- Преподавателю
- Другое
- Статья: Развитие этнокультурного потенциала как средство повышения эффективности учебно - воспитательного процесса
Статья: Развитие этнокультурного потенциала как средство повышения эффективности учебно - воспитательного процесса
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Коновалова Н.П. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Статья: "Развитие этнокультурного потенциала как средство повышения эффективности учебно - воспитательного процесса".
В условиях социально-экономических и политических преобразований в нашей стране складывается новая образовательная ситуация, которая характеризуется усилением культурологизации содержания образования, возрастанием роли и значимости как родного, так и иностранного языков. Язык является основным культурологическим компонентом в содержании образования, а иностранный - фактором глобализации, информатизации и открытости российской системы образования.
В настоящее время формируется новая интегративная языковая ситуация и подготовка многоязычной личности становится актуальной и жизненно необходимой. Не случайно 2001 год объявлен годом языков. Россия - многонациональная страна, что является, несомненно, её сильной стороной. Каждый язык занимает и должен занимать важное место в культурном наследии страны и в её будущем.
В докладе международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI веке подчеркивается, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преодолеть существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой стороны, привить ему уважение к другим культурам.
Конец XX века отмечается тем, что в Российской Федерации национально - максимального расширения социальных функций языков и культур народов.
Языковой плюрализм в нашей республике - следствие произошедших общественно-политических и социально-экономических преобразований, к которым относятся всё большая открытость нашего общества, вхождение его в мировое сообщество, развитие и укрепление межгосударственных политических, экономических и культурных связей, интернационализация всех сфер жизни в нашей стране. Это способствует тому, что иностранные языки становятся реально востребованными в современном обществе.
В наше общество пришло осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранных языков жизненно важно. Поэтому резко возросла мотивация к изучению иностранных языков.
Современные российские и мировые тенденции развития иностранного языка как учебного предмета требует расширения его функций и, соответственно, уточнения целей его изучения в современном обществе.
Самая правильная линия в языковой политике - это линия на развитие сбалансированного многоязычия, которое безгранично расширяет возможности образования и самообразования молодежи, возможности взаимного обогащения языков и культур, укрепления взаимного уважения и доверия между народами.
Общими целями изучения языков являются развитие речевой культуры учащихся, совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, формирование способности к социальной адаптации и социальной мобильности в условиях постоянно меняющегося мира.
В настоящее время ни одна культура не может больше ограничивать себя лишь своим языком и оставаться в изоляции. Наша эпоха - эпоха глобального билингвизма и полилингвизма. Языковая культура является необходимой частью культуры человека в целом. Формирование толерантной личности уважения к языкам, культуре, стремление познать их - главная целевая установка лингвистического образования в современной школе.
Образование должно помогать каждому человеку освоить три сферы ценностей: этнокультурные, общенациональные (российские) и общечеловеческие (планетарные). Это обеспечивается соблюдением правильной пропорции между общенациональным, этнокультурным и социальным аспектами общеобразовательной политики, учитывающими специфику полиэтничности Р.Т.