• Преподавателю
  • Другое
  • «Театральная деятельность как средство реализации нравственно-этического направления программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся» (из опыта работы театральной студии Центра непрерывного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа

«Театральная деятельность как средство реализации нравственно-этического направления программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся» (из опыта работы театральной студии Центра непрерывного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Проблемы и перспективы реализации концепции духовно-нраственного развития и воспитания обучающихся в условиях введения в ФГОС».

Тема: «Театральная деятельность как средство реализации нравственно-этического направления программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся» (из опыта работы театральной студии Центра непрерывного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4». Новокузнецка)

Докладчик: Поляева Надежда Александровна, руководитель театральной студии, Почетный работник общего образования РФ, Педагог дополнительного образования СОНО МОУ «СОШ №4» г. Новокузнецка.

В основе обсуждаемой сегодня темы лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России в условиях введения в ФГОС, которую можно обозначить так: «Образование души - самое высшее образование». Не знаю как вам, а мне нравится то, что мы начинаем затрагивать аспекты человеческой души и более того, работать с ними.

Оглядываясь на недалекое прошлое, наблюдается процесс свертывания программ, связанных с развитием творческого потенциала детей, программ, которые еще не так давно были в каждой школе. Нет детских организаций, нет творческих коллективов, происходит сокращение ставок у педагогов дополнительного образования, в школе нет такого сообщества, где могла бы развиваться душа ребенка. А ведь мы до сих пор говорим, что школа - это его второй дом. И я вижу, как это пагубно влияет на развитие детской души.

Если говорить о развитии ребенка в целом, как о зрелой личности с сформированным духовно-нравственным развитием в будущем, то я представляю личность, у которой в процессе обучения будет достаточно хорошо сформирована и воля, и интеллектуальное развитие и сфера его душевных чувств. Воля формируется через развитие физического тела, интеллектуальное развитие происходит в процессе обучения. Через что происходит развитие его душевных качеств? Конечно же, через творчество, конечно же, через искусство. Душа должна питаться творчеством: музыкой, живописью, театром, танцами, прекрасными стихами. Общением с природой.

И я сегодня хочу поговорить о том, что близко мне, я буду говорить о Его Величестве Театре, о котором в свое время Белинский сказал «Это такая трибуна, с которой можно сказать миру много добра».

Я буду говорить о, Театре, как об одном из приоритетных видов деятельности, который позволяет воспитывать ребенка с духовно-нравственной позиции, о том, что театральное искусство напрямую связано с развитием жизни чувств человека.

В Театр дети играют всегда, начиная с первой рассказанной истории, самостоятельно разыгрывают сцены со своими сверстниками, охотно импровизируют, легко сочиняют свои сюжеты, играют разные роли.

И именно Театр дает ребенку возможность выразить состояние его души, развить волю к действию, чувства к переживанию образа, мышление, которое должно удерживать в поле своего зрения несколько образов, их взаимоотношения и перемещения по сцене.

Проживая много образов, ситуаций, отношений, поступков, ребенок укрепляет свои душевные силы. Это помогает ему стать более отзывчивым к переживанию и пониманию других людей. Чем больше образов пройдут через ребенка, чем разнообразней сценические ситуации, тем крепче, гармоничнее и совершеннее станет его душа. Предлагая, ребенку персонаж, с теми или иными качествами, отсутствующими у него, или недостаточно развитыми, Театр помогает ему справиться с теми, или иными душевными проблемами не давая им, перерасти в психологические комплексы и зажимы.

