Рабочая программа кружка Медиаклуб

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Нижнегорская школа-гимназия»

Нижнегорского района

Республики Крым


Рассмотрена

ЗДВР

__________Буденскя А.Н.

«___» ________ 2015 г.

Согласована

ЗДУВР

__________ Н.В. Иванцова

«___» _________ 2015 г.

Согласована с изменениями

__________ Н.А. Возгрина

«____» ___________2015 г.

Утверждена

Директор МБОУ «Нижнегорская ШГ»

___________С.С. Пацай

Приказ №___

от «____» _____2015 г.

Утверждена

с изменениями

__________ С.С. Пацай

«____»___________2015г.



Рабочая программа

кружковой работы

«Медиаклуб»

(1 час в неделю, 35 часов в год)

2015/ 2016 учебный год




Составитель:

Новак Виктория Евменовна,

учитель русского языка и литературы,

специалист


п. Нижнегорский, 2015

Пояснительная записка


Медиаобразование в данном курсе рассматривается как система использования средств массовой коммуникации и информации (печати, радио, кино, телевидения, видео, компьютерной техники, фотографии) в развитии индивидуальности школьника. Сама система развития в отличие от традиционных учебных предметов, накапливающих знания, предполагает в первую очередь практику художественно-творческой деятельности, моделирующую процесс эмоционально-интеллектуального развития школьника, его возможностей:

• в процессе восприятия различных видов информации продуктивно читать медиатекст, устанавливая ассоциативные и семантические связи между перцептивными единицами;

• передавать свои впечатления от воспринятого в словесной или невербальной форме (дневниковые записи, заметки, рецензии, статьи, рисунки, фотографии, видеосъемка, музыкальные фразы, компьютерная схема и пр.);

• аргументировано оценивать полученную информацию, проявляя самостоятельность суждений, определенный уровень художественного вкуса, эрудиции;

• использовать средства массовой коммуникации для самореализации, передачи своего понимания окружающей действительности, искусства, своего отношения к миру.

Мироощущение современных учащихся, их нравственные убеждения зависят от каждодневного неуправляемого воспитателями воздействия массовой электронной культуры, вызывающей такие болезненные отклонения, как видеоклипизм, видеомания, видеофилия. И в то же время открывается перспектива использования благотворных образовательных возможностей в развитии интеллекта и эмоций на основе аудиовизуальной и медиакультуры: различных видов мышления, художественно-творческой деятельности, восприятия, навыков интерпретации, эстетической оценки многообразных медиатекстов.

Традиционные педагогические модели односторонне решают задачи эмоционально-интеллектуального развития школьников 1-11 классов, обращая внимание на процесс накопления знаний, на использование экранных искусств и других медиа как иллюстративного, наглядного материала для решения воспитательных задач или на развитие навыков художественно-творческой деятельности в области медиа и конкретных видов искусства.

За пределами такой педагогики остается сам ребенок в многообразии его эмоциональных, интеллектуальных, художественных, эстетических связей с миром, реальной действительностью, его потребности в избирательном отношении к знаниям, его желания заниматься эстетическим самовоспитанием и художественным развитием.

В современных условиях избыточного влияния различных медиатекстов, средств массовой информации на мышление, сознание, мироощущение школьника нужна новая педагогическая модель воспитания и развития учащихся всех возрастных групп. Содержание этой модели определяется понятием эстетической культуры как системы уровней эмоционально-интеллектуального развития школьника в области образного, ассоциативного, логического мышления, восприятия художественной и объективной реальности, умений интерпретировать перцептивные резуль таты, аргументировано оценивать различные виды информации, поступающие по медиаканалам, потребности в художественно-творческой деятельности на материале традиционных искусств и различных средств массовой информации (кино, ТВ, видео, печати, радио, компьютерной и мультимедийной технологии).

Актуальность данного курса определяется необходимостью изучения учениками старших классов ключевых понятий медиаобразования (агентства, аудитория, категории, языки, технологии, репрезентации медиа) как эффективного средства для развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности в условиях интенсивного увеличения информационного потока.

Объект занятий - процесс медиаобразования старшеклассников на материале кинопрессы.

Предмет курса - ключевые понятия медиаобразования.

Цель курса - изучение ключевых понятий медиаобразования (агентства, аудитория, категории, языки, технологии, репрезентации медиа) с точки зрения использования их старшеклассниками для последующего практического применения при повседневном взаимодействии с медиа.

