- Преподавателю
- Другое
- Программа байкаловедение 6 класс ФГОС
Программа байкаловедение 6 класс ФГОС
Раздел | Другое |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лыда Т.А. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г. Усть-Кута Иркутской области
«Рассмотрена»
Руководитель МО
_____ /______________ /
ФИО
Протокол №____ от
«___» ______ 2015__ г.
«Согласована»
Заместитель директора по УВР МОУ СОШ №9
_____ /______________ /
ФИО
«___» ______ 2015__г.
«Утверждена» приказом
директора школы
МОУ СОШ №9
_____ /______________ /
ФИО
_________________________
№ _______ от_________
Рабочая программа учебного предмета
«Байкаловедение»
для 6- класса, базового уровня
Разработана
Лыда Татьяной Александровной
учителем химии
Рабочая программа составлена на основе авторской программы спецкурса для учащихся
6 классов
общеобразовательных учреждений Е.Н. Кузевановой ,Н.В. Мотовиловой
г. Усть-Кут
2015 г
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Байкаловедение» для 6 класса построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам «Байкаловедение», «Биология», «География» с 1 по 6 класс. Значительное место в курсе отведено практическим работам, которые позволяют закреплять теоретические знания наблюдениями, выполнением простейших исследований свойств, явлений и закономерностей живой природы.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:
- практических работ - 17.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике «Байкаловедение» и учебно-методическом пособии, созданных коллективом авторов под руководством Е.Н. Кузевановой.
Преподавание байкаловедения в 6 классе рассчитано на использование учебника: Кузеванова Е.Н. «Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале» - Иркутск, 2012. - 224с.
Предлагаемая программа является дополненной и переработанной программой спецкурса «Байкаловедение» для учащихся 5(6) классов, которая была рекомендована к изданию Экспертным Советом ГУО и ПО Иркутской области (протокол от 18.04.2003 г.).
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии со статьями 5 и 6 Закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области» (2003 г.) и статьями 71 и 72 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002г.), в содержании государственного образования России происходит ориентация на развитие регионального компонента экологического образования, на сохранение природы и улучшение качества окружающей среды и на устойчивое развитие регионов, что, в конечном итоге, является основой устойчивого развития России.
Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодежи, которая через 10-20 лет будет принимать решения, связанные с экономическим развитием государства.
Современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, а крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Иркутской области является озеро Байкал, поэтому не вызывает сомнения необходимость изучение спецкурса «Байкаловедение».
Программа дает возможность сформировать у учащихся классов комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Прибайкалья и озера Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.
Цели курса «Байкаловедение» в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели курса «Байкаловедение» являются общими для основной школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения курса «Байкаловедение» как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями курса «Байкаловедение» образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере изучения Байкальского региона.
Помимо этого, курс «Байкаловедение» призван обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы; формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.
Место предмета в учебном плане
Учебное содержание курса байкаловедение включает следующие этапы:
Байкаловедение: География. Гидрология. Методы исследования Байкала. 5 класс. 34 часа. 1 ч в неделю;
Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале. 6 класс. 34 часа. 1 ч в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Цели изучения предмета
Изучение курса «Байкаловедение» в 6 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы родного края; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы родного края, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения,
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Деятельность образовательного учреждения в обучении байкаловедению должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
-
формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Прибайкалья, Забайкалья и озера Байкал;
-
формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;
-
формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
-
воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по байкаловедению являются:
-
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-
умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических и экологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
-
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-
характеризовать разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье (перечислять, приводить примеры редких, особо охраняемых и эндемичных видов);
-
различать основные высотные пояса в Прибайкалье и Забайкалье (перечислять и кратко характеризовать);
-
называть основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забкалье (перечислять и кратко характеризовать);
-
характеризовать основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера Байкал (питание, развитие, размножение); особенности пищевых отношений.
-
В ценностно-ориентационной сфере:
-
знание основных правил поведения в природе;
-
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
-
В сфере трудовой деятельности:
-
знание и соблюдение правил работы в кабинете;
-
-
умение пользоваться простейшими измерительными приборами и лабораторным оборудованием (лупой, учебным микроскопом и др.).
-
В сфере физической деятельности:
-
рациональная организация труда и отдыха, проведение наблюдений за состоянием собственного организма.
