Программа байкаловедение 6 класс ФГОС

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 г. Усть-Кута Иркутской области


«Рассмотрена»

Руководитель МО

_____ /______________ /

ФИО

Протокол №____ от

«___» ______ 2015__ г.

«Согласована»

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ №9

_____ /______________ /

ФИО

«___» ______ 2015__г.


«Утверждена» приказом
директора школы

МОУ СОШ №9

_____ /______________ /

ФИО
_________________________
№ _______ от_________


Рабочая программа учебного предмета


«Байкаловедение»


для 6- класса, базового уровня








Разработана

Лыда Татьяной Александровной

учителем химии

Рабочая программа составлена на основе авторской программы спецкурса для учащихся

6 классов

общеобразовательных учреждений Е.Н. Кузевановой ,Н.В. Мотовиловой










г. Усть-Кут

2015 г

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Байкаловедение» для 6 класса построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам «Байкаловедение», «Биология», «География» с 1 по 6 класс. Значительное место в курсе отведено практическим работам, которые позволяют закреплять теоретические знания наблюдениями, выполнением простейших исследований свойств, явлений и закономерностей живой природы.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:

- практических работ - 17.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике «Байкаловедение» и учебно-методическом пособии, созданных коллективом авторов под руководством Е.Н. Кузевановой.

Преподавание байкаловедения в 6 классе рассчитано на использование учебника: Кузеванова Е.Н. «Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале» - Иркутск, 2012. - 224с.

Предлагаемая программа является дополненной и переработанной программой спецкурса «Байкаловедение» для учащихся 5(6) классов, которая была рекомендована к изданию Экспертным Советом ГУО и ПО Иркутской области (протокол от 18.04.2003 г.).

Общая характеристика учебного предмета


В соответствии со статьями 5 и 6 Закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области» (2003 г.) и статьями 71 и 72 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002г.), в содержании государственного образования России происходит ориентация на развитие регионального компонента экологического образования, на сохранение природы и улучшение качества окружающей среды и на устойчивое развитие регионов, что, в конечном итоге, является основой устойчивого развития России.

Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодежи, которая через 10-20 лет будет принимать решения, связанные с экономическим развитием государства.

Современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, а крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Иркутской области является озеро Байкал, поэтому не вызывает сомнения необходимость изучение спецкурса «Байкаловедение».

Программа дает возможность сформировать у учащихся классов комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Прибайкалья и озера Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.

Цели курса «Байкаловедение» в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели курса «Байкаловедение» являются общими для основной школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением соци­альной ситуации развития - ростом информационных пере­грузок, изменением характера и способов общения и соци­альных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития совре­менных подростков). Наиболее продуктивными с точки зре­ния решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения курса «Байкаловедение» как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наибо­лее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями курса «Байкаловедение» образования являются:

социализация обучаемых как вхождение в мир культу­ры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе зна­комства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных общест­вом в сфере изучения Байкальского региона.

Помимо этого, курс «Байкаловедение» призван обес­печить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных зна­ний, овладением методами исследования природы, формиро­ванием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-по­знавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эс­тетической культуры как способности к эмоционально-цен­ностному отношению к объектам живой природы; формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.

Место предмета в учебном плане

Учебное содержание курса байкаловедение включает следующие этапы:

Байкаловедение: География. Гидрология. Методы исследования Байкала. 5 класс. 34 часа. 1 ч в неделю;

Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале. 6 класс. 34 часа. 1 ч в неделю.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Цели изучения предмета

Изучение курса «Байкаловедение» в 6 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы родного края; изменениях природной среды под воздействием человека;

овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса к изучению природы родного края, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения,

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Деятельность образовательного учреждения в обучении байкаловедению должна быть направлена на достижение обучающи­мися следующих личностных результатов:


  • формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Прибайкалья, Забайкалья и озера Байкал;

  • формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;

  • формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;

  • воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения.

Метапредметными результатами освоения выпускника­ми основной школы программы по байкаловедению являются:

  • овладение составляющими исследовательской и про­ектной деятельности, включая умения видеть проблему, ста­вить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения поня­тиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимен­ты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических и экологических словарях и справочниках), анали­зировать и оценивать информацию, преобразовывать инфор­мацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой при­роде, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • характеризовать разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье (перечислять, приводить примеры редких, особо охраняемых и эндемичных видов);

  • различать основные высотные пояса в Прибайкалье и Забайкалье (перечислять и кратко характеризовать);

  • называть основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забкалье (перечислять и кратко характеризовать);

  • характеризовать основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера Байкал (питание, развитие, размножение); особенности пищевых отношений.


