Рабочая программа 5 класс Светская этика

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БОЛЬШЕКЛЮЧИЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.Н. КАШТАНКИНА



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

учителей истории и

обществознания

Заместитель директора по УВР

_____________ Конева Н.А.

«31» августа 2015 г.

Директор МОУ Большеключищенской СШ им. В.Н. Каштанкина

___________ Н.А. Горбунова

Протокол №1

Приказ №819 от «31» августа 2015 г.

от «27» августа 2015 г.

Руководитель МО:

____________ /Калёнкова О.С./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование учебного предмета: Основы духовно-нравственной культуры народов России

Класс: 5

Уровень общего образования: основное общее образование

Учитель: Калёнкова Ольга Сергеевна

Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год

Количество часов по учебному плану:

всего 35 часов в год; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе:

Программа: программа Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных

учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» Москва «Просвещение» 2010

УМК: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.- М. : Просвещение, 2014г.

Рабочую программу составил (а) ____________________ Калёнкова Ольга Сергеевна

подпись расшифровка подписи





I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в ФГОС ООО от 29.12.2014 г. №1644); Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] - М. Просвещение, 2010 г. С учётом программы Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» М. «Просвещение» 2014г.


  1. Общая характеристика учебного предмета

Программа «Основы религиозных культур и светской этики», состоит из 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Преподавание модуля «Основы светской этики» в учебном плане ОУ в 5 классе представлено учебным предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее ОДНКР) и призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащихся, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Учебный предмет «ОДНКР» является единой комплексной учебно-воспитательной системой и согласуется педагогическими целями, задачами, требованиями к результатам освоения учебного содержания, достижение которых учащихся должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного предмета, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами основной школы.

Учебный предмет «ОДНКР» является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Цель - формирование у подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи

1. Знакомство учащихся с основами светской этики;

2. Развитие представлений подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о культуре и морали, полученных учащихся в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей подростков к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» относится к предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и входит в обязательную часть учебного плана образовательного учреждения, формируемой участниками образовательных отношений. На изучение предмета в 2015-2016 учебном году отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.

1.3.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника:

Личностные результаты

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания.

Предметные результаты

  • Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

  • формирование представлений об основах светской этики;

  • понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.

Метапредметные результаты

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

1.4.Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе может проводиться на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета;

- активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, словарная работа.

1.5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Освоение учебного содержания модуль должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

  • знание основных норм светской этики, понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

  • формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах светской этики в России;

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, культура - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление веры в Россию.

Включение учебного предмета ОДНКНР в основной вид деятельности учащихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

  • Патриотизм

  • Социальная солидарность

  • Гражданственность

  • Семья

  • Труд и творчество

  • Наука

  • Традиционные российские религии

  • Искусство и литература

  • Природа


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

темы

Тема

Кол-во часов

теория

практика

1

Россия - наша Родина.

1

2

Что такое светская этика?

1

3

Культура и мораль

1

4

Особенности морали

1

5,6

Добро и зло

2

7,8

Добродетель и порок

2

9

Свобода и моральный выбор человека

1

10

Свобода и ответственность

1

11

Моральный долг

1

12

Справедливость

1

13

Альтруизм и эгоизм

1

14

Дружба

1

15

Что значит быть моральным?

1

16,17

Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества

2

18

Нравственный поступок

1

19

Золотое правило нравственности

1

20

Стыд, вина и извинение

1

21

Честь и достоинство

1

22

Совесть

1

23,24

Нравственные идеалы

2

26,27

Образцы нравственности в культуре России

2

28

Этикет

2

29,30

Семейные праздники

2

31

Жизнь человека - высшая нравственная ценность

1

32

Любовь и уважение к Отечеству.

1

33,34,35

Творческие работы учащихся

3

Всего

32

3

ИТОГО

35




Тема занятия

Содержание

1

Россия - наша Родина.

Происхождение Руси, ее географическое положение, население, природа, культура.

2

Что такое светская этика?

Знакомство с понятиями: этика, этикет, манеры, нравственность

3

Культура и мораль

Что такое: культура, мораль, нравственность.

4

Особенности морали

Представление о морали как регуляторе поведения человека в обществе, умение различать понятия «мораль» и «нравственность»

5

Добро и зло

Значение нравственности в жизни человека и общества

6

Добродетель и порок

Представление о понятиях: добродетель; порок; чувство собственного достоинства

7

Свобода и моральный выбор человека

Осознание особой роли культуры в жизни отдельного человека и общества в целом

8

Свобода и ответственность

Моральные правила справедливого человека.