-
В эстетической сфере:
-
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты природы.
Содержание курса байкаловедения в 5 классе.
Учебный курс «Байкаловедение» дает возможность сформировать у учащихся комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Прибайкалья и озера Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Содержание программы «Байкаловедение. 6 класс» (34 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Введение (1ч)
Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Биологическое разнообразие. Проблемы загрязнения и охраны озера Байкал.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-
уникальность оз. Байкал;
-
проблемы загрязнения и охраны озера Байкал.
Учащиеся должны уметь:
-
показывать на физической карте России, глобусе оз. Байкал;
-
называть основные проблемы загрянения;
-
соблюдать правила поведения и работы с инструментами в кабинете.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
-
ставить учебную задачу под руководством учителя;
-
систематизировать и обобщать разумные виды информации;
-
составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Жизнь на байкальских берегах (11 часов)
Разнообразие растений и животных Прибайкалья и Забайкалья. Условия обитания. Редкие и исчезающие виды. Эндемики. Альпийский пояс. Условия обитания. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных. Приспособленность к среде обитания растительности и животного мира. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных. Национальные парки, заповедники, заказники.
Практические работы
Практическая работа №1 «Вертикальная (высотная) поясность»
Практическая работа №2 «Альпийский пояс»
Практическая работа №3 «Горные леса. Сравнение растительного и животного мира темнохвойной и светлохвойной тайги»
Практическая работа №4 «Степи»
Практическая работа №5 «Болота»
Практическая работа №6 «Птицы Байкала».
Практическая работа №7 «Высшие водные растения и водоросли Байкала
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-
разнообразие растений и животных Прибайкалья и Забайкалья;
-
эндемики Байкала;
-
национальные парки, заповедники, заказники.
Учащиеся должны уметь:
-
характеризовать условия обитания животных;
-
выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;
-
работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры и кратко характеризовать животных и растения оз. Байкал;
-
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
-
самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты.
Раздел 3. Жизнь в озере Байкал (14 часов)
Условия, характеризующие уникальность Байкала. Эндемизм обитателей Байкала. Разнообразие, отличия и особенности обитания высших водных растений, фитопланктона и донных водорослей Байкала. Бактериопланктон. Донные микробные сообщества. Простейшие. Коловратки. Их роль в деятельности байкальских организмов. Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала. Зоопланктон, преобладающий вид - эпишура. Общая характеристика обитающих в Байкале рыб.Промысловые рыбы. Эндемики.Соровые рыбы. Морфологические характеристики. Гипотезы о происхождении. Особенности биологии. Миграционные пути. Роль в пищевых связях.
Практические работы
Практическая работа №8 «Байкальские губки».
Практическая работа №9 «Моллюски».
Практическая работа №10 «Гаммариды».
Практическая работа №11 «Зоопланктон».
Практическая работа №12 «Планарии».
Практическая работа №13 «Рыбы Байкала».
Практическая работа №14 «Нерпа».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-
условия, характеризующие уникальность Байкала;
-
общую характеристику обитающих в Байкале рыб
-
донные микробные сообщества.
Учащиеся должны уметь:
-
работать с таблицами, анализировать информацию;
-
объяснять причины разнообразия животных в оз. Байкал.
Метапредметные результаты обученяи
Учащиеся должны уметь:
-
находить и использовать причинно-следственные связи;
-
строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы.
Раздел 4. Человек на Байкале (8 часов)
Представители, формировавшие бурятскую национальность. Занятия рыболовством, охотой, с/хозяйством. Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений. Законы России по охране окружающей среды. Загрязнение воды, воздуха, почв. Источники загрязнения. Последствия загрязнения для экосистемы Байкала и для человека.
Практические работы
Практическая работа № 15 «Экологические проблемы озера Байкал».
Практическая работа № 16 «Влияние туризма на Байкал».
Практическая работа №17 «Устойчивое развитие».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-
источники загрязнения оз. Байкал;
-
последствия загрязнения для экосистемы Байкала и для человека.
Учащиеся должны уметь:
-
называть основные загрязнители оз. Байкал;
-
показывать места загрязнения в Прибайкалье;
-
работать с контурными картами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-
работать в соответствии с поставленной задачей;
-
участвовать в совместной деятельности;
-
узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Тематическое планирование
№
Название темы
Количество часов
Количество часов по планированию
уроки
контрольные работы
лабораторные работы и т.д.
