Программа по дополнительному образованию Азбука экономиста

Весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе. Для ребенка с проблемами в развитии важны не столько академические знания, сколько социальные, культурные, коммуникативные умения, которые он может освоить и использовать благодаря специально организованному обучению.У детей с интеллектуальной недостаточностью «отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по дополнительному образованию Азбука экономистаФилиал краевого государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА №10»










ПРОГРАММА

дополнительного образования по экономике



7-10 класс









2014/2015 уч.год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С момента появления людей на Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни. Человек осознает мотивы своего поведения, ставит перед собой конкретные цели, задачи и действует в соответствии с этими целями и собственными возможностями, пытаясь достичь при этом наилучшего результата. Именно в этом и заключается основная задача экономики.

Не надо забывать, что решающим условием улучшения жизни отдельного человека, его семьи и общества является все более высокая выработка высококачественной продукции в процессе трудовой деятельности человека. Благодаря этому каждый человек может получить от общества все большее количество товаров и услуг для удовлетворения своих потребностей. Общеизвестно, что благополучие человека и его семьи в решающей степени зависит от результатов его хозяйственной деятельности. Отсюда - глубокий интерес людей к экономике.

Также, в процессе экономической деятельности, человек расширяет свой кругозор, повышает уровень своих знаний и квалификации, становится специалистом, формируется как личность, самореализуется и получает общественное признание. Таким образом, экономическая сфера жизни не только связана с обеспечением основы существования человека, но и является источником его творческого, духовного и социального развития. А развитие, как известно, начинается в детском возрасте.

Программа составлена на основе авторской программы Т.Н. Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Екатеринбург, 2000.


АКТУАЛЬНОСТЬ

Весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе. Для ребенка с проблемами в развитии важны не столько академические знания, сколько социальные, культурные, коммуникативные умения, которые он может освоить и использовать благодаря специально организованному обучению.

У детей с интеллектуальной недостаточностью «отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир».

Классик олигофренопедагогики Э. Сеген пишет, что интеллектуально недостаточный ребенок, не прошедший школы специального обучения и воспитания, ничего «не знает», «не может» и «не хочет». При этом Э. Сеген придавал главное значение отсутствию каких-либо хотений, стремлений, потребностей. Он считал, что интеллектуально недостаточный ребенок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений. В силу особенностей мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью ориентировка в нормах и правилах различных сфер деятельности опирается на случайные признаки, осуществляется методом проб и ошибок, поэтому даёт низкие результаты. Полученные знания и умения такие дети с трудом переносят на новые отношения и ситуации. Школьники воспринимают ситуацию упрощённо, не замечают многих важных свойств, не устанавливают смысловых причинно - следственных связей.

Социальную адаптацию обучающихся обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида, но этого оказывается недостаточно. Предполагается, что практические навыки обучающиеся смогут приобрести в семье, в ближайшем социуме. Дефицит социального опыта приводит к тому, что выпускники коррекционных школ зачастую оказываются беспомощны в самостоятельной жизни.

Экономическая подготовка требуется ученикам в специальной (коррекционной) школе в большей мере, чем их сверстникам из общеобразовательной школы, т.к. в отличие от нормально развивающихся сверстников, дети с интеллектуальной недостаточностью не в состоянии самостоятельно выделить образцы решения социальных и бытовых задач.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья экономико-бытовых умений и навыков, способствующих повышению уровня их общего развития, подготовке к ведущей самостоятельно жизнедеятельности интеграции в социум.

ЗАДАЧИ:


  • Дать полное представление о бытовой экономике.

  • Реализовывать методы интегрирующего обучения.

  • Формировать, систематизировать и совершенствовать у обучающихся, воспитанников необходимые им экономико-бытовые умения и навыки .

  • Организовывать и использовать бригадные и индивидуальные формы обучения во всех видах практических занятий, экскурсия, тренировочных упражнениях.

  • Учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, подходить с обучающимся дифференцированно.

  • Формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях.

  • Выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности.

  • Обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций.

  • Формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»

  • Освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.

  • Формировать разумные потребности, умения, соизмерять их с материальными возможностями.

  • Воспитывать стремление деловитость, практичность, бережливость, экономность, хозяйственность.

МЕСТО ПРОГРАММЫ В ПЛАНЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ.


Программу по формированию у обучающихся, воспитанников школы-интерната VIII вида экономико-бытовых навыков и умений, необходимо рассматривать, как составляющую часть системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  1. Принцип систематичности и последовательности.

  2. Принцип взаимосвязи теории с жизнью и практикой.

  3. Принцип доступности, предполагающий действия обучающихся в силу своих возможностей.

  4. Принцип ориентации на смыл материала, на понимание причинно-следственных связей.

  5. Принцип подвижных обобщающих логических схем, многократного проговаривания.

  6. Принцип алгоритмов.

  7. Принцип дифференцированной и индивидуальной помощи.

  8. Принцип сочетания информационно-объяснительных, наглядных, проблемных, деятельностно-развивающих методов.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО - БЫТОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.

1-ый этап - диагностический

Цель - выявить объем и состояние имеющихся у обучающихся, воспитанников экономико - бытовых умений.

2-ой этап - аналитический

Цель - определить состояние предстоящего процесса обучения обучающихся, воспитанников.

  1. - й этап - стратегический

Цель - разработать стратегию (общий план) и последовательность процесса обучения.

4-й этап - формирующий

Цель - сформировать у обучающихся, воспитанников экономико-бытовые умения на уровне первичных (первоначальных) навыков.

5-й этап - развивающий

Цель - накопление детьми опыта практической деятельности и развитие самостоятельности.

6-й этап - итогово-диагностический

Цели - выявить уровень сформированности у обучающихся, воспитанников экономико - бытовых умений.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

Программа «Экономика в быту» включает изучение следующих разделов:

  1. Экономика. Основные понятия.

  2. Основы экономической теории. Функционирование экономики.

  3. Деньги, их сущность и функции.

  4. Потребители.

  5. Основы бухгалтерского учета

  6. Финансы и кредит.

  7. Налоги и налогообложение.

  8. Экономика семьи.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Программа рассчитана на 1 год (18 часов в неделю. 612 часов в год)

Программа рассчитана на детей 14-17 лет.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

В ходе дополнительно образования по программе «Экономика в быту» обучающиеся, воспитанники должны:

ЗНАТЬ:

  • экономические причины происхождения семьи и экономические причины перехода от одной формы семьи к другой, основные социально-экономические показатели уровня жизни семьи, их динамику и тенденции;

  • материальные потребности семьи, их классификацию, критерии разумности потребностей, показатели уровня насыщения;

  • принципы формирования бюджета семьи: основные статьи доходов и расходов, основы планирования семейного бюджета, классификацию доходов и расходов бюджета и динамику соответствующих статей;

  • принципы выделения малообеспеченных семей, системы материальной и социальной защиты семьи;

  • основные понятия и термины: семья, домохозяйство, уровень жизни, качество жизни, стоимость жизни, потребительский минимум, минимальный потребительский бюджет, экономические ресурсы семьи, предпринимательство, коммерция, потребности, бюджет семьи, доходы, расходы, коммунальные платежи, потребительская корзина, малообеспеченные семьи, социальные гарантии;

  • особенности поведения семьи в условиях кризисного экономического положения в России.

