Конспект урока «Искусство звучащей речи в школьном возрасте. Первые шаги»

"Описание материала: Работа по развитию творческих способностей обучающихся должна проводится систематически и целенаправленно. Одним из способов формирования творческой активности ребенка является развитие актерского мастерства, эмоциональной сферы и чувства поэтической звучащей речи. Представленное занятие предлагает систему упражнений, направленную на развитие ритмического чувства, умения чувствовать партнера, работать в команде. Ребята учатся чувствовать ритм поэтической звучащей речи через работу с ямбом и хореем, которая сопровождается движениями, что позволяет более глубоко проникнуть в ритм и настроение размера.
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого урока по теме:
«Искусство звучащей речи в школьном возрасте. Первые шаги»


Цель урока :
Введение ребёнка в ритмы звучащей речи.

Задачи:
- познакомить учащихся с падающим поэтическим ритмом ЯМБ и повышающимся поэтическим ритмом ХОРЕЙ;
- развить внутреннее внимание и умение работать с партнером через упражнение «Телеграмма»;
- развить чувство ритма через упражнение с предметами (мяч), через ритмический шаг;
- развить умение работать с поэтическим текстом и музыкальным ритмом через комплекс упражнений, направленных на развитие актерского мастерства и чувство ритма;
- воспитывать чувство доверия, уважения к партнеру, умения работать в команде, эстетический вкус и творческую активность;

Оборудование:
мячи;

Х О Д З А Н Я Т И Я

  1. Организационный момент
    а.) организационный момент данного занятия начинается с эмоционального настроя. Ребята выполняют упражнение «Привет»: дети стоят в кругу, педагог начинает здороваться с детьми песенкой-попевкой:
    Привет! Привет, Я всем говорю!
    Привет, привет Я Олю люблю!

(педагог пропевает имя ребенка, последний подхватывает попевку и называет имя выбранного им ребенка, далее каждый выбранный ребенок пропевая слова, выбирает следующего и т. д. Песенка длится до тех пор, пока все дети не поприветствуют друг друга) Важно, чтобы дети не повторяли одни и те же имена, а следили за тем, чтобы приветствием была охвачена вся группа.
б.) Упражнение на развитие внутреннего внимания, собранности, умения работать с партнером «Телеграмма». Учащиеся стоят в кругу, педагог передает сигнал в виде сжатия руки стоящего слева или справа ребёнка. Задача ребенка услышать этот сигнал и передать его следующему партнеру, тот следующему, пока сигнал не вернется к педагогу. Задача педагога: проследить за отправленной им «Телеграммой», которая должна дойти в той форме, в какой была передана в самом начале.

2.Основная часть урока
а.) Развитие чувства ритма через обучение падающему поэтическому ритму Ямб, с предметом (мяч).
Упражнение «Привыкание»: Дети стоят в кругу, учитель раздает им мячики и предлагает взять мяч в правую руку и поднять его вверх. Левая рука в это время находится внизу, на счет «раз» дети бросают мяч вниз, и ловят его левой рукой, затем поднимают левую руку наверх и бросают мяч вниз снова, ловя его уже правой рукой. Задача педагога: учить детей работать в команде, чувствовать командный дух. Важно, чтобы дети научились синхронно бросать и ловить мячи.

Упражнение «Мой веселый звонкий мяч»: Учащиеся находятся в кругу, у каждого из них открыты руки в левую и правую стороны, в правой руке лежит мяч, левая рука открыта для того, чтобы принять мяч от соседа стоящего слева. Вначале педагог дает ритм под счет «раз» и «два» и… затем читает текст падающего ритма Ямб, я мячи начинают свое движение по кругу.

Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал.
Ты, пятнадцать раз подряд,
Прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился
И назад не воротился,
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо
Лопнул, хлопнул
Вот и всё!


б.) Введение в работу нового материала.
Упражнение «Тихий стих». Задача упражнения: учить детей проживать поэтическую строку делая ударным только последнее слово
Это тихий тихий стих, -шаг
По квартире ходит Тих, -шаг
Ходит тихо на носках, -шаг
В теплых вязаных носках. -шаг
«Не шуми, ходи как я, -шаг
Дремлет бабушка твоя»- -шаг
Шепчет на ухо мне стих, -шаг
Этот тихий тихий Тих! -шаг
В основе упражнения лежит трехчастный шаг, поэтому ребята его «прошагивают»: Дети идут по кругу, поднимая и опуская правую или левую ногу на длину одной строки. Важно следить за тем, как они поднимают колено и переносят медленно в ритме стиха и ногу и вес своего тела, после рубикона можно читать это стихотворение, шагая назад.
Упражнение «Гномы» направленно на развитие чувства ритма в движении, творческого воображения и актерского мастерства. Дети стоят в кругу, и начинают двигаться против часовой стрелки по кругу под звучащие стихи.

В горном ущелье есть каменный грот.
Живет там веселый и дружный народ! - ритмичное движение по кругу
Подземные гномы не спят ни минутки, - ладони рук положить под щечку
Куют и куют и куют! - кулачками стучат об кулачки
И секрет свой от глаз любопытных скрывают! - таинственно разводят руками
Их тайны никто, никогда не узнает! -делают скрытые жесты
Замри! Не дыши! Только слушай и слушай! -дети указывают действие
И, не спеши!

Затем поют песенку, имитируя её текст:
Молоточков серебром по кристалликам мы бьем
Динь-динь- дон, динь-динь дон
Слышен нежный звон!
Мы работаем всю ночь, уходить пора нам прочь
Динь-динь - дон, динь-динь дон
Слышен нежный звон!
Отчего вокруг темно, куда солнышко ушло?
Динь-динь- дон, динь-динь дон
Слышен нежный звон!
Упражнение «Братец Яков» на раскрытие вокальных данных в пропевании звуков, на ощущение их сильного и слабого звучания .

Братец Яков, братец Яков,
Чт о за звон? Что за звон?
Колокольцы рядом,
Колокольцы рядом,
Динь - динь - дон,
Динь - динь - дон
Дон! Дон! Дон-дили-дон!
Дон- дон дон-дили-дон!
Дон дили дон, дили-дили-дили
Дон! Дон! Дон дили дон!
Дон, дон, дон-дили-дон!
Дон дили дон, дили-дили-дили
Дон! Дон! Дон дили дон!

Тональность в этой попевке может меняться высоко и низко, можно ее петь очень громко, затем тихо, затем можно «промычать», пропеть про себя и снова громко. В конце упражнения, все звуки успокаиваются и слова поются медленно и спокойно.

Итог занятия:
Педагог:
Дорогие мои друзья, подошло к концу наше занятие. Прошу дать мне обратную связь и ответить на два вопроса:
Что вам понравилось, и что не понравилось?
Что сегодня получилось и что, с вашей точки зрения не получилось? (идет разговор-диалог с детьми)
Педагог:
Ну что ж, свой собственный анализ вы сделали. Думаю, что каждый из вас объективно оценил свой труд! А это действительно и есть самый настоящий творческий труд, спасибо вам за наше сотрудничество, на следующем занятии мы с вами познакомимся,…а вот с чем мы познакомимся, вы узнаете на следующем занятии!





© 2010-2022