- Преподавателю
- Другое
- Программа развития библиотеки на 2012-2017 гг
Программа развития библиотеки на 2012-2017 гг
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бекетова Т.А. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 62»
460004 г. Оренбург, ул. Львовская, дом 13
ПРОГРАММА
развития библиотеки школы
как информационно - библиотечного центра
на 2012-2017 гг.
Автор программы:
Бекетова Татьяна Александровна , педагог - библиотекарь
Оренбург
2012
Содержание
-
Паспорт программы…………………………………………………………………3
-
Обоснование Программы …………………………………………………………..5
-
Анализ состояния школьной библиотеки………………………………………….6
-
Цели и задачи Программы…………………………………………………………..7
-
Основные направления Программы развития школьной библиотеки…………...8
-
Программные мероприятия по развитию библиотеки……………………………10
-
Необходимые ресурсы и источники финансирования……………………………….……13
-
Текущий контроль и оценка результатов…………………………………………………..13
-
Ожидаемые результаты……………………………………………………………………...15
Паспорт программы
Наименование Программы
Программа развития школьной библиотеки как информационно - библиотечного центра
Основание для разработки Программы
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Концепция развития информационного общества в РФ
Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации
Концепция развития библиотек в образовательных учреждениях РФ до 2015 года
Введение нового ФГОС для начального общего образования
Основные разработчики Программы
Бекетова Татьяна Александровна, педагог-библиотекарь
Исполнители Программы
Администрация, педагоги, учащиеся, родители, общественность, организации и компании, вовлеченные в сотрудничество со школой
Сроки и этапы реализации Программы
1 этап - разработка программы: сентябрь 2012- май 2013гг.
2 этап - реализация и корректировка программы: 2013 - 2014 гг.
3 этап - подведение итогов, корректировка, перспективы: 2015 - 2017 гг.
Цель
Создание условий для успешной социализации школьников в современном информационном обществе
Задачи
1. Совершенствование материально-технической базы библиотеки
2.Оказание качественных библиотечно-информационных услуг
3.Организация взаимодействия с педагогическим коллективом и родителями в области развития читательской компетентности школьников.
Направления деятельности
1. Создание единого информационного пространства.
2. Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки
с различными партнёрами.
3. Развитие социальной направленности работы библиотеки
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
1.Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.
2. Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к глобальным информационным ресурсам
3.Улучшение комплектования и обеспечение безопасности библиотечных фондов;
4.Повышение читательской компетентности детей и подростков;
5.Укрепление материально-технической базы;
6.Повышение уровня ИКТ- компетентности сотрудников библиотеки
7. Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей МОБУ «СОШ № 62»
-
на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно;
-
на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;
-
на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях;
-
на предоставление читателям свободного бесплатного доступа в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного;
-
на организацию и поддержку различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения различных наций и народностей;
-
на организацию совместной работы учащихся и учителей.
Система контроля исполнения Программы
Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, портфолио библиотеки и библиотекаря, рецензии, аналитические справки.
Обоснование программы
Быстротекущий процесс информатизации всего общества и поиск библиотеками своего места в этом процессе определяют необходимость инновационных изменений в их деятельности. В настоящее время библиотеки становятся не просто хранителями печатных и других материалов, но информационными системами, создающими определённые информационно-библиотечные ресурсы.
Миссия библиотеки: информационная поддержка образовательной, воспитательной, научно-исследовательской деятельности школы на основе традиционных и продвижения информационно-библиотечных и коммуникационных технологий. Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и развивает воображение, помогая им стать ответственными гражданами.
Основная цель школьных библиотек - удовлетворение потребностей детей в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграция учащихся в социокультурную среду общества через чтение, обеспечение открытости библиотеки для всех пользователей: учащихся, учителей и родителей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающими разными интеллектуальными и физическими возможностями; обеспечение доступа пользователя к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме.
Одной из основных функций современной школьной библиотеки является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить ее можно только при использовании информационно-коммуникационных технологий в обслуживании учащихся, учителей и родителей. Современная школьная библиотека в новых условиях предполагает интеграцию функций информационного и культурного центров в интересах инновационного образовательного процесса, т.е.:
- приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, содействие сохранению и развитию русского языка как национального достояния и средства межнационального общения;
- содействие получению навыков непрерывного самообразования и повышения уровня информационной культуры, т.е. получению знаний, умений и навыков в области поиска, анализа, переработки информации, создания и распространения новой информации.
