• Преподавателю
  • Другое
  • Мастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на уроках

Мастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на уроках

Цель мастер-класса: показать возможности формирования метапредметных универсальных учебных действий посредством использования метода «Фишбоун» на уроках географии.Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания об одном из методов формировании метапредметных УУД на уроках, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги апробируют метод в ходе групповой работы и смогут использовать приобретенные на мастер-классе знания и приемы в своей практике.
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Графические способы представления информации как средство формирования метапредметных УУД на уроках географии

«Мастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на урокахМЕТОД «ФИШБОУН» (РЫБИЙ СКЕЛЕТ): ЧТО ЭТО ТАКОЕ, ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ»

"Если действовать не будешь,

ни к чему ума палата"

Шота Руставели


"Известно, что единственный путь

к познанию - это деятельность"

Бернард Шоу.

Цель мастер-класса: показать возможности формирования метапредметных универсальных учебных действий посредством использования метода «Фишбоун» на уроках географии.

Задачи:

  • Проанализировать подходы к структурированию информации;

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы на различных этапах урока;

  • показать практическую значимость использования данных приёмов работы по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках;

  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;

  • повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической технологии для формирования метапредметных УУД.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер-класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран, презентация в Power Point, магнитная доска, раздаточный материал (Microsoft Office).

Продолжительность проведения: 20 минут

Целевая аудитория: учителя, участники городского конкурса

План проведения мастер- класса:

  1. Постановка проблемы. Мотивация к деятельности.

  2. Презентация педагогического опыта педагогом-мастером, практическая работа с учителями;

  3. Рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение целеобразности применения на уроках в начальной школе показанных приёмов по формированию метапредметных УУД с участниками мастер-класса.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания об одном из методов формировании метапредметных УУД на уроках, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги апробируют метод в ходе групповой работы и смогут использовать приобретенные на мастер-классе знания и приемы в своей практике.

Ход проведения мастер-класса

Коллеги, педагогическая интуиция мне подсказывает, что каждый из вас - специалист высокого уровня. И в подтверждение этому вам придется пройти своеобразный тест-экспромт на проверку профессионализма.

(Упражнение на установление контакта с участниками мастер-класса):

- Итак, если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.

- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.

- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, то помашите рукой.

- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися, улыбнитесь!

Спасибо, вы все с честью выдержали испытание.

- Один американский писатель сказал: «Малые умы интересуются необычным, а великие - самым обычным». Я приглашаю вас в свою методическую мастерскую посмотреть по новому на обычные вещи.

- За 20 минут нашей экскурсии мы пройдём от исходного до креативного уровня развития использования метода «Фишбоун».

Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса

-Для выяснения ожиданий и опасений учащихся от урока можно использовать следующий метод: Метод «Фруктовый сад»

Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом.

- перед Вами две яблони. Одно дерево у нас с красными яблоками, оно будет выражать ваши ожидания, второе - с зелёными яблоками - выражает ваши опасения по теме мастер-класса.

(Обучающимся раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны).(Слайд 3)

- Уважаемые коллеги, предлагаю на красных яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на зелёных.

- Начнём. Сегодня школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения. Оказавшись в центре инноваций мы убеждаемся, что в настоящее время актуальны технологии, которые стимулируют превращение процесса развития личности ребёнка в процесс саморазвития. Действительно, в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий. Работать предлагаю группами, потому что вместе учиться интереснее. Команда - это сила!

Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке

Графическое структурирование информации позволяет учителю:
-во-1, не только наглядно представить школьникам учебный материал по отдельной теме, курсу;
- во-2, уменьшить объем информации, необходимой для запоминания, за счет выделения ключевых понятий и логических связей между ними.
Переработка информации каждым школьником при составлении графической схемы позволяет говорить о понимании и восприятии информации, об интериоризации учебной информации каждым учеником.
Систематическая и целенаправленная работа по преобразованию учебной информации в графический образ, способствует снижению значимости трудности учения школьников, связанной возрастающим объемом и сложностью изучаемой в школе информации.

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема - установление причинно - следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Что такое фишбоун?

Диаграмма Исикавы

В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) - японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно - следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Схемы Фишбоун дают возможность:

1. организовать работу участников в парах или группах;

2. развивать критическое мышление;

3. визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
4. ранжировать факторы по степени их значимости.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.
Составление схемы Фишбоун

Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя - цветной мел.

В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы - горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Голова - проблема, вопрос, тема, которые, подлежат анализу, сравнению, обсуждению.

Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост-ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

  • Процедура составления схемы:

  • на листе провести горизонтальную стрелку через середину листа; дать название главной стрелке. Это главная (хребтовая) кость схемы;

  • от главной кости нарисовать дополнительные «косточки» под углом 450, каждая из них посвящена одной проблеме или группе проблем, подписать каждую из «косточек»; добавить дополнительные «косточки»;

  • идеально, если разные части проблемы расположены так, что наиболее важная находится в голове рыбы.

Применение метода Фишбоун на уроках

Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия - предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение. В итоге получается схема, она может служить опорой для рассказа содержания темы. Таким образом, благодаря "фишбоуну" мы получили опорный конспект, учились выделять события и их причины, делать краткие записи и работать в группе.

Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков, технологии, химии, начальных классах. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.

Мастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на уроках

Формы работы на уроке

При этом, технология работы со схемой «Фишбон» может варьироваться.

Фронтальная . Схему фишбоуна заранее раздается ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняется шаблон фишбоуна. Учитель при необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода.

Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель - заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
Работа в группах. 1.Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних «отростков»); происходит обмен информации между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбон». Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

2. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

3. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Схема Фишбоун заполняется каждой группой. Результаты сравниваются.

4. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Схема Фишбоун заполняется каждой группой. Одни группы используют только схему, другие дидактический материал (заготовки) Результаты сравниваются. .

5. Каждому участнику внутри группы раздается свой текст; чтение происходит индивидуально; после чтения в группе участники обмениваются информацией, на основе которой и составляется общая схема «Фишбон»; группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга.

Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают такие метапредметные компетенции как

  • критическое мышление;

  • взаимодействие в группах;

  • планирование и осуществление исследовательской деятельности;

  • истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;

  • осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.

Таким образом, использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода - стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы. Сначала, когда дети узнали про новую технологию Фишбоун встретили её с особой осторожностью, но со временим стали работать с большим желаниям.

Примеры использования технологии Фишбоун в обучении

Пример: Данный прием использовала на уроках географии по следующим темам: «Машиностроительный комплекс. Состав, значение, проблемы развития»,

«Цветная металлургия России», «Поволжье. Хозяйство. Экологические проблемы».

Работа со статьёй учебника. Приём "ФИШБОУН".

Работа в группе.

- Прочитайте статью учебника на стр. 84.
- Ответьте на вопросы и заполните "скелет рыбы".

Мастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на уроках

- Что произошло в результате освоения ледяной зоны человеком? (Экологические проблемы).
- Какие экологические проблемы постигли эту зону? (Истребление животных, браконьерство, загрязнение воды).
- Приведите факты.
- Какие меры принимаются для устранения этих проблем?

(Красная книга, создание заповедника, запрещение охоты на некоторые виды промысловых рыб).

По мере поступления информации заполняется "скелет рыбы".

Мастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на уроках

Выбор наиболее удачной схемы.

Заполнение фишбоун (Приложение III)

Вопрос: как используются ресурсы Западной Сибири?

Учитель записывает их слева фишбоуна - в каких отраслях экономики можно их использовать?

Мастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на уроках

Мастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на урокахТак, например, доказывая роль Волги в жизни Поволжья и всей страны, учитель предлагает применить технологию «Fishbone». В "голове" помещается название события - Волга- главная машиностроительная артерия России? Ребята выдвигают предположения, и все они мною записываются на доске. Набирается разнообразие причин и появляется повод узнать настоящие причины. Машиностроительной артерией России можно бесспорно назвать красавицу Волгу, которая играет огромную роль в экономике страны. Благодаря особенностям транспортно -географического положения городов расположенных по берегам Волги, все они являются центрами машиностроения или «работающими» на машиностроение. Как правило, города не имеют собственной металлургической базы, а благодаря Волге обеспечиваются сырьём и машиностроение работает преимущественно на металлопрокате соседнего Урала; очень малая часть потребности покрывается собственной металлургией. Так, например наш Татарстан: в РТ нет месторождений руд, а все города республики являются крупнейшими центрами машиностроения, начиная от приборостроения до автомобилестроения и самолётостроения. В итоге получается схема, она может служить опорой для рассказа содержания темы. Таким образом, благодаря "фишбоуну" мы получили опорный конспект, учились выделять события и их причины, делать краткие записи и работать в группе. География, как никакой другой предмет, имеет возможности для раскрыт

