- Преподавателю
- Другое
- Программа по методике преподавания иностранного языка для студентов специальности иностранный язык
Программа по методике преподавания иностранного языка для студентов специальности иностранный язык
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мартынова А.В. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и молодежной политики Чувашской республики
Чебоксарский педагогический колледж им. Н.В. Никольского
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Теория и методика обучения иностранному языку» специальности 050303 «Иностранный язык»
(на базе среднего / полного образования)
Чебоксары, 2009
Одобрена на заседании Составлена в соответствии
предметно-цикловой с государственными требованиями
комиссии иностранных языков к минимуму содержания и уровню Протокол № __ подготовки выпускников по
от «__» ____________ 2009 г. специальности 050303
Председатель ПЦК ________ «Иностранный язык»
Юдина Т. Д.
Утверждаю:
Директор ________ Сапожников В. В.
«___» _____________ 2009 г.
Составитель: Мартынова А.В., Юдина Т. Д., преподаватели английского
языка первой и высшей категорий Чебоксарского
педагогического колледжа им. Н. В. Никольского
Рецензенты: Сидорова Л. А., педагогических наук, доцент кафедры
английской филологии и переводоведения ГОУ ВПО
«ЧГПУ им. И. Я. Яковлева»
Миронова Н. А., преподаватель английского языка второй
категории Чебоксарского педагогического колледжа
им. Н. В. Никольского
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по курсу «Теория и методика обучения иностранному языку» для студентов II - IV курсов специальности 050303 «Иностранный язык» Чебоксарского педагогического колледжа им. Н. В. Никольского
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и предназначена для преподавателей, готовящих специалистов иностранных языков для работы во всех типах школ, где преподаются иностранные языки, и студентов, получающих эту специальность.
Программа предусматривает как теоретическое изучение отдельных тем, так и лабораторно-практические занятия по усвоению дидактических и методических основ преподавания иностранного языка, что обеспечивает успешное прохождение педагогической практики студентами в общеобразовательных школах.
В ней четко продумано, что должен студент знать, уметь и о чем иметь представление. Программа содержит задания для самостоятельной работы, практического применения теоретических знаний.
Авторами программы предложены возможности для творчества на каждом этапе учебно-воспитательного процесса, показаны технология обучения каждому виду речевой деятельности, различные приемы работы над фонетикой, лексикой и грамматикой.
Программа предусматривает использование разнообразных видов и форм проведения занятий: проблемные лекции, практические занятия (семинары), лабораторно-практические (составление планов конспектов уроков, их проведение и анализ), видео уроки и выездные практические занятия.
В программе предлагается список ресурсных центров Интернета, позволяющий самостоятельно исследовать актуальные проблемы методики обучения иностранному языку. Также даны темы курсовых и дипломных работ, которые носят практический характер.
Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской
филологии и переводоведения ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева»
_______ Сидорова Л. А.
ОТЗЫВ
на рабочую программу по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку»
Рабочая программа, составленная для студентов педагогического колледжа по специальности «Иностранный язык», имеет своей базой ГОС СПО Российской Федерации.
В пояснительной записке указывается, что весь курс в целом призван помочь подготовить специалистов, хорошо владеющих теоретическими и практическими знаниями, навыками и умениями.
Положительной стороной программы является четко обозначенная и продуманная структура. Каждый раздел предусматривает уровень знаний, умений практической и технологической деятельности, которыми должен овладеть студент.
Конкретные задания для самостоятельной работы помогут проконтролировать уровень усвоения материала, предусматривают приобретение навыков работы с научно-методической литературой, периодическими изданиями, и, что очень важно, ресурсных центров.
Вопросы и задания для самоконтроля после каждой изученной темы должны помочь более качественно подготовиться как к текущим занятиям, так и непосредственно к экзаменам.
Важной частью программы является перечень вопросов к экзаменам.
Примерный перечень тем курсовых и дипломных работ предполагает конкретизацию изучения тем по разным возрастным группам и разным ступеням изучения иностранного языка в зависимости от того, в каком классе студент будет проходить педагогическую практику.
Работа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК иностранных языков
Чебоксарского педагогического колледжа.
Преподаватель английского языка _______ Миронова Н. А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа предназначена для студентов педагогического колледжа, изучающих курс «Теория и методика обучения иностранному языку". Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050303 «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» (повышенный уровень среднего профессионального образования).
Цель курса теории и методики обучения иностранному языку - подготовка студентов к самостоятельной творческой работе учителя в период проведения педагогической практики.
Из этой цели вытекают следующие задачи курса:
-
сравнение различных, принятых в отечественной и зарубежной методике, подходов и методов обучения иностранному языку как средству международного общения.
-
Ознакомление студентов с основами методики обучения ИЯ в контексте формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
-
Изучение вопросов, связанных с формированием и существующими формами контроля языковых, речевых и социокультурных навыков и умений с учетом национальных требований и в свете современных тенденций обновления содержания иноязычного образования в школе.