Анализ состояния школьной библиотеки
Фонд школьной библиотеки МОБУ «СОШ № 62» насчитывает 8456 экз.книг, 10310 экз. учебников, 381 электронных дисков и 134 аудиовизуальных материалов.
Читателями школьной библиотеки являются 403 человека из числа учащихся, учителей и родителей, жителей микрорайона. Показатель привлечения детей и подростков в библиотеку держится на максимально высоком уровне - 89 %. Штат библиотеки - 1, должность педагог - библиотекарь, имеющий высшее образование.
При проведении анализа работы библиотеки были выявлены показатели, отраженные в таблице 1.
Таблица 1
Главные показатели по основным направлениям деятельности
2012-2013
2013-2014
2014-2015
2015-2016
Читатели
213
378
403
477
Посещение
1367
2554
2685
2981
Книговыдача
1564
9686
9875
10541
Массовые мероприятия
5
10
12
12
Важными факторами воздействия внешней среды на развитие библиотеки МОБУ «СОШ № 62» являются:
- динамичное развитие школы;
- внедрение дистанционной системы обучения;
- акцент на самостоятельную работу учеников;
- активное внедрение компьютерных технологий;
- изменение книготоргового рынка;
- увеличение и расширение спроса на информационно-библиотечные ресурсы.
В 2012-2013 годах одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки было внедрение новых информационно-коммуникационных технологий. Целью данной деятельности было повышение эффективности работы библиотеки, связанной с комплектованием, систематизацией поступивших изданий, созданием и пополнением электронного каталога, учетом библиотечных фондов, расчетом книгообеспеченности учебных дисциплин литературой, обслуживанием пользователей.
Анализ организации библиотечного обслуживания читателей МОБУ «СОШ № 62» показал, что библиотека обеспечивает пользователей основными библиотечными услугами:
- предоставляет полную информацию о составе библиотечного фонда;
- выдает во временное пользование издания из своих фондов;
- оказывает консультационную помощь в поиске документов, составлении библиографии к исследовательским работам, проектам и рефератам;
- составляет библиографические указатели, списки литературы;
- выполняет библиографические справки, проводит библиографические обзоры;
- организует книжные выставки и массовые мероприятия;
- содействует формированию информационной культуры.
Данные анализа позволяют утверждать, что объем основного фонда библиотеки не зависит напрямую от числа читателей. Данное обстоятельство, в совокупности с «солидным возрастом» основных фондов оказывает влияние на средние показатели деятельности библиотеки, т.е. обращаемость и читаемость в среднем значительно ниже, чем в системе общедоступных библиотек, обслуживающих детей и юношество. Обращаемость основных фондов школьной библиотеки - 3,51, а читаемость - 13. Следует учесть, что показатель читаемости достигается в основном за счет систематического обращения за книгами учащихся начальной школы и учащихся старшего звена за программной литературой.
Алфавитный и систематический каталоги отражают фонд библиотеки. В библиотеке продолжается создание электронного каталога, что значительно приблизит фонды к читателям.
Программа развития библиотеки рассчитана на 3года. В Программе определены цели и задачи развития библиотеки на среднесрочную перспективу, а также намечены основные приоритеты и механизмы их реализации. Конкретные действия по осуществлению намеченных целей, задач и приоритетов будут разрабатываться в форме ежегодных мероприятий (плана работы).
Цели и задачи программы.
Цель: создание условий для успешной социализации школьников в современном
информационном обществе.
Задачи:
-
совершенствование материально-технической базы библиотеки
-
оказание качественных библиотечно-информационных услуг
-
организация взаимодействия с педагогическим коллективом и родителями в области
приобщения к чтению
Решить эти задачи возможно за счет создания информационно-библиотечного центра, который будет выполнять следующие функции:
1. Образовательную - содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг; формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса.
2. Информационную - обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, педагогов и родителей с использованием как своих ресурсов. так и ресурсов других библиотек.
3. Культурную - обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры.
4. Досуговую - содействие содержательному проведению свободного времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки.
Создание в школе информационно-библиотечного центра позволит обеспечить учащихся, учителей и родителей качественными информационными услугами, повысит уровень библиотечного обслуживания.
