Зоологические экскурсии в музее КемГУ как элемент экологического образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Зоологические экскурсии в музее КемГУ

как элемент экологического образования






Исполнитель:

Евграфова Анна Борисовна

:


Кемерово 2016



Содержание



Введение………………………………………………..…………..……………….3

  1. Музей «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ……..……5

  2. Экскурсия. Формы ее проведения…………………………………….…..6

  3. Проведение экскурсии с учетом возрастных особенностей …………...…10

  4. Виды экскурсий………………………………………………………….…14

  5. Пример тематической экскурсии «Экологические группы птиц»….……15

Заключение ……………………….……..18

Литература…………………………………………………….…………………….20













Введение

Экологическое образование на любом уровне развития человека предназначено для расширения его понимания окружающего мира природы и положительного влияния этого понимания на его поведение, мировоззрение и ценностные установки. Одни теоретические познания не могут дать полноценного восприятия.

Не смотря на обилие великолепных познавательных телепередач о живой природе, ребята плохо представляют как выглядят многие звери и птицы, тем более, не знают обитателей нашей области (скорее больше знают об Африканских, чем о животных Сибири), охраняемых государством видов. Однако именно получение представления о животных, их разнообразии и приспособлении к условиям окружающей среды является первым этапом экологического образования.

Сегодня в Российской Федерации более 250-ти вузовских музеев. Большие и не очень, исторические, мемориальные, естественнонаучные, научно-технические и художественные, очень разных направлений и профилей - все они являются учебно-воспитательными подразделениями своих вузов.

Уникальные научные коллекции, собранные и демонстрируемые в музеях, позволяют в доступной и интересной форме вести образовательную и воспитательную работу со студентами, школьниками, со всеми категориями населения. Музеи создают экспозиции, удобными для обозрения, понимания и усвоения даже маленькими посетителями.

Один из таких музеев - музей «Археология, этнография и экология Сибири» при Кемеровском госуниверситете.

Роль музея - повышать экологическую грамотность населения, способствовать воспитанию познавательно-эстетического отношения к природе, родному краю. Внимание экскурсовода должно быть направлено на пробуждение и поддержание интереса у школьников к познанию окружающего мира, умение видеть «важные мелочи», необычное.

Зоологическая часть музея мало кого оставляет равнодушными, не зависимо от возраста. Ребята некоторых животных узнают и с радостью спешат поделиться своими наблюдениями и впечатлениями, где и при каких обстоятельствах им удалось увидеть то или иное животное, кого-то видят впервые.

В литературе есть достаточно пояснений по изготовлению чучел, построению и оформлению экспозиций. Существуют методические указания и описания проведения зоологических экскурсий в живую природу. Но очень мало рекомендаций по проведению зоологических и экологических экскурсий в музеях.

Поэтому, мною сделана попытка представить рекомендации для экскурсоводов зоологического музея по проведению экологических экскурсий, или для преподавателей желающих расширить знания учеников с помощью экскурсии в музей.

Цель итоговой работы: познакомить слушателей курсов с возможностями музея КемГУ в экологическом образовании учащихся.

Задачи:

- дать краткую информацию о музее КемГУ и его роли.

- познакомить с видами экскурсий и деятельностью экскурсовода.



  1. Музей «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ

Музей «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского госуниверситета - крупнейший вузовский музей региона. Экспозиция музея состоит из трех больших отделов: археологии и этнографии, природы и экологии.

Археологическая часть музея представлена бесписьменной историей нашего региона от эпохи камня до средневековья (пять залов: эпохи камня и бронзы, скифское и гунское время, средневековье). Раздел этнографии построен на материалах традиционной культуры автохтонного населения Сибири: шорцев, телеутов, хакасов, алтайцев и русского населения Притомья (ХIХ-ХХ вв.).

Отдел экологии включает представителей фауны природных зон Кузнецкой котловины и сопредельных территорий. Материалы художествен оформлены в диорамах и витринах. Показаны тайга, степь и лесостепь, горы и др. природные комплексы. Особое внимание уделено Кемеровской области. В музее также экспонируются чучела представителей мировой фауны. Наглядность экспозиции позволяет решать вопросы популяризации экологических знаний, дает представление о разнообразной природе региона и существующих в не взаимосвязях.

Структура построения экспозиции музея КемГУ способствует образному восприятию истории с древнейших времен до современности. Позволяет проследить использование человеком природных ресурсов, возрастание антропогенной нагрузки на природу.