  1. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.


  1. В сфере трудовой деятельности:

    • знание и соблюдение правил работы в кабинете;

  • умение пользоваться простейшими измерительными приборами и лабораторным оборудованием (лупой, учебным микроскопом и др.).


  1. В сфере физической деятельности:

  • рациональная организация труда и от­дыха, проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

  1. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зре­ния объекты природы.

Содержание курса байкаловедения в 5 классе.

Учебный курс «Байкаловедение» дает возможность сформировать у учащихся комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Прибайкалья и озера Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.

Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.

Содержание программы «Байкаловедение. 6 класс» (34 ч, 1 ч в неделю)

Раздел 1. Введение (1ч)

Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Биологическое разнообразие. Проблемы загрязнения и охраны озера Байкал.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • уникальность оз. Байкал;

  • проблемы загрязнения и охраны озера Байкал.

Учащиеся должны уметь:

  • показывать на физической карте России, глобусе оз. Байкал;

  • называть основные проблемы загрянения;

  • соблюдать правила поведения и работы с инструментами в кабинете.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • систематизировать и обобщать разумные виды информации;

  • составлять план выполнения учебной задачи.

Раздел 2. Жизнь на байкальских берегах (11 часов)

Разнообразие растений и животных Прибайкалья и Забайкалья. Условия обитания. Редкие и исчезающие виды. Эндемики. Альпийский пояс. Условия обитания. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных. Приспособленность к среде обитания растительности и животного мира. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных. Национальные парки, заповедники, заказники.

Практические работы

Практическая работа №1 «Вертикальная (высотная) поясность»

Практическая работа №2 «Альпийский пояс»

Практическая работа №3 «Горные леса. Сравнение растительного и животного мира темнохвойной и светлохвойной тайги»

Практическая работа №4 «Степи»

Практическая работа №5 «Болота»

Практическая работа №6 «Птицы Байкала».

Практическая работа №7 «Высшие водные растения и водоросли Байкала

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • разнообразие растений и животных Прибайкалья и Забайкалья;

  • эндемики Байкала;

  • национальные парки, заповедники, заказники.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать условия обитания животных;

  • выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;

  • работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры и кратко характеризовать животных и растения оз. Байкал;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты.

Раздел 3. Жизнь в озере Байкал (14 часов)

Условия, характеризующие уникальность Байкала. Эндемизм обитателей Байкала. Разнообразие, отличия и особенности обитания высших водных растений, фитопланктона и донных водорослей Байкала. Бактериопланктон. Донные микробные сообщества. Простейшие. Коловратки. Их роль в деятельности байкальских организмов. Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала. Зоопланктон, преобладающий вид - эпишура. Общая характеристика обитающих в Байкале рыб.Промысловые рыбы. Эндемики.Соровые рыбы. Морфологические характеристики. Гипотезы о происхождении. Особенности биологии. Миграционные пути. Роль в пищевых связях.

Практические работы

Практическая работа №8 «Байкальские губки».

Практическая работа №9 «Моллюски».

Практическая работа №10 «Гаммариды».

Практическая работа №11 «Зоопланктон».

Практическая работа №12 «Планарии».

Практическая работа №13 «Рыбы Байкала».

Практическая работа №14 «Нерпа».

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • условия, характеризующие уникальность Байкала;

  • общую характеристику обитающих в Байкале рыб

  • донные микробные сообщества.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с таблицами, анализировать информацию;

  • объяснять причины разнообразия животных в оз. Байкал.

Метапредметные результаты обученяи

Учащиеся должны уметь:

  • находить и использовать причинно-следственные связи;

  • строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы.

Раздел 4. Человек на Байкале (8 часов)

Представители, формировавшие бурятскую национальность. Занятия рыболовством, охотой, с/хозяйством. Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений. Законы России по охране окружающей среды. Загрязнение воды, воздуха, почв. Источники загрязнения. Последствия загрязнения для экосистемы Байкала и для человека.

Практические работы

Практическая работа № 15 «Экологические проблемы озера Байкал».

Практическая работа № 16 «Влияние туризма на Байкал».

Практическая работа №17 «Устойчивое развитие».

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • источники загрязнения оз. Байкал;

  • последствия загрязнения для экосистемы Байкала и для человека.

