- Преподавателю
- Другое
- Методические материалы по теме: Личностно-ориентированное обучение
Методические материалы по теме: Личностно-ориентированное обучение
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гафнер Е.А. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Гафнер Елена Андреевна
Учитель биологии и химии
МАОУ «СОШ №13»г. Кунгур.
Личностно ориентированное обучение.
В последние годы в пед. практике всё чаще можно слышать личностно ориентированное образование, обучение, воспитание, личностно ориентированный подход в работе с кадрами и т.д. То есть выражаясь проще, от «массового производства к поштучному». Конечно, сделать это при массовом обучении очень трудно, но можно. Сложность состоит в том, что сможет ли учитель, не владеющий специальными психологическими знаниями, загруженный различными учебными и бытовыми проблемами, вести систематические наблюдения за каждым учащимся в группе. Основная тяжесть ложится именно на учителя, а не психолога. Следовательно, учитель вступает в новую для себя профессиональную позицию - быть одновременно и предметником и психологом. Но ведь именно такая работа даёт возможность раскрывать познавательные возможности ребёнка, выстроить для него индивидуальную траекторию развития и если что-то получается, то преподаватель чувствует удовлетворённость в своём труде.
Конечно, эта работа и большая работа и преподаватели неохотно идут на это, т.к. менять за устоявшие многие годы ценности, стереотипы работы, которые характеризуются «усреднением» в обучении учащихся. Менталитет педагога - вот главная проблема, с которой приходится сталкиваться на пути преобразований и в частности в проведении личностно ориентированного урока.
Каковы же принципы такого урока?
-
Использование субъективного опыта ребёнка.
-
Представление ему свободы выбора при выполнении задания, решение задач, стимулирование к самостоятельному выбору и использованию более значимых для него способов переработки учебного материала с учётом разнообразия его типов, видов, форм.
-
Накопление ЗУН не в качестве самоцели, а важного средства реализации своего творчества.
-
Обеспечение на уроке личностно значимого контакта учитель-ученик на основе сотрудничества, достижения успеха каждым студентом.
Конечно, всё это требует повышения методического уровня преподавания, обновления технических карт, конспектов, дидактического материала.
Чем же хорош такой урок?
-
Учащимся предоставляется возможность по ходу урока внести изменения в планировании работы на уроке.
-
Задания предлагаются учащимся на выбор:
- по содержанию;
- по форме: словесная, графическая, условно-символическая, практическая. -
Характер заданий, предлагаемый учащимися:
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- творческий -
На уроке используются формы общения:
- монолог;
- диалог;
- полилог -
При введении нового понятия учитель предлагает ученикам дать свои версии его содержания.
-
При изучении новой темы учитель опирается на субъективный опыт учеников, обобщает его, систематизирует, научно «окультуривает»
-
Дом. задание предлагает ученикам на выбор
- по форме;
- по содержанию. -
Обсуждение с учащимися итогов урока: что понравилось, что нет, что хотелось бы повторить, изменить, от чего отказаться.
-
Обсуждаются наиболее рациональные способы работы.
-
Беседа строиться на уважительном отношении к мнению учащихся.
-
При выставлении отметки учитывается не только правильность ответа, выполненного задания.
В критерии отметки входит:
-
уровень активности ученика на уроке;
-
выбор самостоятельного способа работы
На уроке применяются различные формы организации учебно-познавательной деятельности:
-
фронтальные;
-
парные;
-
групповые;
-
индивидуальные
Почему личностно ориентированный подход занял в настоящее время ведущую роль в образовании?
Прежде всего это объясняется тем, что:
-
динамическое развитие общества требует формирования в человеке не столько социального типичного, сколько ярко выраженной индивидуальности, позволяющей ребёнку стать и оставаться самими собой в постоянно изменяющемся социуме;
-
психологи и социологи отличают произошедшее в последнее десятилетие существенные изменения в личностной развитии детей. Нынешним учащимся свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость и независимость, а эти перемены требуют новых подходов и технологий во взаимодействие учителя и ученика;
-
современное образование нуждается в гуманизации отношений взрослых и детей. Отсюда и целесообразность использования в процессе обучения и воспитания личностно ориентированного подхода, который обеспечивает и поддерживает процессы самопознания и самостроительства личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Анализ личностно ориентированного урока
Мотивационно-ориентационный аспект.
-
Смог ли преподаватель обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке? Какие педагогические приёмы для этого были использованы?
-
Насколько точно и доходчиво разъяснены целевые ориентиры учебного занятия? Стали ли они личностно значимыми для учащихся?
-
Нацелена ли деятельность преподавателя на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию и самостроительству?
Содержательный аспект
-
Является ли адекватным отобранный учебный материал требованиям образовательной программы, цели, задачам и ведущим идеям урока?
-
Смог ли преподаватель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся, установить взаимосвязь учебного материала с субъективным опытом ребёнка? Насколько изучаемое является интересным и значимым для учащихся?
-
Пытался ли преподаватель сформировать системное представление учащихся об изучаемом явлении или процессе, выявить в нём наиболее важное и характерное, обнаружить и установить внутрипредметные и межпредментые связи?
-
Очевидна ли практическая направленность учебного материала, его значение для формирования эмоционально-волевой сферы, ценностных отношений и творческих способностей учащихся?
Организационный аспект
-
Какие педагогические приёмы использовались для актуализации и обогащения субъективного опыта учащихся?
-
Применялись ли диалоговые и полилоговые формы общения в ходе учебного занятия?
-
Стимулировал ли преподаватель учащихся к коллективному и индивидуальному выбору вида занятия и формы его выполнения?
-
Создавалась ли на занятии ситуация успеха для каждого учащегося? Чувствовалось ли проявление педагогом толерантности (терпения) и доверия в учебном взаимодействии?
-
Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся? Оптимальна ли мера помощи преподавателя? Учитывался индивидуальный темп и стиль учебной деятельности учащихся?
-
Присущ ли домашним заданиям дифференцированный характер? Обладали ли учащиеся реальным правом выбора домашнего задания?
Оценочно-результативный аспект
-
Стали ли предметом оценочных суждений преподавателя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания?
-
Способствовала ли оценочно- аналитическая деятельность преподавателя формированию положительной Я-концепции личности учащегося, выработке у него индивидуального стиля познания?
Применение этой системы при анализе урока помогают учителю лучше осознать основополагающие идеи - принципы личностно-ориентированного подхода. Правильное использование предлагаемой схемы может способствовать совершенствованию профессионального мастерства учителя, обогащению его теоретического и методического арсенала.