• Преподавателю
  • Другое
  • Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-дефектолога Калимуллиной Лейсен Фанисовны на межаттестационный период с 2015 г. по 2020 г

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-дефектолога Калимуллиной Лейсен Фанисовны на межаттестационный период с 2015 г. по 2020 г

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Индивидуальный план повышения профессионального уровня

учителя-дефектолога

ГБСКОУ «Азнакаевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида»

Калимуллиной Лейсен Фанисовны

на межаттестационный период

с 2015 г. по 2020 г.



Ф. И. О. Калимуллина Лейсен Фанисовна

Образование: высшее, высшее профессиональное (дефектологическое)

Квалификационная категория: не имею

Педагогический стаж: 10 лет

Стаж в данной должности: 5 лет

Методическая тема района: «Развитие профессиональных компетенций педагогов как фактор повышения качества образования»

Методическая тема школы: «Реабилитация и социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья и последующая интеграция их в социальную среду»

Тема по самообразованию: Предупреждение дисграфии и дислексии через развития навыков анализа и синтеза с использованием дидактических игр»

Цель: - определение влияния коррекционно-логопедической работы с детьми с речевым нарушением на предупреждение дисграфии и дислексии через развития навыков анализа и синтеза с использованием дидактических игр.

Задачи:

  • Формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

  • Развивать мелкую моторику рук.

  • Ориентировать в пространстве.

  • Развивать все психические процессы.

  • Готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.

  • изучить методическую и специальную литературу, издания периодической печати, интернет-ресурсов по теме самообразования

 изучить особенности проявления предпосылок дисграфии и дислексии у учащихся

 выстроить систему работы по предупреждению нарушений чтения и письма.

 подобрать рекомендации для родителей и учителей по предупреждению нарушений чтения и письма.

 систематизировать игры и игровые упражнения для предупреждения нарушений чтения и письма.

Источники самообразования: интернет, профессиональные курсы, конференции, семинары, методическая литература.

Формы самообразования:

  1. Индивидуальная - через индивидуальный план

  2. Групповая - через участие в деятельности МО, участие в жизни школы, участие в онлайн конференциях, семинары и конференции.

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся в ошибках стойкого характера.

Дисграфия - частичное специфическое нарушение навыка письма, обусловленное недоразвитием психических функций, входящих в структуру письма.

Причинами дисграфии и дислекии у детей зачастую являются врожденные нарушения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития, задержка речевого развития.

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, т.к. письменная речь формируется на основе устной. Профилактика нарушений письма и чтения у детей является одним из наиболее важных и актуальных вопросов современной теоретической и практической логопедии. Предупреждение нарушения чтения и письма так же одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда. В настоящее время является общепризнанным, тот факт, что между недоразвитием устной речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь.

В течение пяти лет я целенаправленно работала и в настоящее время работаю над темой: «Предупреждение дисграфии и дислексии через развития навыков анализа и синтеза с использованием дидактических игр». Работа начиналась с традиционного логопедического обследования детей: сформированности звукопроизношения; звукослоговой структуры слов; фонематического восприятия; навыков звукового анализа и синтеза; словаря, грамматического строя речи; монологической связной речи. Коррекцией этих нарушений занималась в старших классах. Далее я исследую предпосылки возможных нарушений чтения и письма, опираясь на методику их раннего выявления, разработанную А. Н. Корневым. В нее входят следующие тесты: «Рядоговорение», «Ритмы», «Кулак - ребро - ладонь», «Повторение цифр». Данная методика помогает выявить задержку формирования многих функций, недоразвитие которых может способствовать появлению дислексии и дисграфии.

Во-первых, недоразвитие сенсомоторных функций, которые осуществляют процесс чтения в норме (например, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений), вызывает у ребенка трудности в овладении зрительными образами букв, трудности в их узнавании и различении (оптические дислексии).

Во-вторых, нарушения чтения и письма могут вызываться нарушением высших символических функций, недоразвитием языковых обобщений: фонематических, лексических, грамматических.