Учащиеся должны уметь:

  • называть основные загрязнители оз. Байкал;

  • показывать места загрязнения в Прибайкалье;

  • работать с контурными картами.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • работать в соответствии с поставленной задачей;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.



Тематическое планирование



Название темы

Количество часов

Количество часов по планированию

уроки

контрольные работы

лабораторные работы и т.д.

1

Введение

1

1

-

1

2

Жизнь на байкальских берегах

11

11

-

7

3

Жизнь в озере Байкал

14

14

-

7

4

Человек на Байкале

8

8

-

3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ.ЖИВОЙ МИР БАЙКАЛА. 6 КЛАСС.


Тема урока

Всего часов

Дата

Коррекция

результаты

предметные

метапредметные

личностные

Введение

1

Введение.

1

Дают общие представления об уникальности Байкала.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Составляют план и последовательность действий. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Планируют общие способы работы. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Жизнь на байкальских берегах

2

Биологическое разнообразие Прибайкалья и Забайкалья.

.

1

Называют основные растения и животные. Объясняют условия их обитания.

Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной задачи.

Составляют план и последовательность действий. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Умеют слушать и слышать друг друга. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

3

Высотные пояса Прибайкалья и Забайкалья.

Альпийский пояс.

1

Называют основные высотные пояса. Характеризуют альпийский пояс.

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выделяют и формулируют познавательную цель. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Умеют слушать и слышать друг друга. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Знают основы экологической культуры.

Принимают ценности природного мира.

4

Горные

леса

1

Приводят примеры растений и животных. Объясняют их приспособленность к среде обитания.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют проблему. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков

5

Степь.

1

Приводят примеры растений и животных. Объясняют их приспособленность к среде обитания.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. . Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выделяют и формулируют проблему.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Следуют в своей деятельности нормам природоохранного поведения.

6

Луга и болота.

1

Приводят примеры растений и животных. Объясняют их приспособленность к среде обитания.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения.

Следуют в своей деятельности нормам природоохранного поведения.

7

Особо

охра

няемые

территории

1

Определяют основные признаки особо охраняемых территорий.

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Оценивают достигнутый результат.

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение. Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

8

При

байкал

ьский

нацио-

нальный парк

(ПНП

1

Приводят примеры растений и животных.

Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Сличают свой способ действия с эталоном.

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.

9

Забай

каль-

ский на

цио-

нальный парк

(ЗНП).

1

Приводят примеры растений и животных.

Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Сличают свой способ действия с эталоном.

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.

10

Байк

ало-Лен-

ский,

Баргу-

зинский

и

Байкал

ьский

запо

ведники.

1

Приводят примеры растений и животных.

Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Сличают свой способ действия с эталоном.

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.

11

Памят

ники

При

роды

на побе-

режье

Байкала.

1

Приводят примеры основных памятников природы на Байкале.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Умеют слушать и слышать друг друга.

Имеют представление о территории и границах России, ее географических особенностях.

12

Урок

обобщения

1

Характеризуют особо охраняемые территории на Байкале. Называют растения и животных. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Определяют основную и второстепенную информацию.Структурируют знания. Строят логические цепи рассуждений

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

Имеют представление о территории и границах России, ее географических особенностях. Принимают ценности природного мира.

Жизнь в озере Байкал

13

Биоразнообразие озера

Байкал.

1

знакомятся с уникальностью Байкальского водоёма, как средой формирования эндемичных видов.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. . Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.Выделяют и формулируют проблему.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Принимают ценности природного мира.

14

Высшие водные растения, донные водоросли и фитопланктон

1

знакомятся с разнообразием, отличиями и особенности обитания высших водных растений, фитопланктона

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выполняют.Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Принимают ценности природного мира.

15

Бактерии, простейшие, коловратки. Их роль в жизни Байкальских обитателей.

.

1

знакомятся с разными группами мельчайших представителей животного мира Байкала.

. Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Принимают ценности природного мира.

16

Губки

1

знакомятся с особенностями строения губок, их жизнедеятельностью, отдельными видами.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Умеют слушать и слышать друг друга.

Принимают ценности природного мира.

17

Моллюски.

1

знакомятся с особенностями строения моллюсков, их жизнедеятельностью.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. Составляют план и последовательность действий.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие.

18

Гаммариды.

1

знакоиятся с представителями гаммарид.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Структурируют знания.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Принимают ценности природного мира. Испытывают чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

19

Зоопланк-тон.

1

Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.