-
Ознакомление с требованиями планирования, проведения, анализа и самоанализа урока/серии уроков по иностранному языку в свете современных требований.
-
Формирование профессиональных умений планировать и реализовывать собственные профессиональные действия с позиции современных требований к содержанию и организации профессиональной деятельности учителя ИЯ, с учетом объективных закономерностей усвоения ИЯ в различных условиях, в том числе в условиях трехязычия, т. е. учета знаний родного языка - чувашского.
-
Определение критериев анализа современных отечественных и зарубежных учебно-методических комплексов (УМК) и учебных пособий, рассчитанных на различные этапы и условия обучения ИЯ в школе.
Требования к уровню освоения программы.
Данная программа рассчитана на базовый курс методики. Курсовая подготовка по теории и методике обучения иностранному языку предполагает посещение лекций и семинарско-практических занятий, а также написание курсовой работы. Курс лекций рассчитан на 84 часа, программа семинарско-практических занятий основывается на тематике лекционного курса и рассчитана на 84 часа. Семинары ориентированы как на закрепление теоретических знаний, так и на формирование профессионально-методических навыков и умений.
При изучении курса методики применяются различные формы учебной работы: проблемные лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия (дискуссии, выездные практические занятия и др.).
Изучение методики тесно связано с педагогической практикой, проводимой непосредственно в средней общеобразовательной школе, где студенты получают навыки теоретического анализа работы учителя, овладевают активными формами работы по обучению иностранному языку.
Контроль усвоения знаний студентов осуществляется после изучения каждой темы и каждого раздела: за весь курс предусмотрено выполнение 5 контрольных работ, которые могут составляться как преподавателями, так и группой самих студентов с целью самоконтроля или обмена информацией.
По окончании VI и VIII семестров сдают экзамен. В VII семестре проводится дифференцированный зачет.
В VII-м семестре студенты пишут курсовые работы по основам теории обучения иностранным языкам. А по окончании всего курса обучения студенты сдают государственный экзамен в комплексе с педагогикой и психологией, а также защищают дипломный проект, который пишут на IV курсе.
После изучения курса методики специалист должен знать:
-
содержание обучения иностранному языку в четырех видах речевой деятельности, а также отдельных сторон речи учащихся (фонетической, лексической и грамматической), навыков письма, отраженных в программах и других нормативных документах;
-
закономерности овладения учащимися фонетикой, лексикой, грамматикой, навыками письма на иностранном языке;
-
методику грамотного построения и проведения урока с использованием разнообразных форм, методов, средств, приемов обучения и воспитания в соответствии с поставленными конкретными задачами и программами;
-
методику организации внеклассных мероприятий, кружков и экскурсий;
-
знать учебно-методические комплексы и их отличительные особенности;
-
основные инновационные направления в области обучения иностранным языкам.
В ходе проведения практических занятий, лабораторных работ, самостоятельной работы под руководством преподавателя формировать следующие навыки и умения:
-
обследования и выявления уровня развития четырех видов речевой деятельности на иностранном языке, а также уровня развития отдельных сторон речи учащихся (фонетической, грамматической и лексической), навыков письма на иностранном языке;
-
творческое применение усвоенных методов и приемов по формированию языковых и речевых навыков в ходе самостоятельной работы с учащимися;
-
изготовления и применения дидактических пособий для решения комплекса речевых задач;
-
овладения разными видами планирования речевой деятельности на иностранном языке;
-
разработки конспектов уроков по решению разных образовательных, воспитательных и развивающих задач с использованием новых технологий обучения;
-
анализа программных документов.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Выпускник подготовлен к обучению, воспитанию и развитию учащихся начальной и основной общеобразовательной школы в условиях различных типов общеобразовательных учреждений общего назначения средствами иностранного языка.
Уровень освоения программы определяется на экзамене, где проверяются знания за базовый курс методики, а также профессионально-методические навыки и умения, а именно:
-
владение профессиональной терминологией;
-
умение логично, четко и лаконично выстраивать ответ;
-
умение анализировать, сравнивать, сопоставлять различные подходы, методы, приемы обучения языку и речи, а также учебники и учебные пособия, ориентированные на различные этапы и условия обучения ИЯ;
-
умения разрабатывать фрагменты урока по обучению различным аспектам языка и видам речевой деятельности и обосновывать адекватность выбора упражнений и последовательность их расположения;
-
анализировать технологии изучения ИЯ на основе индивидуального опыта и переносить их на технологии обучения ИЯ.
Взаимосвязь с другими дисциплинами ООП.
Условием для реализации данных задач является обеспечение необходимого уровня профессионально-методической рефлексии на собственный опыт изучения/обучения иностранным языкам, а также установление и реализация междисциплинарных связей с предметами языкового, психолого-педагогического и других циклов.