Основные направления Программы развития библиотеки школы
Создание единого информационного пространства
Создание единого информационного образовательного пространства - необходимость сегодняшнего дня. Библиотека должна принимать самое активное участие в управлении всеми информационными потоками в школе, направленными на образование. Такое положение позволит ей стать одним из центральных звеньев в построении информационной структуры школы.
Ключевым фактором успеха в становлении нового качества является активное использование библиотекой новых информационных технологий. Движение в этом направлении призвано пополнить новым содержанием образовательные программы, внедрять новые формы и методы организации деятельности школьников разного возраста, обеспечить инновационное развитие самой библиотеки, выстроить новые формы взаимодействия с другими библиотеками, с педагогическим сообществом. Для этого, прежде всего, необходимо достаточное материально-техническое оснащение библиотеки.
Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки
с различными партнёрами
Переход библиотеки к корпоративному сотрудничеству позволит более рационально использовать имеющиеся ресурсы и существенно расширить круг профессиональных связей. Корпоративные проекты и сотрудничество приведут к единению технологических, технических, информационных и других средств в целях создания новых и эффективного использования уже имеющихся информационных ресурсов. Такими партнёрами, в первую очередь, являются библиотеки школ города Оренбурга, городские публичные библиотеки, различные некоммерческие организации и объединения.
Корпоративное сотрудничество с библиотеками других школ города городскими публичными библиотеками планируется осуществить по следующим направлениям:
- приобщение детей к чтению, повышение информационной культуры читателей;
- развитие семейного и летнего чтения детей;
- комплектование библиотеки фондами школьных учебников на учебный год;
- сотрудничество в поиске информации, обмен справочными данными;
- интеграция фондов; использование межбиблиотечного абонемента;
- координация в комплектовании и организации подписки на периодические издания;
- координация работы по использованию новых образовательных технологий, использование ИКТ для совершенствования деятельности школьных библиотек;
- реализация совместных проектов развития;
- реклама новых возможностей школьных библиотек в поисках потенциальных инвесторов и партнёров
Развитие социальной направленности работы библиотеки
Развитие социальной направленности работы школьной библиотеки возможно в результате сотрудничества с некоммерческими организациями, активного взаимодействия с Советом школы, с ученическим самоуправлением, с социально-психологической службой школы. Такое сотрудничество позволит активизировать работу школы в социуме (с пенсионерами микрорайона, инвалидами, многодетными семьями и т.д.). Расширение возможности библиотеки для организации духовно-нравственного воспитания и сотрудничества с классными руководителями и другими педагогами школы в реализации воспитательных программ.
Позиционирование школьной библиотеки как социально ориентированного учреждения осуществляется:
- в рамках муниципальных социальных программ;
- проведением школьных и районных акций по продвижению чтения;
- реализацией просветительских программ дополнительного образования
- выявлением и развитием творчески одаренных детей и др.
Программные мероприятия по развитию библиотеки
№
Содержание мероприятий
Срок исполнения.
Исполнитель
Прогнозируемый результат
Создание единого информационного пространства
1
Материально-техническое оснащение:
- приобретение мультимедийного комплекса
- расширение парка компьютеров и периферийного оборудования
2012-2017
Директор школы
Улучшение материально-технической базы библиотеки
2
Активное внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий
2012-2017
Педагог-библиотекарь,
Системный администратор
Эффективное использование в повседневной практике информационно-коммуникационных технологий
3
Информационная поддержка и информационное сопровождение педагогов в освоении и внедрении развивающих образовательных технологий (проектно-исследовательских, технологий развития критического мышления и др.)
2012-2017
Педагог-библиотекарь
Активное освоение и использование педагогами современных развивающих образовательных технологий
4
Информационно-методическое сопровождение внедрения государственных стандартов нового поколения
2012-2017
Педагог-библиотекарь
Устранение организационно-информационных препятствий для внедрения новых образовательных стандартов
5
Ресурсное обеспечение учащихся с ограниченными возможностями, учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2012-2017
Педагог-библиотекарь
Успешное обучение и развитие учащихся с ограниченными возможностями
6
Создание и пополнение единого каталога электронных учебных пособий, а также художественной литературы
2012-2017
Педагог-библиотекарь
Наличие единого каталога электронных учебных пособий. Доступность и востребованность каталога всеми участниками образовательного процесса
7
Информационное сопровождение одарённых школьников
2012-2017
Педагог-библиотекарь, руководители МО.
