- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа 5 класс Светская этика
Рабочая программа 5 класс Светская этика
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Калёнкова О.С. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОЛЬШЕКЛЮЧИЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.Н. КАШТАНКИНА
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО
учителей истории и
обществознания
Заместитель директора по УВР
_____________ Конева Н.А.
«31» августа 2015 г.
Директор МОУ Большеключищенской СШ им. В.Н. Каштанкина
___________ Н.А. Горбунова
Протокол №1
Приказ №819 от «31» августа 2015 г.
от «27» августа 2015 г.
Руководитель МО:
____________ /Калёнкова О.С./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: Основы духовно-нравственной культуры народов России
Класс: 5
Уровень общего образования: основное общее образование
Учитель: Калёнкова Ольга Сергеевна
Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год
Количество часов по учебному плану:
всего 35 часов в год; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе:
Программа: программа Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных
учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» Москва «Просвещение» 2010
УМК: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.- М. : Просвещение, 2014г.
Рабочую программу составил (а) ____________________ Калёнкова Ольга Сергеевна
подпись расшифровка подписи
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в ФГОС ООО от 29.12.2014 г. №1644); Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] - М. Просвещение, 2010 г. С учётом программы Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» М. «Просвещение» 2014г.
-
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Основы религиозных культур и светской этики», состоит из 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Преподавание модуля «Основы светской этики» в учебном плане ОУ в 5 классе представлено учебным предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее ОДНКР) и призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащихся, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Учебный предмет «ОДНКР» является единой комплексной учебно-воспитательной системой и согласуется педагогическими целями, задачами, требованиями к результатам освоения учебного содержания, достижение которых учащихся должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного предмета, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами основной школы.
Учебный предмет «ОДНКР» является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Цель - формирование у подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи
1. Знакомство учащихся с основами светской этики;
2. Развитие представлений подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о культуре и морали, полученных учащихся в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей подростков к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
-
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» относится к предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и входит в обязательную часть учебного плана образовательного учреждения, формируемой участниками образовательных отношений. На изучение предмета в 2015-2016 учебном году отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
1.3.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника:
Личностные результаты
-
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
-
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания.
Предметные результаты
-
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
-
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
-
формирование представлений об основах светской этики;
-
понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Метапредметные результаты
-
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
1.4.Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе может проводиться на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета;
- активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, словарная работа.
1.5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Освоение учебного содержания модуль должно обеспечить:
-
понимание значения нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
-
знание основных норм светской этики, понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
-
формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах светской этики в России;
-
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, культура - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
-
укрепление веры в Россию.
Включение учебного предмета ОДНКНР в основной вид деятельности учащихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
-
Патриотизм
-
Социальная солидарность
-
Гражданственность
-
Семья
-
Труд и творчество
-
Наука
-
Традиционные российские религии
-
Искусство и литература
-
Природа
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
-
№ темы
Тема
Кол-во часов
теория
практика
1
Россия - наша Родина.
1
2
Что такое светская этика?
1
3
Культура и мораль
1
4
Особенности морали
1
5,6
Добро и зло
2
7,8
Добродетель и порок
2
9
Свобода и моральный выбор человека
1
10
Свобода и ответственность
1
11
Моральный долг
1
12
Справедливость
1
13
Альтруизм и эгоизм
1
14
Дружба
1
15
Что значит быть моральным?
1
16,17
Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества
2
18
Нравственный поступок
1
19
Золотое правило нравственности
1
20
Стыд, вина и извинение
1
21
Честь и достоинство
1
22
Совесть
1
23,24
Нравственные идеалы
2
26,27
Образцы нравственности в культуре России
2
28
Этикет
2
29,30
Семейные праздники
2
31
Жизнь человека - высшая нравственная ценность
1
32
Любовь и уважение к Отечеству.
1
33,34,35
Творческие работы учащихся
3
Всего
32
3
ИТОГО
35
№
Тема занятия
Содержание
1
Россия - наша Родина.