Структура примерного тематического плана
№
Наименование
разделов и тем
Максима-льная учебная нагрузка
Количество аудиторных часов при очной форме обучения
Самостоят. работа студентов
Семестр
всего
теоре-тичес-ких
практичес-ких, лаборатор-ных работ
1.
Теоретические основы обучения иностранным языкам
50
40
22
18
10
IV
2.
Организация процесса обучения иностранным языкам в общеобразователь-ных учреждениях
46
36
18
18
10
V
3.
Технологии обучения иностранным языкам
41
32
20
12
9
VI
4.
Технологии обучения иностранным языкам
46
36
20
16
10
VII
5.
Технологии обучения иностранным языкам
33
24
14
10
9
VIII
ВСЕГО ПО КУРСУ:
216
168
84
84
48
5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Темы и содержание теоретических занятий Ауд. / СРС
( IV семестр, 40 час. / 10 час.)
Раздел I. Теоретические основы обучения иностранным языкам.
Тема 1. Методика обучения иностранным языкам как педагогическая наука об учении. Объект и предмет методики. Общая и частная методика. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам: система обучения, метод, принцип, средство, упражнение, знания, умения и навыки. (4 час. / 1 час.)
1.1. Методика обучения иностранным языкам как наука, ее связь с другими науками. Связь методики с педагогикой, психологией и лингвистикой. Методы исследования. (2 час. / 1 час.)
1.1.1. Дидактические основы обучения ИЯ. Стороны и дидактическая структура учебно-воспитательного процесса. Связь методики с педагогикой: принципы обучения, их взаимосвязь и взаимозависимость. Основные дидактические принципы и их применение в методике. (4 час. / 1час.)
1.1.2. Лингвистические основы обучения иностранным языкам. Связь методики с лингвистикой: учение о различии языка и речи, интерференция и ее виды. Языковые, речевые и коммуникативные единицы обучения иностранным языкам. Фонологическая и диалогическая речь, их особенности. (4 час. / 1 час.)
1.1.3. Психологические основы обучения иностранным языкам. Связь методики с психологией: неподготовленное и подготовленное в устной речи, сочетание мышления о языке с речемыслительной деятельностью, формирование высказываний в свете теории деятельности, проблема запоминания, влияние психологической теории способностей на методику. Психологическая структура речевой деятельности. Характеристика речевых (лексических, грамматических), языковых и технических (навыки чтения и письма) навыков. Основные этапы овладения навыками и умениями. (4 час. / 1 час.)
Тема 2. Методические принципы обучения иностранным языкам (общие и частные).
(4 час. / 1 час.)
2.1. Классификация методов обучения иностранным языкам. Методы дореформенного периода: грамматико-переводной и текстуально-переводной. Методы периода Реформы: натуральные и прямые методы, неопрямые методы, смешанные методы. Интенсивные методы. (6 час. / 1 час.)
Тема 3. Цели и задачи обучения иностранным языкам, их определение и реализация в отечественных и зарубежных нормативных программных документах. Формирование различных видов компетенций - как цель обучения иностранным языкам в современной средней школе. Специфика иностранного языка как учебного предмета.
(4 час. / 1 час.)
Тема 4. Содержание обучения иностранным языкам, его лингвистический, психологический и методологический компоненты. Отражение содержания обучения иноязычному общению в нормативных документах. (4 час. / 1 час.)
Тема 5. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам.
(4 час./ 1 час.)
Темы практических занятий (семинаров)
IV семестр, 18 часов.
Раздел I. Теоретические основы обучения иностранным языкам.
Тема 1. Методика обучения ИЯ как педагогическая наука об учении. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам, её объект и предмет. 2 час.
Тема 1.1.1. Дидактические основы обучения ИЯ. Основные дидактические принципы и их применение в методике. 2 час.
Тема 1.1.2. Лингвистические основы обучения ИЯ. Языковые, речевые и коммуникативные единицы обучения иностранным языкам. Фонологическая и диалогическая речь, их особенности. 2 час.
Тема 1.1.3. Психологическая структура речевой деятельности. Характеристика речевых (лексических, грамматических), языковых и технических (навыки чтения и письма) навыков. Основные этапы овладения навыками и умениями. 2 час.
Тема 2. Общие и частные методические принципы обучения иностранным языкам.
2 час.
Тема 2. 1. Методы периода Реформы: натуральные и прямые методы, неопрямые методы, смешанные методы. Интенсивные методы. 2 час.
Тема 3. Формирование различных видов компетенций - как цель обучения ИЯ в современной средней школе. Специфика иностранного языка как учебного предмета.
2 час.
Тема 4. Отражение содержания обучения иноязычному общению в нормативных документах. 2 час.
Контрольная работа 2 час.
Задания для самостоятельной работы
Раздел I. Теоретические основы обучения иностранным языкам.