Очень существенным дополнением музея стала биолаборатория с живыми животными. В ней помимо экзотических видов, много «отказников» - животных которые человек по глупости заводит, не изучив сложности содержания и кормления (змеи, крокодилы и т д.), а потом бросает. Есть «подранки» раненые птицы - совы, коршуны и др. На этих примерах, можно хорошо проиллюстрировать необходимость ответственного отношения людей к животным. Ну и конечно лаборатория с ручными животными вызывает массу восторгов и эмоций у посетителей.

Как справедливо указывают многие педагоги-экологи (Венгерова, Иксанова, 1984; Гвоздева, 1998; Клюкина, 2000), знания, полученные в музее, гораздо лучше усваиваются и надолго запоминаются детьми. Специфика работы музея дает возможность объединить в единое целое информацию по биологии, экологии, истории родного края, рассмотреть с исторической точки зрения особенности местной фауны. Благодаря этому синтезу, раскрываются связи между развитием живой природы и человеческого общества, дети осознают необходимость охраны уникальных природных ландшафтов, мест обитания животных.

В музее проводятся обзорные и тематические экскурсии, в научных обществах занимаются школьники, проводятся конференции, практики.

В научно-образовательной системе на первый план выступают следующие задачи: - удовлетворение потребностей жителей региона в знаниях об историческом и природном наследии Сибири, на основе материалов музейных коллекций;

- предоставление доступа исследователей к исчерпывающей научной информации;

- формирование у школьников и студентов к региональному компоненту с помощью информационных технологий.

Сотрудниками музея создан сайт. Структура сайта отражает существующий музей, который включает информационный научно-образовательный комплекс с виртуальными экскурсиями. В связи с тем, что природоохранное и экологическое образование в настоящее время является одной из основных задач естественнонаучных музеев, на сайте добавлена информация по охраняемы территориям Алтае-Саянского региона. Пользователь может познакомиться с картой природных зон региона. Страничка по каждой природной зоне включает фотографии, сделанные сотрудниками музея во время экспедиций, описание экологических особенностей данной зоны, представителях животного мира и наиболее редких видах, дает ссылки на источники литературы. Планируется дальнейшее наполнение разделов.

Фонды и экспозиции музея востребованы и в образовательных и просветительских целях в современном обществе.



  1. Экскурсия. Формы ее проведения

Экскурсия - это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а так же непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.

Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. Это увлекательная форма работы, в ходе которой дети учатся наблюдать, сравнивать, анализировать связь организмов с условиями окружающей среды.

Именно экскурсия может стать первым этапом в привлечении ребят к изучению живой природы.

За одну экскурсию невозможно подробно поговорить обо всех экспонатах. Поэтому, экскурсовод должен четко представлять цель и задачи экскурсии.

Цель может быть, например, такая: ознакомление ребят с многообразием животных Кемеровской области, их приспособленность к естественной среде обитания.

Каждая экскурсия требует предварительной подготовки. В первую очередь это отбор объектов из экспозиции. Выделяют основные и второстепенные объекты. Первые из них на экскурсии будут анализироваться всесторонне и глубоко. Критерии отбора могут быть такими: значимость экспоната для раскрытия темы, познавательная ценность объекта, его выразительность и известность. Заранее определяется удачное место для осмотра каждой группы экспонатов.

В результате предварительной подготовки составляется план экскурсии, продумывается ее маршрут, объекты и основное содержание, методика работы. Следует продумать на каких деталях фиксировать внимание, что вынести для самостоятельного изучения, какие вопросы задать, к каким выводам подвести учащихся.

При отборе объектов и методических приемов необходимо учитывать возраст, психологические особенности, интересы и знания ребят.

Экскурсия строится в виде лекции или в виде беседы. В беседе, особенно если она интересно организована, ребята часто используют свой опыт и наблюдения. Рассуждая они быстрее приходят к познанию изучаемого объекта, а полученные знания отличаются большей прочностью.

Задача экскурсовода направлять, обращать внимание на детали, заставлять сравнивать, анализировать приспособления животных к их образу жизни, среде обитания. Это уже элементы экологических знаний.

При показе объектов широко используется прием сравнения, который делает впечатления более яркими и конкретными, а восприятие более точным. Распознавание, сравнение объектов природы, нахождение между ними черт сходства и различия, объединение по признакам родства - это первые доступные детям уроки природы.

По способу мышления можно пользоваться индуктивным и дедуктивным методом построения экскурсии-беседы.