Задачи курса включают в себя:

- изучение агентства, аудитории, категорий, языков, технологий, репрезентаций медиа в результате проведения «литературно-имитационных» медиаобразовательных занятий;

- изучение агентств, аудитории, категорий, языков, технологий, репрезентаций медиа в результате проведения «театрализованно-ситуативных» медиаобразовательных занятий;

- изучение агентств, аудитории, категорий, языков, технологий, репрезентаций медиа в результате проведения «изобразительно-имитационных» медиаобразовательных занятий;

- развитие творческих способностей, индивидуального, критического, аналитического мышления в результате проведения медиаобразовательного цикла занятий.

Место курса: курс связан со многими школьными дисциплинами, включая такие предметы как «Литература», «История», «Информатика» и пр.

Практическая значимость: в результате медиаобразовательных занятий старшеклассники должны приобрести знания по теории медиа, а также уметь их использовать в повседневной практике при общении с медиа.

Теоретические занятия

Тема № 1. Характеристика кинопрессы

Определение, обозначение ее роли в системе медиакультуры, а также в современном российском обществе. Типология кинопрессы: развлекательно-информационные издания, информационно-развлекательные издания, информационно-аналитические издания, информационно-аналитические, теоретические, креативные издания. Виды кинопрессы:

1) Интернет - издания

а) аналоги печатных СМИ ( antennatv.ru , kulturagz.ru )

б) собственные издания (http//kinokritic.narod.ru, kinozal.ru , kino.web.ru );

2) Корпоративные издания («Ролан»);

3) Издания для массовой аудитории а) подростковые и молодежные («Premiere», «Фильм», «Кинопарк», «TВ-Парк» и т.д.) б) для семейной аудитории («Антенна», «7 Дней» и т.д.);

4) Издания для профессиональной аудитории («СК-Новости», «Киноведческие записки», «Кинофорум», «Искусство кино» и т.д.);

5) Рекламные издания («Мир развлечений», «Stereo & video», «Эра DVD» и

т.д.);

6) Просветительские издания («Культура», «Экран и сцена», «Кинопарк», «ТВ-Парк», «Фильм» и т.д.).

Тема № 2. Изучение ключевых понятий медиаобразования

«Агентство» - (источник медиаинформации и людей, которые владеют, создают и распространяют медиатексты). Медиатексты создаются людьми: некоторые - индивидуальными авторами, некоторые - группами людей. Изучение агентств медиа неизбежно означает накопление информации о разделетруда в сфере производства, о профессиональной практике, иерархии в рамках системы, источниках финансирования, системах распространения и т.д. Главное в «Категории» как аспекте медиаобразования, не сводится к тому, чтобы просто обозначить по-разному тексты, а понять, как категории медиа определяют связанные с текстами ожидания и тем самым оказывают влияния на то, как их понимают.

Термин «технология» занимает важное место в методике медиаобразования, потому что любое технологическое решение сказывается на результате.

Медиатехнологии могут играть самую важную роль в определении не только значения (смысла) текста, но и того, на кого текст должен быть рассчитан. Технические возможности, ограничения и решения всегда могут выдвинуть перед нами такие вопросы, как: «Кому и какая технология доступна?», «Как она используется?», «Какое влияние оказывают данные технологии на конечный результат?» и др.

Тема № 3. Изучение ключевых понятий медиаобразования

«Язык» говорит о том, что в медиатексте все имеет смысл. Это развивает знание способов, с помощью которых медиатексты выражают свою идею (смысл), а также развивают знания, которые могут прилагаться к неподвижному или подвижному образам.

При изучении термина «аудитория», затрагиваются следующие вопросы: «Каким образом аудиторию определяют, создают, как к ней обращаются и входят с ней в контакт?», «Как аудитория «потребляет» и реагирует на тексты?», «Когда и как они «получают» текст?», «Какое удовлетворение может извлечь из него аудитория?»

Термин «репрезентация» и его изучение говорит о том, что медиатексты по-разному соотносятся с действительностью. Итак, медиатексты, не являясь точной копией реального мира, создают лишь его «фантомы», мы же должны помочь аудитории (в нашем случае у старшеклассников), развить критическую оценку таких медиатекстов.