УМЕТЬ:

  • использовать в практической деятельности усвоенные в процессе изучения курса «Экономика в быту» основные понятия и категории для оценки окружающей экономической действительности;

  • воспринимать содержание социально-экономической информации, имеющейся в популярной экономической литературе и используемой в средствах массовой информации;

  • формировать собственную позицию по отношению к экономической позиции государства в отношении семьи и вырабатывать свою точку зрения на происходящие в экономике процессы в соответствии с тем как они отражаются на экономическом положении семьи;

  • рассчитывать следующие социально-экономические показатели: индекс уровня жизни, средний индекс цен на товары первой необходимости, потребительскую корзину;

  • планировать доходные и расходные статьи семейного бюджета, самостоятельно рассчитывать размер коммунальных платежей на семью, основные налоговые платежи.

ВЛАДЕТЬ:

  • навыками планирования доходной и расходных статей семейного бюджета,Т самостоятельно расчёта размера коммунальных платежей на семью;

  • навыками расчета социально-экономических показателей: индекс уровня жизни, средний индекс цен на товары первой необходимости, потребительскую корзину;



ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

п/п

Темы занятий

Всего часов

Теория

Практика

I. ЭКОНОМИКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

1.

Введение. Техника безопасности.

6

2

4

2.

Как я понимаю экономику

4

2

2

3.

Для чего мне экономика

4

2

2

4.

Отсутствие трудоустройства

6

2

4

5.

Моя экономическая активность

10

3

7

6.

Куда уходят финансы

8

2

6

7.

Что я хочу

6

2

4

8.

Что мне предлагают

6

2

4

9.

Где взять то что я хочу

6

2

4

10.

Сколько стоят деньги

6

2

4

11.

Взаимосвязь в функционировании спроса, предложения, рынка и значимости стоимости денег.

10

2

8

12.

Правила поведения в магазине, супермаркете и на рынке

4

1

3


ИТОГО:

76 часов

24

52

II. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.

1.

Хозяйство -что это?

6

2

4

2.

Взаимосвязь общества и хозяйства

6

2

4

3.

Место магазина в рыночной экономике

6

2

4

4.

Ярлыки и ценники

6

2

4

5.

Товар и его качество

5

2

3

6.

Продуктовый ассортимент, или где дешевле

5

1

4

7.

Где выгоднее одеваться

5

1

4

8.

Сколько стоит стирка

5

1

4

9.

Сколько стоит стрижка

5

1

4

10.

Ботинки без шнурков

5

1

4

11.

Мыло или «Ферри»?

5

1

4

12.

Сколько стоит свет в доме

3

1

2

13.

Горгаз: услуги и расценки

3

1

2

14.

Потому что без воды, и не туды, и не сюды…

3

1

2

15.

Сколько стоит комфорт

3

1

2

16.

Готовь сани летом

5

2

3

17.

Мода, вкусы и предпочтения.

3

1

2


ИТОГО:

79 часов

23

56

III. ДЕНЬГИ, ИХ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ.

1.

Когда появились финансы

3

1

2

2.

Зачем мне деньги

3

1

2

3.

Финансы поют романсы

3

1

2

4.

Зарубежная и российская валюта

7

3

4

5.

Доллары и евро в России

7

3

4

6.

Курс валют.

7

3

4

7.

Фокусы с валютой

8

2

6

8.

Деньги в подарок

2

1

1

9.

Потребительский кошелек

4

2

2

10.

Сколько я трачу

6

2

4

11.

Как покупать дешевле

4


4


ИТОГО:

54 часа

19

35

IV. ПОТРЕБИТЕЛИ.

1.

Покупать и потреблять…

3

1

2

2.

Мой выбор

3

1

2

3.

Я в супермаркете

3

1

2

4.

Уголок покупателя

3

1

2

5.

Прожиточный минимум

7

3

4

6.

Я читаю этикетку

5

1

4

7.

Реклама-двигатель торговли

3

1

2

8.

Виды рекламы

3

1

2

9.

Этикет для потребителя

4

1

3

10.

Я покупатель. Мои права

6

2

4

11.

Как вести себя в магазине

3

1

2

12.

Я в службе быта

3

1

2

13.

Я пассажир

3

1

2

14.

Я путешественник

3

1

2

15.

