- Преподавателю
- Другое
- Программа по дополнительному образованию Азбука экономиста
Программа по дополнительному образованию Азбука экономиста
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нейман Я.Е. |
Дата | 28.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Филиал краевого государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА №10»
ПРОГРАММА
дополнительного образования по экономике
7-10 класс
2014/2015 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С момента появления людей на Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни. Человек осознает мотивы своего поведения, ставит перед собой конкретные цели, задачи и действует в соответствии с этими целями и собственными возможностями, пытаясь достичь при этом наилучшего результата. Именно в этом и заключается основная задача экономики.
Не надо забывать, что решающим условием улучшения жизни отдельного человека, его семьи и общества является все более высокая выработка высококачественной продукции в процессе трудовой деятельности человека. Благодаря этому каждый человек может получить от общества все большее количество товаров и услуг для удовлетворения своих потребностей. Общеизвестно, что благополучие человека и его семьи в решающей степени зависит от результатов его хозяйственной деятельности. Отсюда - глубокий интерес людей к экономике.
Также, в процессе экономической деятельности, человек расширяет свой кругозор, повышает уровень своих знаний и квалификации, становится специалистом, формируется как личность, самореализуется и получает общественное признание. Таким образом, экономическая сфера жизни не только связана с обеспечением основы существования человека, но и является источником его творческого, духовного и социального развития. А развитие, как известно, начинается в детском возрасте.
Программа составлена на основе авторской программы Т.Н. Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Екатеринбург, 2000.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе. Для ребенка с проблемами в развитии важны не столько академические знания, сколько социальные, культурные, коммуникативные умения, которые он может освоить и использовать благодаря специально организованному обучению.
У детей с интеллектуальной недостаточностью «отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир».
Классик олигофренопедагогики Э. Сеген пишет, что интеллектуально недостаточный ребенок, не прошедший школы специального обучения и воспитания, ничего «не знает», «не может» и «не хочет». При этом Э. Сеген придавал главное значение отсутствию каких-либо хотений, стремлений, потребностей. Он считал, что интеллектуально недостаточный ребенок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений. В силу особенностей мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью ориентировка в нормах и правилах различных сфер деятельности опирается на случайные признаки, осуществляется методом проб и ошибок, поэтому даёт низкие результаты. Полученные знания и умения такие дети с трудом переносят на новые отношения и ситуации. Школьники воспринимают ситуацию упрощённо, не замечают многих важных свойств, не устанавливают смысловых причинно - следственных связей.
Социальную адаптацию обучающихся обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида, но этого оказывается недостаточно. Предполагается, что практические навыки обучающиеся смогут приобрести в семье, в ближайшем социуме. Дефицит социального опыта приводит к тому, что выпускники коррекционных школ зачастую оказываются беспомощны в самостоятельной жизни.
Экономическая подготовка требуется ученикам в специальной (коррекционной) школе в большей мере, чем их сверстникам из общеобразовательной школы, т.к. в отличие от нормально развивающихся сверстников, дети с интеллектуальной недостаточностью не в состоянии самостоятельно выделить образцы решения социальных и бытовых задач.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья экономико-бытовых умений и навыков, способствующих повышению уровня их общего развития, подготовке к ведущей самостоятельно жизнедеятельности интеграции в социум.
ЗАДАЧИ:
-
Дать полное представление о бытовой экономике.
-
Реализовывать методы интегрирующего обучения.
-
Формировать, систематизировать и совершенствовать у обучающихся, воспитанников необходимые им экономико-бытовые умения и навыки .
-
Организовывать и использовать бригадные и индивидуальные формы обучения во всех видах практических занятий, экскурсия, тренировочных упражнениях.
-
Учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, подходить с обучающимся дифференцированно.
-
Формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях.
-
Выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности.
-
Обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций.
-
Формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»
-
Освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.
-
Формировать разумные потребности, умения, соизмерять их с материальными возможностями.
-
Воспитывать стремление деловитость, практичность, бережливость, экономность, хозяйственность.
МЕСТО ПРОГРАММЫ В ПЛАНЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ.
Программу по формированию у обучающихся, воспитанников школы-интерната VIII вида экономико-бытовых навыков и умений, необходимо рассматривать, как составляющую часть системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
-
Принцип систематичности и последовательности.
-
Принцип взаимосвязи теории с жизнью и практикой.
-
Принцип доступности, предполагающий действия обучающихся в силу своих возможностей.
-
Принцип ориентации на смыл материала, на понимание причинно-следственных связей.
-
Принцип подвижных обобщающих логических схем, многократного проговаривания.
-
Принцип алгоритмов.
-
Принцип дифференцированной и индивидуальной помощи.
-
Принцип сочетания информационно-объяснительных, наглядных, проблемных, деятельностно-развивающих методов.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО - БЫТОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.
1-ый этап - диагностический
Цель - выявить объем и состояние имеющихся у обучающихся, воспитанников экономико - бытовых умений.
2-ой этап - аналитический
Цель - определить состояние предстоящего процесса обучения обучающихся, воспитанников.
