ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГР НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

В основу обобщенного опыта работы положено исследование возможностей использования игровых уроков по изучению предмета   «Технология».  Для повышения теоретического уровня  преподавания спецдисциплин  необходимо усиление познавательной активности студентов. Игровая деятельность помогает учиться всему: мышлению, вниманию, укреплению профессиональных знаний. Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса по предмету является проведение уроков в игровой форме. Проведение нестандартных  ур...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное областное бюджетное образовательное учреждение

«Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий»





Обобщение опыта работы



«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГР НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»





Подготовил преподаватель

Л.В. Анохина





Актуализация темы.

В основу обобщенного опыта работы положено исследование возможностей использования игровых уроков по изучению предмета «Технология».

Для повышения теоретического уровня преподавания спецдисциплин необходимо усиление познавательной активности студентов. Игровая деятельность помогает учиться всему: мышлению, вниманию, укреплению профессиональных знаний. Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса по предмету является проведение уроков в игровой форме. Проведение нестандартных уроков позволяет разнообразить процесс обучения, сделать процесс обучения менее утомительным, разнообразным и интересным для учащихся. Время, в котором мы живем, выдвинуло перед средним профессиональным образованием задачу обучения свободной, творческой, образованной, культурной личности, которая формируется не только спецдисциплинами, но и производственным обучением. Вопреки устоявшемуся мнению, что студенты приходят на занятия технологии, чтобы поработать руками, результаты их опроса свидетельствуют, что более 60% из них хотят получить и достаточные теоретические знания. Я часто использую на своих уроках игровые технологии, особенно на 1 курсе обучения, поскольку предмет является новым для первокурсников, начиная знакомство с предметом, на студентов обрушивается поток новой терминологии, незнакомых понятий, которые трудно сразу усвоить. Большинство преподавателей и мастеров производственного обучения с удовлетворением отмечают, что использование дидактических игр на различных этапах урока заметно стимулируют учебный процесс. Игровые формы проведения уроков я подбираю по окончанию темы изучаемого модуля. Такие уроки значимы для личностной деятельности. Деятельность превращается в общественно значимую, что имеет большую ценность для становления и развития активности, самостоятельности, инициативы. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетентности студентов, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний. На моих занятиях все студенты имеют равные права и возможности принять самое активное участие, проявить собственную инициативу. Для создания на уроке ситуации успеха и формирования положительной мотивации применяю различные методы стимулирования студентов. Для учащихся такие уроки как переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Проведение таких занятий дает возможность развивать личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике. Это самостоятельность и есть другое отношение к своему труду. Такие занятия помогают лучше узнать и понять студентов, оценить их индивидуальность, решить внеклассные проблемы общения, возможность самореализации и осуществлению собственных идей.

Нестандартные уроки

Нестандартный урок - импровизированное учебное занятие, имеющее неустановленную структуру, содержание формы, которые вызывают прежде всего интерес студентов, развитие их творческого потенциала, способствующих их оптимальному развитию. Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей.

Классификация нестандартных уроков:

  • Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дают блоками.

  • Межпредметные уроки, которые ставят цель объединить материал нескольких предметов;

  • Театрализованные уроки, которые проводят в пределах учебной программы;

  • Уроки с различным составом студентов (деление на подгруппы).

Виды нестандартных уроков:

  • Урок-деловая игра;

  • Пресс-конференция

  • Лекция;

  • Бинарный урок

  • Уроки-экскурсии

  • Театрализованные уроки;

  • Уроки типа КВН

  • Уроки с групповыми формами работы.

Почему же нестандартные уроки получили такое распространение? Учитель постоянно ищет пути усовершенствования своих уроков. Такие поиски направлены на решение цели студентов и воспитывающих заданий. Проблемным стал вопрос оптимального отбора содержательного материала к урокам, поскольку и до сих пор не хватает совершенных учебников. Еще одной весомой стала проблема активизации познавательной деятельности на уроках с использованием активных методов обучения, исполнения студентами разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.

Из опыта работы.

