- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по статистике
Рабочая программа по статистике
Раздел | Другое |
Класс | 12 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Васильева С.В. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Воронежской области
«Воронежский юридический техникум»
ОП.10 СТАТИСТИКА
Рабочая программа
учебной дисциплины
для специальности
40.02.01 «Право и организация
социального обеспечения»
Воронеж
2015
ОДОБРЕНО
ПЦК учетно-финансовых дисциплин
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
____________ Е.С. Котюх
УТВЕРЖДАЮ
Директор техникума,
кандидат экономических наук
____________ Л.В. Волкова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 СТАТИСТИКА
для специальностей среднего профессионального образования
Автор: Васильева Светлана Владимировна, преподаватель ГПБОУ ВО ВЮТ
Рецензент: Трещевская Н.Ю., к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита АОНО ВО ИММИФ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
12
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 СТАТИСТИКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Статистика в соответствии с ФГОС является частью программы подготовки специалиста среднего звена по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения, входящей в состав укрупненной группы специальностей 40.00.00 «Юриспруденция».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке, при разработке программ дополнительного профессионального образования в социально-трудовой сфере.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- собирать и обрабатывать информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности;
- оформлять в виде таблиц, графиков и диаграмм статистическую информацию;
- исчислять основные статистические показатели;
- проводить анализ статистической информации и делать соответствующие выводы;
знать:
- законодательную базу об организации государственной статистической отчетности и ответственности за нарушение порядка ее представления;
- современную структуру органов государственной статистики;
- источники учета статистической информации;
- экономико-статистические методы обработки учетно-статистической информации;
- статистические закономерности и динамику социально-экономических процессов, происходящих в стране.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями:
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
24
контрольные работы
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
-
Работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами
Подготовка докладов, рефератов
Подготовка к устному опросу
Подготовка к решению тестовых заданий
Подготовка к практическим занятиям
Подготовка к контрольной работе
Подготовка к дифференцированному зачету
4
4
4
2
2
4
4
Внеаудиторная самостоятельная работа по решению задач
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Статистика
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел I.
ВВЕДЕНИЕ В СТАТИСТИКУ
Тема 1.1
Введение в статистику
Содержание учебного материала
2
1,2
Понятие предмета и метода статистики как науки. Основные разделы статистики: общая теория статистики, демографическая статистика, экономическая статистика, социальная статистика, страховая статистика и т.д. Статистическая методология.
Самостоятельная работа
2
3
Подготовка к устному опросу, тестированию, практической работе. Проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. подготовка доклада или реферата из тем.
Тема 1.2
Задачи и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации
Содержание учебного материала
2
1,2
Современная структура органов государственной статистики в Российской Федерации. Государственный комитет по статистике РФ, его функции. Принципы организации государственной статистики в Российской Федерации. Республиканские, областные (краевые) комитеты статистики, межрайонные, городские отделы статистики, их функции.
Самостоятельная работа
2
3
Подготовка к устному опросу, тестированию, практической работе. Проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. подготовка доклада или реферата из тем
Раздел II
СТАТИСТИЧЕСКОЕ
НАБЛЮДЕНИЕ
Тема 2.1. Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения
Содержание учебного материала
2
2
Понятие о статистическом наблюдении. Статистическое наблюдение - первый этап статистического исследования. Объект и единица наблюдения. Программа наблюдения. Организационный план статистического наблюдения. Статистический формуляр. Время наблюдения. Точность статистического наблюдения. Ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Арифметический и логический контроль качества информации.
Самостоятельная работа
1
3
Подготовка к устному опросу, тестированию, практической работе. Проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. подготовка доклада или реферата из тем
Тема 2.2
Формы, виды и способы организации статистического наблюдения
Содержание учебного материала
2
2
Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов: непрерывное (текущее), периодическое и единовременное. Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности: сплошное, выборочное, основного массива, монографическое. Непосредственное наблюдение. Документальный способ. Опрос и его виды: экспедиционный, саморегистрация, корреспондентский, анкетный явочный. Формы статистического наблюдения. Статистическая отчетность и ее виды. Требования, предъявляемые к статистическим данным. Специально организованное статистическое наблюдение. Перепись населения.
Практические занятия
2
2
Практическая работа № 1
Первичная обработка и контроль материалов статистического наблюдения
Самостоятельная работа
2
3
Подготовка к устному опросу, тестированию, практической работе. Проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. подготовка доклада или реферата из тем
Раздел III
СТАТИСТИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ
Содержание учебного материала
2
3
Понятие статистического показателя и его значение для изучения социально-экономических явлений. Виды статистических показателей. Абсолютные величины в статистике, их единицы измерения. Понятие относительных величин, их сущность. Взаимосвязь абсолютных и относительных величин. Виды относительных величин: выполнение плана, структуры, интенсивности уровня экономического развития, сравнения.