1
Введение
1
1
-
1
2
Жизнь на байкальских берегах
11
11
-
7
3
Жизнь в озере Байкал
14
14
-
7
4
Человек на Байкале
8
8
-
3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ.ЖИВОЙ МИР БАЙКАЛА. 6 КЛАСС.
№
Тема урока
Всего часов
Дата
Коррекция
результаты
предметные
метапредметные
личностные
Введение
1
Введение.
1
Дают общие представления об уникальности Байкала.
Выделяют и формулируют познавательную цель. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Составляют план и последовательность действий. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Планируют общие способы работы. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Жизнь на байкальских берегах
2
Биологическое разнообразие Прибайкалья и Забайкалья.
.
1
Называют основные растения и животные. Объясняют условия их обитания.
Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной задачи.
Составляют план и последовательность действий. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Умеют слушать и слышать друг друга. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
3
Высотные пояса Прибайкалья и Забайкалья.
Альпийский пояс.
1
Называют основные высотные пояса. Характеризуют альпийский пояс.
Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выделяют и формулируют познавательную цель. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Умеют слушать и слышать друг друга. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.
Знают основы экологической культуры.
Принимают ценности природного мира.
4
Горные
леса
1
Приводят примеры растений и животных. Объясняют их приспособленность к среде обитания.
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют проблему. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков
5
Степь.
1
Приводят примеры растений и животных. Объясняют их приспособленность к среде обитания.
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. . Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выделяют и формулируют проблему.
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Следуют в своей деятельности нормам природоохранного поведения.
6
Луга и болота.
1
Приводят примеры растений и животных. Объясняют их приспособленность к среде обитания.
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения.
Следуют в своей деятельности нормам природоохранного поведения.
7
Особо
охра
няемые
территории
1
Определяют основные признаки особо охраняемых территорий.
Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Оценивают достигнутый результат.
Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение. Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
8
При
байкал
ьский
нацио-
нальный парк
(ПНП
1
Приводят примеры растений и животных.
Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Сличают свой способ действия с эталоном.
Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.
9
Забай
каль-
ский на
цио-
нальный парк
(ЗНП).
1
Приводят примеры растений и животных.
Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Сличают свой способ действия с эталоном.
Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.
10
Байк
ало-Лен-
ский,
Баргу-
зинский
и
Байкал
ьский
запо
ведники.
1
Приводят примеры растений и животных.
Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Сличают свой способ действия с эталоном.
Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.
11
Памят
ники
При
роды
на побе-
режье
Байкала.
1
Приводят примеры основных памятников природы на Байкале.
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Умеют слушать и слышать друг друга.
Имеют представление о территории и границах России, ее географических особенностях.
12
Урок
обобщения
1
Характеризуют особо охраняемые территории на Байкале. Называют растения и животных. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Определяют основную и второстепенную информацию.Структурируют знания. Строят логические цепи рассуждений
Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
Имеют представление о территории и границах России, ее географических особенностях. Принимают ценности природного мира.
Жизнь в озере Байкал
13
Биоразнообразие озера
Байкал.
1
знакомятся с уникальностью Байкальского водоёма, как средой формирования эндемичных видов.
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. . Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.Выделяют и формулируют проблему.
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Принимают ценности природного мира.
14
Высшие водные растения, донные водоросли и фитопланктон
1
знакомятся с разнообразием, отличиями и особенности обитания высших водных растений, фитопланктона
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выполняют.Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Принимают ценности природного мира.
15
Бактерии, простейшие, коловратки. Их роль в жизни Байкальских обитателей.
.
1
знакомятся с разными группами мельчайших представителей животного мира Байкала.
. Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).
Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.
Принимают ценности природного мира.
16
Губки
1
знакомятся с особенностями строения губок, их жизнедеятельностью, отдельными видами.
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения.
Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Умеют слушать и слышать друг друга.
Принимают ценности природного мира.
17
Моллюски.
1
знакомятся с особенностями строения моллюсков, их жизнедеятельностью.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. Составляют план и последовательность действий.
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие.
18
Гаммариды.
1
знакоиятся с представителями гаммарид.
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Структурируют знания.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Принимают ценности природного мира. Испытывают чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
19
Зоопланк-тон.
1
Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.
Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.
20
Байкальские черви.