Тема 1. Методика обучения ИЯ как педагогическая наука об учении. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам, её объект и предмет. Анализ глав из книг: Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка. М., 2009 г. (тема 2, пункт 2.1. - Из истории развития методики как науки), Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М., 2005 г. (глава III, §2, с. 88- 95). Ответить на вопрос: Какие факторы определяют научную состоятельность методики обучения иностранным языкам? 1 час.
Тема 1.1. Связь методики с педагогикой, психологией и лингвистикой.
Анализ глав из книг: Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка. М., 2009 г. (тема 2, пункт 2.2. - Современная методическая наука и её связь с другими науками), Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М., 2005 (глава III, §2, с. 88- 95). 1 час.
Тема 1.1.1. Дидактические основы обучения ИЯ. Стороны и дидактическая структура учебно-воспитательного процесса. Связь методики с педагогикой: принципы обучения, их взаимосвязь и взаимозависимость. Основные дидактические принципы и их применение в методике.
Анализ глав из книг: Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка. М., 2009 г. (тема , пункт - ), Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М., 2005.
( ). Уточните следующие основные методические понятия: система обучения, учебно-воспитательный процесс, законы в методике, общедидактические принципы обучения. 1 час.
Тема 1.1.2. Лингвистические основы обучения иностранным языкам. Связь методики с лингвистикой.
Анализ глав из книг: Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка. М., 2009 г. (тема , пункт - ), Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М., 2005.
(глава III, §1, с. 81-88). Уточните содержание следующих методических понятий: язык, речь, единицы языка, речевой образец, монологическая речь, диалогическое общение. 1 час.
Тема 1.1.3. Психологические основы обучения иностранным языкам. Связь методики с психологией. Психологическая структура речевой деятельности.
Анализ глав из книг: Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка. М., 2009 г. (тема , пункт - ), Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М., 2005.
( ). Уточните содержание следующих понятий: «педагогическое общение», «диалогическое общение», «речевая деятельность», «речевые навыки и умения», «коммуникативные умения», «обучение иноязычному общению».
1 час.
Тема 2. Классификация методов обучения иностранным языкам. Интенсивные методы обучения ИЯ.
Проанализировать литературу и составить таблицу методов обучения ИЯ, предоставляемых разными авторами. Уточнить следующие методические понятия: методы и приемы обучения. Анализ глав из книг: (тема , пункт - ) 1 час.
Тема 3. Цели и задачи обучения иностранным языкам. Специфика иностранного языка как учебного предмета.
Анализ глав из книг: Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка. М., 2009 г. (тема 1, пункт - 1.1. ), Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М., 2005 г.
(часть I, глава 1, §5, с. 40-51 - Специфика иностранного языка как учебного предмета; глава III, §3, с. 95-122 - Цель обучения иностранным языкам).
Уточните содержание следующих понятий: иностранный язык, обучение языку, овладение языком. Проанализировать особенности всех видов компетенций.
2 час.
Тема 4. Содержание обучения иностранным языкам, его компоненты. Отражение содержания обучения иноязычному общению в нормативных документах.
Изучить объяснительную записку к школьным программам по ИЯ и определить основные требования к владению видами речевой деятельности и языковым материалом. Проанализировать сферы общения и их предметно-тематическое содержание на различных этапах обучения в средней школе. 1 час.
Тема 5. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам.
Определить компоненты личностно-ориентированного обучения.
Анализ глав из книги: Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1989. С. 176- 183, 257 - 268. 1 час.
Темы и содержание теоретических занятий Ауд. / СРС
( V семестр, 36 час. / 10 час.)
Раздел II. Организация процесса обучения иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях.
Тема 1. Урок иностранного языка сегодня. Методическое содержание урока иностранного языка. Индивидуализация, речевая направленность, ситуативность, функциональность и новизна на уроке ИЯ. Способы их обеспечения. Требования к современному уроку ИЯ, его основные черты. Схема анализа урока. Особенности использования различных режимов работы (фронтального, парного, группового, индивидуального). Составление плана урока. (6 час./ 1 час.)
Тема 2. Современные учебно-методические комплексы (УМК) по иностранному языку для школ и критерии их анализа. Отечественные и зарубежные УМК для различных этапов обучения ИЯ; определение критериев их анализа. Соответствие УМК интересам и возрастным особенностям учащихся (отбор тематики и проблематики, ситуаций общения; уровень языковой сложности; объем материала). Компоненты УМК и их взаимосвязь; образовательный и воспитательный потенциал; адекватность и приемлемость содержания культурного наполнения; простота использования для учителя и ученика; физические показатели и долговечность; обеспечение контроля и оценки уровня владения иностранным языком. (6 час./ 2 час.)
Тема 3. Категория мотивации в методике преподавания иностранных языков. Основные виды мотивации и способы ее усиления в учебной деятельности по иностранному языку. (4 час./ 1 час.)
Тема 4. Средства обучения иностранным языкам в школе, их классификация. Современные средства обучения. Различные виды наглядности, требования к ним.
(4 час./ 1 час.)
