Игровые технологии обучения (Методические рекомендации)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛЯНТОРСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»











Сулиашвили Г.П., педагог дополнительного образования





Игра - одно из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением на земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

Игра - особый вид деятельности.

Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем мы предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра - деятельность, предписанная самой природой развития человека.

Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что «играть», в отличии от «работать», вовсе не трудно. Зная это, человек вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьезному - такому, что не может поколебать его авторитет и подорвать репутацию. Увлеченный ходом игры, он забывает о своем авторитете, перестает заботиться о своем реноме, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых действий. Он играет взахлеб.

В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, еще не освоенному человеком. Вот почему игра - дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащенным, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения.

В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а все остальное - поле для свободного проявления индивидуального «Я». В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична.

В-пятых, игра - самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого так не достает в социальном мире. Ребенок в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках. Игра - общение равных.

Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя ее ролью чрезвычайной:

  • игра - фактор развития ребенка;

  • игра - способ приобщения ребенка к миру культуры;

  • игра - щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;

  • игра - ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;

  • игра - мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;

  • игра - деликатное диагностирование социального развития ребенка;

  • игра - профессионально-изящная форма социально-психологического тренинга;

  • игра - способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;

  • игра - один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни;

  • игра - простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.

И так педагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

На основе педагогической игры разработаны педагогические технологии игры. Они так и называются - игровые технологии.

Технология это совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Причиной изобретения игровых педагогических технологий являются главные черты, присущие большинству игр, такие как:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности

  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую или временную последовательность ее развития.

В педагогической практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В структуру игры как деятельности органично входит:

  • целеполагание,

  • планирование,

  • реализация цели,

  • анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;

  • игровые действия как средство реализации этих ролей;

  • игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

  • реальные отношения между играющими;

  • сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к познавательной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятии происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Спектр целевых ориентаций

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависит от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.


КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР

По области деятельности.

Физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные, психологические.

По характеру педагогического процесса.

1.обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2. познавательные, воспитательные, развивающие;

3. репродуктивные, продуктивные, творческие;

4. коммуникативные, диагностические, профориентационные,

психотехнические.

По предметной области.

  1. математические, химические, биологические, физические, экологические;

  2. музыкальные, театральные, литературные;

  3. трудовые, технические, производственные;

  4. физкультурные, спортивные, туристические, народные;

  5. обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие.

По игровой среде: различают игры

1. без предметов, с предметами;

2. настольные, в помещении, на свежем воздухе, на игровых площадках;

3. компьютерные, телевизионные, с применением ТСО,

4. технические, со средствами передвижения.

По характеру игровой методики.

Укажем лишь важнейшие из применяемых типов:

предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и

игры-драматизации.

Предметные - это игры с применением предметов (мяч, скакалка.

Сюжетные - это игры когда есть оговоренный сюжет и учащиеся должны вести себя соответственно данному сюжету.

Ролевые игры. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием», т.е. это игры, где игроки играют какую либо роль, разыгрывают определенный сюжет, как бы перевоплощаясь в образ.

Деловые игры используются для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала , развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Имитационные игры. Имитируется деятельность какой либо организации, предприятия или его подразделения и т.п. Имитироваться могут события,, конкретная деятельность людей (деловое совещание, проведение беседы и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Игры-драматизации весьма близки к ролевым играм. Это тоже театр, но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов.

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости учащиеся обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения. - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Технологическая схема деловой игры

Этап подготовки

Разработка игры

- разработка сценария

- план деловой игры

- общее описание игры

- содержание инструктажа

- подготовка материального обеспечения

ВИгровые технологии обучения(Методические рекомендации)вод в игру

- постановка проблемы, целей

- условия, инструктаж

- регламент, правила

- распределение ролей

- формирование групп

- консультации

Этап проведения

Групповая работа над заданием

- работа с источниками

- тренинг

- мозговой штурм

- работа с игротехником

МИгровые технологии обучения(Методические рекомендации)ежгрупповая дискуссия

- выступления групп

- защита результатов

- правила дискуссии

- работа экспертов

Этап анализа и обобщения

- вывод из игры

- анализ, рефлексия

- оценка и самооценка работы

- выводы и обобщения

- рекомендации


Технологическая схема деловой игры

Этап подготовки

Разработка игры

- план деловой игры

- общее описание игры (правила игры)

- содержание инструктажа (роли)

- подготовка материального обеспечения

Ввод в игру

- постановка проблемы, целей

- условия, инструктаж

- регламент, правила

- распределение ролей

- формирование групп

- консультации

Игровые технологии обучения(Методические рекомендации)

Этап проведения

- ознакомление с правилами игры

- процесс игры

- подведение итогов игры

Игровые технологии обучения(Методические рекомендации)

Этап анализа и обобщения

- анализ, рефлексия

- оценка и самооценка работы

- выводы и обобщения

- рекомендации





Понятийный словарь

Реноме - (от франц.). Установившееся мнение о ком-либо или чем-либо.

Фабула- Сюжетная основа литературного произведения.

Адекватный- (от лат.). Полностью совпадающий с чем-либо, точно соответствующий чему-либо по смыслу, содержанию, значению.

Латентный- (от лат.). Внешне не проявляющийся, скрытый.

Парадокс- 1. Странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание, а также мнение, противоречащее здравому смыслу.

2. Явление, кажущееся невероятным и неожиданным.

Аттракция- (от лат. attrahere - привлекать, притягивать). Возникновение симпатии, установка на другого человека, как на привлекательного. Является важным показателем профессиональной педагогической пригодности.

Креативность- (от англ. creativity). Уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

Продуктивный - (от лат.). Приносящий положительные результаты, создающий ценности.

Эмпатия - (от греч. сопереживание). Качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать.

Рефлексия - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.




ЛИТЕРАТУРА

1. Щуркова Н.Е. Игровые методики. М.: Педагогическое общество России.

2001 г.

2. Лизинский В.М. Диагностико-аналитические процедуры и активно-

игровые формы в управлении школой. М., 1996 г.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное

образование, 1998 г.

4. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика

проведения игр с подростками. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 г.







© 2010-2022