Сочинение на тему: “Жизнь как чудо. Жизнь как радость бытия”

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Татарстан. г.Бугульма. МБОУ СОШ №1



Сочинение на тему: "Жизнь как чудо. Жизнь как радость бытия".



Выполнил: Галиев Эмиль Ильсурович

8 "В" класс





2014г.

В тридцати километрах от Уфы, неподалёку от воспетой С. Т. Аксаковым речки Дёмы, на привольном склоне Девичьей Горы расположен аул Кляш. Творчество Мустая Карима, который родился в Кляше, с малых лет воспитывался в традициях того башкиро - татарского села.

Мустай Карим раскрыл "духовный опыт своего народа"., показал моральные силы и оригинальные приметы своей нации, мужественную красоту отважных, столетиями воспитываемых на романтических, рыцарских началах башкир. Но, говоря об этом мы должны помнить, что любовь к родному народу, знание его быта, обычаев, истории, устремлений имеют у Мустая Карима общечеловеческую масштабность. Своеобразие и широкое мироощущение, способность видеть свою землю, будто из космоса, умение находить свой народ - в народах, человечество в человеке - в себе - эти черты его как художника особенно чётко проявляются в его сегодня уже широко известной автобиографической повести "Долгое - долгое детство".

Н. А. Добролюбов, характеризуя " Детские годы Багрова - внука", что, талант автора этой книги, С.Т. Аксакова, отличается " более субъективной наблюдательностью, нежели истинным вниманием к внешнему миру". Действие упомянутого произведения, как известно, разворачивается в тех же местах, что и действие "Долгого - долгого детства" и , что обе повести писались с одной и той же целью - показать становление личности, небо неомрачённой детской души, первые тучи на нём и первые молнии длагородных тревог. Две разные эпохи стоят за этими книгами, но расстояние между писателями определяется не только и не столько временем,сколько их мироощущением. Пытливое и ненасытное внимание к внешнему - вот подсказанная Добролюбовым (ведь бессмертные мыслители всегда живут с нами) драгоценная и, возможно, ведущая черта художнического дара Мустая Карима.

Сам автор пишет: "Книга эта про людей, которые не изжили в себе веру в чудеса. Они - чудковатые, странные,неугомонные, наивные... Жизнь их чуть - чуть выше нашей каждодневной жизни, чуть - чуть, может быть, смешней и чуть -чуть трагичней. Терпимее и милосерднее они друг к другу тоже немного больше нашего; обвинять, осуждать кого - то не спешат. И смерть. И счастье эти люди принимают с достоинством. От радости не скачут, с горя не сгибаются. И ещё - может показаться, что многовато в этой книге говорится о смерти. Пусть читатель не удивляется. И жизнь и смерть в равных правах. Но когда говоришь о второй, утверждается ценность, смысл и отрада первой. Судьбы эти, в основном, как я уже сказал, - судьбы людей , с которыми я вместе жил или прошёл кусок пути. Очень хорошим и совсем уж плохим я дал другие имена,остальные же я оставил так. Рассказчик - я сам...и не только я сам".

Философская мудрость жизни, детская непосредственность и незащищённость удивительно лирично сочетаются в повести. В детстве формируется человек. От первых впечатлений бытия исходит и чувство Родины. Пройдя сложными дорогами жизни, писатель, как и герой его повести, остался верен тем принципам, в которых воспитала его родная деревушка Кляшево. Всё то, что она дала ему, герой взял с собой в большую жизнь, в творчество. С детских лет Мустай Карим впитал обычаи и обряды родного народа, и яркость, сочность фольклора трансформировали в его поэтической интонации, окрасили творчество писателя.

Один из персонажей повести "Долгле - долгое детство", рассказывая у ночного костра о своей жизни, говорит:

"Вон, по ту сторону огня моя юность стоит... Совсем будто здесь. Да только между нами...костёр. Между нами прожитая жизнь".

Нечто подобное звучит и в самой интонации прозы Мустая Карима.

"Совсем будто здесь" картины детства будущего поэта, своеобразный аульский быт, ещё сохраняющий вседавние обычаи и традиции, но в самом то деле всё это уже - "по ту сторону" пережитого с тех пор, отделённое пляшущими языками пламенем огромной войны.

Автор считает нужным оправдаться перед читателями за то, что в книге "многовато...говориться о смерти", в повести решительно преобладают и светлые краски, и люди, которые даже в трудное время способны "выискать в пучке лишений росточек, в горсти горечи - крупинку сладости".

Так, "посередине - то солнечной, то ненастной , то цветами покрытой, то метелью повитой - поляны... жизни" рассказчика стоит его Старшая мать - повитуха и величайший нравственный авторитет аула, женщина редкостного житейского такта. Точно так же, как не пустеет её "волшебный карман", откуда для мальчика возникают "разные вкусные вещи",не оскудевает и её доброта,распространяющаяся далеко за пределы собственной, живущей ещё по законам шариата семьи. Она всегда готова прийти на помощь соседям делом или своевременной, ненавязчивой подсказкой.