20

Байкальские черви.

1

Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных. Наблюдают и описывают внешний вид беспозвоночных, их рост, развитие, поведение, размножение

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. Составляют план и последовательность действий.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие.

21

Водные насекомые.

1

Приводят примеры водных насекомых. Объясняют роль насекомых в природе и жизни человека.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют проблему. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков

22

Рыбы Байкала.

1

Приводят примеры основных представителей Выявляют существенные признаки их строения и жизнедеятельности. Объясняют роль рыб в природе и жизни человека.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения.

Следуют в своей деятельности нормам природоохранного поведения.

23

Нерпа.

1

Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности нерп Объясняют роль нерп в природе и жизни человека на Байкале.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. . Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.Выделяют и формулируют проблему.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Принимают ценности природного мира.Осознают ответственность человека за общее благополучие.

24

Зоны жизни. Байкальские сообщества.

1

Приводят примеры типичных обитателей. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. Составляют план и последовательность действий.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие.

25

Пищевые связи.

1

Приводят примеры пищевых цепей. Объясняют роль даннных цепей в природе и жизни человека.

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Испытывают чувство сопричастности и гордости за свою Родину. Принимают ценности природного мира.

26

Итоговый урок. Что мы узнали об озере Байкал.

1

Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Определяют основную и второстепенную информацию.Структурируют знания. Строят логические цепи рассуждений.

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать.

Имеют представление о территории и границах России, ее географических особенностях. Принимают ценности природного мира.

Человек на Байкале

27

Как люди появились на Байкале и заселяли Прибайкалье и Забайкалье.

1

Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Объясняют особенности заселениябереговой линии Байкала.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Определяют основную и второстепенную информацию.Структурируют знания. Строят логические цепи рассуждений.

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать.

Имеют представление о территории и границах России, ее географических особенностях. Принимают ценности природного мира.

28

Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений.

1

Объясняют особенности загрязнений дна Байкала. Сравнивают загрязнения Байкала с особенностями загрязнения других озер.

Устанавливают причинно-следственные связи. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение.

Испытывают эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

29

Охрана окружающей среды.

1

Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. Составляют план и последовательность действий.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие.

30

Влияние человека на озеро Байкал.

.

1

Работа с картами-схемами учебника. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Умеют слушать и слышать друг друга.

Принимают ценности природного мира.

31

Вселение чужеродных видов в озеро Байкал.

1

Дают характеристику видов. Работа картами-схемами учебника. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. Составляют план и последовательность действий.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие.

32

Влияние туристов на озеро Байкал.

1

Перечисляют важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита от всех видов загрязнений.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.

33

Как мы охраняем озеро Байкал.

1

Характеризуют основные законы. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.

34

Что такое «Устойчивое развитие».

1

Характеризуют и сравнивают климат Байкала с другими территориями. Выявляют особенности понятия «Устойчивое развитие».

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.Выполняют учебно-познавательные действия.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи


Учебно-методическое обеспечение


  1. Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна. Т. 1. Озеро Байкал / Отв. ред. О.А. Тимошкин. - Новосибирск: Наука, 2001. - 832 с.

  2. Атлас и определитель пелагобионтов Байкала / О.А. Тимошкин, Г.Ф. Мазепова, Н.Г. Мельник и др. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1995. - 694 с.

  3. Безрукова Е.В. Растительность и климат юга восточной Сибири в позднем плейстоцене и голоцене по данным непрерывных байкальских разрезов: Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора геогр. наук. - Иркутск, 2000. - 46 с.

  4. Бенедикт Дыбовский. - Новосибирск: Наука, Сиб. Изд. фирма РАН, 2000. - 296 с.

  5. Байкал: Атлас. - М.: Роскартография, 1993. - 160 с.

  6. Бухаров А.А., Фиалков В.А. Геологическое строение дна Байкала. Взгляд из «Пайсиса». - Новосибирск: Наука. - 118 с.

  7. Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.

  8. Вотинцев К.К. Гидрохимия озера Байкал: Тр. Байкальской лимнол. ст. АН СССР. т. 20.- М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 311с.

  9. Вотинцев К.К., Мещерякова А.И., Поповская Г.И. Круговорот органического вещества в озере Байкал. - Новосибирск: Наука, 1975. - 188 с.

  10. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. - 368 с.

  11. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. - Иркутск, Вост. - Сиб. Кн. изд-во, 1987. - 384 с.