В случае индуктивного метода беседы, рассматривая частные примеры, вопросы, сравнивая их, подводят ребят к определенным выводам. В дедуктивном методе беседы - вначале даются общие определения, а потом уточняют и подтверждают их в частных случаях. Эти методы эффективно помогают закреплять новый материал.

Лекция тоже не должна быть «сухой». Человеку приятнее самому делать открытия с помощью экскурсовода, чем просто выслушивать информацию. Частая ошибка экскурсовода - стремление дать полный анализ экспоната. Хотя одна из заповедей - не оставлять экскурсантов только зрителями и слушателями, а заставить их тоже работать. При помощи вопросов преподаватель побуждает ребят участвовать в анализе объектов, что развивает наблюдательность, воображение. Во время беседы школьники учатся смотреть и правильно видеть экскурсионные объекты, обобщают увиденное, делают выводы.

Логика беседы обычно такова: от наблюдения к выявлению его существенных признаков, их сопоставлению, раскрытию причинных связей и взаимозависимостей. Вопросы: чем сходны экспонаты? Какие признаки объекта являются наиболее существенными?

При проведении экскурсии следует избегать длительных объяснений. Не стоит сообщать только голые факты, можно поделиться своими впечатлениями об увиденном в поездках, на практике, и дать возможность слушателям высказаться. Это позволяет детям реагировать эмоциональней.


  1. Проведение экскурсии с учетом возрастных особенностей

Экскурсии с дошкольниками и начальными классами должны быть непродолжительны по времени. Внимание детей в этом возрасте неустойчиво, поэтому при работе с ними необходимо разнообразить методические приемы. Нужно ввести элементы игры в форме загадок, пословиц, вопросов по теме экскурсии. Рассказать коротенькую сказку, например, откуда у бурундука на спине полоски. Попросить их вспомнить, что они знают из сказок о том или ином животном, и помочь выделить, что в этой сказке правда, а что вымысел. Например, сравнить волка из русских народных сказок и из «Маугли», рассказать малышам какую пользу приносят волки природе, какие они замечательные родители и т. д. Можно задавать простые вопросы почему: у косули задние ноги длиннее передних; заяц зимой белый и т.д. ?

В ходе игры-путешествия «В лесу» нужно уточнять дополнять и систематизировать знания детей о диких лесных животных, давая описания животного в стихах, загадках. Рассматривать внешний облик, интересные особенности жизнедеятельности и развития, заботу о детенышах, пищевые взаимоотношения с другими обитателями леса.

Обращать особое внимание на тесную взаимосвязь лесных обитателей друг с другом. Формировать у детей представление о том, что у всех животных своя особая жизнь и ни одно из них нельзя назвать плохим или хорошим. Уточнить представление о том, что лесным животным хорошо жить только в лесу: привезенные из лесу в квартиру, они чувствуют себя плохо и могут даже погибнуть.

Можно рассказать о том, какая у кого «шуба», как она меняется летом и зимой. Хоть и теплые шубы у сибирских животных зимой, но зима суровая и длинная. Кто делает запасы и строит себе теплые домики - белка. Многие не строят постоянных домов, а делают временные в снегу - лисица, волк, заяц. Лось залегает в глубокий снег на дневку, защищаясь от холодного ветра. Ныряют в снег и спят глухари, куропатки, рябчики.

А некоторые животные все лето нагуливают запасы жира и зимой не питаются, а спокойно спят. Только сон у них разный. Медведь в берлоге спит чутко. А вот у сурка настоящая спячка - температура тела падает, сердце еле бьется.

Экскурсоводу рекомендуется вызвать у слушателей переживание и желание оберегать. Например, описывая горностая, его зимний мех, обязательно упомянуть, что для богатой шубы белой с черными точечками-хвостиками нужно убить около 180-ти зверьков!

Нужно рассказать, как использует животных человек. Об охоте. И, конечно, обратить внимание на виды, которым грозит исчезновение.

В средних и старших классах экскурсии более продолжительны, насыщены по содержанию и количеству объектов, вопросы для рассуждений усложняются.

В 8-11 классах можно давать систематику. Показать общие черты зверей и птиц одного отряда, семейства (куньи, собачьи, оленьи и др).

При осмотре экспозиции обращаем внимание на облик животных, размер и окраску. Посоветуйте рассмотреть соотношение конечностей и туловища у зайца, косули, барсука, лисы и, выяснить, как они передвигаются. Какое это имеет значение в жизни наземных зверей? Какие приспособления компенсируют недостаток скорости?

