Рабочая программа по дисциплине Метрология, стандартизация и сертификация

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО образования Республики Мордовия


Государственное бюджетное образовательное учреждение РМ

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Рузаевский политехнический техникум»




Утверждаю

Директор техникума

_________________/_М.К. Волков/

«____»__________20__ г.

Номер регистрации __________________






ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Метрология, стандартизация и сертификация








2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 151901 «Технология машиностроения»

Организация - разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Рузаевский политехнический техникум»

Автор: Торопыгина Е.В., преподаватель


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации программы учебной дисциплины

10

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Метрология, стандартизация и сертификация

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 151901 «Технология машиностроения» базовой подготовки

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Профессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;

- применять документацию систем качества;

- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- документацию систем качества;

- единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;

- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

- основы повышения качества продукции.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 88 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 66 часов;

самостоятельной работы обучающегося 22 часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

88

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

66

в том числе:


контрольная работа

2

лабораторные работы

8

практические работы

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Количество
часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1.
Основные понятия стандартизации

8

1-2

Тема 1.1.
Основные цели и задачи стандартизации. Виды и категории стандартов.

Основные термины и понятия стандартизации. Принципы, цели и задачи стандартизации. Методы стандартизации. Виды и категории стандартов.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Стандарты РФ разных уровней.

1

Тема 1.2. Организация работ по стандартизации в Российской Федерации

Правовые основы стандартизации и ее задачи. Органы и службы по стандартизации. Порядок разработки стандартов. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: «Правовые основы стандартизации, ответственность за нарушения обязательных требований стандартов» (реферат)

2

Тема 1.3. Государственная система стандартизации

Государственные стандарты (ГОСТ Р). Отраслевые стандарты (ОСТ). Технические условия (ТУ). Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Единая система технологической документации (ЕСТД).

2

1

Практическая работа №1 Изучение технического законодательства. Государственный контроль и надзор.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Оформить чертеж детали в соответствии с требованиями ЕСКД

1

Раздел 2.

Основные понятия сертификации

6

Тема 2.1.

Сущность сертификации

Сущность сертификации. Проведение сертификации. Правовые основы сертификации. Организационно-методические принципы сертификации.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся : Этапы проведения сертификации продукции

1

Тема 2.2

Международная сертификация

Международная организация по стандартизации (ИСО). Международная электротехническая комиссия (МЭК). Международные организации, участвующие в работе ИСО. Компетенция комитетов (ИНФКО, ИСОНЕТ) международной организации по стандартизации (ИСО) по информационному обеспечению.

2

1

Практическая работа №2 Работа со стандартами системы стандартизации в РФ. Ознакомление со структурой и содержанием стандартов разных видов.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Цикл разработки стандартов ИСО.

1

Раздел 3.

Качество машин и механизмов

4

Тема 3.1.

Основные термины и определения, относящиеся к понятию качества продукции.

Понятия изделие, продукты, потребляемая продукция, эксплуатируемая продукция, свойство продукции, качественный признак продукции. Показатели качества продукции. Методы оценки качества продукции.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся : Смешанный метод оценки качества

2

Тема 3.2

Управление качеством.

Документы системы качества. Задачи предприятия в области качества. Правила выбора стандартов. Основные принципы системы качества. Система обеспечения качества. Петля качества.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся «Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе» (реферат)

1

Раздел 4.

Взаимозаменяемость деталей, узлов и механизмов

16

Тема 4.1.
Основные понятия о взаимозаменяемости деталей, узлов и механизмов. Понятия о погрешности и точности размера

Понятие и виды взаимозаменяемости. Положения достижения наибольшей достижимости взаимозаменяемости. Факторы влияющие на погрешность обработки и измерения.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел

1

Тема 4.2.

Предельные размеры, предельные отклонения, допуски и посадки. Единые принципы построения системы допусков и посадок для типовых соединений для типовых соединений деталей машин

Нормативные документы по обеспечению взаимозаменяемости и нормированию точности. Основные термины. Графическое изображение размеров и отклонений. Основные понятия о посадках. Понятие о посадках в системе отверстия и системе вала. Общие понятия о системах допусков и посадок. Единая система допусков и посадок ЕСДП. Рекомендации по выбору допусков и посадок. Указание точности размера. Приемочные границы при определении действительного размера.

