Программа развития библиотеки на 2012-2017 гг

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

460004 г. Оренбург, ул. Львовская, дом 13



ПРОГРАММА

развития библиотеки школы

как информационно - библиотечного центра

на 2012-2017 гг.



Автор программы:

Бекетова Татьяна Александровна , педагог - библиотекарь




Оренбург

2012

Содержание


  1. Паспорт программы…………………………………………………………………3

  2. Обоснование Программы …………………………………………………………..5

  3. Анализ состояния школьной библиотеки………………………………………….6

  4. Цели и задачи Программы…………………………………………………………..7

  5. Основные направления Программы развития школьной библиотеки…………...8

  6. Программные мероприятия по развитию библиотеки……………………………10

  7. Необходимые ресурсы и источники финансирования……………………………….……13

  8. Текущий контроль и оценка результатов…………………………………………………..13

  9. Ожидаемые результаты……………………………………………………………………...15






Паспорт программы

Наименование Программы


Программа развития школьной библиотеки как информационно - библиотечного центра

Основание для разработки Программы





Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Концепция развития информационного общества в РФ

Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации

Концепция развития библиотек в образовательных учреждениях РФ до 2015 года

Введение нового ФГОС для начального общего образования

Основные разработчики Программы

Бекетова Татьяна Александровна, педагог-библиотекарь

Исполнители Программы


Администрация, педагоги, учащиеся, родители, общественность, организации и компании, вовлеченные в сотрудничество со школой

Сроки и этапы реализации Программы


1 этап - разработка программы: сентябрь 2012- май 2013гг.

2 этап - реализация и корректировка программы: 2013 - 2014 гг.

3 этап - подведение итогов, корректировка, перспективы: 2015 - 2017 гг.

Цель


Создание условий для успешной социализации школьников в современном информационном обществе

Задачи


1. Совершенствование материально-технической базы библиотеки

2.Оказание качественных библиотечно-информационных услуг

3.Организация взаимодействия с педагогическим коллективом и родителями в области развития читательской компетентности школьников.

Направления деятельности


1. Создание единого информационного пространства.

2. Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки

с различными партнёрами.

3. Развитие социальной направленности работы библиотеки

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы


1.Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.

2. Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к глобальным информационным ресурсам

3.Улучшение комплектования и обеспечение безопасности библиотечных фондов;

4.Повышение читательской компетентности детей и подростков;

5.Укрепление материально-технической базы;

6.Повышение уровня ИКТ- компетентности сотрудников библиотеки

7. Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей МОБУ «СОШ № 62»

  • на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно;

  • на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;

  • на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях;

  • на предоставление читателям свободного бесплатного доступа в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного;

  • на организацию и поддержку различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения различных наций и народностей;

  • на организацию совместной работы учащихся и учителей.

Система контроля исполнения Программы

Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, портфолио библиотеки и библиотекаря, рецензии, аналитические справки.


Обоснование программы

Быстротекущий процесс информатизации всего общества и поиск библиотеками своего места в этом процессе определяют необходимость инновационных изменений в их деятельности. В настоящее время библиотеки становятся не просто хранителями печатных и других материалов, но информационными системами, создающими определённые информационно-библиотечные ресурсы.

Миссия библиотеки: информационная поддержка образовательной, воспитательной, научно-исследовательской деятельности школы на основе традиционных и продвижения информационно-библиотечных и коммуникационных технологий. Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и развивает воображение, помогая им стать ответственными гражданами.

Основная цель школьных библиотек - удовлетворение потребностей детей в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграция учащихся в социокультурную среду общества через чтение, обеспечение открытости библиотеки для всех пользователей: учащихся, учителей и родителей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающими разными интеллектуальными и физическими возможностями; обеспечение доступа пользователя к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме.

Одной из основных функций современной школьной библиотеки является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить ее можно только при использовании информационно-коммуникационных технологий в обслуживании учащихся, учителей и родителей. Современная школьная библиотека в новых условиях предполагает интеграцию функций информационного и культурного центров в интересах инновационного образовательного процесса, т.е.:

- приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, содействие сохранению и развитию русского языка как национального достояния и средства межнационального общения;

- содействие получению навыков непрерывного самообразования и повышения уровня информационной культуры, т.е. получению знаний, умений и навыков в области поиска, анализа, переработки информации, создания и распространения новой информации.