Повышение мотивации учащихся к индивидуальной учебной деятельности
Повышение уровня информированности и активности участия одарённых школьников в олимпиадах, чемпионатах, форумах, конференциях, соревнованиях и т.д.
8
Информационная поддержка конкурсного движения педагогов
2012-2017
Педагог-библиотекарь, заместитель директора по УВР
Расширение круга педагогов-участников профессиональных конкурсов
Повышение результативности участия педагогов школы в творческих конкурсах
Снижение временных затрат педагогов на работу с информационными потоками
9
Повышение эффективности работы сайта (странички библиотеки)
2012-2017
Педагог-библиотекарь
Значительное увеличение посетителей школьного сайта.
10
Активизация участия школьной библиотеки в работе вебинаров, Интернет-конференций, расширение круга сотрудничества с библиотеками российских школ
2012-2017
Педагог-библиотекарь
Активизация и повышение темпов инновационного развития библиотеки школы и школьного информационно-методического центра
11
Информационная поддержка инновационных образовательных программ, реализуемых школой
В течение срока реализации программы
Педагог-библиотекарь
Успешная реализация инновационных образовательных программ
12
Заключение договоров с торгующими организациями на поставку учебной литературы, на ознакомление с новыми УМК
Ежегодно
Педагог-библиотекарь
Информированность педагогов о новых УМК, 100 % обеспеченность учащихся учебниками и учебными пособиями, рекомендованными Министерством образования и науки РФ
13
Создание благоприятных условий для работы с информационными источниками (подключение к Интернет, и т.д.)
2012-2015
Директор,
Педагог-библиотекарь
Наличие комфортных условий для работы с информационными потоками
14
Участие в формировании универсальных учебных действий
2012-2017 гг.
Педагог-библиотекарь
Успешность работы школы по формированию универсальных учебных действий учащихся
16
Разработка пакета документов о школьном информационно-библиотечном центре
2012 г.
Педагог-библиотекарь,
директор
Наличие пакета документов о школьном информационно-библиотечном центре
Создание школьного информационно-библиотечного центра
Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки с различными партнёрами
1
Заключение договоров о партнёрском сотрудничестве с библиотеками школ города и учреждениями культуры
Ежегодно
Директор,
Педагог-библиотекарь
Оперативное решение общих проблем обеспечения образовательного процесса
Обеспечение более широкого доступа к работе с периодическими изданиями
2
Сотрудничество с городскими публичными библиотеками, с библиотеками других школ в насыщении информационных потоков
Ежегодно
Педагог-библиотекарь
Качественное и оперативное обеспечение образовательного процесса
3
Создание библиотеки для родителей и жителей микрорайона.
2012-2013
Педагог-библиотекарь,
Совет школы
Родители учащихся становятся активными посетителями школьной библиотеки. Востребованность источников информации по организации воспитания в семье и развитии ребёнка
4
Участие библиотеки и её читателей в конкурсном движении
2012-2017
Педагог-библиотекарь
Рост активности и результативности участия в конкурсах различного уровня
5
Организация встреч с интересными людьми на базе различных библиотек
2012-2017
Педагог-библиотекарь
Повышение интереса к посещению библиотек города
6
Участие в семинарах школьных библиотекарей на базе библиотек города с целью обмена опытом работы и повышения эффективности работы школьного библиотекаря
2012-2017
Педагог-библиотекарь
Создание системы непрерывного образования школьных библиотекарей
Развитие социальной направленности работы школьной библиотеки
1
Организация встреч с активными читателями микрорайона школы
Регулярно
Педагог-библиотекарь
Повышение статуса школы
Оказание помощи одиноким пенсионерам и другим категориям населения в организации общения
2
Организация Дней семейного чтения
Регулярно
Педагог-библиотекарь
Приобщение жителей микрорайона школы к семейному чтению
3
Организация читательских конференций, встреч для учащихся школы
Регулярно
Педагог-библиотекарь
Повышение читательской культуры школьников
Рост количества книговыдач и посещаемости библиотеки. Повышение интереса к чтению
Расширение возможности библиотеки для организации духовно-нравственного воспитания и сотрудничества с классными руководителями и другими педагогами школы в реализации воспитательных программ
1
Проведение классных часов и других внеклассных мероприятий, направленных на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание школьников
Регулярно
Педагог-библиотекарь классные руководители,
педагог-организатор
Повышение эффективности воспитательной работы с учащимися
2
Участие в разработке воспитательных программ, в работе методического объединения классных руководителей
Регулярно
Педагог-библиотекарь
Повышение эффективности воспитательной работы
Необходимые ресурсы и источники финансирования
Основным источником финансирования Программы являются средства бюджета. Источниками дополнительного финансирования Программы могут служить и другие, не запрещенные законодательством источники: спонсоров, родителей, получение грантов, и др.