1
Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных. Наблюдают и описывают внешний вид беспозвоночных, их рост, развитие, поведение, размножение
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. Составляют план и последовательность действий.
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие.
21
Водные насекомые.
1
Приводят примеры водных насекомых. Объясняют роль насекомых в природе и жизни человека.
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют проблему. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков
22
Рыбы Байкала.
1
Приводят примеры основных представителей Выявляют существенные признаки их строения и жизнедеятельности. Объясняют роль рыб в природе и жизни человека.
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию.
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения.
Следуют в своей деятельности нормам природоохранного поведения.
23
Нерпа.
1
Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности нерп Объясняют роль нерп в природе и жизни человека на Байкале.
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. . Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.Выделяют и формулируют проблему.
Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Принимают ценности природного мира.Осознают ответственность человека за общее благополучие.
24
Зоны жизни. Байкальские сообщества.
1
Приводят примеры типичных обитателей. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. Составляют план и последовательность действий.
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие.
25
Пищевые связи.
1
Приводят примеры пищевых цепей. Объясняют роль даннных цепей в природе и жизни человека.
Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).
Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.
Испытывают чувство сопричастности и гордости за свою Родину. Принимают ценности природного мира.
26
Итоговый урок. Что мы узнали об озере Байкал.
1
Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Определяют основную и второстепенную информацию.Структурируют знания. Строят логические цепи рассуждений.
Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать.
Имеют представление о территории и границах России, ее географических особенностях. Принимают ценности природного мира.
Человек на Байкале
27
Как люди появились на Байкале и заселяли Прибайкалье и Забайкалье.
1
Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Объясняют особенности заселениябереговой линии Байкала.
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Определяют основную и второстепенную информацию.Структурируют знания. Строят логические цепи рассуждений.
Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать.
Имеют представление о территории и границах России, ее географических особенностях. Принимают ценности природного мира.
28
Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений.
1
Объясняют особенности загрязнений дна Байкала. Сравнивают загрязнения Байкала с особенностями загрязнения других озер.
Устанавливают причинно-следственные связи. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.
Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение.
Испытывают эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
29
Охрана окружающей среды.
1
Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. Составляют план и последовательность действий.
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие.
30
Влияние человека на озеро Байкал.
.
1
Работа с картами-схемами учебника. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках.
Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения.
Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Умеют слушать и слышать друг друга.
Принимают ценности природного мира.
31
Вселение чужеродных видов в озеро Байкал.
1
Дают характеристику видов. Работа картами-схемами учебника. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном. Составляют план и последовательность действий.
Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Принимают ценности природного мира. Осознают ответственность человека за общее благополучие.
32
Влияние туристов на озеро Байкал.
1
Перечисляют важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита от всех видов загрязнений.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.
Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.
33
Как мы охраняем озеро Байкал.
1
Характеризуют основные законы. Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках.
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.
Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.
34
Что такое «Устойчивое развитие».
1
Характеризуют и сравнивают климат Байкала с другими территориями. Выявляют особенности понятия «Устойчивое развитие».
Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.Выполняют учебно-познавательные действия.
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.
Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Учебно-методическое обеспечение
-
Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна. Т. 1. Озеро Байкал / Отв. ред. О.А. Тимошкин. - Новосибирск: Наука, 2001. - 832 с.
-
Атлас и определитель пелагобионтов Байкала / О.А. Тимошкин, Г.Ф. Мазепова, Н.Г. Мельник и др. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1995. - 694 с.
-
Безрукова Е.В. Растительность и климат юга восточной Сибири в позднем плейстоцене и голоцене по данным непрерывных байкальских разрезов: Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора геогр. наук. - Иркутск, 2000. - 46 с.
-
Бенедикт Дыбовский. - Новосибирск: Наука, Сиб. Изд. фирма РАН, 2000. - 296 с.
-
Байкал: Атлас. - М.: Роскартография, 1993. - 160 с.
-
Бухаров А.А., Фиалков В.А. Геологическое строение дна Байкала. Взгляд из «Пайсиса». - Новосибирск: Наука. - 118 с.
-
Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.
-
Вотинцев К.К. Гидрохимия озера Байкал: Тр. Байкальской лимнол. ст. АН СССР. т. 20.- М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 311с.
-
Вотинцев К.К., Мещерякова А.И., Поповская Г.И. Круговорот органического вещества в озере Байкал. - Новосибирск: Наука, 1975. - 188 с.