9

Моральный долг

Осознание особой роли культуры в жизни отдельного человека и общества в целом.

10

Справедливость

Что такое справедливость

11

Альтруизм и эгоизм

Представление об альтруизме и милосердии, как важнейшей нравственной ценности

11

Дружба

Представление о дружбе, нравственных качеств (понимание, взаимоуважение, взаимовыручка и др

12

Что значит быть моральным?

Что значит быть моральным

14

Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества

Обобщение знаний учащихся о морали и нравственности

15

Нравственный поступок

Нравственный поступок. Что это?

16

Золотое правило нравственности

Сформировать у учащихся представления о моральных нормах как разновидности социальных норм, регулирующих поведение человека в обществе

17

Стыд, вина и извинение

Сформировать у учащихся представления о стыде, чести, совести как регуляторов поведения человека в обществе

18

Честь и достоинство

Знать понятия «честь», «достоинство»

19

Совесть

Сформировать у учащихся представления о стыде, чести, совести как регуляторов поведения человека в обществе

20

Нравственные идеалы

Формирование представлений о правилах поведения ««леди и джентльмен».

21

Образцы нравственности в культуре России

Примеры высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства

22

Этикет

Умение применять правила этикета в условиях различных жизненных ситуаций

23

Семейные праздники

Расширять представления детей о семье,

роде, семейных традициях, реликвиях.

Основные понятия: род, семья, фамилия, родословная.

24

Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества

Осознание ценности человеческой жизни.

25

Семейные праздники

Формирование представления о понятиях: Отечество, Родина;

26

Жизнь человека - высшая нравственная ценность

Развитие способности понимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

27

Любовь и уважение к Отечеству.

Знать о происхождении Руси, ее географическом населении, природе, культуре.

28

Творческие работы учащихся

Знать понятия: этика, этикет, манеры, нравственность


III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

/форма проведения/

Планируемые результаты

Форма

организации

УПД

Оборудование, ЭОР

Система контроля

Дата урока

план

факт

Предметные

Метапредмет

ные

Личностные

план

факт

1.

Россия - наша Родина.



Комбинированный урок

Научатся: определять основные общечеловеческие ценности;

понятия: Родина, патриотизм и др.

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Дружелюбное отношение друг к другу;

Уважительное отношение к другим религиям.

Изучение нового

Материала,

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Презентация «Россия - наша Родина»

Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности»

2

Что такое светская этика?

Комбинированный урок

Научатся: определять понятия: этика, этикет, манеры, нравственность

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Беседа, чтение и анализ учебного текста, лексическая работа, работа с иллюстративным материалом, творческая работа с текстом, самостоятельная работа с источником информации.

Мультимедиа проектор, презентация

Творческая работа «Составление предложений со словами культура», самопроверка

3

Культура и мораль






Комбинированный урок

Научатся: определять понятия: культура,

мораль,

нравственность.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Беседа, работа со словарями, самостоятельная работа с источниками информации

Мультимедиа проектор, презентация

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку, тест

4

Особенности морали.






Комбинированный урок

Научатся: различать понятия «мораль» и «нравственность» Получат возможность научиться:

выявлять значение представления о морали как регуляторе поведения человека в обществе.

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры»

5,6

Добро и зло.



Комбинированный урок

Научатся: различать понятия «добро» и «зло» Получат возможность научиться:

анализировать определенные личности и находить положительные примеры в традициях своего народа.

Регулятивные: определение греха..

Познавательные: отработка терминов и понятий; работа с иллюстрациями учебника.

Коммуникативные: чтение и обсуждение дополнительных текстов; работа с пословицами

Компетенции по проявлению порядочности и скромности, гордости за поступки наших предков; понимание греха, умение прощать и каяться.

Беседа, рассуждение, самостоятельная работа с источниками информации

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными»

7,8

Добродетель и порок

Комбинированный урок

Научатся: определять понятия: добродетель;

Порок;

чувство собственного достоинства

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Беседа, рассуждение самостоятельная работа с источниками информации

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их»

9

Свобода и моральный выбор человека.

Комбинированный урок

Научатся: осознавать у учащихся особую роль культуры в жизни отдельного человека и общества в целом.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Воспитание доверия к истории и культуре народов, прежде всего россиян

Беседа, обсуждение ситуаций, самостоятельная работа с источниками информации.

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор».

10

Свобода и ответственность

Комбинированный урок

Научатся: характеризовать: вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим

Получат возможность научиться: оценивать свои поступки и дела, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя

Регулятивные: определение правил отработки терминов и понятий.

Познавательные: выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста

Коммуникативные: терпимое отношение к другим.