Прием "Фишбоун" (рыбий скелет). Учитель: Занимаясь хозяйством, люди используют поверхность земли. Продолжая работу на уроке, мы будем заполнять схему. (Работа в тетради). Запишите в верхнем треугольнике (голова) вопрос: Каковы последствия использования поверхности земли человеком? На левых веточках мы запишем: как человек использует поверхность земли. А на правых: к чему это приводит. Демонстрация фотографий на слайдах презентации (оврагов, балок, карьеров, свалок, терриконов). Работа с текстом учебника, беседа с обучающимися. (В ходе работы с учебником и в процессе беседы происходит формирование понятий: овраг, балка, террикон). «Фишбоун» В ходе работы обучающиеся вписывают в схему: Левые веточки: 1. Добыча полезных ископаемых 2. Строительство домов, зданий 3. Распашка равнин (склонов) Правые веточки: 1. Карьер, террикон 2. Свалки 3. Уничтожение почвы, рытвины, овраги, балки. Учитель: Как человек использует поверхность нашего края? К каким последствиям приводит освоение месторождений нефти и газа на территории округа? (Ответы детей) Учитель: Какой вывод можно сделать после заполнения схемы?

Проблема: «Неблагоприятные климатические явления приносят большой вред с\х. Возможны ли пути решения проблем?»

причины

Проявления причин

Возможные варианты ответов: причины - засухи, суховеи, пыльные бури, ураганы, морозы, град и гололед, заморозки ( влияние их на с\х).

Вывод: (Или пути решения проблемы). Прогноз погоды, правильная обработка почвы, посадка деревьев и т.д.

Мастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на уроках Мастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на уроках

Мастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на уроках

Мастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на урокахМастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на уроках

Мастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на урокахМастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на уроках

Мастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на уроках Мастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на уроках

Работа в группах (приложение1)

Пример Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей. Голова - легко ли совершить подвиг. Верхние косточки - герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину. Нижние косточки - мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине. Хвост - каждый человек может стать героем, если он патриот.

Давайте попробуем составить схему решения проблемы «Интернет: за и против?»

Мастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на уроках

-Уважаемые участники, проведите самооценку своей работы в группе: выберите тот цвет карточки, который соответствует вашей оценке.

Прием «Могу больше»

Красный - мы легко нашли общее решение;

Зеленый - мы с трудом нашли общее решение;

Жёлтый - мы не пришли к общему мнению.

-Этот прием называется «Могу больше», применяемый в организации рефлексионной деятельности . Это богатейший материал для рефлексии самого учителя, для усовершенствования им конструкции урока, для дальнейшей работы.

-Уважаемые участники! Спасибо за работу, а нам пора подвести итог нашей мастерской.

- Вернёмся к «Фруктовому саду». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они. (Ответы участников)

Выберите два, наиболее значимых для Вас и дополните их своими мыслями:

  • На мастер классе я…….

  • Самым интересным для меня сегодня было…

  • В своей дальнейшей работе я…

  • Я пожелал бы ведущему учителю…

Итак, возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры, все это хорошенько перемешайте. Щедро намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте своим воспитанникам, каждому, кто встретится вам на Пути. Я еще раз вас благодарю вас за терпение,

-Спасибо!

Просмотр презентации «13 признаков настоящего учителя»

Игра со зрителями. Так что же для нас современный урок?

Деловая игра «Ассоциация» (по теме «Современный урок»)

С О В Р Е М Е Н Н Ы Й

У

Удивление

Успех, усилие

Удовольствие

Р

Радость

Развитие

Результат, рефлексия

О

Органичность, осознанность, осмысленность

Отдача, обучение

оптимальность

Открытие,опора,

ответственность

К

Компетентность

Комфортность

Креативность, культура

Источники

ru.wikipedia.org/wiki/Диаграмма_Исикавы

pedsovet.su/metodika/priemy/5714

referatdoki.ru/konspekt/samostoyatelnaya-rabota/ispolzovanie-priemov-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-geografii/

predis.ru/dlya-studenta/4-kurs/primenenie-tekhnologii-kriticheskogo-myshleniia-na-urokakh-istorii/

yspu.org/trn_level_edu/7/fishbone.doc

aleksandrovaia.ucoz.ru/

festival.1september.ru/articles/615389/

easyen.ru/load/geografija/mp/fishboun_na_urokakh_geografii/256-1-0-31861

fastform.ru/shkolniku/10-klass/geografiia-8-klass-zavisimost-cheloveka-ot-klimata-agroklimaticheskie-resursy/

rklhistory.ucoz.ru/

Мастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на урокахМастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на уроках

Мастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на урокахМастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на урокахМастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на урокахМастер-класс Графический способ предоставления информации как способ формирования УУД на уроках


© 2010-2022