-
- й этап - стратегический
Цель - разработать стратегию (общий план) и последовательность процесса обучения.
4-й этап - формирующий
Цель - сформировать у обучающихся, воспитанников экономико-бытовые умения на уровне первичных (первоначальных) навыков.
5-й этап - развивающий
Цель - накопление детьми опыта практической деятельности и развитие самостоятельности.
6-й этап - итогово-диагностический
Цели - выявить уровень сформированности у обучающихся, воспитанников экономико - бытовых умений.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:
Программа «Экономика в быту» включает изучение следующих разделов:
-
Экономика. Основные понятия.
-
Основы экономической теории. Функционирование экономики.
-
Деньги, их сущность и функции.
-
Потребители.
-
Основы бухгалтерского учета
-
Финансы и кредит.
-
Налоги и налогообложение.
-
Экономика семьи.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Программа рассчитана на 1 год (18 часов в неделю. 612 часов в год)
Программа рассчитана на детей 14-17 лет.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
В ходе дополнительно образования по программе «Экономика в быту» обучающиеся, воспитанники должны:
ЗНАТЬ:
-
экономические причины происхождения семьи и экономические причины перехода от одной формы семьи к другой, основные социально-экономические показатели уровня жизни семьи, их динамику и тенденции;
-
материальные потребности семьи, их классификацию, критерии разумности потребностей, показатели уровня насыщения;
-
принципы формирования бюджета семьи: основные статьи доходов и расходов, основы планирования семейного бюджета, классификацию доходов и расходов бюджета и динамику соответствующих статей;
-
принципы выделения малообеспеченных семей, системы материальной и социальной защиты семьи;
-
основные понятия и термины: семья, домохозяйство, уровень жизни, качество жизни, стоимость жизни, потребительский минимум, минимальный потребительский бюджет, экономические ресурсы семьи, предпринимательство, коммерция, потребности, бюджет семьи, доходы, расходы, коммунальные платежи, потребительская корзина, малообеспеченные семьи, социальные гарантии;
-
особенности поведения семьи в условиях кризисного экономического положения в России.
УМЕТЬ:
-
использовать в практической деятельности усвоенные в процессе изучения курса «Экономика в быту» основные понятия и категории для оценки окружающей экономической действительности;
-
воспринимать содержание социально-экономической информации, имеющейся в популярной экономической литературе и используемой в средствах массовой информации;
-
формировать собственную позицию по отношению к экономической позиции государства в отношении семьи и вырабатывать свою точку зрения на происходящие в экономике процессы в соответствии с тем как они отражаются на экономическом положении семьи;
-
рассчитывать следующие социально-экономические показатели: индекс уровня жизни, средний индекс цен на товары первой необходимости, потребительскую корзину;
-
планировать доходные и расходные статьи семейного бюджета, самостоятельно рассчитывать размер коммунальных платежей на семью, основные налоговые платежи.
ВЛАДЕТЬ:
-
навыками планирования доходной и расходных статей семейного бюджета,Т самостоятельно расчёта размера коммунальных платежей на семью;
-
навыками расчета социально-экономических показателей: индекс уровня жизни, средний индекс цен на товары первой необходимости, потребительскую корзину;
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
№
п/п
Темы занятий
Всего часов
Теория
Практика
I. ЭКОНОМИКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
1.
Введение. Техника безопасности.
6
2
4
2.
Как я понимаю экономику
4
2
2
3.
Для чего мне экономика
4
2
2
4.
Отсутствие трудоустройства
6
2
4
5.
Моя экономическая активность
10
3
7
6.
Куда уходят финансы
8
2
6
7.
Что я хочу
6
2
4
8.
Что мне предлагают
6
2
4
9.
Где взять то что я хочу
6
2
4
10.
Сколько стоят деньги
6
2
4
11.
Взаимосвязь в функционировании спроса, предложения, рынка и значимости стоимости денег.
10
2
8
12.
Правила поведения в магазине, супермаркете и на рынке
4
1
3
ИТОГО:
76 часов
24
52
II. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.
1.
Хозяйство -что это?
6
2
4
2.
Взаимосвязь общества и хозяйства
6
2
4
3.
Место магазина в рыночной экономике
6
2
4
4.
Ярлыки и ценники
6
2
4
5.
Товар и его качество
5
2
3
6.
Продуктовый ассортимент, или где дешевле
5
1
4
7.
Где выгоднее одеваться
5
1
4
8.
Сколько стоит стирка
5
1
4
9.
Сколько стоит стрижка
5
1
4
10.
Ботинки без шнурков
5
1
4
11.
Мыло или «Ферри»?
5
1
4
12.
Сколько стоит свет в доме
3
1
2
13.
Горгаз: услуги и расценки
3
1
2
14.
Потому что без воды, и не туды, и не сюды…
3
1
2
15.
Сколько стоит комфорт
3
1
2
16.
Готовь сани летом
5
2
3
17.
Мода, вкусы и предпочтения.
3
1
2
ИТОГО:
79 часов
23
56
III. ДЕНЬГИ, ИХ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ.
1.
