- Преподавателю
- Другое
- Программа профессионального модуля Подготовительно-сварочные работы
Программа профессионального модуля Подготовительно-сварочные работы
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лукашенко Е.П. |
Дата | 13.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Десногорский энергетический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 01.«ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-СВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ»
по профессии: 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ профессионального модуля
4
2. результаты освоения профессионального модуля
5
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля «ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-СВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ»
6-10
4. условия реализации профессионального модуля
11-12
5. Контроль и оценка результатов Освоения профессионального модуля
13-14
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-СВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ»
1.1 Область применения профессионального модуля.
Примерная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 150700 Машиностроение по направлению подготовки 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) в части освоения основного вида профессиональной деятельности «Подготовительно-сварочные работы» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.
ПК 1.2. Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки.
ПК 1.3. Выполнять сборку изделий под сварку.
ПК 1.4. Проверять точность сборки.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения междисциплинарных курсов:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся, в ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт:
- выполнения типовых слесарных операций, применяемых при подготовке металла к сварке;
- подготовки баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки;
- выполнения сборки изделий под сварку;
- проверки точности сборки;
должен уметь:
- выполнять правку и гибку, разметку, рубку, резку механическую, опиливание металла;
- подготавливать газовые баллоны к работе;
- выполнять сборку изделий под сварку в сборочно-сварочных приспособлениях и прихватками;
- проверять точность сборки;
должен знать:
- правила подготовки изделий под сварку;
- назначение, сущность и технику выполнения типовых слесарных операций, выполняемых при подготовке металла к сварке;
- средства и приемы измерения линейных размеров, углов, отклонений формы поверхности;
- виды и назначение сборочно-сварочных приспособлений;
- виды сварных швов и соединений, их обозначение на чертежах;
- типы разделки кромок под сварку;
- правила наложения прихваток;
- типы газовых баллонов и правила подготовки их к работе.
1.3. Количество часов на освоение профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося -220 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 51 час;
самостоятельной работы обучающегося - 25 часа;
учебной и производственной практики - 144 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Подготовительно - сварочные работы, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Результат обучения
ПК 1. 1.
Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.
ПК 1. 2.
Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки.
ПК 1. 3.
Выполнять сборку изделий под сварку.
ПК 1. 4
Проверять точность сборки.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1.Тематический план профессионального модуля
Коды
Наименования разделов профессионального модуля
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и
практи ки)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося,
часов
Учеб ная,
часов
Производст- венная,
часов
Всего,
часов
в т.ч. лаборатор
ные работы и практичес
кие занятия, часов
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК 1.1
МДК 01.01. Подготовка металла к сварке
61
17
8
8
36
ПК 1.2 ПК 1.3
ПК 1.4
МДК 01.02. Технологичес
кие приемы сборки изделий под сварку
87
34
14
17
36
Поизводственная
практика, часов
72
72
Всего:
220
51
22
25
72
72
3.2. Содержание профессионального модуля ПМ.01. «Подготовительно-сварочные работы»
Наименование междисциплинарных курсов и тем.
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
МДК. 01.01. Подготовка металла к сварке
25
Тема 1.1. Типовые слесарные операции, выполняемые при подготовке металла к сварке.
Содержание учебного материала
14
Назначение, сущность и техника выполнения типовых слесарных операций, выполняемых при подготовке металла к сварке. Плоскостная разметка, правка, гибка, рубка, резка механическая, опиливания металла. Инструменты и приспособления, применяемые при выполнении типовых слесарных операций. Организация рабочего места и требования безопасности труда при подготовке металла к сварке.
6
Практические работы:
1.Ознакомление с рабочим местом слесаря и организацией рабочего места при выполнении работ по подготовке металла к сварке.
2. Расчет длины полосы для изготовления уголка, скобы.
3. Выполнение эскиза полосы, необходимой для изготовления уголка с длиной полок 50 и 60 мм, если толщина полосы 4 мм, а радиус гибки - 3 мм. Описание последовательности изготовления уголка.
3. Выполнение эскиза гибки полосы сечением 3 х 10 мм.
4
2
Самостоятельная работа: Механизированный инструмент, применяемый при подготовке металла к сварке.
4
2
Тема 1.2. Контрольно-измерительные инструменты, необходимые при подготовке металла к сварке.
Содержание учебного материала
10
Средства и приемы измерений линейных размеров. Штангенциркуль ШН-1, микрометр. Средства и приемы измерений углов, отклонений формы поверхностей
3
2
Практические работы
1. Измерения линейных размеров штангенциркулем: внешних и внутренних поверхностей, измерения глубины отверстия. Установка штангенциркуля на заданный размер.