Происхождение Руси, ее географическое положение, население, природа, культура.
2
Что такое светская этика?
Знакомство с понятиями: этика, этикет, манеры, нравственность
3
Культура и мораль
Что такое: культура, мораль, нравственность.
4
Особенности морали
Представление о морали как регуляторе поведения человека в обществе, умение различать понятия «мораль» и «нравственность»
5
Добро и зло
Значение нравственности в жизни человека и общества
6
Добродетель и порок
Представление о понятиях: добродетель; порок; чувство собственного достоинства
7
Свобода и моральный выбор человека
Осознание особой роли культуры в жизни отдельного человека и общества в целом
8
Свобода и ответственность
Моральные правила справедливого человека.
9
Моральный долг
Осознание особой роли культуры в жизни отдельного человека и общества в целом.
10
Справедливость
Что такое справедливость
11
Альтруизм и эгоизм
Представление об альтруизме и милосердии, как важнейшей нравственной ценности
11
Дружба
Представление о дружбе, нравственных качеств (понимание, взаимоуважение, взаимовыручка и др
12
Что значит быть моральным?
Что значит быть моральным
14
Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества
Обобщение знаний учащихся о морали и нравственности
15
Нравственный поступок
Нравственный поступок. Что это?
16
Золотое правило нравственности
Сформировать у учащихся представления о моральных нормах как разновидности социальных норм, регулирующих поведение человека в обществе
17
Стыд, вина и извинение
Сформировать у учащихся представления о стыде, чести, совести как регуляторов поведения человека в обществе
18
Честь и достоинство
Знать понятия «честь», «достоинство»
19
Совесть
Сформировать у учащихся представления о стыде, чести, совести как регуляторов поведения человека в обществе
20
Нравственные идеалы
Формирование представлений о правилах поведения ««леди и джентльмен».
21
Образцы нравственности в культуре России
Примеры высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства
22
Этикет
Умение применять правила этикета в условиях различных жизненных ситуаций
23
Семейные праздники
Расширять представления детей о семье,
роде, семейных традициях, реликвиях.
Основные понятия: род, семья, фамилия, родословная.
24
Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества
Осознание ценности человеческой жизни.
25
Семейные праздники
Формирование представления о понятиях: Отечество, Родина;
26
Жизнь человека - высшая нравственная ценность
Развитие способности понимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
27
Любовь и уважение к Отечеству.
Знать о происхождении Руси, ее географическом населении, природе, культуре.
28
Творческие работы учащихся
Знать понятия: этика, этикет, манеры, нравственность
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
/форма проведения/
Планируемые результаты
Форма
организации
УПД
Оборудование, ЭОР
Система контроля
Дата урока
план
факт
Предметные
Метапредмет
ные
Личностные
план
факт
1.
Россия - наша Родина.
Комбинированный урок
Научатся: определять основные общечеловеческие ценности;
понятия: Родина, патриотизм и др.
Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа
Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.
Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное
Дружелюбное отношение друг к другу;
Уважительное отношение к другим религиям.
Изучение нового
Материала,
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Презентация «Россия - наша Родина»
Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности»
2
Что такое светская этика?
Комбинированный урок
Научатся: определять понятия: этика, этикет, манеры, нравственность
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа
Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.
Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения
Беседа, чтение и анализ учебного текста, лексическая работа, работа с иллюстративным материалом, творческая работа с текстом, самостоятельная работа с источником информации.
Мультимедиа проектор, презентация
Творческая работа «Составление предложений со словами культура», самопроверка
3
Культура и мораль
Комбинированный урок
Научатся: определять понятия: культура,
мораль,
нравственность.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа
Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.
Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Беседа, работа со словарями, самостоятельная работа с источниками информации
Мультимедиа проектор, презентация
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку, тест
4
Особенности морали.
Комбинированный урок
Научатся: различать понятия «мораль» и «нравственность» Получат возможность научиться:
выявлять значение представления о морали как регуляторе поведения человека в обществе.
Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа
Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.
Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Мультимедиа проектор, презентация
Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры»
5,6
Добро и зло.