Какие приспособления есть у рассматриваемых животных для добывания пищи (гибкое тело ласки, зубы у хищников…) построения убежищ (когти барсука), защиты от врагов (дикобраз, еж). Обратить внимание на хвост белки, кожную перепонку летяги, помогающие им прыгать по веткам и разворачиваться в воздухе.

Отметить форму туловища и головы норных животных. Рассмотреть приспособления полуводных зверей к плаванию: плавательные перепонки на лапах, уплощение головы, маленькие ушные раковины, плотный волосяной покров, сохраняющий воздушную прослойку, предохраняющую от намокания и переохлаждения, хвост.

Обязательно подчеркнуть, что благодаря сложному поведению млекопитающие эффективно используют ресурсы и особенности среды и тем самым уменьшают силу различных неблагоприятных воздействий. Это можно ярко проиллюстрировать на примере разнообразных приспособлений зверей к суровым условиям сибирской зимы (спячки и зимнего сна, заготовления кормов и смены характера питания, накопления жира, смены мехового покрова). Рассказывая о животных Кузбасса, сообщить, что такие животные как марал, кабан уходят на зиму в малоснежные районы Хакасии, где легче добывать корм.

Останавливаясь на адаптации животных к холоду и жаре, стоит рассказать об одном из экологических правил - правиле поверхности тела, и его следствиям - правилам Бергмана, Аллена и мехового покрова.

Необходимо сообщить ученикам о местных видах, занесенных в «Красную Книгу Кузбасса», о существовании заповедника. О видах завезенных к нам из других регионов, например норке и ондатре из Северной Америки, и их акклиматизации.

Конечно, нельзя не упомянуть о промысловой ценности животных. О замечательном мехе выдры, горностая, колонка, норки, лисы, белки, соболя. Помогающем от простуды, и даже от туберкулеза, жире барсука и медведя; целебных пантах марала. Вкусном мясе сурка, косули, лося. Такую информацию о ценности конкретных животных для человека, нужно давать осторожно. Необходимо дать понять к чему может приводить истребление данных видов.

В процессе заключительной беседы школьники должны прийти к выводу о том, что каждая экологическая группа млекопитающих приспособлена к определенной среде обитания и характеризуется соответствующим комплексом признаков в строении и поведении. В пределах каждой экологической группы приспособления достаточно разнообразны.

Сложные процессы связывают растительноядных млекопитающих (белки, бурундуки, ондатры, зайцы, лоси), с растениями. Животные отгрызают верхушечные и боковые побеги, замедляя рост некоторых растений, поедают и распространяют их семена. Роющая деятельность млекопитающих способствует перемешиванию почвы, проникновению в нее воды и воздуха. Т.о., животные вступают в сложные отношения со средой, в которой они обитают. И одна из лучших форм охраны животных - это сохранение тех местообитаний, к которым они приспособлены.

В конце экскурсии можно провести небольшую викторину или предложить разгадать кроссворд для закрепления материала. Викторины активизируют мышление, дают возможность проверить знания. Стоит задавать больше таких вопросов, которые будят мысль ребят, заинтересовывают их, заставляют зорче всматриваться в окружающую природу. Это в основном вопросы, начинающиеся словами: «Почему?», «Каким образом?», «Чем объяснить?».

Научить детей интересоваться многими «почему?» и искать в самой природе ответы на них - большая и ответственная задача.

Можно во время экскурсий проводить такие простые игры для младшего и среднего школьного звена:

  1. Ведущий описывает образ жизни какого-то одного животного и приспособления к этому образу жизни, не называя его. Дети должны догадаться какое это животное.

  2. Ведущий выбирает животное, а ребята по очереди описывают его признаки, последний назвавший характеристику этого объекта побеждает.

  3. Ведущий выходит, ребята загадывают животное. Потом рассказывают об этом экспонате, а ведущий должен догадаться кто это.

Эти игры легко организуются, развивают наблюдательность, учат анализировать, выражать свои наблюдения и выводы в словесной форме, помогают закреплению материала по теме «приспособления животных к окружающей среде».

  1. Виды экскурсий

Экскурсии могут быть обзорные или тематические. Первые дают возможность ознакомиться с большим количеством экспонатов. Их можно рекомендовать для детей младшего и среднего школьного возраста, впервые посетивших музей, кто пришел в музей без определенной цели.

Для учащихся старших классов больше подходят тематические экскурсии, знакомящие посетителей с частью экспозиции посвященной определенной теме. Например: «Приспособления к различным средам обитания», «Многообразие птиц и приспособленность к среде обитания», «Значение млекопитающих в природе и жизни человека» и др.

