Практикум для студентов Что значит быть толерантным

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумен...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное Автономное Образовательное Учреждение Среднего Профессионального Образования Новосибирской области

«Купинский медицинский техникум»






Методическая разработка

Практикума по толерантности для студентов


Подготовила: педагог - психолог

Боярко Т.Н.

Практикум по толерантности

Занятие 1

ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ЧТО ЭТО? (ЧАСТЬ 1)
Цели:

  • ознакомить подростков с понятием «толерантность»;

  • стимулировать воображение участников в поисках собственного

  • понимания толерантности тремя способами:
    (1) на основе выработки «научного определения»,
    (2) посредством экспрессивной формы,
    (3) с использованием ассоциативного ряда.

Вводная часть
Цель: - введение в проблему
Необходимое время: 25 минут.

Процедура проведения: Принимаются правила работы в группе. Затем ведущий рассказывает участникам группы о том, что такое «толерантность» и «интолерантность» (или нетерпимость), об их проявлениях и о последствиях нетерпимости. Лекция может быть подготовлена ведущим самостоятельно или составлена на основе введения к данному руководству. В заключение ведущий представляет написанные доске цели тренинга и рассказывает о них.

Знакомство
Необходимое время: 15 минут.

Ведущий предлагает участникам представиться так, как бы им хотелось, чтобы их называли в группе (например, использовать псевдонимы).

Процедура проведения (возможные варианты).
Упражнение «Снежный ком». Участники группы сидят в кругу.

Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от негр называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся ,до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.

Упражнение «Сосед справа, сосед слева»

Участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, а затем представляется сам. После этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева и представиться сам и так далее.

Разминка
Цели:

  • создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;

  • повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Необходимое время: 10 минут.
Упражнение «Чем мы похожи»
Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

Упражнение «Комплименты»

Процедура проведения: Ведущий пПрактикум для студентов Что значит быть толерантнымредлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Основное содержание занятия

Упражнение «Что такое "толерантность"»
Цели:

  • дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности;

  • показать многоаспектность понятия «толерантность».

Необходимое время: 20 минут.

Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах ватмана (см. Приложение 1.2).

Подготовка: написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.

Процедура проведения: Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников.

После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.

Обсуждение: Ведущий задает следующие вопросы:

  • Что отличает каждое определение?

  • Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?

  • Какое определение наиболее удачно?

  • Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?

В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты:

  • Понятие «толерантность» имеет множество сторон.

  • Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.

Рефлексия занятия

  • Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?

  • Представляется ли вам тема толерантности актуальной, и если да, то почему?

Занятие 2
Толерантность: что это?
Разминка
Упражнение «Общий ритм»
Цели: - повышение сплоченности группы.
Необходимое время: 5 минут.

Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним - следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удается с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.

Основное содержание занятия
Упражнение: «Эмблема толерантности»
Цели:
- продолжение работы с определениями толерантности;
- развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.
Необходимое время: 20 минут.
Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч. Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что Обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне.

Следующее упражнение позволит подойти к этому с другой стороны - участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение- 3-5 мин.). Заключительный этап упражнения - презентация эмблем каждой подгруппы.
Упражнение «Пантомима толерантности»
Цель: та же, что и в предыдущем упражнении.
Необходимое время: 15 минут.

Материалы: написанные на отдельных листах бумаги несколько определений толерантности; все, что может пригодиться для пантомимы - моток веревки, лента, принадлежности для рисования.

Процедура проведения. Все участники разбиваются на 3-4 (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. На подготовку пантомимы- 5 мин.

Обсуждение.
Ведущий задает следующие вопросы:

  • Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании?

  • С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?

Упражнение «Лукошко».
Работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда; развитие фантазии, творческого мышления.
Необходимое время: 10 минут.
Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер-сюрпризов», значками п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком в котором находятся различные мелкие предметы. участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятие - толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру». Дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.
Рефлексия занятия

  • Что нового вы узнали о понятии «толерантность» по сравнению с предыдущим занятием?

  • Какие стороны и аспекты толерантности в наибольшей степени характеризуют это понятие?

Занятие 3
Толерантная личность
Цель: - дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.

Разминка
«Превращения»
Цель: - самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств.
время: 10 минут.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения: Если бы я был книгой, то я был бы… (словарем, томиком в...); «Если бы я был едой, то я был бы... (кашей, картошкой) »; «Если бы я был взрослым, то я был (другие варианты - песней или музыкой, явлением г, видом транспорта...). Все отвечают по кругу.

Основное содержание занятия
Упражнение «Черты толерантной личности»
Цели:

  • ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;

  • дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Необходимое время: 15 минут.
Материалы: бланки опросника для каждого участника

Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка В

1. Расположенность к другим
2. Снисходительность
3. Терпение
4. Чувство юмора
5. Чуткость
6. Доверие
7. Альтруизм
8. Терпимость к различиям
9. Умение владеть собой
10. Доброжелательность
11. Умение не осуждать других
12. Гуманизм
13. Умение слушать
14. Любознательность
15. Способность к сопереживанию

------------

------------

Подготовка: бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.
Процедура проведения. Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.



На заполнение опросника дается 3-5 минут.
Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).
Участники получают возможность:

  1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы общегрупповым представлением.

  2. Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.

Лекция
«Чем отличается толерантная личность
от интолерантной»

Цель: - ознакомление с представлениями психологов о толерантной личности.
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения: Ведущий читает лекцию об основных отличиях толерантной личности от интолерантной (подготовленную на основе Приложения 3.2).
Упражнение «Волшебная лавка»
Цели: - дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Необходимое время: 20 минут.

Процедура проведения. Попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Напомним, что с этими качествами группа работала в предыдущем упражнении и бланк с их перечнем все еще висит на доске.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены «О» в колонке А опросника этого участника, т.е. слабо выражены у него.) Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

Рефлексия занятия

  • Какие качества присущи толерантной личности?

  • Какие качества характерны для интолерантной личности?

  • Каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для формирования толерантной личности?

Занятие 4
Я И ГРУППА: ТОЛЕРАНТНОСТЬ К СЕБЕ.
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

Цели:

  • показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим;

  • показать, как толерантность к другим вырастает и толерантности к себе и толерантности по отношению к партнерам по группе;

  • показать функциональную роль чувства собственного

  • достоинства в системе самоотношения личности;

  • поддержать процесс формирования у старшеклассников позитивной самооценки;

  • дать возможность подростку осознать свои способности, личностные черты и сопоставить свой портрет тем, каким его видят окружающие;

  • показать, какими способами можо сделать общение толерантным.

Разминка
Упражнение «Построиться по росту»
Цель: - повышение уровня сплоченности, взаимопонимания
согласованности действий в группе.
Необходимое бремя: 5 минут.
Процедура проведения. Участникам группы предлагается закрыть глаза и построиться по росту (другой вариант: встать по кругу). Группа может сделать несколько попыток.
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: - повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Необходимое время: 5 минут.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис'» и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

Основное содержание занятия
Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день»
Цель:

  • развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;

  • развитие способности к самоанализу.

Необходимое время: 20 минут.
Материалы: бланки с табличками для каждого участника (см. Приложение 4.1).
Подготовка. Нарисовать на доске большую таблицу изображенную на бланках.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостны события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы. «Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.

«Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.
«Мои достижения»: в этой графе записываются достижения
участника в любой области.
Ведущий на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки.
Заполненные памятки остаются у участников.

© 2010-2022