Тема 5. Раннее обучение иностранному языку в школе. Особенности организации процесса обучения иностранному языку с 1 / 2 класса в общеобразовательных учреждениях. Минимальные требования к владению ИЯ к концу начального периода овладения ИЯ. (6 час./ 1 час.)
Тема 6. Игры и игровые ситуации на уроках иностранного языка. Виды игр. Роль игры на начальном этапе обучения. (6 час./ 1 час.)
Тема 7. Особенности организации процесса обучения иностранному языку на среднем этапе обучения (5-9 классы) в общеобразовательных учреждениях. Особенности взаимосвязанного обучения различным сторонам и видам иноязычной РД. Минимальные требования к владению ИЯ к концу среднего периода обучения. (4 час./ 1 час.)
Темы практических занятий (семинаров)
V семестр, 18 часов.
Раздел II. Организация процесса обучения иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях.
Тема 1. Урок иностранного языка на современном этапе. Требования к современному уроку ИЯ, его основные черты. Схема анализа урока. Составление плана урока. Проанализировать одно - два занятия преподавателя ИЯ или сокурсницы. 2 час.
Тема 2. Современные учебно-методические комплексы по иностранному языку для школ и критерии их анализа. 2 час.
Тема 3. Основные виды мотивации и способы ее усиления в учебной деятельности по иностранному языку. 2 час.
Тема 4. Средства обучения иностранным языкам в школе, их классификация. Современные средства обучения. Различные виды наглядности, требования к ним. Изготовление различных средств наглядности. 2 час.
Тема 5. Раннее обучение иностранному языку в школе. Минимальные требования к владению ИЯ к концу начального периода овладения ИЯ. 2 час.
Тема 6. Игры и игровые ситуации на уроках иностранного языка. Виды игр. 2 час.
Тема 7. Особенности организации процесса обучения иностранному языку на среднем этапе обучения (5-9 классы) в общеобразовательных учреждениях. Минимальные требования к владению ИЯ к концу среднего периода обучения. 2 час.
Контрольная работа. 2 час.
Задания для самостоятельной работы
Раздел II. Организация процесса обучения иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях.
Тема 1. Урок иностранного языка на современном этапе. Требования к современному уроку ИЯ, его основные черты. Схема анализа урока. Переписать в свою накопительную папку все модели, схемы анализов занятий по иностранному языку. 1 час.
Тема 2. Современные учебно-методические комплексы по иностранному языку для школ и критерии их анализа. Анализ статьи Технологии разработки учебных программ по иностранному языку из книги «Методики обучения иностранным языкам в средней школе». С. -П., 2005 (с. 18 - 30). Подготовить презентацию УМК разных авторов, по которым занимаются в базовых школах. 1 час.
Тема 3. Основные виды мотивации и способы ее усиления в учебной деятельности по иностранному языку. Конспект статьи Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ. 2003. № 2. 1 час.
Тема 4. Средства обучения иностранным языкам в школе, их классификация. Современные средства обучения. Различные виды наглядности, требования к ним. Изготовление различных средств наглядности. 1 час.
Тема 5. Раннее обучение иностранному языку в школе. Минимальные требования к владению ИЯ к концу начального периода овладения ИЯ. 1 час.
Тема 6. Игры и игровые ситуации на уроках иностранного языка. Виды игр. 1 час.
Тема 7. Особенности организации процесса обучения иностранному языку на среднем этапе обучения (5-9 классы) в общеобразовательных учреждениях. Минимальные требования к владению ИЯ к концу среднего периода обучения. 1 час.
Темы и содержание теоретических занятий Ауд. / СРС
( VI семестр, 32 час. / 9 час.)
Раздел III. Технологии обучения иностранным языкам.
Тема 1. Фонетический аспект обучения иностранному языку. Роль фонетических навыков в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Цели и задачи, содержание и принципы работы по формированию слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков. Типология ошибок. Основные этапы формирования фонетического навыка, типы и виды упражнений, направленных на формирование произносительных и ритмико-интонационных навыков учащихся. Фонетическая зарядка, ее роль и место на уроке иностранного языка.
(10 час./ 3 час.)
Тема 2. Лексический аспект обучения иностранному языку. Роль лексических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Цели и содержание обучения лексической стороне иноязычной речи. Трудности, связанные с формой, значением и употреблением слов, пути их предвосхищения и минимизации. Способы ознакомления с лексическими единицами и их выбор с учетом потенциальных сложностей. Этапы формирования лексических навыков. Система лексических упражнений: тренировочные, переводные, творческие. Лексические навыки и умения, роль синтагматических и парадигматических связей слов при их формировании. Контроль уровня сформированности лексических навыков. (10 час./ 3 час.)
