- Преподавателю
- Другое
- Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лысодед А.А. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Проектно- исследовательская деятельность в начальной школе.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. Я работаю над проблемой развития творческого мышления на уроках. Признаки одаренности ребенка- это особенности, которые выделяют его среди других, в чем-то поднимают над общим уровнем при прочих равных условиях.
Мои ученики - это юные таланты, которые отличаются не только высокими способностями по тем или иным предметам, но и уверенностью в себе ,сильной волей, высокими моральными качествами. Я получаю удовлетворение от своей работы, когда вижу, что из просто одаренных ребят вырастают личности. Моя задача состоит в том, чтобы помочь ребенку раскрыть свои таланты.
Вот уже пять лет я занимаюсь проектно-исследовательской деятельностью в начальной школе. Главная идея метода проектов -направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат ,который получается при решении практической и теоретической проблемы .Проектно-исследовательская деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Включая младших школьников в проект, можно сформировать у них следующие умения:
- определить цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия;
- выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности;
- проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме ,самоутверждения.
Использование элементов исследовательской деятельности позволяет мне не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С большим интересом мои ученики участвуют в самых разных видах исследовательской работы. Метод проектов позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность.
Тема работы продумывается четко. Я учу своих детей выстраивать материал в соответствующей логической последовательности ,учебно-познавательную деятельность проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.
Проекты несут просвещенческую направленность, любой предмет интересен. При организации главное внимание уделяется мыслительному прогнозированию, составлению замысла в соответствии с поставленной целью. Авторы проектов учатся аргументировано формулировать и отстаивать свои проектные замыслы, гипотезы, идеи . В это же время остальные школьники учатся быть внимательными зрителями и вдумчивыми оппонентами.
Я считаю, что такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.
Конечно, большая работа проводится учителем. Необходимо заранее выбрать тему проекта, продумать цели и задачи, которые будут поставлены перед учениками. Необходимо заинтересовать ребят проектом.
Моя задача состоит в том, чтобы умело подвести ребят к поставленной цели, помочь выбрать нужные сведения из общего потока информации. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой продукт.
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них ,требуется, по крайней мере, три различные классификации.
Начну с самой основной, которая определяет содержательную специфику каждого проекта.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна - от учебного пособия для кабинета до рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки : лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикации в средствах массовой информации. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации , спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат такого проекта остается открытым до самого окончания.
По комплектности выделяют два типа проектов.
1. Монопроекты. Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания. Но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2. Межпредметные проекты. Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты различаются и по характеру контактов между участниками:
- внутриклассные;
- внутришкольные;
- региональные;
- межрегиональные;
- международные.
Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта - задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.
Я считаю, что требуется определенный полет фантазии. Важно сочетать интересы и способности проектантов - артистических, художественных, организационных , конструкторско-технических.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект. Важно учить детей, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. Целью проведения презентации является выработка, развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся:
- кратко, достаточно полно рассказать о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
- демонстрировать найденное решение;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивается решение.
Защита работ проходит в форме выпуска школьной живой газеты, выступление на общешкольной конференции, на окружном и городском конкурсах.
Продукт (изделие), сделанное своими руками в результате проделанной работы (макет, рисунок, картина и т.д.) активизирует познавательную способность, имеет положительные отклики у ребят. Материал проектных работ используется на различных этапах урока. Авторы выходят в классы и сами проводят уроки.
Таким образом: использование проектно-исследовательского метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.