Доклад ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Под компетенциями понимают совокупность профессиональных, социальных, личностных характеристик, определяющих способность эффективно исполнять деятельность в определенной области, уверенно используя свои знания и навыки. Компетентность не сводится к набору компетенций и не является суммой знаний, умений и навыков, так как включает в себя еще и мотивационную, социальную и поведенческую составляющие. Она характеризует интегрированные качества выпускников лицея, т.е. результат обучения.   В образова...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ учащихся

Государственное профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «аМУРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА»

Ступак Ольга Валерьевна старший мастер

Всероссийская интернет-конференция


Согласно концепции модернизации российского образования основная цель профессионального образования заключается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных с ней областях, способного к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности .

Под компетенциями понимают совокупность профессиональных, социальных, личностных характеристик, определяющих способность эффективно исполнять деятельность в определенной области, уверенно используя свои знания и навыки.

Компетентность не сводится к набору компетенций и не является суммой знаний, умений и навыков, так как включает в себя еще и мотивационную, социальную и поведенческую составляющие. Она характеризует интегрированные качества выпускников лицея, т.е. результат обучения.

В образовательном процессе у учащихся формируются и развиваются общепрофессиональные и профессиональные компетенции, определяющие готовность к будущей профессиональной деятельности.

Традиционные формы и методы обучения не всегда приводят к желаемому результату. Неудовлетворенность в работе способствует моему поиску новых форм методов, из которых можно выделить - дифференцированный подход к обучению при проведении практических занятий.

Какие же создать условия, чтобы учащимся в любом образовательном учреждении было выгодно учиться регулярно и эффективно. Можно ли найти технологии, которые в условиях личностно-ориентированного обучения были бы связаны с мотивацией учащегося к учению и его познавательной активностью? Да, надо изменить, прежде всего, методы оценки знаний, умений и навыков, применяемые преподавателями, они должны обеспечивать объективность и, быть понятными для обучающихся. Так же они должны способствовать повышению активности обучающихся в самостоятельной работе и во время занятий и, что не мало важно, созданию ситуации успеха для обучающихся.

Вот какие задачи я поставила перед собой на одном из этапов преподавательской деятельности :

- сформировать у учащихся профессиональные знания, умение и навыки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики по профессии,

- обучать учащихся рациональным приёмам и способам выполнения учебно-производственных работ и заданий;

- развивать у учащихся познавательные интересы, навыки самообразования и самостоятельности в работе.

- способствовать повышению общеобразовательного, технического и культурного уровня учащихся.

На уроках производственного обучения испытывают потребность в углубленном изучении предмета, поиске дополнительной информации, развитии своих творческих способностей, повышении качества знаний. Я пришла к выводу о необходимости применения рейтинговой системы контроля и оценки знаний. Основная ее особенность заключается в передаче "нитей" контроля от преподавателя к учащимся. В этой системе не существует "отличников", "ударников" и т.д., а есть первый, второй, десятый и т.д. учащийся по уровню достигнутых учебных результатов.

Для обеспечения систематической, мотивированной, более активной работы обучающихся использую пятибалльную систему оценки знаний по рейтингу. Для этого разработала рейтинг общепрофессиональных и специальных знаний умений по профессии и рейтинговую систему для диагностирования, оценивания и контроля знаний умений учащихся.

Что же такое «рейтинг» ?

Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке.

Процесс обучения учащихся имеет свои этапы, своё завершение, имеет конечный результат - это качество общепрофессиональных и специальных умений учащихся. Они должны быть продиагностированы, оценены, проконтролированы на уроке мастером п/о. При этом контроль - оценка, как завершающий этап процесса обучения, должен быть объективным, оценка определяться в соответствии с разработанными критериями.

Контроль общепрофессиональных и специальных умений учащихся осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса. Контроль способствует коррекции, совершенствованию общепрофессиональных и специальных умений учащихся, стимулированию получения лучшей оценки, стремлению учащихся к достижению успеху.

Основными общими показателями качества усвоения учащимися общепрофессиональных и специальных умений по производственному обучению являются:

  • правильность приёмов работы и рациональность организации труда и рабочего места;

  • соблюдение техпроцесса, технических требований и других

качественных показателей учебно-производственных работ;

  • выполнение установленных количественных показателей (норм

времени, выработки);

  • степень самостоятельности и качества выполнения заданий;

  • ощущение;

  • восприятие;

  • мышление.

Учёт, контроль общепрофессиональных и специальных умений учащихся проводится для того, чтобы выявить, в какой степени они освоили навыки выполнения изученных видов работ, оценить умения и самостоятельность, производить работы по установленным нормам и в соответствии с техническими условиями, определить достигнутый уровень квалификации. Проверка и оценка знаний учащихся должны быть систематичными, своевременными, всесторонними, дифференцированными, объективными и носить воспитывающий характер.

В оценивании общепрофессиональных знаний и умений учащихся используется 5-тибальная рейтинговая система. Отслеживание процесса формирования обще профессиональных и специальных умений провожу с помощью:

  • рейтинга

  • лист обхода

  • Динамики формирования

На первых уроках знакомлю с системой контроля и критериями итоговых оценок; каждая оценка имеет свой вес; учащиеся, зная это, более ответственно подходят к выполнению лабораторных работ, проверочных, особенно контрольных.

  • 90%-100% от максимального количества баллов позволяет получить учащийся «5»;

  • 70%-89% от максимального количества баллов позволяет получить учащийся «4»;

  • 50%-69% от максимального количества баллов позволяет получить учащийся «3»;

  • меньшее число процентов - неудовлетворительная оценка.