Когда появились финансы
3
1
2
2.
Зачем мне деньги
3
1
2
3.
Финансы поют романсы
3
1
2
4.
Зарубежная и российская валюта
7
3
4
5.
Доллары и евро в России
7
3
4
6.
Курс валют.
7
3
4
7.
Фокусы с валютой
8
2
6
8.
Деньги в подарок
2
1
1
9.
Потребительский кошелек
4
2
2
10.
Сколько я трачу
6
2
4
11.
Как покупать дешевле
4
4
ИТОГО:
54 часа
19
35
IV. ПОТРЕБИТЕЛИ.
1.
Покупать и потреблять…
3
1
2
2.
Мой выбор
3
1
2
3.
Я в супермаркете
3
1
2
4.
Уголок покупателя
3
1
2
5.
Прожиточный минимум
7
3
4
6.
Я читаю этикетку
5
1
4
7.
Реклама-двигатель торговли
3
1
2
8.
Виды рекламы
3
1
2
9.
Этикет для потребителя
4
1
3
10.
Я покупатель. Мои права
6
2
4
11.
Как вести себя в магазине
3
1
2
12.
Я в службе быта
3
1
2
13.
Я пассажир
3
1
2
14.
Я путешественник
3
1
2
15.
Я ученик
3
1
2
16.
Этика потребительского поведения
4
1
3
17.
Мой кошелек
4
2
2
18.
Мои расходы
5
1
4
19.
Моя защита
3
1
2
20.
Сам себе адвокат
3
1
2
21.
К кому обратиться за помощью
2
1
1
ИТОГО:
76 часов
25
51
V. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.
1.
Мое трудоустройство
3
3
2.
Основной документ трудящегося
3
3
3.
Права и обязанности работодателя.
3
3
4.
Права и обязанности работника.
3
3
5.
Оплата труда.
3
3
6.
Моя зарплата на бумаге
7
3
4
7.
Из чего складывается заработок
15
3
12
8.
Надбавки, премии, штрафы.
5
1
4
9.
Дополнительный заработок. Как его посчитать.
8
2
6
10.
Трудовой кодекс
6
3
3
11.
Куда обратиться за помощью.
4
1
3
ИТОГО:
60 часов
28
32
VI. ФИНАНСЫ И КРЕДИТ.
1.
Банк, что это и зачем он.
1
1
2.
Деньги в банке.
1
1
3.
Пластиковые карты. Их виды.
5
2
3
4.
Как пользоваться пластиковыми картами. Для чего они.
7
2
5
5.
Как получить пластиковую карту.
10
2
8
6.
Как расплачиваться пластиковой картой.
6
6
7.
Кредит на пластиковой карте.
7
3
4
8.
Как пользоваться кредитной пластиковой картой.
7
2
5
9.
Как получить кредитную карту.
4
4
10.
Как правильно расплачиваться кредитной картой в магазине. Последствия.
2
2
11.
Как оплатить кварплату кредитной картой.
7
2
5
12.
Купить платье, не выходя из дома.
5
5
13.
Электронный кошелек.
7
7
14.
Как правильно вести себя в банке.
6
2
4
ИТОГО:
75 часов
17
58
VII. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ.
1.
Плата за пользование.
5
2
3
2.
Что мы должны государство. Что государство должно нам.
5
1
4
3.
Плата за недвижимость
2
2
4.
Плата за автомобиль.
2
2
5.
Плата за землю.
2
2
6.
Плата за заработную плату.
4
2
2
7.
Возвратные выплаты.
4
2
2
8.
Налоговая инспекция и обращения граждан.
4
1
3
ИТОГО:
28 часа
14
14
VIII. ЭКОНОМИКА СЕМЬИ.
1.
Главная ячейка общества. Азы семейной экономики.
3
3
2.
Семья и её потребности.
3
1
2
3.
Для чего нужна семья.
1
1
4.
Здоровое питание семьи.
8
2
6
5.
Расчитываю продовольственный минимум.
5
5
6.
Как правильно найти семейное гнездышко.
8
2
6
7.
Что нужно семье.
10
2
8
8.
Богатые и бедные.
7
2
5
9.
Доходы и расходы семьи. Бюджет.
7
3
4
10.
Из чего складывается бюджет семьи.
6
2
4
11.
Семья и источники дохода.
6
3
3
12.
Обязательные расходы семьи.
7
3
4
13.
Расчет обязательных расходов семьи.
10
10
14.
Не обязательные расходы семьи.
5
1
4
15.
Расчет не обязательных расходов семьи.
5
5
16.
Не совпадение желаемого и действительного.
1
1
17.
Чем больше есть, тем больше хочется.
10
3
7
18..
Случайные траты.
4
1
3
19.
Общие доходы семьи.
3
3
20.
Семейный бюджет.
10
10
21.
Семейный архив.
4
1
3
22.
Семейные весы.
7
2
5
23.
Учусь экономить.
7
2
5
24.
Азбука семейной экономки.
20
2
18
25.
Семейный кодекс.
7
3
4
ИТОГО:
164 часа
40
124
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ:
612 часов
190
422