2. Определение видов отклонений по предложенным образцам.
3. Измерение угловых размеров, измерение зазоров и прямолинейности.
4. Измерение угловых размеров, измерение зазоров и прямолинейности.
4
2
Самостоятельная работа:
Штангенциркуль ШЦ-2, устройство и область применения.
Техника измерения штангенциркулем ШЦ - 2.
4
2
МДК.01.02 Технологические приемы сборки изделий под сварку
51
Тема 2.1. Виды и назначение сборочно-сварочных приспособлений.
Содержание учебного материала
16
Назначение и классификация приспособлений. Требования, предъявляемые к сварочным приспособлениям. Элементы приспособлений. Конструкции приспособлений. Стягивающие приспособления. Фиксирующие устройства. Съемные упоры. Шаблоны, зажимы и прижимы.
7
2
Практические занятия:
1.Подбор сборочно-сварочных приспособлений для сборки двутавровой балки.
2. Подбор сборочно-сварочных приспособлений для сборки рамной конструкции.
3. Работа с электронным учебником «Сборка изделий под сварку»
3
2
Самостоятельная работа: Манипуляторы и позиционеры. Установочные и закрепляющие элементы сборочного оборудования. Роликовые опоры, кантователи и поворотные кондукторы.
6
2
Тема 2.2. Виды сварных швов и соединений, их обозначение на чертежах.
Содержание учебного материала
15
Общие сведения об основных видах сварки. Классификация сварки плавлением. Виды сварных швов и соединений. Классификация сварных швов. Обозначение сварных соединений. Конструктивные элементы сварных соединений. Типы разделки кромок под сварку.
5
2
Практические занятия:
-
Определение вида сварного соединения по образцам.
-
Составление таблицы «Виды сварных швов»
-
Выполнение обозначений швов сварных соединений по предложенным образцам.
-
Чтение чертежей и конструкторской документации электросварщика.
-
Определение параметров сварного шва: зазор, угол разделки, притупления.
5
2
Самостоятельная работа: Сущность основных способов сварки плавлением. Общие сведения о сталях и их свариваемости. Дефекты сварных соединений и способы их устранения.
5
2
Тема 2.3. Правила наложения прихваток
Содержание учебного материала
9
Основные понятия и определения Требования к выполнению прихваток.
Правила наложения прихваток, выбор длины и сечения, расстояния между ними. Способы наложения прихваток
3
2
Практические занятия:
1.Выбор длины прихватки стыкового соединения из пластин толщиной 4мм., длиной 600 мм, в зависимости от длины шва
2.Определение высоты шва для прихватки стыкового соединения из пластин толщиной 9мм.
3. Работа с электронным учебником «Сборка изделий под сварку»
3
2
Самостоятельная работа: Техника безопасности при выполнении прихваток. Контроль прихватки внешним осмотром и измерениями.
3
2
Тема 2.4. Типы газовых баллонов и правила подготовки их к работе.
Содержание учебного материала
9
Типы газовых баллонов, окраска и надписи на баллонах. Ацетиленовые генераторы, предохранительные затворы и клапаны. Подготовка баллонов к работе. Назначение, классификация, устройство газовых редукторов. Работа, окраска и присоединительные элементы. Рукава (шланги): типы, окраска, применение.
5
2
Практические занятия:
1. Описание работы редуктора по схеме.
2. Подготовка баллонов к работе.
3. Подбор редукторов для баллона с газом «пропан» для работы при минусовой температуре.
3
2
Самостоятельная работа: Правила обращения с оборудованием и аппаратурой. Противопожарные мероприятия.
3
2
Дифференцированный зачет
2
2
Учебная практика (производственное обучение)
Виды работ:
Разметка плоскостная.
Правка полосового, листового металла, прутка.
Гибка тонкого, полосового металла, прутка.
Рубка металла, вырубание канавок, вырубание заготовок по шаблонам.
Механическая резка металла ножовкой. Резка профильного металла, труб, полосового и листового металла.
Опиливание плоских прямолинейных поверхностей. Опиливание выпуклых и вогнутых криволинейных поверхностей.
Измерение линейных внутренних и наружных размеров, глубины штангенциркулем ШЦ-1, микрометром.
Измерение угловых размеров, размеров отклонений формы поверхностей, зазоров и прямолинейности.
Сборка изделий под сварку.
Проверка точности сборки.
Подготовка кромок свариваемых соединений.
Выполнение прихваток.
Подготовка газовых баллонов к работе.