Через такую систему контроля возникает дополнительный интерес к предмету, дополнительная ответственность учащихся за свой труд.

Рейтинговая оценка более объективно отражает знания учащегося.

Анализируя подведенные мною итоги и выведенные результаты учащиеся, видят полную картину своего профессионального роста.

По всем темам программы производственного обучения операторов ЭВМ разработаны инструкционные карты, которые дают большую возможность учащимся проявлять индивидуальные особенности.

Сформирован дидактический материал по всем изучаемым темам по принципу «от простого к сложному». Каждый год теоретический материал и практические задания корректируются в связи с появлением новых программ и их новых возможностей. Уверена, что активизировать самостоятельную работу учащихся можно на любом уровне их знаний, на любом уроке и давая задание на дом.

Данные работы составлены таким образом, что учащиеся четко представляют конечный результат своей работы. Опираясь на теоретические знания и алгоритм действий, описанный в работе, учащиеся могут выполнять ее в индивидуальном темпе, а главное самостоятельно. Более того работы имеют творческие задания, которые позволяют самовыразится, что способствует повышению мотивации. При проведении уроков производственного обучения, для развития мыслительной деятельности, формирования профессиональных навыков и умений обучающихся использую проблемные ситуации, информационные и коммуникационные технологии, в частности мультимедиа-средства.

Такой материал может быть представлен в виде:

  • Презентаций ( с их помощью можно иллюстрировать материал, а можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучать материал )

  • Графических демонстрационных материалов ( это могут быть как обычные плакаты, стенды так и раздаточные материалы )

  • Видеофильмов

Все это говорит о том, что рейтинг дал возможность оценивать работу учащихся более точно и объективно, ввести принцип состязательности, уменьшить экзаменационный стресс, повысить активность учащихся, уменьшить пропуски по неуважительным причинам, существенно повысить успеваемость.

Для преподавателей рейтинговая система организации обучения является средством активизации методической работы, средством для усиления воспитательных функций.

Рейтинговая система оценки предполагает возможность введения рейтинга преподавателя, рейтинга данного предмета и т.д.

Главный недостаток системы - сложность разработки. Возможна опасность формализма при использовании этой системы оценок.

В конечном итоге рейтинг представляет собой целостную систему оценок, более гибкую и широкую по ее возможностям, стимулирующую учебный труд, определяющую качество подготовки специалистов.

Чем же хороша эта система, что она дает? Наблюдения привели меня к следующим выводам:

  • Более объективная и гибкая оценка знаний, без всякого сомнения;

  • Учащийся может проанализировать оценку своей работы поэтапно;

  • Учащийся начинает систематически и ритмично работать в полную силу;

  • Формируется ответственность, стимулируемая ситуацией успеха;

  • Дифференцированный подход: преподаватель может спокойно давать разноуровневые задания, сильный и слабый учащийся справятся с ними за одно и то же время;

  • Здоровый дух соревнования, стимулируемый преподавателем: распечатки изменившегося состояния успеваемости предоставляются через одну-две практические работы;

  • Открытость систем оценок, перспектива в результате: каждый видит полную картину состояния своих дел;

  • У учащегося нет состояния безысходности в улучшении оценки;

  • Существенно повышает стремление учащихся к приобретению знаний, что приводит к повышению качества подготовки специалистов.

Таким образом, рейтинг служит развитию и закреплению системного подхода к изучению дисциплины. Это, пожалуй, наиболее важная положительная сторона рейтинга, кроме тех, что отмечены выше.

Обобщая достоинства рейтинговой системы как одного из инновационных методов, можно констатировать, что рейтинговая система - это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины. При рациональном, с дидактической позиции, разделении дисциплины на модули возможно ее усвоение каждым обучающимся самостоятельно. В этом случае самостоятельная работа учащихся , ее реализация в ссузе, создает условия для развития личности учащегося.






Литература.

1. Кукушин, В.С. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических специальностей/В.С. Кукушин.-Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002.-320с. ISBN 5-241-00145-x

2. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст]: методическое пособие/М.А. Чошанов.-М.: Народное образование, 1996.-160с.-ISBN 5-87953-008-6

3. Пахомова, Е.М. Методика рейтинговой системы обучения как одна из развивающих технологий обучения

[электронный ресурс bologna.mgimo.ru/mgimo.php?cat_id=11&doc_id=16]

4. Хасанова, Е.В. Методика формирования рейтинговой системы оценки знаний для повышения качества обучения школьников с использованием сетевых методов обработки информации tgc.ru/conf/region/?2000_2/02.html]

5. Черная О.В. Рейтинговый контроль знаний как один из способов мотивации самостоятельной работы учащихся при преподавании технологии

[электронный ресурс festival.1september.ru/articles/210770]

6. Применение рейтинговой системы оценки деятельности учащихся при обучении физике. Из опыта работы Г.И. Кабановой, учителя физики МОУ СОШ с. Бабстово- Биробиджан: ОблИУУ, 2009. - 18 с. ОО «Педагогическая ассоциация ЕАО РФ»

7. Аргунова Т.Г.Контроль знаний, умений и навыков. Методические рекомендации по курсу «Методика преподавания предмета»,НМЦ СПО госкомвуза РФ, М., 1984, 43 с.

Применение информационных технологий позволяет мне контролировать и корректировать работы каждого учащегося.




© 2010-2022