Компетентность в оценивании своих поступков, определении обязанностей и оценивание их выполнения.

Работа в группах, индивидуальная работа над ситуациями

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности

11

Моральный долг

Комбинированный урок

Научатся: определять особую роль культуры в жизни отдельного человека и общества в целом.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Воспитание доверия к истории и культуре народов, прежде всего россиян

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг»

12

Справедливость

Комбинированный урок

Научатся: работать с информацией в процессе чтения. Получат возможность научиться: ориентироваться в источниках информации

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Воспитание в детях чувства справедливости.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия», взаимопроверка

13

Альтруизм и эгоизм.

Комбинированный урок

Научатся: определять понятия: альтруизм и милосердие

Получат возможность научиться: ориентироваться в источниках информации

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Воспитание милосердия, сострадания, сочувствия, толерантности, готовности помочь другому

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма», самопроверка

14

Дружба

Комбинированный урок

Научатся: определять понятия: дружба, нравственные качества (понимание, взаимоуважение, взаимовыручка и др.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Способствовать воспитанию уважения друг к другу

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа

Мультимедиа проектор, презентация

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

15

Что значит быть моральным

Комбинированный урок

Научатся: обобщать знаний о морали и нравственности

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным - это значит …»

16,17

Род и семья - источник нравственных отношений

Комбинированный урок

Научатся: определять нравственные качества личности Получат возможность научиться: воспитывать среди членов семьи доброжелательность, уважение друг к другу.

Регулятивные: разработка правил поведения в классе, школе, семье.

Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; объяснение пословиц.

Коммуникативные: работа в парах и индивидуально

Научиться понимать себя и членов семьи, воспитывать уважение к старшим, следовать заповедям Библии.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа, самопроверка

18

Нравственный поступок

Комбинированный урок

Научатся: определять понятие «нравственный поступок»

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

19

Золотое правило нравственности




Комбинированный урок

Научатся: выявлять моральные нормы, как разновидности социальных норм, регулирующих поведение человека в обществе

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств, доброжелательности

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа, самопроверка

20

Стыд, вина и извинение





Комбинированный урок

Научатся: определять понятия стыд, честь, совесть, как регуляторов поведения человека в обществе

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку, словарная работа

21

Честь и достоинство

Комбинированный урок

Научатся: определять понятия

«честь» и «достоинство»

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Способствовать формированию у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа, взаимопроверка

22

Совесть

Комбинированный урок

Научатся: определять понятия стыд, честь, совесть, как регуляторов поведения человека в обществе

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку, тест

23,24

Нравственные идеалы.

Нравственный образ богатыря.

Джентльмен и леди

Комбинированный урок

Научатся: определять правила поведения «леди и джентльмена».

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Воспитывать взаимоотношения между мальчиком и девочкой.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

25,26

Образцы нравственности в культуре Отечества

Комбинированный урок

Научатся: определять особую роль культуры в жизни отдельного человека и общества в целом.

работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: определение правил составления плана.

Познавательные: отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; составление кроссворда; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями учебника.

Коммуникативные: чтение и обсуждение дополнительных текстов; работа с пословицами

Компетенции по проявлению порядочности и скромности, гордости за поступки наших предков; умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа

27,28

Этикет.




Комбинированный урок

Научатся: определять понятия: этикет, вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Получат возможность научиться: оценивать свои поступки, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя

Регулятивные: определение правил отработки терминов и понятий.

Познавательные: выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста.

Коммуникативные: соблюдение правил вежливости и этикета

Компетентность в оценивании своих поступков, определении обязанностей и оценивание их выполнения

Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск информации, работа в группах

Мультимедиа проектор, презентация

Самостоятельная работа, взаимопроверка

29,30

Семейные праздники





Комбинированный урок

Научатся: определять понятия: семья, семейные ценности, семейные традиции.

Получат возможность научиться: оценивать свои поступки, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя

Регулятивные: определение правил отработки терминов и понятий.

Познавательные: выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста

Коммуникативные: соблюдение правил вежливости и этикета

Компетентность в оценивании своих поступков, определении обязанностей и оценивание их выполнения

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.

Мультимедиа проектор, презентация

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку, тест

31

Жизнь человека - высшая нравственная ценность.



Комбинированный урок

Научатся: определять понятия: вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Получат возможность научиться: оценивать свои поступки, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя

Регулятивные: определение правил отработки терминов и понятий.

Познавательные: выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста

Коммуникативные: неформальное общение, соблюдение правил вежливости и этикета

Компетентность в оценивании своих поступков, определении обязанностей и оценивание их выполнения.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации

Мультимедиа проектор, презентация

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

32



Любовь и уважение к Отечеству.



