• Преподавателю
  • Другое
  • Методические и дидактические аспекты создания электронных интерактивных пособий

Методические и дидактические аспекты создания электронных интерактивных пособий

Методические и дидактические аспекты создания электронных интерактивных пособий. В настоящее время в нашей стране происходят серьезные изменения системы образования,которая должна опережающе готовить новое поколение к условиям существования и профессиональной деятельности в глобальном информационном обществе. Приоритетным становится переход к всемерному развитию системы образования на базе электронных форм и средств обучения. Принципиальное отличие современной системы образования заключ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические и дидактические аспекты создания электронных интерактивных пособий


Современная система образования должна опережающе готовить новое поколение к условиям существования и профессиональной деятельности в глобальном информационном обществе. Приоритетным становится переход к всемерному развитию системы образования на базе электронных форм и средств обучения.
Принципиальное отличие современной системы образования заключается в специфике ее технологического обеспечения: в современном образовании используется богатый арсенал информационных компьютерных технологий. В настоящее время в педагогической практике можно выделить некоторые подходы к использованию компьютерных технологий.
Программированное обучение направлено на усвоение (запоминание) хорошо структурированных и последовательно выстроенных фрагментов, сопровождающихся пошаговым контролем. Данный подход не оправдал надежд, сейчас в чистом виде программированное обучение практически не применяется.

Группа технологий, основанная на применении компьютеров. За рубежом используется термин Computer Based Technologies (Компьютерные базовые технологии). В рамках данного подхода предполагается использование преподавателем компьютерных средств обучения на некоторых этапах занятия (представление информации сообщающего, справочного и иллюстративного плана, динамическая визуализация содержания, представление упражнений и тестов и т.д.), но при этом общий контроль за образовательным процессом осуществляет сам преподаватель.

Педагогические технологии, основанные на комплексном применении современных средств обучения. Следует отметить, что в рамках данного подхода много преподавательских функций берет на себя компьютер. Учащимся предлагаются готовые обучающие компьютерные модули с аудио и видео сопровождением, с контрольными заданиями, анализом эффективности выполненных заданий, выставлением оценки.

Прежде чем вводить новые средства обучения учитель должен ясно осознавать педагогическую целесообразность применения компьютерной техники на уроке при реализации образовательных задач. Для этого учитель должен обладать специальными знаниями: об образовательных функциях и дидактических возможностях информационных технологий; о новой структуре учебной деятельности; условиях организации и проведения уроков с компьютерной поддержкой. Компьютерные приложения должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью учителя и учащегося.

На современном этапе развития образования происходит трансформация методов обучения за счет использования компьютерной техники.

Компьютерные технологии несомненно оказывают влияние на интеллектуальную деятельность учащихся. Процессы познания - есть процессы связи организма с внешней средой, осуществляемые при помощи аппарата центральной нервной системы. Л. С. Выготский - основателей российской психологической школы указал на уровни развития обучаемого: уровень актуального развития (результат завершенных циклов обучения) и зону ближайшего развития, опираясь на которую нужно строить учебный процесс. При этом ведущими компонентами процесса усвоения учебного материала являются действия. Действие по выполняемым функциям разделяется на три части:

- ориентировочная часть действия - система условий, на которую реально опирается человек при выполнении действия;

- исполнительная часть, обеспечивающая заданные преобразования в объекте действия;

- контрольная часть, направленная на сопоставление полученных результатов с заданными образцами и корректирующая ориентировочную и исполнительную части действия.

К характеристикам действия относятся:

- форма, характеризующая степень интериоризации (присвоенности) действия субъектом, бывает трёх видов: материализованная, внешнеречевая и умственная;

- обобщенность, отражающая выделение существенных свойств изучаемого предмета;

- развернутость, показывающая степень полноты выполнения операций, входивших в состав действия;

- освоенность, отражающая легкость, степень автоматизированности и быстроту выполнения действия.

Основные этапы усвоения действий следующие:

- составление схемы ориентировочной основы действия в результате предварительного ознакомления с действием и условиями его выполнения;

- формирование действия в материализованном виде, когда действие выполняется с развертыванием входящих в него операций;

- формирование действия как внешнеречевого;

- формирование действия во внешней речи, когда оно выполняется беззвучно;

- внутреннеречевой, когда действие быстро автоматизируется, сокращается, становится недоступным самонаблюдению.