Тема № 4. Выявление взаимосвязей шести ключевых понятий

медиаобразования. Характеристика современной российской кинопрессы

с точки зрения 6 ключевых понятий медиаобразования:

1) агентства - концептуальная основа СМИ, его учредители;

2) категории - объем иллюстраций, «ведущие» жанры медиатекстов;

3) язык - характер иллюстраций, уровень теоретической сложности материала;

4) аудитория - тираж издания, характер взаимодействия с читателем;

5) технология - наличие/отсутствие авторов, сайта в Интернете;

6) репрезентация - реклама и ее место в издании, оформление обложки и т.д.

Распределение часов по разделам

№ п/п

Название раздела

Количество часов

по программе

по КТП

1

Введение

1

1

2

Характеристика кинопрессы

10

10

3

Изучение ключевых понятий медиаобразования

12

12

4

Выявление взаимосвязей шести ключевых понятий медиаобразования. Характеристика современной российской кинопрессы с точки зрения 6 ключевых понятий медиаобразования:

12

12

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). М.: Изд-во Ин-та художественного образования Российской Академии образования, 2004. 55 с.

Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М.: Аспект-пресс, 2005. 176 с.

Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии. М.: Наука, 2007. 203 с.

Возчиков В.А. Педагогика журналистики в аспекте развития коммуникативных умений. Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. 160 с.

Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: ПЕРСЭ, 2003. 304 с.

Змановская Н.В. Программа формирования медиаобразованности учителя. Иркутск: ИПКПРО, 2003. 65 с.

Интернет в гуманитарном образовании / под. ред. Е.С.Полат. М.: ВЛАДОС, 2001. 272 с.

Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М.: Академический проект, 2005. 400 с.

Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент / отв. ред. А.В. Федоров. М.: Изд-во. Гос. ун-та управления, 2002. 80 с.

Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа и практика исследований. М., 2003.

Образовательные технологии XXI века. ОТ'04 / ред. С.И. Гудилина, К.М. Тихомирова, Д.Т. Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2004. 349 с.

Преподаем журналистику: взгляды и опыт (Медиаобразование: концепции и перспективы) / ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 2006. 152 с.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Кол.

часов

Дата

по плану

Дата

фактич.

ВВЕДЕНИЕ

Вводное занятие. Цели и задачи курса «Медиаклуб».

1



ХАРАКТЕРИСТИКА КИНОПРЕССЫ

Медиа и человечество: их влияние друг на друга.

1



Пресса. Определение, обозначение ее роли в системе медиакультуры, и в современном российском обществе.




Типология кинопрессы: развлекательно-информационные издания, информационно-развлекательные издания, информационно-аналитические издания, информационно-аналитические, теоретические, креативные издания.

1



Виды кинопрессы: интернет - издания, корпоративные издания, издания для массовой и профессиональной аудитории, рекламные и просветительские издания.

1



Ролевая игра «Новости».

1



Социальная реклама.

1



Социальная реклама.

1



Практическое занятие №1. Круглый стол: «Актуальные проблемы современного общества». Обзор социальной рекламы.

1



Дискуссия. Анализ кадров, фотографий (социальное направление).

1



Ролевая игра «Кинопресса».

1



ИЗУЧЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые понятия медиаобразования.

1



Определение аудитории. Обращение и налаживание контакта с публикой.

1



Практическое занятие №2. Обзор видеофильмов социального характера. Дискуссия.

1



Как аудитория реагирует на тексты. Подбор актуальной информации.

1



Оратор и его аудитория. Классификация выступлений.

1



Интервью.

1



Ролевая игра «Новости».

1



Ролевая игра «Новости».

1



Деловой этикет.

1



Ролевая игра «Пресс-конференция со звездами кино/теле-сериалов».

1



Эвфемизация текстов в СМИ.

1



Практическое занятие №3. Написание статей в местную газету «Нижнегорье».

1



ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ШЕСТИ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ.

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КИНОПРЕССЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

6 КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Агентства - концептуальная основа СМИ, его учредители.

1



Объем иллюстраций, «ведущие» жанры медиатекстов.

1



Аудитория. Тираж издания, характер взаимодействия с читателем.

1



Реклама и ее место в издании, оформление обложки и т.д.

1



Практическое занятие №4. Создание рекламы.

1



Культура речи.

1



Искусство редактирования.

1



Практическое занятие №5. Эвфемизмы в СМИ.

1



Практическое занятие №6. Написание статей в местную газету «Нижнегорье».

1



Повторение и закрепление изученного материала.

1



Повторение и закрепление изученного материала.

1



Итоговый урок за год.

1



2


© 2010-2022