Кроме того, театральное искусство помогает разрешить многие социальные проблемы, так как театральный коллектив - это ансамбль индивидуальностей. Одна из трудных и важных сторон воспитания ребенка заключается в том, что, выходя на сцену, он должен раскрыться на глазах у зрителей, товарищей. Это требует, с одной стороны мужества, доверия, с другой - терпения и доброты. Для любого ребенка Театр становится способом войти в мир, к людям, выразить себя, свою индивидуальность, укрепить свое Я. Нет другого такого вида искусства, которое бы столь сильно требовало социальных способностей, социального чутья, развивало их. Ведь любая постановка возможна при наличии единого ансамбля исполнителей. Кроме того, каждый из исполнителей должен явить свой внутренний мир, свои чувства не с помощью какого либо инструмента, а в чистом виде, так как инструментом является он сам. Так развивается настоящее социальное чувство, основанное на реальном интересе к другому человеку, ведь социум может состоять только из дающих друг другу понимание и поддержку индивидуальностей. Это в свою очередь помогает им раскрыть свои творческие способности, о которых многие даже и не догадываются.

Театральное действие напрямую связано с развитием жизни чувств в человеке и затрагивает его душу гораздо глубже, чем область знаний и, следовательно, имеет гораздо больше возможностей для благотворного, преображающего, гармонизирующего воспитательного влияния на жизнь ребенка.

Цели и задачи Программы «Театр» - формирование самоорганизующегося театрального коллектива владеющего навыками и умениями в самостоятельной постановке театрализованного действия, спектакля в условиях дополнительного образования. Программа у меня одна, театральных коллективов два, с одним я работаю в школе № 2 со вторым в школе № 4. Работая много лет с группой ребят из школы № 2, я смогла выполнить те цели и задачи, которые были заложены в Программе. Дети научились ставить спектакли и праздники, и в последние два года мотивация к участию в театрализованном действии была очень высокая, они самостоятельно могли делать все: писать музыку, оформлять декорации, быть актерами, режиссерами, звукооператорами. Мы вместе подбирали репертуар для постановки. У них было четко сорганизовано личное время, время для учебы, спорта, творчества. В таком динамичном ритме они подошли к выпускным экзаменам сдали их, 13 моих участников из 13 поступили в высшие учебные заведения на бюджетной основе, есть среди них выпускница с Золотой медалью. Чувство страха, неуверенность в себе, в своих силах отсутствует, они свободны, коммуникабельны, творчески активны, выносливы, способны выполнить любую поставленную перед ними задачу, в них заложены лидерские качества и я думаю, что эти молодые люди как личности будут интересны в любом сообществе.

В Программе «Театр» кроме постановки спектаклей предусмотрена работа над художественным чтением, как одним из видов исполнительного искусства, над которым практически нив области, ни в нашем городе никто не работает.

Что такое поэзия? Это состояние души, при котором, оставив повседневное рассудочное слово Человек, возносится к укрепляющему его потоку дыхания и живости ритма. Он приучает свое ухо к творческим, движущим силам звуков и через речь в нем раскрывается способность вдохновляться красотой языка, которая, охватывает, окрыляет его, пробуждая художественной чувство. С художественным чувством Человек погружается в процесс слушания, получая при этом прекрасные ощущения. Поэтические ритмы, гармонизируют его душу, делают речь плавной, не каркающей. Мало кто знает, что вовремя прожитый в детском возрасте поэтический ритм будь то ямб, анапест, пеон, гекзаметр оздоравливающе воздействует на физическое тело Человека, не говоря о состоянии его души. Но какие ритмы слышит Человек в жизни? Только «бит» да музыку в стиле «попсы», а от слова «стихи» появляется скучное выражение лица, особенно у детей. У наших детей нет навыка хоровой декламации, навыка работы над поэтическим и прозаическим произведениями, он выражен в простом заучивании стихов или прозы. Это я заметила, когда принимала участие в ежегодно проводимых в школе № 4 («Ступени общего непрерывного образования») районных конкурсах стихов.

Очень громкое, или чрезмерно эмоциональное, пафосное чтение часто именуется «выразительным» чтением и считается эталоном правильной подачи текста. У детей неосознанно формируется неправильное отношение к работе над стихами или прозой зачастую их собственное восприятие материала остается равнодушным. Они бессознательно повторяют чужие слова и формулировки, считая, что делают это искренне и убежденно.