Анализ состояния школьной библиотеки

Фонд школьной библиотеки МОБУ «СОШ № 62» насчитывает 8456 экз.книг, 10310 экз. учебников, 381 электронных дисков и 134 аудиовизуальных материалов.

Читателями школьной библиотеки являются 403 человека из числа учащихся, учителей и родителей, жителей микрорайона. Показатель привлечения детей и подростков в библиотеку держится на максимально высоком уровне - 89 %. Штат библиотеки - 1, должность педагог - библиотекарь, имеющий высшее образование.

При проведении анализа работы библиотеки были выявлены показатели, отраженные в таблице 1.

Таблица 1

Главные показатели по основным направлениям деятельности


2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Читатели

213

378

403

477

Посещение

1367

2554

2685

2981

Книговыдача

1564

9686

9875

10541

Массовые мероприятия

5

10

12

12

Важными факторами воздействия внешней среды на развитие библиотеки МОБУ «СОШ № 62» являются:

- динамичное развитие школы;

- внедрение дистанционной системы обучения;

- акцент на самостоятельную работу учеников;

- активное внедрение компьютерных технологий;

- изменение книготоргового рынка;

- увеличение и расширение спроса на информационно-библиотечные ресурсы.

В 2012-2013 годах одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки было внедрение новых информационно-коммуникационных технологий. Целью данной деятельности было повышение эффективности работы библиотеки, связанной с комплектованием, систематизацией поступивших изданий, созданием и пополнением электронного каталога, учетом библиотечных фондов, расчетом книгообеспеченности учебных дисциплин литературой, обслуживанием пользователей.

Анализ организации библиотечного обслуживания читателей МОБУ «СОШ № 62» показал, что библиотека обеспечивает пользователей основными библиотечными услугами:

- предоставляет полную информацию о составе библиотечного фонда;

- выдает во временное пользование издания из своих фондов;

- оказывает консультационную помощь в поиске документов, составлении библиографии к исследовательским работам, проектам и рефератам;

- составляет библиографические указатели, списки литературы;

- выполняет библиографические справки, проводит библиографические обзоры;

- организует книжные выставки и массовые мероприятия;

- содействует формированию информационной культуры.

Данные анализа позволяют утверждать, что объем основного фонда библиотеки не зависит напрямую от числа читателей. Данное обстоятельство, в совокупности с «солидным возрастом» основных фондов оказывает влияние на средние показатели деятельности библиотеки, т.е. обращаемость и читаемость в среднем значительно ниже, чем в системе общедоступных библиотек, обслуживающих детей и юношество. Обращаемость основных фондов школьной библиотеки - 3,51, а читаемость - 13. Следует учесть, что показатель читаемости достигается в основном за счет систематического обращения за книгами учащихся начальной школы и учащихся старшего звена за программной литературой.

Алфавитный и систематический каталоги отражают фонд библиотеки. В библиотеке продолжается создание электронного каталога, что значительно приблизит фонды к читателям.

Программа развития библиотеки рассчитана на 3года. В Программе определены цели и задачи развития библиотеки на среднесрочную перспективу, а также намечены основные приоритеты и механизмы их реализации. Конкретные действия по осуществлению намеченных целей, задач и приоритетов будут разрабатываться в форме ежегодных мероприятий (плана работы).

Цели и задачи программы.

Цель: создание условий для успешной социализации школьников в современном

информационном обществе.

Задачи:

  • совершенствование материально-технической базы библиотеки

  • оказание качественных библиотечно-информационных услуг

  • организация взаимодействия с педагогическим коллективом и родителями в области

приобщения к чтению

Решить эти задачи возможно за счет создания информационно-библиотечного центра, который будет выполнять следующие функции:

1. Образовательную - содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг; формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса.

2. Информационную - обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, педагогов и родителей с использованием как своих ресурсов. так и ресурсов других библиотек.

3. Культурную - обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры.

4. Досуговую - содействие содержательному проведению свободного времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки.

Создание в школе информационно-библиотечного центра позволит обеспечить учащихся, учителей и родителей качественными информационными услугами, повысит уровень библиотечного обслуживания.