Тема 3. Грамматический аспект обучения иностранному языку. Роль грамматических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Цели и содержание обучения грамматической стороне иноязычной речи. Проблема минимизации грамматического материала. Межъязыковая и внутриязыковая интерференция и типология грамматических ошибок. Пути введения нового грамматического материала. Этапы формирования грамматического навыка. Типы и виды упражнений. Формы контроля уровня сформированности грамматических навыков. (12 час./ 3 час.)
Темы практических занятий (семинаров)
VI семестр, 12 часов.
Раздел III. Технологии обучения иностранным языкам.
Тема 1. Фонетический аспект обучения иностранному языку. Роль фонетических навыков в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Фонетическая зарядка, ее роль и место на уроке иностранного языка. Моделирование системы упражнений по формированию произносительных и ритмико-интонационных навыков учащихся. 2 час.
Тема 2. Лексический аспект обучения иностранному языку. Роль лексических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Контроль уровня сформированности лексических навыков. Моделирование фрагментов уроков по введению и закреплению нового лексического материала.
4 час.
Тема 3. Грамматический аспект обучения иностранному языку. Роль грамматических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Формы контроля уровня сформированности грамматических навыков. Моделирование фрагментов уроков по введению и закреплению нового грамматического материала. 4 час.
Контрольная работа 2 час.
Задания для самостоятельной работы
Раздел III. Технологии обучения иностранным языкам.
Тема 1. Фонетический аспект обучения иностранному языку. Роль фонетических навыков в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Фонетическая зарядка, ее роль и место на уроке иностранного языка. Моделирование системы упражнений по формированию произносительных и ритмико-интонационных навыков учащихся. 3 час.
Тема 2. Лексический аспект обучения иностранному языку. Роль лексических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Контроль уровня сформированности лексических навыков. Моделирование фрагментов уроков по введению и закреплению нового лексического материала.
3 час.
Тема 3. Грамматический аспект обучения иностранному языку. Роль грамматических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Формы контроля уровня сформированности грамматических навыков. Моделирование фрагментов уроков по введению и закреплению нового грамматического материала. 3 час.
Темы и содержание теоретических занятий Ауд. / СРС
( VII семестр, 36 час. / 10 час.)
Раздел III. Технологии обучения иностранным языкам.
Тема 4. Обучение чтению. Психологическая характеристика чтения как вида речевой деятельности. Чтение как цель и средство обучения иностранному языку. Виды чтения и система упражнений по их формированию. Этапы обучения чтению. Обучение технике чтения. Текст и система работы с ним. Способы контроля сформированности навыков и умений чтения, сложившиеся в отечественной и зарубежной практике преподавания ИЯ. (10 час./ 3 час.)
Тема 5. Обучение аудированию. Аудирование и его роль в практическом овладении иностранным языком. Аудирование как цель и средство обучения. Основные механизмы аудирования и способы их формирования и развития. Типология трудностей, встречающихся при обучении аудированию. Система упражнений на формирование различных механизмов аудирования. Этапы работы с аудио текстами. Способы контроля сформированности данных речевых умений. Содержание и структура тестовых заданий по аудированию в системе международных экзаменов. (8 час./ 2 час.)
Тема 6. Обучение говорению. Формы речи и формы общения. Условия порождения речи. Реальные, условные и проблемные ситуации, способы их создания на уроке. Монолог и диалог, их разновидности и характеристики. Технология обучения говорению как виду иноязычной речевой деятельности в диалогической форме. Психологическая характеристика диалогической речи на иностранном языке. Цель и содержание обучения диалогической речи на иностранном языке в средней школе. Пути, формы, способы и приемы обучения иноязычной диалогической речи. (8 час./ 2 час.)
Тема 7. Обучение говорению. Технология обучения говорению как виду иноязычной речевой деятельности в монологической форме. Психологическая, характеристика монологической речи на иностранном языке. Цель и содержание обучения монологической речи на иностранном языке в средней школе. Пути, формы, способы и приемы обучения иноязычной монологической речи.
Роль речевой установки и опор при обучении говорению. Контроль сформированности умений устноречевого общения в отечественной и зарубежной практике преподавания ИЯ. (10 час./ 3 час.)
Темы практических занятий (семинаров)
VII семестр, 16 часов.
Раздел III. Технологии обучения иностранным языкам.
Тема 4. Обучение чтению. Текст и система работы с ним. Способы контроля сформированности навыков и умений чтения, сложившиеся в отечественной и зарубежной практике преподавания ИЯ. Моделирование фрагментов уроков по обучению чтению. 4 час.
Тема 5. Обучение аудированию. Аудирование и его роль в практическом овладении иностранным языком. Способы контроля сформированности данных речевых умений. Содержание и структура тестовых заданий по аудированию в системе международных экзаменов. 4 час.
Тема 6. Обучение говорению. Технология обучения говорению как виду иноязычной речевой деятельности в диалогической форме. Пути, формы, способы и приемы обучения иноязычной диалогической речи. Моделирование фрагментов уроков по обучению диалогической речи. 3 час.
