Педагогическая статья на тему Содержание и структура электронного теста

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М.А. Байдарова

МБОУ СОШ № 131

Г. Екатеринбург

Содержание и структура электронного теста по русскому языку.


Одним из важнейших направлений реформирования системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В настоящее время в России одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, о результатах деятельности образовательных учреждений. Для учителя такая объективная информация служит не только основой для анализа результатов обучения, прогнозирования уровня достижения государственного стандарта, обоснованных выводов об эффективности использования тех или иных инновационных образовательных технологий, методов, дидактических приемов, организационных форм обучения, но и средством проектирования собственной педагогической деятельности с конкретным контингентом учащихся. Подобную информацию позволяет получить контроль на основе использования тестовой технологии, предусматривающей компьютерную обработку данных тестирования и представления результатов обработки. Таким образом, педагогический тест - это измерительное средство, пред­назначенное для оценки результатов деятельности учащегося, определяемой сформированным у него уровнем учебной подготовки. Хорошо составленный тест обеспечивает широту охвата содержания предмета и проверяет глубину знаний, полученных учащимися. В качестве обязательного атрибута теста при этом выступает так называемая содержательная структура теста.

Структура теста - это совокупность сведений о числе и типе тестовых заданий по каждому элементу содержания учебного предмета и по каждому виду знаний или умений, позволяющих объективно судить об уровне подготовленности испытуемых. Она формируется в соответствии с целями и задачами, которые определены в Государственном образовательном стандарте (ГОС) и в программе дисциплины, обеспечивающей ее изучение.

Рассмотрим содержание и структуру итогового электронного теста по русскому языку для учащихся 5 класса. Итоговый тестовый контроль осуществляется в конце каждого учебного года, а также при завершении изучения дисциплины. Процесс разработки итогового теста должен проходить централизовано и включать в себя все научно-обоснованные этапы создания педагогического теста.

Этап целеполагания является самым трудным и вместе с тем самым важным. От его результата зависит качество содержания теста. На этом этапе преподавателю необходимо решить вопрос, какие результаты учащихся он хочет оценить с помощью теста. Целью данного тестирования является установление уровня овладения учащимися основными знаниями и умениями по русскому языку к концу обучения в 5-м классе; определение качества подготовки учащихся в соответствии с требованиями ГОС; проверка умений правильно воспринимать учебную задачу, применять в системе полученные знания, корректировать собственные действия в ходе выполнения заданий. Тест проверяет у тестируемых не только предметные, но и общеинтеллектуальные умения: сравнить, выбрать, продолжить закономерность, сопоставить, выделить особое и др.

Объём теста составляет материал дисциплины «Русский язык» (базовые дидактические единицы ГОС). При создании итогового электронного теста мы опирались на основополагающие научно-методические принципы учебной программы (учебник), по которой шло обучение - это учебно-методический комплект: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Калинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. Связь содержания теста с содержанием образовательных программ упомянута здесь не случайно: проверять можно только то, что целенаправленно изучалось. (В.С. Аванесов)

После определения целей тестирования и их конкретизации мы осуществили отбор учебного материала, подлежащего тестовому контролю, разработали его спецификацию. Спецификация теста - документ, в котором содержится информация о целях, задачах, плане и структуре теста, а также указаны основные требования к правилам проведения тестирования, обработки результатов тестирования и их интерпретации. При разработке плана определяется раскладка процентного содержания разделов дисциплины и число заданий по каждому разделу. Раскладку начинают с подсчета планируемого числа заданий в тесте. В нашем тесте предельное число заданий 20, поскольку на тестирование отводится время 40 минут. На выполнение одного задания теста - примерно 2 -3 минуты.

При разработке спецификации теста следует выделить проверяемые дидактические единицы (ДЕ). Дидактическая единица (ДЕ) - логически самостоятельная часть учебного материала. По своему объему и структуре она соответствует таким компонентам содержания как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т.п. Кроме того, должны быть четко и однозначно описаны все знания, умения и навыки, владение которыми проверяется с помощью теста. Иными словами, необходимо четкое описание области содержания теста. В итоговом тесте по русскому языку для учащихся 5-го класса мы предложили проверку следующих дидактических единиц (ДЕ):

А) знания о языке как системе (словообразование, морфология и синтаксис);

Б) орфографическая и пунктуационная грамотность;

В) владение нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, морфологическими,

синтаксическими).

Создание теста предполагает тщательный анализ содержания учебной дисциплины, классификацию учебного материала, установление межтематических и межпредметных связей.

При отборе содержания итогового теста мы придерживались следующих критериев:

1) полнота (тест должен проверять не менее 70% ДЕ, освоение которых предусмотрено ГОС);

2) значимость (проверялись наиболее значимые ДЕ с точки зрения содержания учебной программы). Существует также общее правило отбора содержания: чем выше значимость ДЕ, тем больше число заданий на ее проверку должен содержать тест. Таким образом, исходя из программы изучения курса «Русский язык 5 класс», мы определили значимые ДЕ, на проверку усвоения которых направлен тест. Принцип отбора таков: орфография, морфология, синтаксис, пунктуация, словообразование. Причём значимое место отводим морфологическим дидактическим единицам. Проверяемые ДЕ разместили в порядке убывания значимости и для каждой устанавливаем количество текстовых заданий (ТЗ).