Комбинированный урок

Научатся: определять понятия: быть милосердным, уметь сострадать, прийти на помощь другу в трудную минуту. Получат возможность научиться: оценивать свои поступки, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя

Регулятивные: разработка правил поведения в классе, школе.

Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; Коммуникативные: работа в парах .ю группах, индивидуально.

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей, сострадания и милосердия; соблюдать правила дружбы.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Мультимедиа проектор, презентация

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку, словарная работа

33,34, 35

Творческие работы учащихся


Итоговый урок

Научатся: определять значения: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.

Получат возможность научиться: владеть красивой, грамотной речью,

Регулятивные: составление тестового задания.

Познавательные: ответы на вопросы, соотнесение учебного материала.

Коммуникативные: выступление перед аудиторией

Компетенции владения основами этики и этикета: знание, соотнесение определения с понятиями, пословиц с изученными темами; подготовка презентаций и выступление

Беседа, обсуждение работ

Мультимедиа проектор, презентация

Проектные и исследовательские работы учащихся



  1. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Реализация обозначенной цели учебного предмета ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

Для изучения модульного учебного предмета «Основы светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства:

  • материально-техническое обеспечение: медиа-проектор, компьютер.

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- электронное пособие к модулю курса «Основы светской этики»;

- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

  • учебно-методическое обеспечение:

1. А.Я.Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики, программы общеобразовательных учреждений 4 - 5 кл.- М.: Просвещение, 2011.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение 2011.

3. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2011.

4. Интернет - ресурсы: fcior.edu.ru/, school-collection.edu.ru/

5. Интернет-портал «ProШколу.ru» - материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ

6. Конкурсы и фестивали Православного Свято-Тихоновского университета -pravolimp.ru/main/main

7. Р.Н. Бунеев, Д.Д Данилов, И.И. Кремлева. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. Учебник 4-5 класс.М. Баласс 2010.


V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Учащиеся к научатся:

  • понимать основные нормы морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, необходимость на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

    • понимать значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

    • воспринимать осознанно свою гражданскую идентичность: «Я» гражданин России, свою этническую принадлежность, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

    • различать основные моральные нормы поведения в обществе;

    • различать этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

    • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения возникающих задач и проблем реальной жизни;

    • понимать и объяснять значение понятий, имеющих отношение к культуре, и ее составных частей: религиозные и нравственные представления, наука, искусство; выделять их существенные

  • признаки;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, опираясь на «основные» правила диалога, принимая аргументированную позицию собеседника и доказывая свою собственную точку зрения;

    • допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, иориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    • учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и общему решению в деятельности, в т.ч. столкновения интересов;

  • задавать корректно вопросы, касающиеся морально-нравственных, а также религиозных, норм и представлений;

    • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

    • определять базовые национальные ценности: человеческой жизни; семейной жизни; культурнорегионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества;

    • различать законы культуры и природы и формулировать адекватные суждения относительно природных и культурных явлений;

    • определять как главные ценности добросовестное и творческое отношение к труду и учебе;

    • проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии;

    • использовать в поведении основные правила этикета: в школе, общественных местах, транспорте и т.п.;

    • навыкам вежливого внимательного, доброжелательного отношения к сверстникам, младшим и

  • старшим;

    • уважительно относиться к труду и творчеству старших и сверстников;

    • понимать человеческую жизнь как высшую ценность;

    • создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях духовно-нравственной культуры народов России на основе нескольких источниковинформации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

  • применять основы светской этики;

• понимать основы культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

• оценивать смысл инравственный смысл собственных поступков и поступков других людей;

• проецировать основные моральные нормы поведения в обществе на собственные поступки;

• проявлять эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

• реализовывать «моральное сознание» при решении моральных проблем на основе учёта позиций партнёров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам м этическим требованиям;

  • самостоятельно развивать осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного профессионального нации, страны, учреждения, сообщества, этноса

Лист корректировки учебно-тематического плана рабочей программы


Предмет ОДНКНР (модуль «Светская этика») класс 5

урока

(дата)

Тема урока

Причина изменения в программе

Способы корректировки































ПРИЛОЖЕНИЕ



Темы проектов

«Значение нравственности и этики в жизни человека и общества»,

«Мое отношение к миру»,

«Мое отношение к людям»,

«Мое отношение к России»,

«С чего начинается Родина»,

«Герои России»,

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»,

«Мой дедушка - защитник Родины»,

«Мой друг» и др.

«Семейные праздники как одна из форм исторической памяти».

© 2010-2022