Основные направления Программы развития библиотеки школы

Создание единого информационного пространства

Создание единого информационного образовательного пространства - необходимость сегодняшнего дня. Библиотека должна принимать самое активное участие в управлении всеми информационными потоками в школе, направленными на образование. Такое положение позволит ей стать одним из центральных звеньев в построении информационной структуры школы.

Ключевым фактором успеха в становлении нового качества является активное использование библиотекой новых информационных технологий. Движение в этом направлении призвано пополнить новым содержанием образовательные программы, внедрять новые формы и методы организации деятельности школьников разного возраста, обеспечить инновационное развитие самой библиотеки, выстроить новые формы взаимодействия с другими библиотеками, с педагогическим сообществом. Для этого, прежде всего, необходимо достаточное материально-техническое оснащение библиотеки.

Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки

с различными партнёрами

Переход библиотеки к корпоративному сотрудничеству позволит более рационально использовать имеющиеся ресурсы и существенно расширить круг профессиональных связей. Корпоративные проекты и сотрудничество приведут к единению технологических, технических, информационных и других средств в целях создания новых и эффективного использования уже имеющихся информационных ресурсов. Такими партнёрами, в первую очередь, являются библиотеки школ города Оренбурга, городские публичные библиотеки, различные некоммерческие организации и объединения.

Корпоративное сотрудничество с библиотеками других школ города городскими публичными библиотеками планируется осуществить по следующим направлениям:

- приобщение детей к чтению, повышение информационной культуры читателей;

- развитие семейного и летнего чтения детей;

- комплектование библиотеки фондами школьных учебников на учебный год;

- сотрудничество в поиске информации, обмен справочными данными;

- интеграция фондов; использование межбиблиотечного абонемента;

- координация в комплектовании и организации подписки на периодические издания;

- координация работы по использованию новых образовательных технологий, использование ИКТ для совершенствования деятельности школьных библиотек;

- реализация совместных проектов развития;

- реклама новых возможностей школьных библиотек в поисках потенциальных инвесторов и партнёров

Развитие социальной направленности работы библиотеки

Развитие социальной направленности работы школьной библиотеки возможно в результате сотрудничества с некоммерческими организациями, активного взаимодействия с Советом школы, с ученическим самоуправлением, с социально-психологической службой школы. Такое сотрудничество позволит активизировать работу школы в социуме (с пенсионерами микрорайона, инвалидами, многодетными семьями и т.д.). Расширение возможности библиотеки для организации духовно-нравственного воспитания и сотрудничества с классными руководителями и другими педагогами школы в реализации воспитательных программ.

Позиционирование школьной библиотеки как социально ориентированного учреждения осуществляется:

- в рамках муниципальных социальных программ;

- проведением школьных и районных акций по продвижению чтения;

- реализацией просветительских программ дополнительного образования

- выявлением и развитием творчески одаренных детей и др.

Программные мероприятия по развитию библиотеки

Содержание мероприятий

Срок исполнения.

Исполнитель

Прогнозируемый результат

Создание единого информационного пространства

1

Материально-техническое оснащение:

- приобретение мультимедийного комплекса

- расширение парка компьютеров и периферийного оборудования

2012-2017

Директор школы

Улучшение материально-технической базы библиотеки

2

Активное внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий

2012-2017

Педагог-библиотекарь,

Системный администратор

Эффективное использование в повседневной практике информационно-коммуникационных технологий

3

Информационная поддержка и информационное сопровождение педагогов в освоении и внедрении развивающих образовательных технологий (проектно-исследовательских, технологий развития критического мышления и др.)

2012-2017

Педагог-библиотекарь

Активное освоение и использование педагогами современных развивающих образовательных технологий

4

Информационно-методическое сопровождение внедрения государственных стандартов нового поколения

2012-2017

Педагог-библиотекарь

Устранение организационно-информационных препятствий для внедрения новых образовательных стандартов

5

Ресурсное обеспечение учащихся с ограниченными возможностями, учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2012-2017

Педагог-библиотекарь

Успешное обучение и развитие учащихся с ограниченными возможностями

6

Создание и пополнение единого каталога электронных учебных пособий, а также художественной литературы

2012-2017

Педагог-библиотекарь

Наличие единого каталога электронных учебных пособий. Доступность и востребованность каталога всеми участниками образовательного процесса

7

Информационное сопровождение одарённых школьников

2012-2017

Педагог-библиотекарь, руководители МО.