- морфология (10 ТЗ);

- орфография (4 ТЗ);

- синтаксис (4 ТЗ);

- пунктуация (1 ТЗ);

- словообразование (1 ТЗ).

Задания, входящие в тест, подбираются так, чтобы они давали основу для проверки некоторых из таких категорий приобретенных знаний, как названия, имена; смысл слов, названий и имен; факты; определения; сравнение, сопоставление объектов; противоположности, противоречия, антонимы и т.п.; ассоциации; классификации; причинно-следственные отношения; алгоритмы, процедуры; технологии и технологические понятия; вероятностные понятия; абстрактные понятия; методология предмета (В.С. Аванесов)

Отбор содержания теста должен иметь четкую целевую направленность, а это при условии правильной постановки целей является серьезной заявкой на его высокое качество. Кроме содержательной стороны задания в тестах описываются по уровням умений, для определения которой мы использовали классификацию когнитивной области образовательных целей, более известную как таксономия Б. Блума. Понятие «таксономия» обозначает классификацию и систематизацию взаимосвязанных объектов, расположенных последовательно, по нарастающей сложности. Б. Блум выделяет шесть уровней развития познавательных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Каждый следующий уровень требует для своей сформированности хорошего усвоения предыдущего, но вместе с тем не всегда возможно провести четкое разграничение между ними, поскольку многие вопросы актуализируют сразу несколько уровней. Сказанное, однако, не означает, что учитель, актуализировав в работе с учащимися какой-либо один уровень, автоматически актуализирует и все остальные. Приведем примерные, формулировки заданий, актуализирующих каждый из уровней.

  1. Знание подразумевает запоминание и воспроизведение материала любого уровня сложности (факты, понятия, правила).

Примерное задание: Отметьте ВЕРНОЕ утверждение, характеризующее ЧАСТИ РЕЧИ; отметьте ВСЕ слова, которые являются САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ…

Цель считается достигнутой, если ученик воспроизводит используемые термины, знает конкретные факты, понятия, правила.

2. Понимание означает усвоение материала и способность к его преобразованию и интерпретации.

Примерное задание: Впишите строчными буквами в отведённую ячейку данный глагол, поставив его в форму 2-го ЛИЦА, ЕДИНСТВЕННОГО числа, БУДУЩЕГО времени.

Определите, какие слова из 1 - 3 соответствуют схемам из А - Г.

  1. примеряет

  2. орешник

  3. горьковатый

А приставка + корень + окончание

Б корень + суффикс + окончание (3)

В корень + суффикс + нулевое окончание (2)

Г приставка + корень + суффикс + окончание (1)

Цель считается достигнутой, если ученик понимает факты, правила, интерпретирует схемы.

3. Применение предполагает умение применять правила, теории, методы в конкретных ситуациях и в новых условиях.

Примерное задание: Отметьте имена существительные, имеющие форму только МНОЖЕСТВЕННОГО числа…; Отметьте предложение, в котором есть ОБРАЩЕНИЕ…

Цель считается достигнутой, если ученик использует ранее изученные знания не только в стандартных, но и в новых ситуациях и демонстрирует их правильное применение. Кроме того, важно использование знаний, получаемых в процессе школьного обучения, в практике реальной жизни.

4. Анализ рассматривается как умение выделять отдельные элементы структуры материала, определять взаимосвязь элементов и логику этой взаимосвязи.

Примерное задание: Установите СООТВЕТСТВИЕ между ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ и их ролью в предложении.

Цель считается достигнутой, если ученик выделяет части целого и взаимосвязи между ними, видит упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.

5. Синтез предполагает умение объединить элементы в новое целое.

Примерное задание: Впишите в ячейки справа строчными буквами ОКОНЧАНИЯ слов в данном предложении.

Мне напиш(ет) лучш(ий) друг о своей мечт(е).

Этот уровень предполагает творческую переработку информации таким образом, что в результате создается новое целое.

6. Оценка умение оценить качество и значение материала на основе критериев (выработанных учеником или заданных учителем).

Примерное задание: Отметьте словосочетание, НЕ СОДЕРЖАЩЕЕ ОШИБКИ.

крепкий кофе

купить мороженку

песни грузинов

смелое кенгуру

Цель считается достигнутой, если ученик может выделить критерии и следовать им, видит многообразие критериев, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, проводит различия между фактами и оценочными суждениями.

При разработке компьютерного теста очень важно продумать уровень его трудности в целом и отдельных тестовых заданий. Традиционно вопросы располагаются в порядке возрастающей трудности. Больше всего в процентном отношении составляется вопросов средней трудности (а 2).