Основная задача моей педагогической деятельности - подготовка конкурентоспособных, всесторонне развитых, квалифицированных рабочих и служащих в системе СПО. Исходя из этих задач, основными целями считаю:

  • формирование, закрепление, совершенствование знаний, умений и практических навыков студентов по освоению выбранной профессии;

  • развитие познавательных способностей и творческого мышления;

  • воспитание профессиональной самостоятельности;

  • выработка активной жизненной позиции;

  • активация деятельности учащихся путём постановки проблемных ситуаций на занятиях;

Постоянно из года в год совершенствую свой накопленный опыт. Реализацию требований Государственного образовательного стандарта осуществляю через использование на уроках теоретического обучения элементов новых педагогических технологий. Это информационные, игровые технологии; активные формы обучения. При обучении студентов на первом курсе применяю объяснительно-иллюстративный, репродуктивные методы обучения. На втором и третьих курсах обучения наиболее распространёнными являются исследовательский, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Акцентирую внимание в своей педагогической деятельности на деловых играх, которые создают неформальную обстановку на уроке и способствует самореализации учащихся. Основой этого является система проблемно-творческих ситуаций на уроке, задач и заданий. В результате чего происходит творческое овладение профессиональными навыками, аналитическими умениями и развитие мыслительных способностей студентов. Игра эффективна для всех групп обучаемых, находит отражение при проведении предметных недель, конкурсов профессионального мастерства. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность студентов, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения». Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе. Тема самообразования, взятая мной в этом учебном году, звучит так: «Дидактические игры как средство активизации учебного процесса». К данной теме я обратилась в связи с тем, что столкнулась со снижением интереса к обучению учащихся. Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках. Игровые технологии я использую на первых-третьих курсах обучения. Это связанно с тем, что возраст таких студентов 15-17 лет - переходный этап в жизни учащихся: во-первых - формируется личность, а во-вторых, студенты попадают в новую среду. Задача преподавателя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым человеком не испугало, не разочаровало, а, наоборот, способствовало возникновению интереса к обучению. Мне как преподавателю спецдисциплин приходится решать такую задачу каждый день. Вот здесь на помощь приходят уроки-игры. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, преподаватель увлекает студентов и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Я убедилась, что на таких уроках студенты работают более активно. Особенно радует, что те обучающиеся, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого ребёнка возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока. Цель моей работы обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.

Задачи:

  1. Раскрыть особенности педагогических игр

  2. Оказать возможную методику организации урока с использованием игровых технологий

  3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе

Технология опыта.

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество. В современном бучении игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элементы более обширной технологии;

  • в качестве занятия или его части;

  • как технологии внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования студентов к учебной деятельности.

Педагогические игры имеют следующую классификацию:

  • По виду деятельности:

    • Физические

    • Интеллектуальные

    • Трудовые

    • социальные и психологические.

  • По характеру педагогического процесса:

    • Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

    • Познавательные, воспитательные, развивающие;

    • Репродуктивные, продуктивные, творческие;

    • Коммуникативные, диагностические.

Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результаты игры. Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

Существуют определённые требования к организации дидактических игр.

  1. Игра - это форма деятельности студентов, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.

  2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры

  3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры

Выделяют следующие виды дидактических игр:

  1. Игры-упражнения (кроссворды, ребусы, викторины)

  2. Игры-путешествия (рассказы, дискуссии, творческие задания)

  3. Игры-соревнования (участники делятся на команды)

ВЫВОДЫ

Такой подход открывает перспективы профессионального роста, саморазвития и самосовершенствования выпускников СПО. В ходе своей педагогической деятельности с целью определения эффективности учебного процесса, я анализирую результаты обучения. Для этого использую контрольные, самостоятельные работы, разноуровневые тесты, диктанты, кроссворды. В результате общая успеваемость по спецпредметам составляет 100%, качество обучения 75%, средний балл 3,5-4.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения преподавателя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нестандартные формы проведения занятий дают возможность не только поднять интерес студентов к изучаемому предмету, но и обучить работе с различными источниками знаний. Однако, хочу отметить, что слишком частое обращение к подобным формам занятий нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, а это, в конечном счёте, приведёт к падению у студентов интереса к предмету.

Липецк, 2015 г.

© 2010-2022