Практические занятия
2
2
Практическая работа № 2
Расчет статистических показателей
Самостоятельная работа
2
33
Подготовка к устному опросу, тестированию, практической работе. Проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. подготовка доклада или реферата из тем
Раздел IV
СВОДКА И ГРУППИРОВКА
СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
Тема 4.1. Задачи и виды статистической сводки
Содержание учебного материала
2
2
Статистическая сводка. Виды статистической сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения. Программа статистической сводки. Результаты сводки.
Самостоятельная работа
2
3
Подготовка к устному опросу, тестированию, практической работе. Проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. подготовка доклада или реферата из тем
Тема 4.2. Метод группировок в статистике
Содержание учебного материала
2
2
Группировка статистических данных. Группировочные признаки. Принцип оптимизации числа групп. Простые и сложные группировки. Факторные и результативные признаки.
Практические занятия
2
2
Практическая работа № 3
Определение сводки и группировки материалов статистических данных
Самостоятельная работа
2
3
Подготовка к устному опросу, тестированию, практической работе. Проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. подготовка доклада или реферата из тем. Подготовка к контрольной работе.
Практические занятия
2
2
Практическая работа № 4
Способы наглядного представления в статистике
Практические занятия
2
2
Практическая работа № 5
Контрольная работа.
Построение статистических таблиц и графиков
Самостоятельная работа
2
3
Подготовка к устному опросу, тестированию, практической работе. Проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. подготовка доклада или реферата из тем
Раздел V
РЯДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В СТАТИСТИКЕ
Содержание учебного материала
2
1,2
Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята и огива.
Практические занятия
2
2
Практическая работа № 6
Построение ранжированных рядов. Вариационные ряды.
Самостоятельная работа
2
3
Подготовка к устному опросу, тестированию, практической работе. Проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. подготовка доклада или реферата из тем
Раздел VI
СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАЦИИ
Тема 6.1. Средние величины в статистике
Содержание учебного материала
2
2
Понятие средней величины и ее значение для обобщения характеристик индивидуальных величин одного и того же вида. Виды средних величин и методы их расчета в зависимости от характера исходных данных. Обязательные условия для исчисления достоверной средней величины.
Практические занятия
2
2
Практическая работа № 7
Определение средних величин
Самостоятельная работа
2
3
Подготовка к устному опросу, тестированию, практической работе. Проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. подготовка доклада или реферата из тем
Тема 6.2. Структурные характеристики вариационного ряда разделения.
Показатели вариации в статистике
Содержание учебного материала
2
2
Структурные средние величины. Мода. Медиана. Аналитический и графический способы определения структурных средних величин.
Вариация. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. Способы расчета дисперсии. Относительные показатели вариации: коэффициенты осцилляции, вариации.
Практические занятия
2
2
Практическая работа № 8
Расчет структурных средних величин (моды и медианы)
Самостоятельная работа
2
3
Подготовка к устному опросу, тестированию, практической работе. Проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. подготовка доклада или реферата из тем
Раздел VII
РЯДЫ ДИНАМИКИ
В СТАТИСТИКЕ
Тема 7.1. Виды и методы анализа рядов динамики
Содержание учебного материала
1
3
Понятие рядов динамики, их виды: интервальный, моментный и др. Уровни ряда динамики: начальный, конечный. Показатели рядов динамики: абсолютные изменения (+, -), темпы роста (снижения), средние темпы роста (снижения). Абсолютное значение одного процента прироста.
Тема 7.2. Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики
Содержание учебного материала
1
3
Основные компоненты динамического ряда: основная тенденция (тренд); динамические (конъюнктурные), сезонные и случайные колебания. Тренд. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики.
Практические занятия
4
2
Практическая работа № 9
Определение рядов динамики и их показателей
Практическая работа №10
Расчет основных тенденций (трендов)
Самостоятельная работа
2
3
Подготовка к устному опросу, тестированию, практической работе. Проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. подготовка доклада или реферата из тем
Раздел XIII
ИНДЕКСЫ В СТАТИСТИКЕ
Содержание учебного материала
2
3
Понятие индексов, индивидуальные индексы, их виды и порядок исчисления. Понятие об индексируемой величине и соизмерителях (весах). Агрегатная форма индекса - основная форма экономического индекса. Агрегатные формы индексов физического объема продукции, цен, стоимости, товарооборота в фактически действующих ценах. Цепные и базисные индексы. Взаимосвязь индексов.
Практические занятия
6
2
Практическая работа № 11
Расчет индексов
Самостоятельная работа
1
3
Подготовка к устному опросу, тестированию, практической работе. Проработка конспектов занятий, работа с основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. подготовка доклада или реферата из тем. Подготовка к дифференцированному зачету.
Примерная тематика курсовой работы (проекта)
-
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
-
Всего:
72
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории информационных технологий в профессиональной деятельности.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- рабочий стол для преподавателя;
- рабочие столы для обучающихся;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия (комплект плакатов и стендов, презентации)
Коллекция цифровых образовательных ресурсов:
- электронные учебники;
- электронные учебные пособия преподавателей;
-
комплект слайдов;
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийное оборудование;
- внешние накопители информации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
-
Статистика: учебник / Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. - Изд. 6-е, допол. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.