-
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. - 368 с.
-
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. - Иркутск, Вост. - Сиб. Кн. изд-во, 1987. - 384 с.
-
Горюнова О.И., Свинин В.В. Ольхонский район. - Иркутск, "Арком", 1995. - 142 с.
-
Грачев М.А. О современном состоянии экологической системы озера Байкал. - Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2002. - 155 с.
-
Догель В.А. Зоология беспозвоночных животных. - М.: Высш. шк., 1975. - 560 с.
-
Древности Байкала. Сб. научных трудов. - Иркутск, Изд-во Иркутского госуниверситета, 1991. - 251 с.
-
Жамбаева С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят. - Наука, Новосибирск, 2000. - 400 с.
-
Ижболдина Л.А. Мейо - и макрофитобентос озера Байкал (водоросли). - Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета, 1990. - 176 с.
-
Ковда В.А. Основы учения о почвах. Общая теория почвообразовательного процесса. Кн. 1, М: Наука, 1973. - 473 с.
-
Кожов М.М. Биология озера Байкал. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.
-
Кожов М.М. Очерки по байкаловедению. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. - 254 с.
-
Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.
-
Озеро Байкал: Географический атлас. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1996. - 118 с.
-
Пастухов В.Д. Нерпа Байкала: биологические основы рационального использования и охраны ресурсов. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1993. - 272 с.
-
Попова С.М. и др. Палеолимнологические реконструкции (Байкальская рифтовая зона). - Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1989. - 111 с.
-
О коррекции качества питьевой воды по содержанию биогенных элементов: Постановление РФ от 11.07.00 № 5 // Питьевая вода. - 2001. - № 1. - С. 3-4.
-
Проблемы Байкала / Отв. ред. Г.И. Галазий, К.К. Вотинцев. - Новосибирск: Наука, 1978. - 295 с.
-
Тимошкин О.А., Бондаренко Н.А., Оболкина Л.А., Мельник Н.Г. и др. Пелагические и донные сообщества Байкала: существует ли взаимосвязанная цикличность в их развитии? // Третья Верещагинская Байкальская конференция. - Иркутск, `2000. - С. 232-233.
-
Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.
-
Серия карт детского журнала "Сибирячок": Найди места обитания животных. Найди места обитания птиц. Найди места обитания растений. Иркутск, 1992 -2002.
-
Сутурин А.Н. Байкал - участок мирового наследия: гордость или позор. - В сб.: Байкал - объект мирового природного наследия. Иркутск, 2000. - С. 4-11.
-
Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ. - 2001.-160 с.
-
Саттон Д. Путь к новому мышлению. // Волна № 2(42) 2005. - С. 20-26.
-
Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. - 191 с.
-
Шимараев М.Н. Элементы теплового режима озера Байкал. - Новосибирск: Наука, Сиб. Отделение, 1977. - 149 с.
-
Экологический энциклопедический словарь / Ред. В.И. Данилов-Даниэльян, Ю.М. Арский и др. - М.: Изд. Дом «Ноосфера», 1999. - 932 с.
Система контроля знаний и умений по предмету
Фронтальный и индивидуальный опрос; оформление и защита результатов практических работ; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ БАЙКАЛОВЕДЕНИЯ
Деятельность образовательного учреждения в обучении байкаловедению должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
-
формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Прибайкалья, Забайкалья и озера Байкал;
-
формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;
-
формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
-
воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по байкаловедению являются:
-
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-
умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических и экологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
-
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-
характеризовать разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье (перечислять, приводить примеры редких, особо охраняемых и эндемичных видов);
-
различать основные высотные пояса в Прибайкалье и Забайкалье (перечислять и кратко характеризовать);
-
называть основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забкалье (перечислять и кратко характеризовать);
-
характеризовать основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера Байкал (питание, развитие, размножение); особенности пищевых отношений.
-
В ценностно-ориентационной сфере:
-
знание основных правил поведения в природе;
-
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
-
В сфере трудовой деятельности:
-
-
знание и соблюдение правил работы в кабинете;
-
-
умение пользоваться простейшими измерительными приборами и лабораторным оборудованием (лупой, учебным микроскопом и др.).
-
В сфере физической деятельности:
-
рациональная организация труда и отдыха, проведение наблюдений за состоянием собственного организма.
-
В эстетической сфере:
-
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты природы.