  12. Горюнова О.И., Свинин В.В. Ольхонский район. - Иркутск, "Арком", 1995. - 142 с.

  13. Грачев М.А. О современном состоянии экологической системы озера Байкал. - Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2002. - 155 с.

  14. Догель В.А. Зоология беспозвоночных животных. - М.: Высш. шк., 1975. - 560 с.

  15. Древности Байкала. Сб. научных трудов. - Иркутск, Изд-во Иркутского госуниверситета, 1991. - 251 с.

  16. Жамбаева С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят. - Наука, Новосибирск, 2000. - 400 с.

  17. Ижболдина Л.А. Мейо - и макрофитобентос озера Байкал (водоросли). - Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета, 1990. - 176 с.

  18. Ковда В.А. Основы учения о почвах. Общая теория почвообразовательного процесса. Кн. 1, М: Наука, 1973. - 473 с.

  19. Кожов М.М. Биология озера Байкал. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.

  20. Кожов М.М. Очерки по байкаловедению. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. - 254 с.

  21. Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.

  22. Озеро Байкал: Географический атлас. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1996. - 118 с.

  23. Пастухов В.Д. Нерпа Байкала: биологические основы рационального использования и охраны ресурсов. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1993. - 272 с.

  24. Попова С.М. и др. Палеолимнологические реконструкции (Байкальская рифтовая зона). - Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1989. - 111 с.

  25. О коррекции качества питьевой воды по содержанию биогенных элементов: Постановление РФ от 11.07.00 № 5 // Питьевая вода. - 2001. - № 1. - С. 3-4.

  26. Проблемы Байкала / Отв. ред. Г.И. Галазий, К.К. Вотинцев. - Новосибирск: Наука, 1978. - 295 с.

  27. Тимошкин О.А., Бондаренко Н.А., Оболкина Л.А., Мельник Н.Г. и др. Пелагические и донные сообщества Байкала: существует ли взаимосвязанная цикличность в их развитии? // Третья Верещагинская Байкальская конференция. - Иркутск, `2000. - С. 232-233.

  28. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.

  29. Серия карт детского журнала "Сибирячок": Найди места обитания животных. Найди места обитания птиц. Найди места обитания растений. Иркутск, 1992 -2002.

  30. Сутурин А.Н. Байкал - участок мирового наследия: гордость или позор. - В сб.: Байкал - объект мирового природного наследия. Иркутск, 2000. - С. 4-11.

  31. Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ. - 2001.-160 с.

  32. Саттон Д. Путь к новому мышлению. // Волна № 2(42) 2005. - С. 20-26.

  33. Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. - 191 с.

  34. Шимараев М.Н. Элементы теплового режима озера Байкал. - Новосибирск: Наука, Сиб. Отделение, 1977. - 149 с.

  35. Экологический энциклопедический словарь / Ред. В.И. Данилов-Даниэльян, Ю.М. Арский и др. - М.: Изд. Дом «Ноосфера», 1999. - 932 с.

Система контроля знаний и умений по предмету

Фронтальный и индивидуальный опрос; оформление и защита результатов практических работ; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ БАЙКАЛОВЕДЕНИЯ

Деятельность образовательного учреждения в обучении байкаловедению должна быть направлена на достижение обучающи­мися следующих личностных результатов:


  • формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Прибайкалья, Забайкалья и озера Байкал;

  • формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;

  • формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;

  • воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения.

Метапредметными результатами освоения выпускника­ми основной школы программы по байкаловедению являются:

  • овладение составляющими исследовательской и про­ектной деятельности, включая умения видеть проблему, ста­вить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения поня­тиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимен­ты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических и экологических словарях и справочниках), анали­зировать и оценивать информацию, преобразовывать инфор­мацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой при­роде, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • характеризовать разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье (перечислять, приводить примеры редких, особо охраняемых и эндемичных видов);

  • различать основные высотные пояса в Прибайкалье и Забайкалье (перечислять и кратко характеризовать);

  • называть основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забкалье (перечислять и кратко характеризовать);

  • характеризовать основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера Байкал (питание, развитие, размножение); особенности пищевых отношений.


  1. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.


  1. В сфере трудовой деятельности:

    • знание и соблюдение правил работы в кабинете;

  • умение пользоваться простейшими измерительными приборами и лабораторным оборудованием (лупой, учебным микроскопом и др.).


  1. В сфере физической деятельности:

  • рациональная организация труда и от­дыха, проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

  1. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зре­ния объекты природы.



© 2010-2022