Мастер класс по теме «Решение проектных задач, как одна из форм формирования УУД»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер класс по теме «Решение проектных задач, как одна из форм формирования УУД».Мастер класс по теме «Решение проектных задач, как одна из форм формирования УУД».Мастер класс по теме «Решение проектных задач, как одна из форм формирования УУД».Мастер класс по теме «Решение проектных задач, как одна из форм формирования УУД».Мастер класс по теме «Решение проектных задач, как одна из форм формирования УУД».

Мастер класс по теме «Решение проектных задач, как одна из форм формирования УУД». Мастер класс по теме «Решение проектных задач, как одна из форм формирования УУД».Мастер класс по теме «Решение проектных задач, как одна из форм формирования УУД».

Мастер класс по теме «Решение проектных задач, как одна из форм формирования УУД».

Мастер класс по теме «Решение проектных задач, как одна из форм формирования УУД».

Мастер класс по теме «Решение проектных задач, как одна из форм формирования УУД».

Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу представить свой опыт работы по теме: «Решение проектных задач, как одна из форм формирования УУД».

Ещё задолго до введения ФГОС на курсах по развивающей системе Эльконина - Давыдова я впервые услышала о том, что учитель на уроке может только присутствовать, а учебный процесс осуществляют сами ученики. В тот момент я не могла в это поверить, но в голове засела эта идея и всегда хотелось попробовать. Начинать новое всегда страшно, но и интересно. Время бежит вперед. Современные дети сейчас не те, что были несколько лет назад. Они требуют от нас нового подхода в обучении.

Цели моего мастер-класса:

- Познакомить с методикой конструирования «элементарных сюжетов» предметных задач;

- Дать возможность освоить данную методику на практике.

При подготовке данного мастер - класса я опиралась на материалы из книги Воронцова "Проектные задачи в начальной школе"

Напомню, что подразумевается под термином «проектная задача».

Одной из поставленных задач ФГОС является становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости. Современные требования к качеству обучения смещают акценты от области знаний к области умений, от «знаю, что» к «знаю, как». В связи с этим в школе появляются разного рода инновации, ориентированные на поставленные задачи.

Я считаю, что инновации могут быть успешными только при условии, если они носят системный характер, затрагивают многие стороны образовательного процесса, вызывая необходимость его модернизации в целом.

В своей работе я использую одно из инновационных направлений - это построение проектной деятельности школьников, вернее, ее первого этапа, ориентированного на начальную школу, в которой должна происходить пропедевтика проектной деятельности подростка. Прообразом проекта в начальной школе являются проектные задачи.

Под проектной задачей А. Б. Воронцов понимает задачу, в которой через систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и входе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Решение проектных задач дает возможность младшим школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.

В отличие от проекта, для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • планировать (составлять план своей деятельности);

Познавательные УУД:

  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);

Коммуникативные УУД:



  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Проектные задачи могут дать образовательные результаты только в деятельностной технологии, которая требует изменений и в содержании образования, и в способах построения обучения. Только при системных изменениях начальной школы, в которые естественным образом вписываются проектные задачи, можно достичь необходимых результатов для реализации требований ФГОС.

Использование проектных задач помогает достичь сразу нескольких результатов

  • Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.

  • Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».

  • Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.

  • У учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах.

  • Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации.

  • Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.

  • Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.

Проектная задача имеет следующую структуру:


  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической. Надо ли её разрешать и в чём проблема? Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления было «несколько».

  2. Формулирование принципов отбора целей. Зачем двигаться в этом направлении?

  3. Планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта. Куда придём в итоге?

  4. Поиск средств, возможных путей решения - перевод проблемы в задачу.

Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации.

  1. Выбор средств решения проблемы. Что будем делать и каким будет результат? Количество заданий в проектной задаче - это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.

  2. Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание какого-то реального «продукта», который можно представить публично и оценить.

  3. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой. Разрешили ли мы проблему? Место сборки «продукта», оформление итогового результата.

  4. Представление окружающим полученного результата («продукта») в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко определённую форму ответа.

Я покажу для примера одну из проектных задач на уроке русского языка в 1 классе по теме «Звуки и буквы русского языка». В процессе задачи в игровой форме проверяются основные знания фонетики: обозначение звуков буквами, обозначение мягкости согласных гласными, знание алфавита.

Проектная задача по русскому языку

Название

проектной задачи

Звуки и буквы русского языка

Предмет

Русский язык

Класс

1

Вид задачи

Предметная проектная

Цели и педагогические задачи

(педагогический замысел)

  1. Обучение младших школьников совместному решению задач.

  2. Более полное освоение детьми понятий звук и буква.

  3. Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы.

  4. Постепенное формирование коммуникативных компетентностей.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Русский язык

Учащиеся на данном этапе закрепляют полученные знания.

Общеучебные умения

-работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;

-работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу)

Планируемый педагогический результат

-Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала.

-Часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях.

-Учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания.

Способ и формат оценивания результатов работы

При подведении итогов работы оценивается:

-владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;

-умение действовать согласно инструкции.

Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе

Замысел проектной задачи

В процессе задачи в игровой форме проверяются основные знания из темы «Звуки и буквы русского языка»

Описание проектной задачи

Дорогие друзья! Наш иностранный друг Ганс попал в сложную ситуацию. Гуляя по нашему замечательному городу Зима он побывал в кинотеатре Россия, у фонтана, в парке Победы, в музее, в детском развлекательном центре. Ему очень понравился наш город и он решил рассказать о нём русскому другу Антону, который проживает в Москве. Он взял лист бумаги, ручку, но вспомнил, что правил русского языка он не знает, а Антон не знает немецкого языка. Давайте с Вами поможем Гансу. Для этого объединитесь в группы по 4 - 5 человек. Получите маршрутные листы с заданиями.