Учитывая все вышесказанное, основные усилия направляла на формирование фонематического восприятия и элементарных навыков звукового анализа. Одновременно опираясь на положение трудов Р.И.Лалаевой об общефункциональных и специфических механизмах нарушения письма у детей, стимулировала интеллектуальную деятельность, через мыслительные операции, развивала долговременную и оперативную память, внимание, процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, которые служат когнитивной основой письменной речевой деятельности. Таким образом, профилактическую работу по предупреждению ошибок чтения и письма в школе выстраивала по следующим направлениям:

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза

3. Знакомство с основными понятиями (звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение).

4. Развитие познавательных процессов

5. Формирование связной речи.

6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок.

7. Развитие мелкой моторики рук

8. Развитие тактильных ощущений

9. Формирование оптико-пространственных представлений.

10. Развитие конструктивного праксиса

11. Развитие изобразительно-графических способностей

Содержание коррекционной работы по направлениям.

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза



Индивидуальный план профессионального развития

учителя-дефектолога на 2015-2020 гг.


Направления

Содержание работы

Сроки











Профессиональные

Проведение логопедического обследования учащихся с целью определения уровня речевого развития и его соответствия возрасту

01-15.09

15.05-30.05

Разработка системы планирования, завести необходимую документацию (список учащихся с недостатками речи,

журнал учета посещаемости, речевые карты на каждого учащегося с дефектом речи, индивидуальные карточки учащегося (прилагаются к речевым картам), расписание работы логопеда, общий список детей по дефектам).

до 20 сентября 2015-2020 гг.


Работа с родителями

регулярно

Составить рабочие программы занятий с группами и индивидуальных занятий

до 20 сентября

2015-2020 гг.

Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности

ежегодно

Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет

ежегодно

Участие в работе семинаров, родительских собраний, педагогических советах

ежегодно

Повышать квалификацию на курсах для учителей-дефектологов

1 раз в 3 года

Участвовать во всех профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном уровнях

ежегодно

Успешно проходить аттестацию на категорию

1 раз в 5 лет

Посещение и публикации разработок уроков, докладов и внеклассных мероприятий на сайтах «Инфоурок», в интернет-портале "Минобр.org" , teachersalliance.ru/, dia-creativ.ru/, prodlenka.org/ и т.д.

ежегодно

Ведение персонального сайта infourok.ru/user/kalimullina-leysen-fanisovna

регулярно

Провести открытые уроки и мероприятий на школьном, районном, республиканском уровне

ежегодно

по плану

Консультативная помощь и методические рекомендации учителям, родителям и учащимся; подобрать рекомендации для родителей и учителей по предупреждению нарушений чтения и письма

регулярно

Систематизировать игры и игровые упражнения для предупреждения нарушений чтения и письма

регулярно

Отчет о проделанной работе за учебный год

ежегодно

















Методические

Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения

ежегодно

Принимать активное участие и выступать в работе школьного и районного МО учителей-дефектологов

ежегодно

Организовать работу с детьми ограниченными возможностями здоровья и принимать участие в конкурсах творческих работ на школьном, районном, республиканском, всероссийском уровне

регулярно

Изучить психолого - педагогической, коррекционной, методической литературы по теме самообразования; опыта работы учителей-дефектологов своей школы, района, округа через интернет - ресурсы, статьи об опыте работы педагогов коррекционных школ VIII вида, публиковавшиеся в журналах «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Дефектология»

регулярно

Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

ежегодно

Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов

ежегодно

Обогащение методической копилки

в течение учебного года

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии

ежегодно

Вести здоровый образ жизни

регулярно

Советы родителям по охране здоровья (Рекомендации пальчиковых игр, пальчиковых и артикуляционных гимнастик, гимнастик для дыхания и голоса)

регулярно





Информационно-компьютерные технологии

Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс (проводить занятия с использованием мультимедийных средств, презентаций)

регулярно

Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению в коррекционной школе VIII вида, педагогике и психологии

регулярно




© 2010-2022