Оптимальное отображение содержания учебного материала в тестовые задания требуемого уровня трудности предполагает возможность выбора подходящей формы. В настоящее время в педагогике выработано четыре основные формы тестовых заданий, которые являются основой для составления тестов по любым учебным дисциплинам:
1. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. Среди этих заданий выделяются такие разновидности, как:

1.1. Выбор одного правильного ответа по принципу: один - правильный, все остальные (один, два, три и т.д.) - неправильные.
1.2. Выбор нескольких правильных ответов.
1.3. Выбор одного, наиболее правильного ответа.

2. Задания открытого типа.

Задания сформулированы так, что готового ответа нет; нужно сформулировать и вписать ответ самому, в отведенном для этого месте.

3. Задания на установление соответствия, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества.

4. Задания на установление правильной последовательности (вычислений, действий, шагов, операций, терминов в определениях).

Хочется отметить, что электронный тест должен содержать тестовые задания разных типов, так как это обеспечивает возможность более точного и тонкого выявления уровня знаний учащегося.

Для создания электронного итогового теста по русскому языку мы использовали следующие типы тестовых заданий: ОВ - одиночный выбор (4); МВ - множественный выбор (5); О - открытого типа

(6); С - соответствия (5).

Кроме того, при формировании тестовых заданий особое внимание следует обратить на подбор дистракторов (от англ. to distract - отвлекать), которые используются для отвлечения внимания тестируемых. Для любого тестового задания существует вероятность угадывания правильного ответа. Одной из важных задач при составлении теста является её снижение. Наибольшая вероятность угадывания существует в заданиях с двумя ответами (1/2), при увеличении количества ответов эта вероятность снижается. Однако следует учитывать, что перегружать задание большим количеством ответов не желательно. Поэтому, для снижения угадывания, предлагается составлять задания с несколькими правильными ответами, но при этом увеличив число дистракторов.

Например: Отметьте имена существительные, имеющие форму только МНОЖЕСТВЕННОГО числа.

именины, каникулы, цветы, окна

В данном задании мы предложили два правильных ответа (именины, каникулы) и два дистрактора (цветы, окна).

Для каждого из выделенных четырёх типов ТЗ формулируется типовое задание с заданными характеристиками (содержание, требуемый уровень усвоения, тип ТЗ и пр.).

Дидактические характеристики типового задания:

- содержание (проверяемая ДЕ);

- уровень трудности;

- особенности представления задания: тип тестового задания, количество дистракторов и пр.

Например: ТЗ - 4

(1 балл)

Проверка умения определять время глаголов.

(ДЕ 1)

уровень трудности: а 1

тип ТЗ - задание открытого типа (О)

количество дистракторов - 1

Очень удобно при создании электронных тестов подбирать так называемые «фасетные» задания, то есть, задания, имеющие варианты. С помощью них, при прохождении компьютерного теста, тестируемые получают вопросы в случайном порядке, что практически исключает их повторение и возможность списывания. Для нашего теста мы создали шесть вариантов фасетов.

Например: Впишите строчными буквами в отведённую ячейку НАЗВАНИЕ ВРЕМЕНИ данного в предложении глагола.

Черёмуха душистая с весною расцвела. (прошедшее)

Фасеты:

Люблю грозу вначале мая. ( настоящее)

Вот уж снег последний в поле тает. (настоящее)

Гусей крикливых караван тянулся к югу. (прошедшее)

Там о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой. (будущее)

Скоро в небе засверкает ранняя звезда. (будущее)

При построении тестовых заданий важным аспектом, наряду с содержанием, является и точность его изложения. Некорректное изложение может послужить причиной искажения смысла задания, тогда тестовое задание потеряет свою эффективность (ответ на него не будет свидетельствовать о знании или незнании чего-либо).

После того как мы закончили подбор тестовых заданий с заданными дидактическими характеристиками, приступили к формированию структурированной базы заданий.

В заключении хочется отметить, что самым лучшим можно считать тест, в котором заложено широкое содержание, и оно охватывает более глубокие уровни знаний. Таким образом, при разработке теста мы придерживались следующих принципов:

  • Тест должен соответствовать целям тестирования;

  • Нужно определить значимость проверяемых знаний в общей системе проверяемых знаний;

  • Должна быть обеспечена взаимосвязь содержания и формы теста;

  • Тестовые задания должны быть правильными с точки зрения содержания;

  • Должна соблюдаться репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста;

  • Тест должен соответствовать уровню современного состояния науки;

  • Содержание теста должно быть комплексным и сбалансированным;

  • Содержание теста должно быть системным, но, вместе с тем, вариативным.


Используемая литература.

  1. Аванесов В.С. Современные методы обучения и контроля знаний. М., 1998.

  2. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов пед.вузов. 2 изд., испр.. и доп. М.: Адепт.

  3. Б.Е. Стариченко Технология разработки теста.


© 2010-2022