Проектирование обучающих программ на основе психолого-педагогических подходов должно предусматривать последовательное прохождение всех этапов усвоения материала. П. Я. Гальперин добавил еще один этап - этап мотивации. В каждой новой форме действие вначале должно быть полностью развернутым и только на последнем этапе освоение действия доводится до автоматизации.

В процессе компьютеризации учебной деятельности проявляется утрата контроля над деятельностью, как результат неосвоенности новой ситуации, с чем связан рост внутренней напряженности обучаемого [1]. Усугубляет ситуацию информационная перегрузка, вызванная обилием источников информации. Вычислительная техника, воздействуя на психику человека, преобразует познавательные и мотивационно-эмоциональные процессы. С целью исключения нежелательных последствий компьютеризации обучения любое действие в обучающей программе должно быть психологически обосновано.

В связи с изложенным выше, проектирование компьютерных обучающих программ требует выполнения определенных процедур:

- диагностирования источников учебной информации, исходя из их содержательной корректности;

- выявления возможных неверных знаний, способов их коррекции;

- разработки конкретных методических средств, включения учащихся в рефлексивно-оценочную деятельность [2].

Существуют две точки зрения на модель мышления в условиях компьютеризации: алгоритмическая (творчество сводится к реализации алгоритма); неалгоритмическая (в основе лежит тезис о творчестве как о ломке старых и создании новых алгоритмов). Н. В. Сафронова и А. В. Богомолов выделяют три подхода к проблеме влияния компьютера на умственные способности человека:

- работа компьютерной программы отождествляется с процессом мыслительной деятельности человека;

- увеличение с помощью ЭВМ возможностей человека по переработке информации, повышение объема и скорости такой переработки;

- преобразование умственной деятельности компьютером, преобразующем саму эту деятельность [3].

«Появление новых форм мыслительной, мнемической, творческой деятельности, - пишет О. К. Тихомиров, - и следует рассматривать как историческое развитие психических процессов человека, совершающееся в результате использования компьютеров» [4]. Человеческий мозг способен усваивать и перерабатывать информацию со скоростью от 3,0 до 20,0 бит в секунду. Усиление умственных возможностей человека - это использование компьютеров, умеющих накапливать и обрабатывать гигантские массивы данных. Гибкость ума, дополненная скоростными возможностями машины, позволяет изменить интеллектуальную человеческую деятельность [4], предоставляя формализованные компоненты деятельности компьютеру, что дает возможность развиваться интуитивному компоненту мышления. Таким образом, компьютер создает предпосылки для развития важнейших мыслительных процессов: рефлексии, анализа, планирования и понимания, а также для принятия стратегических решений [5].

Итак, можно сделать вывод о том, что при проектировании информационных технологий необходимо изучение влияния информационных технологий на интеллектуальную деятельность учащихся. Кроме того, такой подход требует анализа влияния новых информационных технологий обучения на содержание образования и методы обучения. В связи с этим, необходимым становится проведения анализа подходов к проектированию обучающих технологий с использованием компьютерной техники.

В настоящее время сформировались несколько подходов к проектированию обучающих программ [6]. Проектирование на основе интуиции и здравого смысла с использованием личного педагогического опыта составляет суть эмпирического подхода, при котором создание обучающих средств, проходит путь от проектирования содержания к дидактическим технологиям и завершается программной реализацией. Созданные таким путем компьютерные обучающие программы часто представляют собой электронные справочные системы с низкой дидактической эффективностью [7]. Такой подход может привести к дискредитации концепции применения новых информационных технологий в образовании [6]. Об этом свидетельствуют такие факты: в Германии только около 2 % обучающих программ отвечают минимальным критериям качества; по данным американских специалистов число неэффективных обучающих программ превышает 80 % от используемых в обучении; по данным зарубежных и отечественных педагогических исследований 90 % разрабатываемых программных средств, для образования являются непригодными для использования. Отмечается низкое педагогическое качество педагогических программных продуктов, разработанных некоторыми коммерческими фирмами [7].

Другой подход, теоретический, базируется на научном фундаменте, включающем теорию педагогического проектирования, психологию, информатику, теорию высшей нервной деятельности и др. Эффективность педагогических программных продуктов в большей мере зависит от степени соответствия обучающих программ особенностям образовательного процесса, т. е. от тех функций программ, которые были в них заложены при проектировании. Процесс проектирования проходит путь от содержания образования, рассматриваемого в единстве учебной и обучающей деятельностей, к технологии обучения и к программной реализации.