2

1-2


Практическая работа №3 Основные понятия и определения по допускам и посадкам

4

Самостоятельная работа обучающихся: Построение графического изображения полей допусков отверстия и вала, определение вида посадки.

2

Тема 4.3.
Взаимозаменяемость деталей по форме и взаимному расположению поверхности

Основные понятия и определения. Отклонения формы цилиндрических поверхностей. Отклонения формы плоских поверхностей. Отклонения расположения поверхностей. Обозначения на чертежах допусков формы и взаимного расположения поверхностей

2

1-2

Практическая работа № 4. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений

4

Самостоятельная работа обучающихся Расшифровать на чертеже допуски формы и расположения поверхностей, предложить методы достижения допусков.

2

Тема 4.4.

Волнистость и шероховатость поверхности

Основные термины и определения. Обозначение шероховатости на чертежах. Влияние волнистости и шероховатости поверхности на эксплуатационные свойства узлов и механизмов

2

1

Самостоятельная работа обучающихся Методы достижения шероховатости поверхности

2

Раздел 5.

Технические измерения

18

Тема 5.1

Основы метрологии

Основные понятия по метрологии. Метрологические характеристики средств измерения и контроля. Выбор средств измерения и контроля. Условия измерения и контроля.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся Виды измерительных средств

1

Тема 5.2.
Гладкие калибры и их допуски

Классификация гладких калибров. Предельные калибры. Конструкция гладких калибров. Технические условия на калибры, материалы калибров. Калибры рабочие, приемные и контрольные и их применение. Условные обозначения калибров и контркалибров. Способы увеличения долговечности калибров.

2

1-3

Практическая работа № 5. Расчет гладких калибров и их допусков.

4


Лабораторная работа № 1. Изучение конструкций гладких калибров, контроль изделий калибрами


2

Самостоятельная работа обучающихся «Виды гладких калибров» (реферат)

1

Тема 5.3.
Средства для измерения линейных размеров

Меры и их назначение. Подразделение концевых мер. Плоскопараллельные концевые меры длины (ПКМД). Наборы ПКМД. Правила составления блока мер требуемого размера. Принадлежности ПКМД. Штриховые инструменты: штангенинструменты и микрометрические инструменты, их устройство, метрологические характеристики и приемы измерения. Индикаторы, индикаторные нутромеры. Расчетно-зубчатые приборы. Приборы с пружинными передачами. Приборы с рычажно-оптической передачей. Оптиметр. Оптические приборы. Системы автоматического контроля.

2

2-3


Лабораторная работа № 2. Контроль размеров деталей штангенинструментами

2

Лабораторная работа № 3. Контроль размеров деталей микрометрическими инструментами

2

Лабораторная работа № 4. Контроль гладких калибров с помощью рычажной скобы плоскопараллельных концевых мер длины

2

Самостоятельная работа обучающихся Собрать блок концевых мер для настройки рычажной скобы на ноль

1

Раздел 6.

Стандартизация основных норм взаимозаменяемости типовых элементов деталей и соединений. Методы и средства контроля параметров типовых элементов деталей.

14

Тема 6.1.

Углы и гладкие конические соединения.

Допуски на угловые размеры. Допуски и посадки конических соединений. Методы и средства контроля углов, конусов.

2

1-2

Самостоятельная работа обучающихся Построение полей допусков и посадок конических соединений.

1

Тема 6.2

Допуски и посадки подшипников качения

Резьбовые соединения

Точность подшипников качения. Допуски и посадки подшипников качения. Основные указания по выбору посадок. Допуски метрических резьб. Взаимозаменяемость. Погрешности изготовления резьб. Компенсация погрешностей. Параметры соединения. Посадки с зазором, натягом, переходом. Методы контроля и средства.

2

2-3


Практическая работа № 6 Допуски и посадки резьбовых соединений. Средства измерения и контроля резьбы .