Проводятся и обобщающие экскурсии-беседы с целью закрепления и систематизации знаний, полученных в школе. Например, для 8-х классов после прохождения по программе класса птиц и класса млекопитающих и других тем.

Можно провести экскурсию-консультацию. Где посетители задают интересующие их вопросы. Получается, что тему беседы задают посетители и получают конкретные знания.

Что дают ребятам экскурсии:

Они учатся выявлять и анализировать черты приспособленности животных к условиям существования, сравнивать организмы различных экологических групп, обосновывать необходимость бережного отношения к живым существам и сохранение их мест обитания; узнают редкие и исчезающие виды животных, наиболее характерные виды данной местности.


  1. Пример тематической экскурсии «Экологические группы птиц»

Задачи: образовательные: показать учащимся экологические группы птиц, их приспособленность к жизни в определенной среде обитания; посмотреть некоторые признаки приспособленности к различным способам питания; изучить разнообразие птиц края и их приспособленность к изменению условий внешней среды. Воспитательные: развивать у учащихся материалистическое понимание природы; особо обратить внимание на роль птиц в природе, отметить редкие виды птиц, занесенные в «Красную Книгу Кузбасса»

Проведение экскурсии. Дополнением к экспозиции могут служить рисунки с изображением клювов и лап птиц.

Главное внимание должно быть обращено на различные местные ландшафты с характерными для них сообществами птиц (тайга, лесостепь, речная долина и др.). В начале экскурсии затрагиваются особенности населения птиц любого местообитания: многообразие видов и приспособленность птиц к определенным местам гнездования и способу питания, т.е. на экологическую специализацию.

Птицы леса. Сложная структура леса, многоярусность обуславливают формирование в лесу наиболее разнообразной группы птиц и их общей высокой численности. По месту гнездования лесные птицы распределяются на 4 группы: гнездящиеся на земле (глухарь, тетерев, рябчик), в подлеске (дрозды), в кронах деревьев (иволга, серая ворона) и дуплогнездники (дятлы, горихвостки). Не следует в процессе одной экскурсии приводить много примеров, а рассказать о наиболее характерных и интересных, чтобы не утомлять слушателей и не перегружать информацией.

Особенности строения клюва, связанные со способом питания.

Предложить посетителям рассмотреть клювы следующих птиц и сделать вывод о характере их пищи и способе их добывания.

У зерноядных птиц - короткий, утолщенный клюв щегла, снегиря. У насекомоядных, например, долотообразный клюв дятла, позволяющий раздалбливать древесину. У питающихся водными беспозвоночными, кроншнепа, кулика-ходулочника. Цедильный аппарат утки, свободно пропускающий воду, но удерживающий добычу во рту. У хищных - крючкообразный клюв филина, сокола-балобана, мешок пеликана.

Особенности строения конечностей птиц, связанные со средой обитания. Рассмотреть лапы птиц разных местообитаний, сравнить длину и форму ног и пальцев, отметить специализацию в зависимости от объектов добычи: лесные (дятел, глухарь, тетерев; филин); болотные (кулик-ходулочник, цапля); водоплавающие (кряква, чайки, черношейная поганка).

Изменения во внешнем облике лап, в оперении зимой и летом связанные с особенностями жизни птицы - белая куропатка.

Разные формы крыльев, в зависимости от способа полета, жизни в лесу, или на открытом пространстве, сезонных миграций.

Необходимо подчеркнуть роль птиц, как уничтожителей вредных насекомых, распространителей семян, истребителей грызунов. Охарактеризовать редких и исчезающих птиц области. Отметить, что особенно трудно переносят изменения условий гнездования хищные птицы.

Итоги экскурсии. Даже беглое знакомство с птицами разных мест обитания, свидетельствует о их видовом многообразии. Все виды приспособлены к определенным условиям существования, что обуславливает развитие тех или иных особенностей строения, питания, поведения. Эти особенности, в свою очередь, соответствуют характеру жизни птиц, позволяя им конкурировать с близкородственными видами и таким образом сохранять свой вид и поддерживать его численность в определенной среде обитания.


Заключение

Являясь формой прямого общения, экскурсия предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность посетителям получить значительный объем информации.

Знание основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Коммуникативный компонент - важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями к общению.

