- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа кружка Медиаклуб
Рабочая программа кружка Медиаклуб
Раздел | Другое |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Новак В.Е. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Нижнегорская школа-гимназия»
Нижнегорского района
Республики Крым
-
Рассмотрена
ЗДВР
__________Буденскя А.Н.
«___» ________ 2015 г.
Согласована
ЗДУВР
__________ Н.В. Иванцова
«___» _________ 2015 г.
Согласована с изменениями
__________ Н.А. Возгрина
«____» ___________2015 г.
Утверждена
Директор МБОУ «Нижнегорская ШГ»
___________С.С. Пацай
Приказ №___
от «____» _____2015 г.
Утверждена
с изменениями
__________ С.С. Пацай
«____»___________2015г.
Рабочая программа
кружковой работы
«Медиаклуб»
(1 час в неделю, 35 часов в год)
2015/ 2016 учебный год
Составитель:
Новак Виктория Евменовна,
учитель русского языка и литературы,
специалист
п. Нижнегорский, 2015
Пояснительная записка
Медиаобразование в данном курсе рассматривается как система использования средств массовой коммуникации и информации (печати, радио, кино, телевидения, видео, компьютерной техники, фотографии) в развитии индивидуальности школьника. Сама система развития в отличие от традиционных учебных предметов, накапливающих знания, предполагает в первую очередь практику художественно-творческой деятельности, моделирующую процесс эмоционально-интеллектуального развития школьника, его возможностей:
• в процессе восприятия различных видов информации продуктивно читать медиатекст, устанавливая ассоциативные и семантические связи между перцептивными единицами;
• передавать свои впечатления от воспринятого в словесной или невербальной форме (дневниковые записи, заметки, рецензии, статьи, рисунки, фотографии, видеосъемка, музыкальные фразы, компьютерная схема и пр.);
• аргументировано оценивать полученную информацию, проявляя самостоятельность суждений, определенный уровень художественного вкуса, эрудиции;
• использовать средства массовой коммуникации для самореализации, передачи своего понимания окружающей действительности, искусства, своего отношения к миру.
Мироощущение современных учащихся, их нравственные убеждения зависят от каждодневного неуправляемого воспитателями воздействия массовой электронной культуры, вызывающей такие болезненные отклонения, как видеоклипизм, видеомания, видеофилия. И в то же время открывается перспектива использования благотворных образовательных возможностей в развитии интеллекта и эмоций на основе аудиовизуальной и медиакультуры: различных видов мышления, художественно-творческой деятельности, восприятия, навыков интерпретации, эстетической оценки многообразных медиатекстов.
Традиционные педагогические модели односторонне решают задачи эмоционально-интеллектуального развития школьников 1-11 классов, обращая внимание на процесс накопления знаний, на использование экранных искусств и других медиа как иллюстративного, наглядного материала для решения воспитательных задач или на развитие навыков художественно-творческой деятельности в области медиа и конкретных видов искусства.
За пределами такой педагогики остается сам ребенок в многообразии его эмоциональных, интеллектуальных, художественных, эстетических связей с миром, реальной действительностью, его потребности в избирательном отношении к знаниям, его желания заниматься эстетическим самовоспитанием и художественным развитием.
В современных условиях избыточного влияния различных медиатекстов, средств массовой информации на мышление, сознание, мироощущение школьника нужна новая педагогическая модель воспитания и развития учащихся всех возрастных групп. Содержание этой модели определяется понятием эстетической культуры как системы уровней эмоционально-интеллектуального развития школьника в области образного, ассоциативного, логического мышления, восприятия художественной и объективной реальности, умений интерпретировать перцептивные резуль таты, аргументировано оценивать различные виды информации, поступающие по медиаканалам, потребности в художественно-творческой деятельности на материале традиционных искусств и различных средств массовой информации (кино, ТВ, видео, печати, радио, компьютерной и мультимедийной технологии).
Актуальность данного курса определяется необходимостью изучения учениками старших классов ключевых понятий медиаобразования (агентства, аудитория, категории, языки, технологии, репрезентации медиа) как эффективного средства для развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности в условиях интенсивного увеличения информационного потока.
Объект занятий - процесс медиаобразования старшеклассников на материале кинопрессы.
Предмет курса - ключевые понятия медиаобразования.
Цель курса - изучение ключевых понятий медиаобразования (агентства, аудитория, категории, языки, технологии, репрезентации медиа) с точки зрения использования их старшеклассниками для последующего практического применения при повседневном взаимодействии с медиа.