Если в "Долгом - долгом детстве" совершенно явственно проступает автобиографическая основа, то в более поздней провести повести "Деревенские адвокаты" сам рассказчик отступил на второй , если не на третий, план, можно сказать - затесался в толпужителей аула Кулуш,редко - редко подавая отчётливо самостоятельныер реплики, и даже однажды лукаво "отмежевался" от себя самого, с напускной почтительностью сообщив о том, что на похороны одного из героев приехал " довольно известный писатель Муртай Карам".

Мустай Карим прямо - таки с наслаждением отдаётся здесь стихии народной речи, вроде бы незатейливого повествования о том, о сём, которое, на проверку с самой простодушной миной подступается к проблемам и заботам вовсе не пустячным, будь то "дела давно минувших дней", "аукающиеся" и поныне, или самая живейшая злабодневность.

Жизнь трёх ровесников,былых аульских мальчишек, Кашфуллы, Курбангали и Нурислама теснейшим образом переплетена не только с судьбами соседей - односельчан, но и со всем, что происходило в стране.

Прозвище Адвокат сначала, ещё в школьные годы, получил только Курбангали, вступившийся за товарища перд учителем. В той же роли мы видим его и позже, в обстоятельствах куда более драмтических - например, когда по злому навету произошёл семейный разлад у Халфетдина с Сагидой.

Если в первой повести драматическое время коллективизации лишь мимоходом охарактеризовано как "крутой взвар" (куда ни глянешь - тяжба , к кому ни зайдёшь - спор), то в "Деревенских адвокатах" оно увидено уже не сквозь романтическую дымку детских воспоминаний, а во всей своей суровой реальности.

Уже на "подступах" к этой теме возникает среди персонажей уполномоченный Кылысбаев, чья фамилия знаменательно происходит от слова "кылыс" - сабля и который, по образномувыражению рассказчика, "любил.. еду солёную да перчёную, да чтоб погорячей". Такие же кылысбаевы слишком часто определяли людские судьбы и в самый разгар пресловутого раскулачивания.

На сей раз "размахнувшейся беде"упрямо противостоял председатель сельсовета Кашфулла, решительно отказавшийся выполнять "разнарядку": "Негоже нам безвинного виноватить, друга во врага обращать, очаги тушить. Людские гнёзда разорять".

Мустай Карим многое видел и пережил: радость удач и боль утрат, счастье Дня Победы и трудное послевоенное время. "Я ухожу на фронт" - одно из первых стихотворений военной лирики поэта, подкупающее искренностью, простотой, человечностью:

... Я ухожу на фронт

За ту весну, что навсегда настанет,

За светлый сад, которым край наш станет,

За аленького сына моего...

На фронте он написал 3 книги стихов и поэм. Одно из значимых произведений о войне - "Чёрные воды" (1961); без сомнения, замысел поэмы возник ещё в огненные годы, но родиться она могла лишь в мирные дни, что усилило её драматический накал.

Не выдержал тяжких испытаний солдат Якуп. Сломался. Решил сдаться в плен фашистам, бросив раненого товарища, выбежал на шоссе и встал на колени перед немецким танком, который раздавил его точно червя. Это сюжет, а в нём и смысл поэмы.

В послевоенные годы Мустай Карим выступает как активный борец за мир. Вего поэтических циклах 50-х годов - "Европа - Азия", "Стихи о Вьетнаме" звучит голос гуманиста, борца за мир, голос человека, испытавшего на себе все ужасы войны. В этих стихах так же, как и в повести "Долгое - долгое детство", написанной гораздо позже, писатель отстаивает детскую чистоту и веру в жизнь и людей.

Любовь к Башкирии - одно из главных чувств Мустая Карима. Сильное, неувядающее, а всё более укрепляющееся и расцветающее с годами чувство. Только острое зрение могло помочь поэту в создании образа отчего края в виде берёзового листка. "Берёза - это Россия. Листве её нет числа." От России идут в листик живительные соки, от неё - высота, непокорённость бурям и грозам.

Жанровое многообразие драматургии Мустая Карима отражает разные грани его характера и богатейшие возможности его универсального таланта. От пьесы к пьесе он вырастае как масер сцены и - что намного важнее и заметнее - как мыслитель, поднимающий серьёзные морально - общественные проблемы, концентрирующий внимание на обобщающих благородных чертах человеческого идеала.

И во всех своих произведениях автор всегда выступает убеждённым, страстным "адвокатом" гуманности, добра, бережности по отношению к людям, миру, жизни во всей её трепетной неповторимости.

Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета РСФСР, народный писатель, Мустай Катим много сил и энергии отдал делу своей жизни - литературе. Поэт, прозаик, драматург, он написал также литературно - критические статьи, рецензии, очерки, публицистические заметки. И о чём бы он ни писал, он всегда выступал как гуманист, отстаивающий добро, правду, справедливость.

Точнее, пожалуй, не скажешь.



© 2010-2022