Тема 7. Обучение говорению. Технология обучения говорению как виду иноязычной речевой деятельности в монологической форме. Пути, формы, способы и приемы обучения иноязычной монологической речи. Моделирование фрагментов уроков по обучению монологической речи. 3 час.
Контрольная работа 2 час.
Задания для самостоятельной работы
Раздел III. Технологии обучения иностранным языкам.
Тема 4. Обучение чтению. Текст и система работы с ним. Способы контроля сформированности навыков и умений чтения, сложившиеся в отечественной и зарубежной практике преподавания ИЯ. Моделирование фрагментов уроков по обучению чтению. 3 час.
Тема 5. Обучение аудированию. Аудирование и его роль в практическом овладении иностранным языком. Способы контроля сформированности данных речевых умений. Содержание и структура тестовых заданий по аудированию в системе международных экзаменов. 2 час.
Тема 6. Обучение говорению. Технология обучения говорению как виду иноязычной речевой деятельности в диалогической форме. Пути, формы, способы и приемы обучения иноязычной диалогической речи. Моделирование фрагментов уроков по обучению диалогической речи. 3 час.
Тема 7. Обучение говорению. Технология обучения говорению как виду иноязычной речевой деятельности в монологической форме. Пути, формы, способы и приемы обучения иноязычной монологической речи. Моделирование фрагментов уроков по обучению монологической речи. 2 час.
Темы и содержание теоретических занятий Ауд. / СРС
( VIII семестр, 24 час. / 9 час.)
Раздел III. Технологии обучения иностранным языкам.
Тема 8. Письмо и письменная речь в лингвистике и методике. Обучение письму как цель и средство обучения ИЯ. Цели, содержание, этапы формирования навыков письменного общения. Обучение графике, орфографии и собственно письменной речи в курсе обучения ИЯ в школе. Место обучения письму на уроке ИЯ. Виды письменного контроля, используемые в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ. (8 час./ 3 час)
Тема 9. Методическое мастерство. Стиль общения учителя и учащихся. Проблема взаимодействия на уроках. (4 час./ 2 час.)
Тема 10. Контроль как средство управления коммуникативным образовательным процессом, его функции и формы. (4 час./ 1 час.)
Тема 11. Организация и планирование процесса обучения иностранным языкам в школе. Сущность и принципы построения системы уроков на разных ступенях обучения.
(4 час./ 1 час.)
Тема 12. Внеклассная работа по иностранному языку в школе. Виды и формы работы на разных ступенях обучения. ( 4 час./ 2 час.)
Темы практических занятий (семинаров)
VIII семестр, 10 часов.
Раздел III. Технологии обучения иностранным языкам.
Тема 8. Письмо и письменная речь в лингвистике и методике. Обучение письму как цель и средство обучения ИЯ. Виды письменного контроля, используемые в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ. 2 час.
Тема 9. Методическое мастерство. Стиль общения учителя и учащихся. Проблема взаимодействия на уроках. 2 час.
Тема 10. Контроль как средство управления коммуникативным образова-тельным процессом, его функции и формы. 2 час.
Тема 11. Организация и планирование процесса обучения иностранным языкам в школе. Сущность и принципы построения системы уроков на разных ступенях обучения. Составить планы занятий (2-3), сделать анализ тематического планирования для отдельных классов. Иметь схемы планирования. 2 час.
Тема 12. Внеклассная работа по иностранному языку в школе. Виды и формы работы на разных ступенях обучения. 2 час.
Задания для самостоятельной работы
Раздел III. Технологии обучения иностранным языкам.
Тема 8. Письмо и письменная речь в лингвистике и методике. Обучение письму как цель и средство обучения ИЯ. Виды письменного контроля, используемые в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ. 3 час.
Тема 9. Методическое мастерство. Стиль общения учителя и учащихся. Проблема взаимодействия на уроках. 2 час.
Тема 10. Контроль как средство управления коммуникативным образова-тельным процессом, его функции и формы. 1 час.
Тема 11. Организация и планирование процесса обучения иностранным языкам в школе. Сущность и принципы построения системы уроков на разных ступенях обучения. Составить планы занятий (2-3), сделать анализ тематического планирования для отдельных классов. Иметь схемы планирования. 1 час.
Тема 12. Внеклассная работа по иностранному языку в школе. Виды и формы работы на разных ступенях обучения. Анализ журнала «Иностранные языки в школе» за три - пять лет. 2 час.
Основная литература
-
Бабинская П. К., Леонтьева Т. П. и др. Практический курс методики преподавания иностранных языков. - Минск, 2006.
-
Гальскова Н.Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. - М., 2006.
-
Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991.
-
Колкер Я. М. Практическая методика обучения иностранным языкам. - М., 2001.
-
Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник/ Гез Н. И. , Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. и др. - М.: Высшая школа, 1982.
-
Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск: ВШ, 1997.
-
Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М: Просв., 1991.