Задачи курса включают в себя:
- изучение агентства, аудитории, категорий, языков, технологий, репрезентаций медиа в результате проведения «литературно-имитационных» медиаобразовательных занятий;
- изучение агентств, аудитории, категорий, языков, технологий, репрезентаций медиа в результате проведения «театрализованно-ситуативных» медиаобразовательных занятий;
- изучение агентств, аудитории, категорий, языков, технологий, репрезентаций медиа в результате проведения «изобразительно-имитационных» медиаобразовательных занятий;
- развитие творческих способностей, индивидуального, критического, аналитического мышления в результате проведения медиаобразовательного цикла занятий.
Место курса: курс связан со многими школьными дисциплинами, включая такие предметы как «Литература», «История», «Информатика» и пр.
Практическая значимость: в результате медиаобразовательных занятий старшеклассники должны приобрести знания по теории медиа, а также уметь их использовать в повседневной практике при общении с медиа.
Теоретические занятия
Тема № 1. Характеристика кинопрессы
Определение, обозначение ее роли в системе медиакультуры, а также в современном российском обществе. Типология кинопрессы: развлекательно-информационные издания, информационно-развлекательные издания, информационно-аналитические издания, информационно-аналитические, теоретические, креативные издания. Виды кинопрессы:
1) Интернет - издания
а) аналоги печатных СМИ ( antennatv.ru , kulturagz.ru )
б) собственные издания (http//kinokritic.narod.ru, kinozal.ru , kino.web.ru );
2) Корпоративные издания («Ролан»);
3) Издания для массовой аудитории а) подростковые и молодежные («Premiere», «Фильм», «Кинопарк», «TВ-Парк» и т.д.) б) для семейной аудитории («Антенна», «7 Дней» и т.д.);
4) Издания для профессиональной аудитории («СК-Новости», «Киноведческие записки», «Кинофорум», «Искусство кино» и т.д.);
5) Рекламные издания («Мир развлечений», «Stereo & video», «Эра DVD» и
т.д.);
6) Просветительские издания («Культура», «Экран и сцена», «Кинопарк», «ТВ-Парк», «Фильм» и т.д.).
Тема № 2. Изучение ключевых понятий медиаобразования
«Агентство» - (источник медиаинформации и людей, которые владеют, создают и распространяют медиатексты). Медиатексты создаются людьми: некоторые - индивидуальными авторами, некоторые - группами людей. Изучение агентств медиа неизбежно означает накопление информации о разделетруда в сфере производства, о профессиональной практике, иерархии в рамках системы, источниках финансирования, системах распространения и т.д. Главное в «Категории» как аспекте медиаобразования, не сводится к тому, чтобы просто обозначить по-разному тексты, а понять, как категории медиа определяют связанные с текстами ожидания и тем самым оказывают влияния на то, как их понимают.
Термин «технология» занимает важное место в методике медиаобразования, потому что любое технологическое решение сказывается на результате.
Медиатехнологии могут играть самую важную роль в определении не только значения (смысла) текста, но и того, на кого текст должен быть рассчитан. Технические возможности, ограничения и решения всегда могут выдвинуть перед нами такие вопросы, как: «Кому и какая технология доступна?», «Как она используется?», «Какое влияние оказывают данные технологии на конечный результат?» и др.
Тема № 3. Изучение ключевых понятий медиаобразования
«Язык» говорит о том, что в медиатексте все имеет смысл. Это развивает знание способов, с помощью которых медиатексты выражают свою идею (смысл), а также развивают знания, которые могут прилагаться к неподвижному или подвижному образам.
При изучении термина «аудитория», затрагиваются следующие вопросы: «Каким образом аудиторию определяют, создают, как к ней обращаются и входят с ней в контакт?», «Как аудитория «потребляет» и реагирует на тексты?», «Когда и как они «получают» текст?», «Какое удовлетворение может извлечь из него аудитория?»
Термин «репрезентация» и его изучение говорит о том, что медиатексты по-разному соотносятся с действительностью. Итак, медиатексты, не являясь точной копией реального мира, создают лишь его «фантомы», мы же должны помочь аудитории (в нашем случае у старшеклассников), развить критическую оценку таких медиатекстов.