При теоретическом подходе обучение рассматривается, как управление учебной деятельностью. В этом случае проектирование обучающих программ - это компонент общей исследовательской стратегии, интегрирующей теорию проектирования и технологии компьютерного обучения [8]. В педагогическом проектировании предусматривается работа с дидактической информацией, учитывается уровень формализации знаний. В проектировании обучающих программ выделяются следующие уровни: концептуальный, технологический, операциональный и уровень реализации [9]. На концептуальном уровне определяются цели учебной деятельности, задается модель обучения, отражающая деятельность преподавателя и обучаемых, а также психологические механизмы и принципы обучения, определяются виды познавательной активности обучаемых, которые предполагается реализовать в программе, способы управления и виды обратной связи в процессе обучения. На технологическом уровне проект обучающей программы трансформируется в конкретные предписания по управлению учебной деятельностью. Операциональный уровень определяет: степень обобщённости и индивидуализации обучения при учете его предыстории; типы диалога, которые необходимо реализовать в программе, а также тип управления программой со стороны учащегося и тип обратной связи; состав основных блоков (подсистем) и способов взаимодействия между ними. Реализация включает два уровня: педагогический и программный. Первый содержит систему (алгоритм) обучающих воздействий и может быть описан в виде сценария, второй определяет, как действует система в каждый момент обучения.

С точки зрения методов, ориентированных на практические действия учащихся (упражнения, практические и лабораторные работы) становится возможным предлагать не только учебные задания, упражнения и лабораторные работы, но и все перечисленное в режиме виртуального практического действия с пошаговым объяснением и автоматизированной демонстрацией отдельных операций.

Педагогические основы проектирования уроков с использованием компьютера ведут к наличию не только определенной структурированной учебно-методической базы, необходимой для процесса обучения, но и электронных учебных материалов.

Электронные учебные материалы предполагают ориентацию на определенный уровень образовательных потребностей. Именно этим определяется принцип отбора и создания материала, его структурирование и отбор. Сегодня можно выделить следующие основные виды электронных учебных материалов:
- электронный учебник;

- электронный практикум;

- электронный справочник;

- компьютерная тестирующая система.

Контролирующий тип программно-педагогических продуктов позволяет оперативно анализировать и оценивать работу учащихся, сохранять и распечатывать результаты их деятельности. Работа в режиме методов контроля имеет значительные преимущества, ориентированы на быструю и объективную оценку результатов, оперативную самооценку, коррекцию результатов.

Подытоживая вышесказанное, отметим необходимость сочетания возможностей современных компьютерных технологий с глубокой психолого-педагогической проработкой способов подачи учебного материала, направленной на формирование фундаментальных знаний учащихся.

1 Боковиков А. М. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности / А. М. Боковиков // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 1. - С. 18-20.

2 Коржуев А. В. Познавательные затруднения в учении школьников / А. В. Коржуев // Педагогика. - 2000. - № 1. - С. 4-7.

3 Сафронова Н. В. Развитие воображения при изучении графических редакторов / Н. В. Сафронова, А.В. Богомолов // Информатика и образование. - 2000. - №1. - С. 23-25.

4 Тихонов А. В. Время информатизации / А. В. Тихонов, В. С. Лобанов // Высшее образование в России. - 1996. - № 2. -С. 14-18.

5 Психологические основы организации учебной деятельности, опосредствованной использованием компьютерных систем / В. В. Давыдов, В. В. Рубцов, А. Г. Крицкий и др. // Психологическая наука и образование. - 1996. - № 2. - С. 10-14.

6 Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. - М.: Педагогика, 1998. - 268 с.

7 Опыт разработки электронной графической справочной системы по технологическому оборудованию и её использования в учебном процессе / С. Я. Егоров, В. Г. Мокрозуб, В. А. Немтинов и др. - М.: Информационные технологии. - 1999. - № 8. - С. 18-25.

8 Компьютеризация и дидактика: поле взаимодействия / Е. С. Аленичева, А. В. Езерский, А. Е. Антонов и др. // Высшее образование в России. - 1999. - № 5. - С. 16.

9 Андреев Г. П. Некоторые проблемы компьютеризации учебного процесса в вузах / Г. П. Андреев. - М.: Военная мысль, 1994.- 468 с.


© 2010-2022