-
Статистика: учебник/ под ред. И.И. Елисеевой; СПб гос. ун-т экономики и финансов. - М.:Юрайт, 2012.
Дополнительные источники:
1. Ефимова, М.Р. Практикум по общей теории статистики / М.Р. Ефимова, Е.В. Петрова, О.И. Ганченко. - М.: Юрайт, 2013. - 368 с.
2. Мелкумов Я.С. Социально - экономическая статистика: учебное пособие/ Я.С. Мелкумов.- М.: Инфра-М, 2011.
3. Общая теория статистики: курс лекций по дисциплине «Статистика» Т.А. Крутова [и др.]; РТА.- М.: Изд-во РТА, 2010.
4. Панишко Е.П. Статистика: курс лекций / Е.П. Панишко; СПб. фил. РТА, каф. эконом. теории.- СПб.: РИО СПб фил. РТА 2010.
5. Практикум по общей теории статистики [Текст] : учеб. пособие для бакалавров / под ред. М. Р. Ефимовой; Гос. ун-т упр. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013.
6. Практикум по теории статистике. Учебное пособие/ под ред. Р.А. Шмойловой- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2010.
7. Родительская Е.В., Ширкунова Н.В. Общая теория статистики в схемах и таблицах: учеб. пособие по дисциплине «Статистика»/ Е.В. Родительская, Н.В. Ширкунова; РТА. - М.: Изд-во РТА, 2012.
8. Статистика. Учебник / под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Юрайт, 2014. - 558 с.
9. Социально-экономическая статистика / под ред. М.Р. Ефимовой. - М.: Юрайт, 2013. - 592 с
10. Экономическая статистика: учебник/ под ред. Ю.Н. Иванова.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2011.
Нормативно-правовые акты:
-
Постановление ГД ФС РФ от 05.04.1995 N 640-1 ГД О проекте Федерального закона "О статистической деятельности в Российской Федерации. Текст документа по состоянию на июль 2011 года.
-
Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 23 июля 2013 г.)
-
Российская Федерация. Конституция. Конституция Российской Федерации // Правовая система «Гарант».
Технические средства обучения
1. Гарант: Юридическая справочно-информационная система.- М.: НПП "Гарант-сервис".
2. Консультант Плюс: Общерос. сеть распространения правовой информации.- М.: Регионал. Центр Сети. Воронеж. Информ. Агентство.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения:
собирать и обрабатывать информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности;
Наблюдение и оценка на практических занятиях. Оценка выполненных индиви-дуальных заданий. Экспертная оценка полно-ты знаний и умений по результатам выпол-нения заданий.
оформлять в виде таблиц, графиков и диаграмм статистическую информацию;
Наблюдение и оценка на практических занятиях. Оценка выполненных индивидуальных заданий. Экспертная оценка полноты знаний и умений по результатам выполнения заданий.
исчислять основные статистические показатели;
Наблюдение и оценка на практических занятиях. Оценка выполненных индивидуальных заданий. Экспертная оценка полноты знаний и умений по результатам выполнения заданий.
проводить анализ статистической информации и делать соответствующие выводы;
Наблюдение и оценка на практических занятиях. Оценка выполненных индивидуальных заданий. Экспертная оценка полноты знаний и умений по результатам выполнения заданий.
знания:
законодательную базу об организации государственной статистической отчетности и ответственности за нарушение порядка ее представления;
Текущий контроль в форме тестирования, устный опрос. Оценка выполненных индивидуальных заданий. Экспертная оценка полноты знаний и умений по результатам выполнения заданий.
современную структуру органов государственной статистики;
Текущий контроль в форме тестирования,
устный опрос и оценка результатов защиты докладов. Экспертная оценка полноты знаний и умений по результатам выполнения заданий.
источники учета статистической информации;
Текущий контроль в форме тестирования,
индивидуальный опрос, беседа и оценка результатов защиты рефератов. Экспертная оценка полноты знаний и умений по результатам выполнения заданий.
экономико-статистические методы обработки учетно-статистической информации;
Текущий контроль в форме тестирования, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, оценка результатов защиты докладов, защита практической работы. Оценка результатов выполнения индивидуальных заданий. Экспертная оценка полноты знаний и умений по результатам выполнения заданий.
статистические закономерности и динамику социально-экономических процессов, происходящих в стране.
Текущий контроль в форме тестирования, индивидуально-творческие работы, фронталь-ный опрос, индивидуальный опрос, беседа. Оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий, оценка результатов защиты докладов. Защита практической работы. Экспертная оценка полноты знаний и умений по результатам выполнения заданий.
При реализации программы дисциплины и при выполнении самостоятельной работы по дисциплине в форме индивидуальных заданий, проекта, исследований у студента формируются следующие компетенции: ОК 2-5, ПК 1.5.