Эссе «Пути повышения читательской грамотности учащихся»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе

«Пути повышения читательской грамотности учащихся»

учитель русского языка и литературы средней школы № 14 г.Актобе

Жураковская Елена Геннадьевна

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом

В.А.Сухомлинский.

Чтение - искусство. Каждый учитель литературы принимает это утверждение как данность. В наше время, когда интерес к чтению заметно поугас, нам необходимо построить урок так, чтобы учащиеся не только овладели знаниями и умениями согласно требованиям программ, но смогли прикоснуться к слову мастера, увидеть и почувствовать его красоту, чтобы нашли для себя какие - то нравственные ориентиры, смогли не потеряться в сложной жизненной ситуации. Поэтому для современного педагога важно, чтобы его ученики овладели читательской грамотностью, которая сегодня рассматривается как один из важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Поэтому на сегодня ставится очень важная задача - формирование читательской компетентности учащихся. Какими же компетенциями в литературной сфере должен обладать учащийся? 1.Общекультурная литературная компетентность - восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры. 2. Ценностно - мировоззренческая компетентность - понимание ценностей, отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям.

3.Читательская компетентность - способность к творческому чтению,

умение вступать в диалог «автор - читатель», погружаться в переживания героев, понимание специфики языка художественного произведения.

4.Речевая компетентность - знание норм русского литературного языка;

владение основными видами речевой деятельности.

5.Способность к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров.

Формирование названных компетенций достигается в результате освоения следующего содержания образования, которое состоит из четырех ступеней. Первая часть включает в себя основные темы, проблемы и образы, к которым обращается литература. Вторая - основные теоретические понятия. Третья - основные виды деятельности по освоению литературных произведений, научной, научно - популярной литературы. Четвертая - перечень литературных произведений, обязательных для изучения. Первым шагом на пути к формированию читательской компетентности, конечно же, должна стать начальная школа. На выходе в пятом классе учащийся должен уметь: - вычитывать информацию; - размышлять о прочитанном; -давать оценку прочитанному; - работать с разными источниками информации. Дальнейшая работа по формированию компетентного читателя должна строиться на поддержке интереса к чтению. И знаменитые слова Дидро : «Люди перестают думать, когда перестают читать», - должны стать для нас основополагающими, т.е. мы должны рационально подбирать задания, использовать эффективные приемы и стратегии. Например, поисковое или просмотровое чтение предполагает нахождение конкретной информации, конкретного факта, в данном случае очень результативны «Тонкие толстые вопросы». Работу с «тонкими» вопросами ученик может продолжать на творческом уровне, составляя кроссворды или сценарии игр. «Толстые» вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы. Интересна в применении психологическая ролевая игра «6 шляп мышления». При введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником возможно использование стратегий: «работа с вопросником», «чтение с остановками». Определить уровень осмысления текста можно при помощи стратегий: «синквейн», «кластер», «уголки», «ромашка Блума». У каждого педагога есть свои хитрости и секреты преподавания литературы, благодаря которым обычный академический час превращается в поединок позиций, интересный диалог, поиск истины. Творческий учитель никогда не довольствуется раз и навсегда написанным конспектом урока, он всегда в поиске идей, методических приемов, тем для разговоров и неожиданных формулировок проблем. А значит, он открыт для сотрудничества, и готов интересоваться тем, как это делают другие.



© 2010-2022