- Преподавателю
- Другое
- Статья на тему Диспут
Статья на тему Диспут
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Страхова С.В. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Диспут - специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу ( проблеме). Вообще диспут ( от лат. Disputare- рассуждать, спорить) трактуется в словарях как вид диалогической речи, публичный спор на злободневную научную или разговорно-бытовую тему. По поводу данной проблемы участники диспута и выражают различные мнения и суждения. Развертывается диспут благодаря оценкам, аргументациям, смысловым связям с реальной жизнью, опоре на личный опыт, которым пользуются участники спора. В диспуте имеются элементы монолога и диалога. Диалогические элементы придают эмоциональную окраску дискуссии, а монологические служат для выражения её логического содержания. В качестве воспитательных потенциалов диспута могут быть названы умения доказательно, аргументированно излагать свою точку зрения, сохранять выдержку и спокойствие, воспринимать критику, с уважением относиться к мнению оппонента. Г.Плоткин предлагает правила для участника диспута, разработанные вместе со школьниками:
-
Каждый имеет право высказать свое мнение. Если у тебя есть что сказать слушателям, пусть они узнают это.
-
Говори, что думаешь, думай, что говоришь! Высказывайся ясно и четко. Не утверждай того, в чем не разобрался сам.
-
Постарайся как можно более убедительно изложить свою точку зрения. Опирайся только на достоверные факты.
-
Не повторяй того, что до тебя было сказано.
-
Уважай чужое мнение. Постарайся понять его. Умей выслушать точку зрения, с которой не согласен. Будь выдержанным. Не перегибай выступающего. Не давай личностных оценок. Правоту доказывай доводами, а не криком. Старайся не навязывать своего мнения.
-
Если доказана ошибочность твоей позиции, имей мужество признать свою неправоту.
-
Пусть главным итогом диспута станет твое продвижение по нелегкому пути постижения истины.
Начинать диспут целесообразно с предложения прокомментировать какой-либо факт, высказывание, видео-(кино-) фрагмент. Например, Н. Федяева использовала при проведении диспута следующий факт:» 48-летний американец Рональд Джонсон, спасая жизнь чужой девочки, отдал ей часть своего легкого…»
В соответствии с этим он и начинает речь, но ее ход зависит во многом от активности собеседников. Активность участников диспута, их творческая деятельность, приводящая к самостоятельному решению обсуждаемых вопросов, может стимулироваться эвристическими приемами ведущего диспута или обучающего ( наводящие вопросы, оценочные и побуждающие реплики).
В целях овладения школьниками культурой диспута можно предложить ряд словесных клише:
Я согласен( согласна), потому что…
Я не согласен( не согласна), потому что…
Я выражаю особое мнение, так как…(Г. Плоткин).
В качестве своеобразного исключения из правил может рассматриваться диспут на тему « Что первично:чепуха или белиберда?»( В.М. Лизинский). Такая постановка проблемы обсуждения рассчитана на достаточно интеллектуальный состав воспитанников и служит развитию мышления и устной речи при обсуждении абстрактного и изначально бессмысленного вопроса.
Дискусия ( в том числе совещание, планерка, рабочее собрание коллектива)- специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу ( проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. Различают следующие разновидности дискуссии: круглый стол, заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты, судебное заседание, техника аквариума ( М.В. Кларин). В отличие от диспута, дискуссия более структурированное взаимодействие, требующее, как правило, определения победителя словесного соревнования. Технология проведения такой разновидности дискуссии, как дебаты, благодаря деятельности института открытое общество приобрела широкий размах в нашей стране. Клубы дебаторов объединились в общественное движение « Парламентские Дебаты». Эти клубы обычно определяются как интеллектуальное, образовательное студенческое движение, в основу которого положена имитация классических парламентских прений. Для учащихся общеобразовательных школ, как правило, рекомендуются дебаты Карла Поппера или дебаты Линкольна-Дугласа.
С.В. Светенко так формулирует педагогические возможности этой формы совместной деятельности: развитие логического и критического мышления, умений устной речи и публичного выступления, умений саморегуляции, формирование коммуникативной толерантности, опыта взаимодействия, сопричастность к решению проблем политической, экономической и культурной жизни общества. Участниками дебатов являются две команды оппонентов ( утверждающая сторона и опровергающая сторона), судьи, таймкипер ( следит за соблюдением временного регламента). В модели парламентских дебатов утверждающая команда называется правительством, а опровергающая - оппозицией. Роли внутри команд распределены так: премьер-министр и член правительства, лидер и член оппозиции. Вся структура игры представляет собой порядок речей:
Премьер-министр, конструктивная речь - 7 минут.
Лидер оппозиции, конструктивная речь - 8 минут.
Член правительства, конструктивная речь - 8 минут.
Член оппозиции, конструктивная речь - 8 минут.
Лидер оппозиции, опровержение - 4 минуты.
Премьер-министр, опровержение - 5 минут.
Предметом обсуждения является предлагаемый правительством проект решения той или иной проблемы ( называемый кейсом), оппозиция должна опровергнуть предъявленный кейс. В конструктивных речах ораторы приводят аргументы, в опровержениях новые аргументы приводить запрещается. В любое время, за исключением первой и последней минуты первых четырех речей и в течение последних двух речей, разрешены вопросы. Хотя формально времени на подготовку не выделяется, судья имеет право делать одно-или двухминутный перерыв перед каждой речью. Судья должен объявлять каждое выступление перед его началом и благодарить каждого участника после его речи. Критерием оценки команд является качество утверждения своих аргументов и ответов на аргументы оппонентов. Разновидностью дискуссии можно считать защиту проектов - представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. Достаточно популярной является такая разновидность этой формы, как « Защита фантастических проектов». Функции участников взаимодействия: ведущий, зритель-коммуникатор, демонстратор. Защита проектов может использоваться при организации коллективного планирования совместной деятельности. Защите проектов обязательно предшествует такая форма - как подготовка к представлению - придумывание, разработка и оформление проекта.
Общеизвестно, что эффективность дискуссии зависит от соблюдения участниками определенных правил. Вот что пишет о правилах поведения на деревенской сходке М.М. Громыко: « Словесные оскорбления, произнесенные на сходке, считались позорящими. Оскорбленный должен был непременно искать удовлетворения, иначе все будут над ним смеяться. Он требовал доказательств. Если оскорбитель представлял удовлетворяющие сход доказательства, оскорбленный не имел права мстить. При попытке наброситься на оскорбителя его останавливали. Если же доказательства признавались темными, т.е. не убеждали сходку, то оскорбленный имел право бить клеветника на людях-никто за него не заступался. Драки на сходках были запрещены обычаем. Крестьянское общественное мнение считало уместным драку на базаре или в кабаке».