72
2
Производственная практика
Разделка кромок односторонняя и двухсторонняя.
Сборка изделий с различными длиной и зазором.
Сборка изделий на прихватках.
Сборка изделий в простейших приспособлениях.
Подготовка к работе газовой аппаратуры
72
2
ВСЕГО
220
4. Условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля «Подготовительные сварочные работы» требует наличия « Кабинета спецтехнологий сварщика», слесарной и сварочной мастерской.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Слесарные операции»»;
- образцы сварных соединений и швов;
- стенды
- комплект плакатов по темам профессионального модуля;
- кодоскоп;
- экран.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование слесарной мастерской:
- верстак слесарный с параллельными поворотными тисками по количеству обучающихся;
- комплекты слесарных и слесарно-сборочных инструментов;
- измерительный и разметочный инструмент;
- сверлильные станки;
- заточной станок;
- стенды по типовым слесарным операциям;
- стенды со слесарными инструментами и приспособлениями.
Оборудование сварочной мастерской:
- сварочные посты, укомплектованные необходимым сварочным оборудованием;
- верстаки и металлические столы для выполнения сборки изделий под сварку;
- сборочные приспособления;
- сварочный пост для сварки аргоном;
- вытяжная и приточная вентиляция.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Маслов В.И. Сварочные работы: учебник для НПО. - М. ; Издательский центр «Академия», 2013 г.
-
Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Учебник для НПО- М. ; Издательский центр «Академия», 2010 г.
-
КазаковЮ.В.: Учебное пособие для НПО- М. ; Издательский центр «Академия», 2011 г.
-
Кайнов С.А. Пакет учебных документов по профессии «Электросварщик ручной дуговой сварки» часть1-4 -М.; Новый учебник / Федеральное агенство по образованию.
Дополнительные источники:
-
Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. - М.: ОИЦ «Академия», 2005. - 30 шт.
-
Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: metalhandling.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
В процессе обучения рекомендуется обращать особое внимание на физическую сущность процессов и явлений, избегая использования громоздкого математического аппарата. Практические занятия рекомендуется проводить на макетах, лабораторных стендах, моделях и действующем оборудовании.
Профессиональный модуль ПМ.01 «Подготовительно-сварочные работы» включает в себя Учебную практику (производственное обучение), которая проводится в форме практических занятий в учебно-производственных мастерских колледжа и Производственную практику на предприятиях.
Учебно-методическое руководство практиками осуществляет мастер производственного обучения.
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля « Подготовительные сварочные работы» является освоение Учебной практики для получения первичных профессиональных навыков.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля « Подготовительно-сварочные работы».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Педагогический состав: дипломированные специалисты - преподаватели междисциплинарных курсов
Мастера: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля осуществляется мастером производственного обучения во время учебной и производственной практик, преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, а так же на квалификационном экзамене.
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.1. Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.
-выполнение правки и гибки, разметки, рубки, резки механической, опиливания металла;
- выбор инструментов и приспособлений, применяемых при выполнении типовых слесарных операций;
- владение средствами и приемами измерений линейных размеров, измерений углов, отклонений формы поверхности;
- организация рабочего места;
- соблюдение требования безопасности труда при подготовке металла к сварке.
Практические работы, Учебная и Производственная практики.
ПК 1.2. Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки.
- подготовка баллонов к работе;
- определение типа газовых баллонов по окраске и
надписям на них;
- выполнение противопожарных мероприятий.
ПК 1.3. Выполнять сборку изделий под сварку.
- выбор по назначению сварочные приспособления;
- применение различных видов сварочных приспособлений;
- выполнение разделки кромок под сварку
- выбор длины и сечения прихваток, расстояния между ними;
- выполнение прихватки различными способами;
- чтение обозначений сварных соединений;
-определение параметров сварного шва
ПК 1.4. Проверять точность сборки.
-чтение чертежей и конструкторской документации электросварщика
- измерение угловых размеров, измерение зазоров и прямолинейности;
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции)
Основные показатели результатов подготовки
Формы и методы контроля
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- демонстрация интереса к будущей профессии
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ по учебной практике
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
- эффективности и качество выполнения профессиональных задач;
- обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач
Дифференцированный зачет.
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ по учебной практике
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ по учебной практике.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
- нахождение и использование информации для эффективного выполне
ния профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами производственного обучения.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения.
Разработчик: _________________ Е.П.Лукашенко, преподаватель спецдисциплин
СОГБОУ СПО «Десногорский энергетический колледж»
Эксперт: ___________________
6