Повышение мотивации учащихся к индивидуальной учебной деятельности

Повышение уровня информированности и активности участия одарённых школьников в олимпиадах, чемпионатах, форумах, конференциях, соревнованиях и т.д.

8

Информационная поддержка конкурсного движения педагогов

2012-2017

Педагог-библиотекарь, заместитель директора по УВР

Расширение круга педагогов-участников профессиональных конкурсов

Повышение результативности участия педагогов школы в творческих конкурсах

Снижение временных затрат педагогов на работу с информационными потоками

9

Повышение эффективности работы сайта (странички библиотеки)

2012-2017

Педагог-библиотекарь

Значительное увеличение посетителей школьного сайта.

10

Активизация участия школьной библиотеки в работе вебинаров, Интернет-конференций, расширение круга сотрудничества с библиотеками российских школ

2012-2017

Педагог-библиотекарь

Активизация и повышение темпов инновационного развития библиотеки школы и школьного информационно-методического центра

11

Информационная поддержка инновационных образовательных программ, реализуемых школой

В течение срока реализации программы

Педагог-библиотекарь

Успешная реализация инновационных образовательных программ

12

Заключение договоров с торгующими организациями на поставку учебной литературы, на ознакомление с новыми УМК

Ежегодно

Педагог-библиотекарь

Информированность педагогов о новых УМК, 100 % обеспеченность учащихся учебниками и учебными пособиями, рекомендованными Министерством образования и науки РФ

13

Создание благоприятных условий для работы с информационными источниками (подключение к Интернет, и т.д.)

2012-2015

Директор,

Педагог-библиотекарь

Наличие комфортных условий для работы с информационными потоками

14

Участие в формировании универсальных учебных действий

2012-2017 гг.

Педагог-библиотекарь

Успешность работы школы по формированию универсальных учебных действий учащихся

16

Разработка пакета документов о школьном информационно-библиотечном центре

2012 г.

Педагог-библиотекарь,

директор


Наличие пакета документов о школьном информационно-библиотечном центре

Создание школьного информационно-библиотечного центра

Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки с различными партнёрами

1

Заключение договоров о партнёрском сотрудничестве с библиотеками школ города и учреждениями культуры

Ежегодно

Директор,

Педагог-библиотекарь

Оперативное решение общих проблем обеспечения образовательного процесса

Обеспечение более широкого доступа к работе с периодическими изданиями

2

Сотрудничество с городскими публичными библиотеками, с библиотеками других школ в насыщении информационных потоков

Ежегодно

Педагог-библиотекарь

Качественное и оперативное обеспечение образовательного процесса

3

Создание библиотеки для родителей и жителей микрорайона.

2012-2013

Педагог-библиотекарь,

Совет школы

Родители учащихся становятся активными посетителями школьной библиотеки. Востребованность источников информации по организации воспитания в семье и развитии ребёнка

4

Участие библиотеки и её читателей в конкурсном движении

2012-2017

Педагог-библиотекарь

Рост активности и результативности участия в конкурсах различного уровня

5

Организация встреч с интересными людьми на базе различных библиотек

2012-2017

Педагог-библиотекарь

Повышение интереса к посещению библиотек города

6

Участие в семинарах школьных библиотекарей на базе библиотек города с целью обмена опытом работы и повышения эффективности работы школьного библиотекаря

2012-2017

Педагог-библиотекарь

Создание системы непрерывного образования школьных библиотекарей

Развитие социальной направленности работы школьной библиотеки

1

Организация встреч с активными читателями микрорайона школы

Регулярно

Педагог-библиотекарь

Повышение статуса школы

Оказание помощи одиноким пенсионерам и другим категориям населения в организации общения

2

Организация Дней семейного чтения

Регулярно

Педагог-библиотекарь

Приобщение жителей микрорайона школы к семейному чтению

3

Организация читательских конференций, встреч для учащихся школы


Регулярно

Педагог-библиотекарь

Повышение читательской культуры школьников

Рост количества книговыдач и посещаемости библиотеки. Повышение интереса к чтению

Расширение возможности библиотеки для организации духовно-нравственного воспитания и сотрудничества с классными руководителями и другими педагогами школы в реализации воспитательных программ