И не вина детей и их педагогов, в том, что они не умеют работать со стихами. Это должен делать специалист, так же как математику должен преподавать математик. Я решила попробовать найти единомышленников среди школьников, которые понятия не имели, что такое сцена, актерское мастерство, как работать со стихами, что такое спектакль вообще. И они пришли. Их оказалось мало, очень мало из тех, кто решил поверить мне. Трудно было представить, что в огромной школе, смелых окажется восемь человек, что в процессе работы некоторые «сойдут с дистанции» и останется в команде только четыре. Четыре человека сомневающиеся в себе, в своих силах, в своих творческих способностях. Им было трудно заниматься тренингами по актерскому мастерству, развитию речи, сценическому движению. Их силы воли хватало на 25-30 минут, а дальше они становились не управляемыми, и репетицию можно было не продолжать. Они уходили с очередного занятия, а я шла домой и думала «не придут, больше не придут» Но на следующее занятие они приходили четко по расписанию, мало того, приводили своих друзей и знакомых в надежде, что ребята останутся, и будут заниматься в коллективе. Ребята приходили, смотрели на все происходящее и больше не возвращались.

На одну из наших первых встреч девочки принесли томик со стихами Александра Блока и предложили поставить спектакль. Я была удивлена, почему Блок? Одно только хорошо знала, если дети этого хотят, значит, они интуитивно чувствуют состояние общества, дух времени, в котором мы с вами живем, они ставят перед нами вопросы и ждут ответ, в противном случае предлагают этот ответ сами. И для них, для этих юных душ это очень важно! Но Блок… и эти дети, почему? Я перечитала все его стихи, биографию, искала, что лежит между строк, им думала, чем он их так зацепил? И как-то в процессе занятий, мы с ними разговорились о любви, просто о любви, о безусловной любви людей ко всему, что их окружает. И меня поразило что, то о чем думают сейчас эти дети, очень близко к душевным переживаниям Блока, которые он выражал в мало знакомых нам стихах. Так родился наш поэтический спектакль «Все начинается с любви». К стихам Блока стали добавляться созвучные стихи поэтов - современников, нашлась музыка. Но когда мои артисты, увидели тексты, которые должны были знать, что называется «на зубок» они испугались, и с тоской в глазах стали задавать вопрос: «Это все надо выучить?» Программа предоставляла нам возможность работать над спектаклем долго, для каждого из них было выделено индивидуальное время, и постепенно страх стал пропадать, не заучивая они научились запоминать эти тексты. Затем пошла работа над актерским мастерством, и сборка спектакля в единое целое. Я наблюдала за ними и видела ступени их роста, видела, как голос, тело обретает свободу, как спокойно и сосредоточенно они ведут спектакль, и как преодолевают свой страх. Но однажды я столкнулась с новой проблемой. Группа могла выступать на любой аудитории, и зал им аплодировал, но в своей родной школе работать отказывались. Почему? Они боялись выглядеть в глазах своих сверстников смешными. Это был девятый класс. Да.… Очень поздно они попали ко мне… Я разговариваю с ними о будущем и слышу, что девочки съездили в Академию искусств в Кемерово узнать правила приема на театральное отделение, Влад уехал в Москву, Михаил решает вопрос о том, как ему соединить учебу, спорт и театр, чтобы одно другому не мешало. Я слушала его и думала, вот оно то-самое триединство воли мышления и чувства, о котором я говорила в начале своего выступления. И это мне говорит мой ученик!

А еще я думала о том, что мы должны иметь возможность не свертывать программы творческого развития наших детей, мы должны иметь возможность их разрабатывать, опробовать, а потребность в них есть и это доказывают нам наши дети и их глубинная работа над собой. А начинать надо от начальной школы к среднему звену, а от него к старшему. Нужна система, очень нужна!
И эта система сформировалась!






© 2010-2022