• Преподавателю
  • Другое
  • Тезисы к выступлению на республиканской НПК Проектная деятельность как средство формирования образовательных компетенций у учащихся и средство гуманизации образовательного процесса

Тезисы к выступлению на республиканской НПК Проектная деятельность как средство формирования образовательных компетенций у учащихся и средство гуманизации образовательного процесса

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность как средство формирования образовательных компетенций у учащихся и средство гуманизации образовательного процесса

Лебедева Е.В. ГБПОУ РА «Майкопский индустриальный техникум»


Одна из важнейших доминант модернизации современного образования - гуманизация образовательного процесса. В многообразии характеристик гуманистически ориентированного образования ключевым выступает положение о создании условий для самовыражения личности, способной к гуманистически ориентированному выбору. Детство само по себе - полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Учащийся должен «прожить обучение», что означает, что учитель должен выявлять и развивать творческие интересы и способности каждого ребенка, стимулировать его самостоятельную продуктивную учебную деятельность, именно в этом случае обучение становится частью личной жизни учащегося и приобретает для него глубокий практический смысл. Только то, что ученик пропустил через себя, проработал, будет настоящим его достоянием. Самому важному нельзя обучить, но можно научиться. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников. В современных условиях развития прогресса образование приобретает определяющую роль, и образованный человек понимает и принимает необходимость учиться непрерывно, искать новые механизмы накопления, передачи и усвоения знаний. Процесс информатизации образования требует не только новых технических средств, но и новых форм и методов преподавания, нового подхода к процессу обучения. Форм для организации творческой деятельности учащихся много, одной из них является исследовательский проект - один из наиболее эффективных методов. Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица:

Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Вовлеки меня - и я научусь

В преподавании естественных наук, и в частности химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы.

Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения. Проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Утверждение, что проектной деятельностью можно заниматься только с одаренными детьми, на мой взгляд, неверное. Даже со слабыми учащимися, работа над проектами может дать свои положительные результаты, в случае если учитель сумеет заинтересовать ученика темой проекта, если ученики осмыслили все этапы работы над проектом. Выполнение проекта требует инициативного, самостоятельного, творческого решения школьником выбранной проблемы, а сама проектная деятельность имеет в основном продуктивный характер. В этом коренное отличие проектной деятельности ученика от его учебной (в основном репродуктивной деятельности на уроке). Также в ходе проектной деятельности возникает новая - образовательная ситуация, которая значительно шире той обычной учебной, которая выстраивается учителем в ходе урока.

Классификация проектов:

- по количеству учащихся, участвующих в разработке проекта - индивидуальные или групповые;

- по содержанию - предметные и межпредметные;

- краткосрочные (1-2 занятия), среднесрочные (до двух месяцев), долгосрочные;

- по доминирующей деятельности - информационные исследования, проектно-ориентированные и телекоммуникационные проекты.

Использую на практике выполнение учениками проектов разной сложности. Учащиеся перед началом работы над проектом получают инструкции - это требования к проекту, методические рекомендации, памятки - как правильно оформить проект, подготовить сообщение и презентацию. Предварительно знакомлю ребят с проектами прошлых лет, в зависимости от поставленного вопроса готовлю небольшие презентации, буклеты, где стараюсь заинтересовать учащихся заняться исследовательской работой и созданием проекта. Ребятам предлагаю примерные темы проектов: история развития химии, химическое производство, химия в быту, химия и здоровье, жизнь и деятельность великих химиков, химия и экология и т.д. Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами: связь проекта с учебными темами (на уроке) и использование проектной деятельности во внеклассной работе (внеурочная деятельность).

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии. Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем как:

8 - 9 класс - химические элементы, шеренга великих химиков, классификация химических реакций, признаки химических реакций, металлы и неметаллы, химическое производство азотной и серной кислот, органические вещества.

10 - 11 класс - классы органических веществ, строение вещества, химические реакции, химия в жизни человеческого общества. Защита данных проектов проходит на уроке.

Учащиеся выполняют и более сложные исследовательские проекты, тематика их также различна, например:

1. « Природные красители или как сделать нашу жизнь более яркой и безопасной». Исследование красителей из природных материалов, разработка методик получения таких красителей, значение в природе и жизни человека.

2. «Бытовые отходы». Исследование количественный и качественный состав отходов дома и в школе, прослеживали их дальнейший путь, и предлагали варианты вторичного их использования;

3. «Химия одной вредной привычки». Изучение информированности учащихся о вреде курения, определение путей эффективного воздействия на их сознание, пропаганда здорового образа жизни;

4. «Крахмал - основной углевод пищи человека». Выяснялись теоретические аспекты химии крахмала, исторические сведения изучения, методики исследования крахмала, биологическое значение вещества, изучить основные крахмалсодержащие продукты питания и их значение в рационе питания человека.

Защита индивидуальных или групповых проектов перечисленных выше осуществлялась в ходе научно - практических конференций различного уровня.

Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе обучения посредством химии интегрирует школьников в различные сферы жизни: научные, социальные и т.д., ученики включаются в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата, у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей и интересов. Проект- это также реальная возможность использовать знания, поученные на других уроках средствами химической науки.

Литература

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат и др. Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 272 с.

  2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005. - 80 с.

  4. Вивюрский В.Я. "Вопросы, упражнения и задачи по органической химии с ответами и решениями: 10-11 кл. - М.: Гуманит.изд. цент ВЛАДОС, 2010. - 688 с.

  5. Беспалов П. И. "Модульные программы при изучении органической химии. Ч.II. - М.: Центрхимпресс, 2010. - 83 с. "Химия в школе - абитуриенту, учителю. Библиотека журнала".


© 2010-2022