Комбинированный урок
Научатся: различать понятия «добро» и «зло» Получат возможность научиться:
анализировать определенные личности и находить положительные примеры в традициях своего народа.
Регулятивные: определение греха..
Познавательные: отработка терминов и понятий; работа с иллюстрациями учебника.
Коммуникативные: чтение и обсуждение дополнительных текстов; работа с пословицами
Компетенции по проявлению порядочности и скромности, гордости за поступки наших предков; понимание греха, умение прощать и каяться.
Беседа, рассуждение, самостоятельная работа с источниками информации
Мультимедиа проектор, презентация
Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными»
7,8
Добродетель и порок
Комбинированный урок
Научатся: определять понятия: добродетель;
Порок;
чувство собственного достоинства
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа
Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.
Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения
Беседа, рассуждение самостоятельная работа с источниками информации
Мультимедиа проектор, презентация
Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их»
9
Свобода и моральный выбор человека.
Комбинированный урок
Научатся: осознавать у учащихся особую роль культуры в жизни отдельного человека и общества в целом.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа
Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.
Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное
Воспитание доверия к истории и культуре народов, прежде всего россиян
Беседа, обсуждение ситуаций, самостоятельная работа с источниками информации.
Мультимедиа проектор, презентация
Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор».
10
Свобода и ответственность
Комбинированный урок
Научатся: характеризовать: вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим
Получат возможность научиться: оценивать свои поступки и дела, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя
Регулятивные: определение правил отработки терминов и понятий.
Познавательные: выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста
Коммуникативные: терпимое отношение к другим.
Компетентность в оценивании своих поступков, определении обязанностей и оценивание их выполнения.
Работа в группах, индивидуальная работа над ситуациями
Мультимедиа проектор, презентация
Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности
11
Моральный долг
Комбинированный урок
Научатся: определять особую роль культуры в жизни отдельного человека и общества в целом.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа
Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.
Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное
Воспитание доверия к истории и культуре народов, прежде всего россиян
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Мультимедиа проектор, презентация
Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг»
12
Справедливость
Комбинированный урок
Научатся: работать с информацией в процессе чтения. Получат возможность научиться: ориентироваться в источниках информации
Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа
Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.
Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное
Воспитание в детях чувства справедливости.
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа
Мультимедиа проектор, презентация
Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия», взаимопроверка
13
Альтруизм и эгоизм.
Комбинированный урок
Научатся: определять понятия: альтруизм и милосердие
Получат возможность научиться: ориентироваться в источниках информации
Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа
Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.
Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное
Воспитание милосердия, сострадания, сочувствия, толерантности, готовности помочь другому
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Мультимедиа проектор, презентация
Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма», самопроверка
14
Дружба
Комбинированный урок
Научатся: определять понятия: дружба, нравственные качества (понимание, взаимоуважение, взаимовыручка и др.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа
Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.
Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное
Способствовать воспитанию уважения друг к другу
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа
Мультимедиа проектор, презентация
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
15
Что значит быть моральным
Комбинированный урок
Научатся: обобщать знаний о морали и нравственности
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа
Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.
Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное
Воспитание доброжелательного отношения друг к другу
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа
Мультимедиа проектор, презентация
Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным - это значит …»
16,17
Род и семья - источник нравственных отношений
Комбинированный урок
Научатся: определять нравственные качества личности Получат возможность научиться: воспитывать среди членов семьи доброжелательность, уважение друг к другу.
Регулятивные: разработка правил поведения в классе, школе, семье.
Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; объяснение пословиц.
Коммуникативные: работа в парах и индивидуально
Научиться понимать себя и членов семьи, воспитывать уважение к старшим, следовать заповедям Библии.
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи
Мультимедиа проектор, презентация
Самостоятельная работа, самопроверка
18
Нравственный поступок
Комбинированный урок
Научатся: определять понятие «нравственный поступок»
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа
Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.
Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное
Воспитание доброжелательного отношения друг к другу
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Мультимедиа проектор, презентация
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
19
Золотое правило нравственности
Комбинированный урок
Научатся: выявлять моральные нормы, как разновидности социальных норм, регулирующих поведение человека в обществе
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа
Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.
Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств, доброжелательности
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Мультимедиа проектор, презентация
Самостоятельная работа, самопроверка
20
Стыд, вина и извинение
Комбинированный урок
Научатся: определять понятия стыд, честь, совесть, как регуляторов поведения человека в обществе
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа
Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.
Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Мультимедиа проектор, презентация
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку, словарная работа
21
Честь и достоинство
Комбинированный урок
Научатся: определять понятия
«честь» и «достоинство»
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа
Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.
Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное
Способствовать формированию у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи
Мультимедиа проектор, презентация
Самостоятельная работа, взаимопроверка
22
Совесть
Комбинированный урок
Научатся: определять понятия стыд, честь, совесть, как регуляторов поведения человека в обществе
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа
Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.
Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи
Мультимедиа проектор, презентация
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку, тест
23,24
Нравственные идеалы.
Нравственный образ богатыря.
Джентльмен и леди
Комбинированный урок
Научатся: определять правила поведения «леди и джентльмена».
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа
Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, запоминание новых слов.
Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное
Воспитывать взаимоотношения между мальчиком и девочкой.
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Мультимедиа проектор, презентация
Самостоятельная работа
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
25,26
Образцы нравственности в культуре Отечества
Комбинированный урок
Научатся: определять особую роль культуры в жизни отдельного человека и общества в целом.
работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Регулятивные: определение правил составления плана.
Познавательные: отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; составление кроссворда; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями учебника.
Коммуникативные: чтение и обсуждение дополнительных текстов; работа с пословицами
Компетенции по проявлению порядочности и скромности, гордости за поступки наших предков; умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Мультимедиа проектор, презентация
Самостоятельная работа
27,28
Этикет.
Комбинированный урок
Научатся: определять понятия: этикет, вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Получат возможность научиться: оценивать свои поступки, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя
Регулятивные: определение правил отработки терминов и понятий.
Познавательные: выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста.
Коммуникативные: соблюдение правил вежливости и этикета
Компетентность в оценивании своих поступков, определении обязанностей и оценивание их выполнения
Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск информации, работа в группах
Мультимедиа проектор, презентация
Самостоятельная работа, взаимопроверка
29,30
Семейные праздники
Комбинированный урок
Научатся: определять понятия: семья, семейные ценности, семейные традиции.
Получат возможность научиться: оценивать свои поступки, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя
Регулятивные: определение правил отработки терминов и понятий.
Познавательные: выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста
Коммуникативные: соблюдение правил вежливости и этикета
Компетентность в оценивании своих поступков, определении обязанностей и оценивание их выполнения
Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.
Мультимедиа проектор, презентация
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку, тест
31
Жизнь человека - высшая нравственная ценность.
Комбинированный урок
Научатся: определять понятия: вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Получат возможность научиться: оценивать свои поступки, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя
Регулятивные: определение правил отработки терминов и понятий.
Познавательные: выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста
Коммуникативные: неформальное общение, соблюдение правил вежливости и этикета
Компетентность в оценивании своих поступков, определении обязанностей и оценивание их выполнения.
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации
Мультимедиа проектор, презентация
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
32
Любовь и уважение к Отечеству.
Комбинированный урок
Научатся: определять понятия: быть милосердным, уметь сострадать, прийти на помощь другу в трудную минуту. Получат возможность научиться: оценивать свои поступки, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя
Регулятивные: разработка правил поведения в классе, школе.
Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; Коммуникативные: работа в парах .ю группах, индивидуально.
Выявлять элементы общечеловеческих ценностей, сострадания и милосердия; соблюдать правила дружбы.
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Мультимедиа проектор, презентация
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку, словарная работа
33,34, 35
Творческие работы учащихся
Итоговый урок
Научатся: определять значения: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся.
Получат возможность научиться: владеть красивой, грамотной речью,
Регулятивные: составление тестового задания.