4



Самостоятельная работа обучающихся Построение допусков и посадок резьбовых соединений

1

Тема 6.3

Зубчатые и червячные передачи. Шпоночные и шлицевые соединения

Классификация зубчатых передач по назначению. Степени точности зубчатых колес. Виды сопряжения. Кинематическая точность зубчатого зацепления, плавность работы, пятно контакта зубьев, радиальное биение зубьев, толщина зуба, боковой зазор, длина общей нормали, накопленная погрешность. Нормирование точности шпоночных соединений, шлицевых прямоточных, шлицевых эвольвентных, их допуски и посадки. Условные обозначения этих соединений

2

1-2

Практическая работа № 7 Допуски на шпоночные и шлицевые соединения

4

Самостоятельная работа обучающихся Расчет допусков цилиндрических зубчатых колёс; Построение допусков и посадок шпоночных и шлицевых соединений.

1

Зачет

2

Всего:

66

Внеаудиторная самостоятельная работа

22

Максимальная учебная нагрузка

88

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия лаборатории «Материаловедения, метрологии, стандартизации и сертификации» и кабинета «Процессов формообразования и инструмента, метрологии, стандартизации и сертификации».

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

Персональный компьютер с лицензионно - программным обеспечением и мультимедийным проектором;

экран проекционный;


Измерительные средства:

  • Штангенциркули

  • Штангенглубиномеры

  • Штангенрейсмасы

  • Штангензубомеры

  • Микрометры гладкие

  • Микрометры резьбовые

  • Микрометрические нутромеры

  • Микрометрические глубиномеры

  • Микрометры индикаторные

  • Скобы индикаторные

  • Скобы рычажные

  • Микрометры рычажные

  • Микроскопы

  • Плоскопараллельная концевая мера длины с принадлежностями

  • Угловые меры

  • Угломеры

  • Синусные линейки

  • Лекальные линейки

  • Угольники слесарные

  • Измерительные головки со штативами

  • Калибры гладкие

  • Калибры резьбовые

  • Калибры для контроля конусов

  • Проволочки для контроля средних диаметров резьбы

Наборы деталей для контроля:

  • Линейных размеров

  • Угловых размеров

  • Конических соединений

  • Резьбовых соединений

  • Цилиндрических зубчатых колес

Учебные плакаты:

  • По допускам и посадкам - 17

  • По измерительным средствам - 27

  • По типовым элементам соединений - 17


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

1. Зайцев С.А. Нормирование точности. УП СПО. М «Академия»2014-256с

2. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении. Учебник СПО Под ред. Зайцева С.А. М «Академия» 2012-288с.

Дополнительные источники:

1. Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация. М «Высшая школа» 2012-422с.

Нормативные акты:
  1. ГОСТ 25346-89 «Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений»

  2. ГОСТ 2347-82 «Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки»

  3. ГОСТ 2.307-68 «Нанесение размеров и предельных отклонений»

  4. ГОСТ 24642-81 «Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Основные термины и определения».

  5. ГОСТ 2.308-79 «Указание на чертежах допусков формы и расположения поверхностей».

  6. ГОСТ 24643-81 «Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски расположения. Числовые значения».

  7. ГОСТ 25142-73 «Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики».

  8. ГОСТ 16626-70 ГСИ метрология. Термины и определения.

  9. ГОСТ 493-83 «Системы показателей качества продукции станки металлорежущие. Номенклатура показателей».

  10. ГОСТ 15647-73 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины, определения»

  11. Стандарты систем ЕСТПП, ЕСКД, ЕСДП, ГСИ.

4. Контроль и оценка результатов усвоения учебной Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать документацию систем качества;

Текущая оценка.

Знать единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;

Текущая оценка

Знать основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

Текущая оценка

Знать основы повышения качества продукции

Текущая оценка

Уметь оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;

Практическая проверка. Зачёт.

Уметь применять документацию систем качества;

Практическая проверка. Зачёт.

Уметь применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

Практическая проверка. Зачёт.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплин.


© 2010-2022