарушения чтения и письма могут вызываться нарушением высших символических функций, недоразвитием языковых обобщений: фонематических, лексических, грамматических.
Учитывая все вышесказанное, основные усилия направляла на формирование фонематического восприятия и элементарных навыков звукового анализа. Одновременно опираясь на положение трудов Р.И.Лалаевой об общефункциональных и специфических механизмах нарушения письма у детей, стимулировала интеллектуальную деятельность, через мыслительные операции, развивала долговременную и оперативную память, внимание, процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, которые служат когнитивной основой письменной речевой деятельности. Таким образом, профилактическую работу по предупреждению ошибок чтения и письма в школе выстраивала по следующим направлениям:
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза
3. Знакомство с основными понятиями (звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение).
4. Развитие познавательных процессов
5. Формирование связной речи.
6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок.
7. Развитие мелкой моторики рук
8. Развитие тактильных ощущений
9. Формирование оптико-пространственных представлений.
10. Развитие конструктивного праксиса
11. Развитие изобразительно-графических способностей
Содержание коррекционной работы по направлениям.
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза
Индивидуальный план профессионального развития
учителя-дефектолога на 2015-2020 гг.
Направления
Содержание работы
Сроки
Профессиональные
Проведение логопедического обследования учащихся с целью определения уровня речевого развития и его соответствия возрасту
01-15.09
15.05-30.05
Разработка системы планирования, завести необходимую документацию (список учащихся с недостатками речи,
журнал учета посещаемости, речевые карты на каждого учащегося с дефектом речи, индивидуальные карточки учащегося (прилагаются к речевым картам), расписание работы логопеда, общий список детей по дефектам).
до 20 сентября 2015-2020 гг.
Работа с родителями
регулярно
Составить рабочие программы занятий с группами и индивидуальных занятий
до 20 сентября
2015-2020 гг.
Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности
ежегодно
Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет
ежегодно
Участие в работе семинаров, родительских собраний, педагогических советах
ежегодно
Повышать квалификацию на курсах для учителей-дефектологов
1 раз в 3 года
Участвовать во всех профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном уровнях
ежегодно
Успешно проходить аттестацию на категорию
1 раз в 5 лет
Посещение и публикации разработок уроков, докладов и внеклассных мероприятий на сайтах «Инфоурок», в интернет-портале "Минобр.org" , teachersalliance.ru/, dia-creativ.ru/, prodlenka.org/ и т.д.
ежегодно
Ведение персонального сайта infourok.ru/user/kalimullina-leysen-fanisovna
регулярно
Провести открытые уроки и мероприятий на школьном, районном, республиканском уровне
ежегодно
по плану
Консультативная помощь и методические рекомендации учителям, родителям и учащимся; подобрать рекомендации для родителей и учителей по предупреждению нарушений чтения и письма
регулярно
Систематизировать игры и игровые упражнения для предупреждения нарушений чтения и письма
регулярно
Отчет о проделанной работе за учебный год
ежегодно
Методические
Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения
ежегодно
Принимать активное участие и выступать в работе школьного и районного МО учителей-дефектологов
ежегодно
Организовать работу с детьми ограниченными возможностями здоровья и принимать участие в конкурсах творческих работ на школьном, районном, республиканском, всероссийском уровне
регулярно
Изучить психолого - педагогической, коррекционной, методической литературы по теме самообразования; опыта работы учителей-дефектологов своей школы, района, округа через интернет - ресурсы, статьи об опыте работы педагогов коррекционных школ VIII вида, публиковавшиеся в журналах «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Дефектология»
регулярно
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
ежегодно
Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов
ежегодно
Обогащение методической копилки
в течение учебного года
Охрана здоровья
Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии
ежегодно
Вести здоровый образ жизни
регулярно
Советы родителям по охране здоровья (Рекомендации пальчиковых игр, пальчиковых и артикуляционных гимнастик, гимнастик для дыхания и голоса)
регулярно
Информационно-компьютерные технологии
Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс (проводить занятия с использованием мультимедийных средств, презентаций)
регулярно
Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению в коррекционной школе VIII вида, педагогике и психологии
регулярно