Познавательные: ответы на вопросы, соотнесение учебного материала.
Коммуникативные: выступление перед аудиторией
Компетенции владения основами этики и этикета: знание, соотнесение определения с понятиями, пословиц с изученными темами; подготовка презентаций и выступление
Беседа, обсуждение работ
Мультимедиа проектор, презентация
Проектные и исследовательские работы учащихся
-
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Реализация обозначенной цели учебного предмета ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
Для изучения модульного учебного предмета «Основы светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства:
-
материально-техническое обеспечение: медиа-проектор, компьютер.
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- электронное пособие к модулю курса «Основы светской этики»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
-
учебно-методическое обеспечение:
1. А.Я.Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики, программы общеобразовательных учреждений 4 - 5 кл.- М.: Просвещение, 2011.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение 2011.
3. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2011.
4. Интернет - ресурсы: fcior.edu.ru/, school-collection.edu.ru/
5. Интернет-портал «ProШколу.ru» - материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ
6. Конкурсы и фестивали Православного Свято-Тихоновского университета -pravolimp.ru/main/main
7. Р.Н. Бунеев, Д.Д Данилов, И.И. Кремлева. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. Учебник 4-5 класс.М. Баласс 2010.
V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Учащиеся к научатся:
-
понимать основные нормы морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, необходимость на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
-
понимать значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
-
воспринимать осознанно свою гражданскую идентичность: «Я» гражданин России, свою этническую принадлежность, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
-
различать основные моральные нормы поведения в обществе;
-
различать этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
-
следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения возникающих задач и проблем реальной жизни;
-
понимать и объяснять значение понятий, имеющих отношение к культуре, и ее составных частей: религиозные и нравственные представления, наука, искусство; выделять их существенные
-
-
признаки;
-
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, опираясь на «основные» правила диалога, принимая аргументированную позицию собеседника и доказывая свою собственную точку зрения;
-
допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, иориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-
учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
-
договариваться и общему решению в деятельности, в т.ч. столкновения интересов;
-
задавать корректно вопросы, касающиеся морально-нравственных, а также религиозных, норм и представлений;
-
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
-
определять базовые национальные ценности: человеческой жизни; семейной жизни; культурнорегионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества;
-
различать законы культуры и природы и формулировать адекватные суждения относительно природных и культурных явлений;
-
определять как главные ценности добросовестное и творческое отношение к труду и учебе;
-
проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии;
-
использовать в поведении основные правила этикета: в школе, общественных местах, транспорте и т.п.;
-
навыкам вежливого внимательного, доброжелательного отношения к сверстникам, младшим и
-
-
старшим;
-
уважительно относиться к труду и творчеству старших и сверстников;
-
понимать человеческую жизнь как высшую ценность;
-
создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях духовно-нравственной культуры народов России на основе нескольких источниковинформации, сопровождать выступление презентацией.
-
Выпускник получит возможность научиться:
-
применять основы светской этики;
• понимать основы культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
• оценивать смысл инравственный смысл собственных поступков и поступков других людей;
• проецировать основные моральные нормы поведения в обществе на собственные поступки;
• проявлять эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
• реализовывать «моральное сознание» при решении моральных проблем на основе учёта позиций партнёров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам м этическим требованиям;
-
самостоятельно развивать осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного профессионального нации, страны, учреждения, сообщества, этноса
Лист корректировки учебно-тематического плана рабочей программы
Предмет ОДНКНР (модуль «Светская этика») класс 5
№
урока
(дата)
Тема урока
Причина изменения в программе
Способы корректировки
ПРИЛОЖЕНИЕ
Темы проектов
«Значение нравственности и этики в жизни человека и общества»,
«Мое отношение к миру»,
«Мое отношение к людям»,
«Мое отношение к России»,
«С чего начинается Родина»,
«Герои России»,
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»,
«Мой дедушка - защитник Родины»,
«Мой друг» и др.
«Семейные праздники как одна из форм исторической памяти».