Текущий контроль и оценка результатов
В ходе решения задач Программы развития библиотеки МОБУ «СОШ № 62» как информационного центра руководство школы должно постоянно осуществлять текущий контроль ее работы, чтобы быть уверенными в том, что используемые методы ведут к поставленной цели. Периодически необходимо проводить статистический анализ для выявления тенденций развития. Раз в год следует оценивать работу по всем основным направлениям текущего планирования, чтобы выяснить следующее:
- выполняются ли поставленные задачи и достигаются ли заявленные цели программы развития библиотеки, учебного плана школы в целом;
- удовлетворяются ли потребности школьного сообщества;
- существует ли возможность реагировать на изменение потребностей;
- достаточно ли ресурсное обеспечение;
- рентабельны ли эти направления.
Ниже приводятся основные показатели работы библиотеки, которые целесообразно учитывать для текущего контроля и оценки степени выполнения стоящих перед библиотекой задач:
- число книговыдач на одного члена школьного сообщества (отдельно "на одного ученика" и "одного сотрудника");
- средняя посещаемость на одного члена школьного сообщества (отдельно "на одного ученика" и "на одного сотрудника");
- число книговыдач на единицу хранения (т.е. обращаемость);
- число книговыдач на час работы (во время занятий и после уроков);
- число справочных запросов на одного члена школьного сообщества (отдельно "на одного ученика" и "на одного сотрудника");
- степень использования компьютеров и онлайновых информационных источников.
Показатели обеспеченности ресурсами:
- общий размер книжного фонда на одного члена школьного сообщества;
- обеспеченность персональными компьютерами или терминалами на одного члена школьного сообщества;
- обеспеченность компьютерами с интерактивным доступом на одного члена школьного сообщества.
Кадровые показатели:
- отношение числа полных ставок в библиотеке к численности школьного сообщества;
- отношение числа полных ставок к показателям использования библиотеки.
Качественные показатели:
- степень удовлетворенности пользователей;
- целевые группы пользователей;
- консультационная деятельность.
Стоимостные показатели:
- удельные издержки на функции, услуги и операции;
- расходы по персоналу в расчете на одну функцию (например, выдачу литературы);
- общие затраты на библиотеку в расчете на одного члена школьного сообщества;
- общие затраты на библиотеку в процентах от общего бюджета школы;
- затраты на мультимедийные материалы в процентах от общих затрат на библиотеку.
Сравнительные показатели:
- статистические показатели библиотеки в сопоставлении с соответствующими библиотечными услугами в других школах аналогичных размеров и параметров.
Возможные трудности и риски:
-
Недостаточное финансирование деятельности библиотеки
-
Некомпетентное использование компьютерной техники (в зоне свободного доступа) и, как следствие, - частые поломки, постоянные проблемы с расходным материалом для принтера и ксерокса при их неумелом использовании;
-
Несоответствие площади помещений библиотеки (медиатеки) и ее возрастающим функциям.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации Программы к концу 20177года будет достигнуто:
1.Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.
2. Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к глобальным
информационным ресурсам
3.Улучшение комплектования и обеспечение безопасности библиотечных фондов;
4.Повышение читательской компетентности детей и подростков;
5.Укрепление материально-технической базы;
6.Повышение уровня ИКТ-компетентности сотрудников библиотеки
7. Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей МОБУ «СОШ № 62» на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно;
-
на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;
-
на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях;
-
на предоставление читателям свободного бесплатного доступа в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного;
-
на организацию и поддержку различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения различных наций и народностей;
-
на организацию совместной работы учащихся и учителей.