Тема № 4. Выявление взаимосвязей шести ключевых понятий
медиаобразования. Характеристика современной российской кинопрессы
с точки зрения 6 ключевых понятий медиаобразования:
1) агентства - концептуальная основа СМИ, его учредители;
2) категории - объем иллюстраций, «ведущие» жанры медиатекстов;
3) язык - характер иллюстраций, уровень теоретической сложности материала;
4) аудитория - тираж издания, характер взаимодействия с читателем;
5) технология - наличие/отсутствие авторов, сайта в Интернете;
6) репрезентация - реклама и ее место в издании, оформление обложки и т.д.
Распределение часов по разделам
№ п/п
Название раздела
Количество часов
по программе
по КТП
1
Введение
1
1
2
Характеристика кинопрессы
10
10
3
Изучение ключевых понятий медиаобразования
12
12
4
Выявление взаимосвязей шести ключевых понятий медиаобразования. Характеристика современной российской кинопрессы с точки зрения 6 ключевых понятий медиаобразования:
12
12
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). М.: Изд-во Ин-та художественного образования Российской Академии образования, 2004. 55 с.
Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М.: Аспект-пресс, 2005. 176 с.
Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии. М.: Наука, 2007. 203 с.
Возчиков В.А. Педагогика журналистики в аспекте развития коммуникативных умений. Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. 160 с.
Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: ПЕРСЭ, 2003. 304 с.
Змановская Н.В. Программа формирования медиаобразованности учителя. Иркутск: ИПКПРО, 2003. 65 с.
Интернет в гуманитарном образовании / под. ред. Е.С.Полат. М.: ВЛАДОС, 2001. 272 с.
Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М.: Академический проект, 2005. 400 с.
Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент / отв. ред. А.В. Федоров. М.: Изд-во. Гос. ун-та управления, 2002. 80 с.
Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа и практика исследований. М., 2003.
Образовательные технологии XXI века. ОТ'04 / ред. С.И. Гудилина, К.М. Тихомирова, Д.Т. Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2004. 349 с.
Преподаем журналистику: взгляды и опыт (Медиаобразование: концепции и перспективы) / ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 2006. 152 с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема занятия
Кол.
часов
Дата
по плану
Дата
фактич.
ВВЕДЕНИЕ
Вводное занятие. Цели и задачи курса «Медиаклуб».
1
ХАРАКТЕРИСТИКА КИНОПРЕССЫ
Медиа и человечество: их влияние друг на друга.
1
Пресса. Определение, обозначение ее роли в системе медиакультуры, и в современном российском обществе.
Типология кинопрессы: развлекательно-информационные издания, информационно-развлекательные издания, информационно-аналитические издания, информационно-аналитические, теоретические, креативные издания.
1
Виды кинопрессы: интернет - издания, корпоративные издания, издания для массовой и профессиональной аудитории, рекламные и просветительские издания.
1
Ролевая игра «Новости».
1
Социальная реклама.
1
Социальная реклама.
1
Практическое занятие №1. Круглый стол: «Актуальные проблемы современного общества». Обзор социальной рекламы.
1
Дискуссия. Анализ кадров, фотографий (социальное направление).
1
Ролевая игра «Кинопресса».
1
ИЗУЧЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые понятия медиаобразования.
1
Определение аудитории. Обращение и налаживание контакта с публикой.
1
Практическое занятие №2. Обзор видеофильмов социального характера. Дискуссия.
1
Как аудитория реагирует на тексты. Подбор актуальной информации.
1
Оратор и его аудитория. Классификация выступлений.
1
Интервью.
1
Ролевая игра «Новости».
1
Ролевая игра «Новости».
1
Деловой этикет.
1
Ролевая игра «Пресс-конференция со звездами кино/теле-сериалов».
1
Эвфемизация текстов в СМИ.
1
Практическое занятие №3. Написание статей в местную газету «Нижнегорье».
1
ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ШЕСТИ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КИНОПРЕССЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
6 КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
Агентства - концептуальная основа СМИ, его учредители.
1
Объем иллюстраций, «ведущие» жанры медиатекстов.
1
Аудитория. Тираж издания, характер взаимодействия с читателем.
1
Реклама и ее место в издании, оформление обложки и т.д.
1
Практическое занятие №4. Создание рекламы.
1
Культура речи.
1
Искусство редактирования.
1
Практическое занятие №5. Эвфемизмы в СМИ.
1
Практическое занятие №6. Написание статей в местную газету «Нижнегорье».
1
Повторение и закрепление изученного материала.
1
Повторение и закрепление изученного материала.
1
Итоговый урок за год.
1
2