Задание 1.

Составьте звуковые схемы слов:

  1. Мастер класс по теме «Решение проектных задач, как одна из форм формирования УУД».2. Мастер класс по теме «Решение проектных задач, как одна из форм формирования УУД». 3. Мастер класс по теме «Решение проектных задач, как одна из форм формирования УУД».

Задание 2.

Хорошо ли вы знаете алфавит? Найдите ошибки, исправьте и запишите правильно.

Д, Ё, Е, Й, Ж, З, И

К, Л, Н, О, Р, С, Т

У, Ф, Ч, Х, Ъ, Ш, Щ





Задание 3.

Запиши предложение схемой. Обозначь опасные места.

Мы живём в городе Зима.

Задание 4.

1.Назовите звуки.

2.Распределите их по группам

3. Запишите их значки в нужные столбики.

! Не попадитесь в ловушку.

[р'], [и], [й'], [п'], [щ'],[в], [т], [а], [с'], [з], [ж].

Задание 5.

Запишите слова буквами. Учите Ганса обозначать мягкость согласного звука. Буквы показывающие на мягкость согласного звука подчеркните

[ул'ицы], [л'уд'и], [р'эк'и], [добрый'э].

Задание 6.

Обсудите в группе, что может написать в письме Ганс Антону о нашем городе Зима. Пользуясь подсказками в заданиях представьте 2-3 предложения.

После изучения темы учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объеме. По мнению Воронцовой А.Б. проектные задачи являются эффективным средством создания таких нестандартных ситуаций.

Для организации наиболее эффективной работы над проектной задачей возможно использование следующей таблицы.

Название этапа

Ученик

Педагог

1. Подготовительный

Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

Создание проблемной ситуации.

2. Проектировочный

Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.

Координация работы.

3. Практический

Сбор материала. Создание презентаций и публикаций.

Координация работы.

4. Контрольно-коррекционный

Самооценка.

Координация работы.

5. Заключительный

Представление (презентация) проекта.

Координация работы. Создание портфолио проекта.

Решение проектной задачи принципиально требует коллективно-распределенной деятельности учащихся - работы в малых группах или в парах.. При работе в группах у учащихся проявляются умения или неумения планировать ход решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.

Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт».

В 1 - 3 классах основная педагогическая цель проектных задач - способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.

В 4 классе ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.

Именно такие задачи дают учителю возможность наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников. Основной метод - встроенное наблюдение. К такой работе можно привлекать , помимо ведущего учителя, других(свободных от занятий)учителей, родителей, и старшеклассников. Вооружившись специальными «картами наблюдения» (экспертными листами) и подключившись к детским группам, эксперты на протяжении всех этапов наблюдают за процессом решения задачи. Ни в коем случае не вмешиваясь в него, и фиксируют свои наблюдения.

Экспертный лист для оценки работы группы.

Ф.И.эксперта № группы

Вопросы

Ответы

Формулировка задачи в группе

Планирование работы в группе (приступили к решению все вместе, распределили задания т.п.)

Как осуществлялись переходы от одного задания к другому?

Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка, взаимопомощь, ссоры, никакого содержательного общения и т.п.).

Лидер в группе

Взаимодействие членов группы в ходе работы. Если были конфликтные ситуации, то как они разрешились?

Организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов каждым учащимся и т.п.)

Подведите итог - ваше общее впечатление от работы в группе

Анализ учителем экспертных листов после решения проектной задачи даёт полную картину того, как строили свою работу школьники на всех путях решения.

Процесс решения проектной задачи детьми - процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом - ещё более творческий и увлекательный процесс.

Сейчас я предлагаю вам окунуться в процесс составления фрагмента проектной задачи. Я попрошу Вас объединиться в группы по 4 - 5 человек. У Вас на столах лежат учебники для начальной школы, познакомьтесь с ними и в процессе знакомства попробуйте выбрать интересную тему по которой может быть составлена проектная задача. Создайте проблемную ситуацию, а затем пользуясь учебниками или возможно вы сами придумайте 1 - 2 задания.

(работа в группах)

Давайте заслушаем, что у Вас получилось.

- Какая по типу у Вас получилась проектная задача?

- На какой возраст она рассчитана?

Появление проектных задач в образовательном процессе требует от учителя пересмотра своих подходов к обучению. Особую роль играют проектные задачи в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь, применять на практике имеющиеся у них знания. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам, формированию универсальных учебных действий у школьников. У Л. Выготского есть такое высказывание: « То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно»

Рефлексия.

Анкета

Поставьте отметки на оценочных шкалах:

1)Оцените, насколько интересным оказался для Вас мастер- класс.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2)Оцените, насколько сложными для Вас оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3)Оцените свой вклад в решение задачи (насколько вы оказались полезны своей группе при составлении проектной задачи)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4)Оцените, насколько дружно и слаженно работала Ваша группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5)Хотели бы Вы продолжить работу по данной теме? (Обведите.)

Да Нет

Литература:

1. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. / Под ред. А.Б.Воронцова

2. Воронцов А. Б., Заславский В. М., Клевцова С. В. и др. /Под ред. Воронцова А. Б. Сборник проектных задач. Начальная школа. В 2 выпусках.

3. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов.

Приложение

Общие правила для педагогов - руководителей проектных задач

• Старайтесь подходить ко всему творчески.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

• Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.

• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.

• Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

• Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.




© 2010-2022