Я ученик

3

1

2

16.

Этика потребительского поведения

4

1

3

17.

Мой кошелек

4

2

2

18.

Мои расходы

5

1

4

19.

Моя защита

3

1

2

20.

Сам себе адвокат

3

1

2

21.

К кому обратиться за помощью

2

1

1


ИТОГО:

76 часов

25

51

V. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.

1.

Мое трудоустройство

3

3


2.

Основной документ трудящегося

3

3


3.

Права и обязанности работодателя.

3

3


4.

Права и обязанности работника.

3

3


5.

Оплата труда.

3

3


6.

Моя зарплата на бумаге

7

3

4

7.

Из чего складывается заработок

15

3

12

8.

Надбавки, премии, штрафы.

5

1

4

9.

Дополнительный заработок. Как его посчитать.

8

2

6

10.

Трудовой кодекс

6

3

3

11.

Куда обратиться за помощью.

4

1

3


ИТОГО:

60 часов

28

32

VI. ФИНАНСЫ И КРЕДИТ.

1.

Банк, что это и зачем он.

1

1


2.

Деньги в банке.

1

1


3.

Пластиковые карты. Их виды.

5

2

3

4.

Как пользоваться пластиковыми картами. Для чего они.

7

2

5

5.

Как получить пластиковую карту.

10

2

8

6.

Как расплачиваться пластиковой картой.

6


6

7.

Кредит на пластиковой карте.

7

3

4

8.

Как пользоваться кредитной пластиковой картой.

7

2

5

9.

Как получить кредитную карту.

4


4

10.

Как правильно расплачиваться кредитной картой в магазине. Последствия.

2


2

11.

Как оплатить кварплату кредитной картой.

7

2

5

12.

Купить платье, не выходя из дома.

5


5

13.

Электронный кошелек.

7


7

14.

Как правильно вести себя в банке.

6

2

4


ИТОГО:

75 часов

17

58

VII. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ.

1.

Плата за пользование.

5

2

3

2.

Что мы должны государство. Что государство должно нам.

5

1

4

3.

Плата за недвижимость

2

2


4.

Плата за автомобиль.

2

2


5.

Плата за землю.

2

2


6.

Плата за заработную плату.

4

2

2

7.

Возвратные выплаты.

4

2

2

8.

Налоговая инспекция и обращения граждан.

4

1

3


ИТОГО:

28 часа

14

14

VIII. ЭКОНОМИКА СЕМЬИ.

1.

Главная ячейка общества. Азы семейной экономики.

3

3


2.

Семья и её потребности.

3

1

2

3.

Для чего нужна семья.

1

1


4.

Здоровое питание семьи.

8

2

6

5.

Расчитываю продовольственный минимум.

5


5

6.

Как правильно найти семейное гнездышко.

8

2

6

7.

Что нужно семье.

10

2

8

8.

Богатые и бедные.

7

2

5

9.

Доходы и расходы семьи. Бюджет.

7

3

4

10.

Из чего складывается бюджет семьи.

6

2

4

11.

Семья и источники дохода.

6

3

3

12.

Обязательные расходы семьи.

7

3

4

13.

Расчет обязательных расходов семьи.

10


10

14.

Не обязательные расходы семьи.

5

1

4

15.

Расчет не обязательных расходов семьи.

5


5

16.

Не совпадение желаемого и действительного.

1

1


17.

Чем больше есть, тем больше хочется.

10

3

7

18..

Случайные траты.

4

1

3

19.

Общие доходы семьи.

3


3

20.

Семейный бюджет.

10


10

21.

Семейный архив.

4

1

3

22.

Семейные весы.

7

2

5

23.

Учусь экономить.

7

2

5

24.

Азбука семейной экономки.

20

2

18

25.

Семейный кодекс.

7

3

4


ИТОГО:

164 часа

40

124


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ:

612 часов

190

422





























© 2010-2022