-
Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения иностранному языку на начальном этапе обучения в общеобразовательных учреждениях. - М.: Просв., 1998.
-
Фокина К. В., Тернова Л. Н., Костычева Н. В. Методика преподавания иностранного языка. - М., 2009.
-
Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - М.:
Просв., 1986.
Дополнительная литература
-
Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку. - М.: Просвещение, 1988.
-
Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: Арти-Глосса, 2000.
-
Гез Н.И., Ляховицкий М.В. и др. Методика обучения ИЯ в средней школе. - М, 1982.
-
Зимняя И.Я. Психологические аспекты обучения ИЯ в средней школе. - М.: МГУ, 1982.
-
Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения ИЯ.-М.:МГУ, 1982.
-
Колкер Я. М. , Устинова Е. С. , Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку. - М. : Академия, 2000.
-
Коммуникативная направленность как условие интенсификации обучения иностранному языку. - Чебоксары, 1988.
-
Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. Пособие для учителя / под ред. Е.И. Пассова и В.Б. Царьковой. - М.: Просв., 1993.
-
Леонтьев А. А. Психология общения. - М.: Смысл, 1997.
-
Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М.: Проев., 1992.
-
Методики обучения ИЯ в СШ. Пособие для учителей, аспирантов и студентов под ред. М. К. Колкова. - С.-П., 2005.
-
Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку. - М. : Просвещение, 1990.
-
Обучение иностранным языкам. Методическое пособие для преподавателей и студентов.-С.-П.: Каро, 2003.
-
Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики. - М.: Русский язык, 1989.
-
Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.
-
Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование. - Липецк, 2008.
-
Пассов Е. И. , Кузовлев В. П. , Царькова Б. В. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. - М.: Просвещение, 1991.
-
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения ИЯ.-М., 1985.
-
Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж: Истоки, 1996.
-
Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. Под редакцией А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова. - М.: Педагогика, 1981.
-
Практикум по методике преподавания иностранных языков / под ред. К.И. Саломатова и С.Ф. Шатилова. - М, 1985.
-
Примерные программы по иностранным языкам для 2 - 11 классов общеобразо-вательной школы. - ИЯШ , 2004.
-
Рахманов И.В. Основные направления в методике преподавания ИЯ в 19-20 вв. - М, 1972.
-
Рогова Г.В, Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. -М.: Ппосл.. 1998
-
Биболетова М.З. Enjoy English.- Обнинск, Титул, 2004.
-
Adrian Doff. Teach English. A training course for teachers. CUP, 1995.
-
Common European framework of reference for language learning and teaching. Language learning and teaching for European citizenship. Council of Europe. 1996.
-
Communication in the modern language classroom. Council of Europe, 1996.
-
Jeremy Harmer. Principles of foreign language learning and teaching. Longman, 1998.
-
Penny Uhr. A course in language teaching. CUP, 1996.
Приложение 1
Темы курсовых работ
-
Анализ учебно-методического комплекса по обучению английскому языку (любой УМК отечественных или зарубежных авторов).
-
Особенности разработки тестовых заданий для контроля иноязычных речевых навыков и умений.
-
Использование современных технологий в обучении иностранному языку.
-
Дидактические проблемы использования средств новых информационных технологий.
-
Использование компьютерных программ в обучении иностранному языку.
-
Возможности использования видео в обучении иностранному языку.
-
Организация урока в компьютерном классе.
-
Дидактические функции телекоммуникаций.
-
Телекоммуникационные проекты.
-
Требования к разработке факультативных курсов по иностранному языку.
-
Индивидуализация обучения иностранному языку в средней школе.
-
Роль мотивации и способы ее усиления при обучении иностранному языку.
-
Использование элементов интенсивного обучения в преподавании иностранного языка в средней школе.
-
Нетрадиционные формы урока как один из способов повышения эффективности обучения и интереса к иностранному языку.
-
Самостоятельная работа школьников по иностранному языку.
-
Обучающие игры на уроках иностранного языка.
-
Особенности использования ролевых игр на уроках иностранного языка.
-
Использование рифмы при обучении аспектам языка и видам речевой деятельности.
-
Музыка на уроке иностранного языка.
-
Знакомство с культурой страны изучаемого языка на уроках и внеклассных мероприятиях.
-
Вариативные программы обучения иностранному языку в гуманитарных классах учебных заведений инновационного типа.
-
Сравнительно-сопоставительный анализ учебных программ по английскому языку в классах с различной направленностью обучения инновационных учебных заведений.
-
Авторские программы как основа обучения иностранному языку в учебном заведении инновационного типа.
-
Структура речевой коммуникации и проблема создания речевых ситуаций в учебном процессе.
-
Проектная методика и ее использование в курсе иностранного языка.
-
Организация внеклассной работы по иностранному языку
-
Письменная часть современного экзамена по иностранному языку: формат, трудности, критерии оценки.
-
Особенности обучения детей дошкольного возраста иностранному языку.