Успешность экскурсии во многом определяется личностью экскурсовода, его культурным уровнем и любовью к своему делу. Личность экскурсовода, его образованность и культура общения, способность быстро устанавливать контакт со слушателями, умение увлечь их интересным рассказом и сосредоточить внимание на главном - все это во многом определяет успех экскурсии. Экскурсовод должен обладать и некоторой артистичностью, ему важно владеть мимикой, жестом, выразительными средствами речи (образностью, эмоциональностью). Монотонность речи, скупость интонации, многословие затрудняют восприятие, обедняют экскурсию. Большую роль имеет умение экскурсовода установить контакт с группой на протяжении экскурсии; приветливость, предупредительность, доброжелательность, умение владеть собой - обязательные качества экскурсовода.

Опираясь на мнение В.Е. Борейко (1998), на свой опыт музейной работы, считаю целесообразным при проведении экскурсий или музейных занятий с детьми использовать следующие принципы подачи экологической информации.

1. Принцип наглядности. Музейная информация должна подаваться детям в весьма наглядном виде, удобном для обзора и эмоционально обращена к ним.

2. Принцип сжатой, понятной подачи информации. Подавать нужно самое существенное, объем информации должен быть небольшим, но содержательно емким.

3. Принцип обращения к различным каналам органов чувств. Дети должны получать информацию при помощи слуха, зрения, прикасания. Через различные органы чувств происходит эмоциональное возбуждение ребенка.

4. Принцип активации - активного познания. Активность ребенка необходимо пробудить, он должен не только пассивно воспринимать, но и получать удовольствие от того, что открывает для себя.

5. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Учет возрастных особенностей важен всегда, но особенно он важен при работе с дошкольниками и младшими школьниками. Отмечено, что старшие дошкольники и младшие школьники уже способны осознавать некоторые взаимосвязи в природе, выделять основные понятия, классифицировать определенные объекты, вычленять существенные признаки тех или иных объектов и явлений природы, делать обобщения, выводы.

Надеюсь, что моя работа вызовет у педагогов желание использовать возможности музея в деле экологического воспитания и образования наших детей.







Литература:

  1. Аксенова, П.В. Музейная педагогика как форма экологического воспитания школьников // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2013. - Т. 22, № 4. - С. 171-178.

  2. Андерсен, К. Естественнонаучные музеи: время действовать //Museum. 1989. № 160. С. 53-57.

  3. Белянкова, Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников /Н.М. Белянкова //Начальная школа.- 2011.-№9.-С.62-64

  4. Борейко, В.Е. Святилища дикой природы. Наброски к идеологии заповедного дела. Киев: Киев. экол.-культ, центр, 1998. 112 с. (Серия: Охрана дикой природы; вып. 8).

  5. Введенский, О.В. Образовательная деятельность естественнонаучного музея // Ценностно-смысловые ориентиры естественнонаучного образования. Методика как наука и учебный предмет. Вып. 5. СПб, 2002. С. 66-73.

  6. Венгерова, Э.В., Иксанова, И.В. Экологические аспекты деятельности современных европейских музеев естественной истории // Музееведение. Естественнонаучные музеи. № 128. 1984. С. 119-143.

  7. Гвоздева, О.А. Музей как средство экологического просвещения // Экология. Культура. Образование: сб. материалов междунар. науч. семинара. Киров, 1998. С. 19-24.

  8. Играя, обучаемся. Выпыск 1. - Сер. «Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь».- Новосибирск: ИСАР-Сибирь, 1999, - 212 с.

  9. Клюкина, А.И. Естественнонаучный музей как центр формирования экологической культуры: Автореф. дис. ... канд. культурологии. СПб., 2000. 25 с.

  10. Комаровская, Е. П. Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика / Е. П. Комаровская, В. М. Ахунов // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. - 2009. - № 1. - С. 69-72.

  11. Мышева, Т. П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте [Текст] / Т. П. Мышева: дис. … канд. пед. наук. - Таганрог, 2007. - 194 с.

  12. Наир, С.М. «Экологизация» музеев естественной истории // Международный журнал «Museum», № 4 (190), 1996. - С. 8-13.

  13. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие. М.: Академия, 2005. 220 с. - Новикова Ж.Л., Сахарова В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. РОСИНКА: в мире природы. М.: ВЛАДОС, 2005. 208 с.

  14. Харитонова, А.А. Формирование музейной культуры у старших дошкольников /А.А. Харитонова //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.73-77

  15. Ходецкий, В. Музеи высших учебных заведений России - школе.// Внешкольник, 1997, № 10. - 8 с

  16. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. 456 с.


© 2010-2022