1

Проведение классных часов и других внеклассных мероприятий, направленных на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание школьников

Регулярно

Педагог-библиотекарь классные руководители,

педагог-организатор

Повышение эффективности воспитательной работы с учащимися

2

Участие в разработке воспитательных программ, в работе методического объединения классных руководителей

Регулярно

Педагог-библиотекарь

Повышение эффективности воспитательной работы

Необходимые ресурсы и источники финансирования

Основным источником финансирования Программы являются средства бюджета. Источниками дополнительного финансирования Программы могут служить и другие, не запрещенные законодательством источники: спонсоров, родителей, получение грантов, и др.


Текущий контроль и оценка результатов

В ходе решения задач Программы развития библиотеки МОБУ «СОШ № 62» как информационного центра руководство школы должно постоянно осуществлять текущий контроль ее работы, чтобы быть уверенными в том, что используемые методы ведут к поставленной цели. Периодически необходимо проводить статистический анализ для выявления тенденций развития. Раз в год следует оценивать работу по всем основным направлениям текущего планирования, чтобы выяснить следующее:

- выполняются ли поставленные задачи и достигаются ли заявленные цели программы развития библиотеки, учебного плана школы в целом;

- удовлетворяются ли потребности школьного сообщества;

- существует ли возможность реагировать на изменение потребностей;

- достаточно ли ресурсное обеспечение;

- рентабельны ли эти направления.

Ниже приводятся основные показатели работы библиотеки, которые целесообразно учитывать для текущего контроля и оценки степени выполнения стоящих перед библиотекой задач:

- число книговыдач на одного члена школьного сообщества (отдельно "на одного ученика" и "одного сотрудника");

- средняя посещаемость на одного члена школьного сообщества (отдельно "на одного ученика" и "на одного сотрудника");

- число книговыдач на единицу хранения (т.е. обращаемость);

- число книговыдач на час работы (во время занятий и после уроков);

- число справочных запросов на одного члена школьного сообщества (отдельно "на одного ученика" и "на одного сотрудника");

- степень использования компьютеров и онлайновых информационных источников.

Показатели обеспеченности ресурсами:

- общий размер книжного фонда на одного члена школьного сообщества;

- обеспеченность персональными компьютерами или терминалами на одного члена школьного сообщества;

- обеспеченность компьютерами с интерактивным доступом на одного члена школьного сообщества.

Кадровые показатели:

- отношение числа полных ставок в библиотеке к численности школьного сообщества;

- отношение числа полных ставок к показателям использования библиотеки.

Качественные показатели:

- степень удовлетворенности пользователей;

- целевые группы пользователей;

- консультационная деятельность.

Стоимостные показатели:

- удельные издержки на функции, услуги и операции;

- расходы по персоналу в расчете на одну функцию (например, выдачу литературы);

- общие затраты на библиотеку в расчете на одного члена школьного сообщества;

- общие затраты на библиотеку в процентах от общего бюджета школы;

- затраты на мультимедийные материалы в процентах от общих затрат на библиотеку.

Сравнительные показатели:

- статистические показатели библиотеки в сопоставлении с соответствующими библиотечными услугами в других школах аналогичных размеров и параметров.


Возможные трудности и риски:

  1. Недостаточное финансирование деятельности библиотеки

  2. Некомпетентное использование компьютерной техники (в зоне свободного доступа) и, как следствие, - частые поломки, постоянные проблемы с расходным материалом для принтера и ксерокса при их неумелом использовании;

  3. Несоответствие площади помещений библиотеки (медиатеки) и ее возрастающим функциям.

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации Программы к концу 20177года будет достигнуто:

1.Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.

2. Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к глобальным

информационным ресурсам

3.Улучшение комплектования и обеспечение безопасности библиотечных фондов;

4.Повышение читательской компетентности детей и подростков;

5.Укрепление материально-технической базы;

6.Повышение уровня ИКТ-компетентности сотрудников библиотеки

7. Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей МОБУ «СОШ № 62» на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно;

  • на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;

  • на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях;

  • на предоставление читателям свободного бесплатного доступа в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного;

  • на организацию и поддержку различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения различных наций и народностей;

  • на организацию совместной работы учащихся и учителей.





© 2010-2022